СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру   для 3 класса составлена на основе требований Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООПНОО ОУ, с учётом  примерной программы по окружающему миру, в рамках Образовательной системы развивающее обучение Занкова Л.В,  авторы учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков: окружающий мир 3 класс: учебник для образовательного учреждения. 

Просмотр содержимого документа
«Материально-техническое обеспечение»

Учебно — методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  1. Литература.

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»

Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир»

Методические рекомендации к курсу.

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

  1. Специфическое сопровождение.

Наглядные пособия:

  • Натуральные гербарии, чучела.

  • Изобразительные:

  • муляжи плодов, отдельных органов человека

  • таблицы групп растений и животных

  • глобус, настенные карты, компас

  • самодельные наглядные пособия


  • Магнитная доска

  • Персональный компьютер

  • Нетбуки

  • Интерактивная доска

  • Мультимедийный проектор

  • Видеофрагменты и другие информационные объекты


3. Интернет-ресурсы.

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа: http:// www.km-school.ra

  3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. - Режим доступа: http://zankov.ru

  4. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka/info/about/193

  5. Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». - Режим доступа: http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15

  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc. 1 september.ru/urok




Просмотр содержимого документа
«Содержание программы»

Содержание учебного предмета

Раздел курса

Содержание учебного предмета (дидактические единицы)

Количество часов

Формы организации обучения

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Универсальные учебные действия

Формы, методы контроля

Предметные умения

Формы, методы контроля

Природные условия Земли


Особенности планеты Земля Ознакомление с масштабом карт. Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате. Почва. Состав почвы. Свойства почвы. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.

12 ч

Интегрированное занятие,

Урок

Экскурсия

Практические работы

Исследовательская работа


Личностные УУД

- интерес к познанию окружающего мира;

-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

Регулятивные УУД

Следуют установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

Познавательные УУД

- осуществляют поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

осуществляют запись указанной учителем информации об окружающем мире;

Наблюдение Проектная задача



Проверочная работа

Практические работы

Исследовательская работа


устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами

- осуществляет классификацию объектов по самостоятельно выделенным признакам

- использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использует готовые модели

Самостоятельная работа




Проверочная работа

Практические работы

Исследовательская работа


Человек в далеком прошлом

Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).

9 ч

Урок Практические работы.



Наблюдения.

Исследовательская работа


Личностные УУД

-осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Регулятивные УУД

- контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным , словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД

-строят небольшие сообщения в устной и письменной форме;

-находят в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

- выделяют информацию из сообщений в соответствии с учебной задачей;

Наблюдение


Проверочная работа

Практические работы

Исследовательская работа


- различает прошлое, настоящее, будущее; соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользуется историческими картами;

- использует дополнительные источники информации находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах

Проверочная работа


Устный опрос

Практические работы

Исследовательская работа


Земли восточных славян

Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад.

15ч

Урок Практические работы.



Наблюдения.

Исследовательская работа


Личностные УУД

-осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Регулятивные УУД

- отбирают адекватные средства достижения цели деятельности;

Познавательные УУД

-анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

-проводить сравнение, и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям;

- устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Практические работы

Исследовательская работа

Проверочная работа


Проектная задача



-устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебника

- сравнивает изучаемые природные зоны России


Практические работы

Исследовательская работа

Проверочная работа


Проектная задача



Образование Древнерусского государства


Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.

Урок Практические работы.


Наблюдения.

Исследовательская работа


Личностные УУД

- понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

Регулятивные УУД

-вносят необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Познавательные УУД

- понимают структуру построения рассуждения

- обобщают

-осуществляют синтез, как составление целого из частей;

- строят логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте ,

Практические работы

Исследовательская работа

Проверочная работа


Проектная задача



- используя дополнительные источники информации находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;


Практические работы

Исследовательская работа

Проверочная работа


Проектная задача



Объединение русских земель вокруг Москвы

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.


12ч

Урок


Занятие


Практические работы.


Наблюдения.

Исследовательская работа


Личностные УУД

-ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

- сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

Регулятивные УУД

-действуют в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Познавательные УУД

-проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Проектная задача


Проверочная работа


Практические работы

Исследовательская работа


- оценивает устное высказывание одноклассников

- оформляет результаты исследовательской работы

- узнает о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;

- об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды

Проверочная работа


Проектная задача




Практические работы

Исследовательская работа


Какая она, Азия

Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.

Практические работы.


Наблюдения.

Исследовательская работа

Урок


Занятие


Личностные УУД

-понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

Регулятивные УУД

- самостоятельно находят несколько вариантов решения учебной задачи,

Познавательные УУД

-подводят анализируемые объекты под понятия разного уровня

- осуществляют расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя

Проверочная работа


Проектная задача




Практические работы

Исследовательская работа


- оценивает устное высказывание одноклассников

- оформляет результаты исследовательской работы

- узнает о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;


Проверочная работа


Проектная задача




Практические работы

Исследовательская работа


Россия в XVII веке


Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности

Практические работы.


Наблюдения.

Исследовательская работа

Урок


Занятие


Личностные УУД

- понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

- на основе результатов решения практических задач делают выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

-строят сообщения в устной и письменной форме;


Проверочная работа


Проектная задача




Практические работы

Исследовательская работа


-устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебника

- сравнивает изучаемые природные зоны России

- оценивает устное высказывание одноклассников

- оформляет результаты исследовательской работы


Проверочная работа


Проектная задача




Практические работы

Исследовательская работа



Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Тематическое планирование

п/н


Дата

п/н

в теме

Тема

урока

Элементы содержания

Виды учебной деятельности

Примечание

план

факт

Природные условия земли -12 ч.

1

1,09


1

Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля.



Работа с картой – практическая работа. группировка понятий. Работа по рисункам учебника – составление небольших рассказов.

Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах

Устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами

- осуществляет классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам


2

4,09


2

Промежуточные географические направления. Карты.


3

8,09


3

Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды


Исследовательская работа – прогноз погоды для разных городов, причины различий. Участие в беседе по теме Фиксация показателей погоды в нашей местности – практическая работа. наблюдение. Вывод по результатам наблюдения урока

.

Использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;


4

11,09


4

Климат


5

15,09

18,09

5

Входная к/р

контроль



6

18,09

15,09

6

Климатические пояса Земли.

Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты. Работа по карте. Составление графика температур для нашей местности.


Использует готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводит наблюдения за погодой и природой родного края


7

22,09


7

Климат родного края.



8

25,09


8

Почва.

Состав почвы.

Практическая работа – исследование состава почвы.



9

29,09


9

Образование почв. Плодородие почв.


Сравнивает изучаемые природные сообщества

-выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;


10

2,10


10

Защита почв


Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах.

Исследовательская работа – как образуются овраги.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

оформляет результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;



11

6,10


11

Природные зоны суши Земли


Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге

Поиск причинно-следственных связей в природе.

Участие в диалоге. Работа в парах. Самостоятельная работа. моделирует экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия






12

9,10


12

Обобщение знаний по теме.

Тестирование.


Человек в далеком прошлом – 9ч

13

13,10


1

Особенности Африки


Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения материка.

- планирует, контролирует и оценивает учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


14

16,10


2

Представление о природных зонах Африки

Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану. Работа в группах – характеристика природных зон Африки.

- различает прошлое, настоящее, будущее; соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находит место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;



15

20,10


3

Родина человечества. Как появился человек


Участие в беседе по теме урока. Просмотр в/м по теме урока, обсуждение


16

23,10


4

Жизнь древних людей.

Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации.

Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей.


17

27,10


5

Древние государства



18

30,10


6

Античность


Восприятие рассказа учителя. Работа с текстом. Ответы на вопросы по тексту.


19

10,11


7

Расширение знаний о мире.


Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие.

- оценивает устное высказывание одноклассников

- оформляет результаты исследовательской работы



20

13,11


8

Расширение знаний об Азии


Работа с картой. Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств.


21

17,11


9

Наследие Древнего мира


Ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;


Земли восточных славян – 15ч

22

20,11


1

Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле

Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради


Использует дополнительные источники информации находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;


23

24,11


2

Природная зона степи.

Растительность.


- договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели,


24

27,11


3

Животный мир степи.


Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами


25

1,12


4


Сезонные изменения в степях


Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон растений степи.

адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих.



26

4,12


5

Население степей.

Земледельцы и кочевники


Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи

Выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края




Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности. Устанавливает причинно-следственные связи .


27

8,12


6

Лесостепь. Лесная зона


Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания. Подготовка сообщений о степных животных.


28

11,12


7

Смешанные леса. Растительность

Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне. Решение проблемной ситуации.

Сравнивает саванны и степи. Составляет рассказ о природной зоне по плану – самостоятельная работа. Решает кроссворда «Природа степи»



29

15,12


8

Смешанные леса. Животный мир.

Выбор карт для описания географического положения зоны лесостепи. Работа со схемой.

Узнаёт наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;


30

18,12


9

Контрольная работа. I полугодие

Составление схемы «Значение леса». Начало работы над проектным заданием – альбом «Зона лесов». Решение кроссворда

Сравнивает географическое положение зоны лесостепи и лесов.

- узнаёт по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

- фиксирует с помощью условных знаков основные признаки погоды


31

22,12


10

Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу




32

25,12


11

Сезонные изменения в лесу (продолжение

Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения. Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием. Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса.

оценивает свое поведение и поведение других людей в природе;

- сравнивает изучаемые природные зоны России



33

12,01


12

Самостоятельная работа. Как жили наши предки



Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…»

соблюдает правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;


34

15,01


13

Жизнь славян в лесах


Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации - коллективная работа


- сравнивает изучаемые природные сообщества

-выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;


35

19,01


14

Торговые связи с соседями


Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека Исследование – история одного из древних городов)

- оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос)



36

22,01


15

Обожествление природы. Защита славянами своих земель.


Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа.

- устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебника


Образование Древнерусского государства – 7ч

37

26,01


1

Первые русские князья


Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного.

Узнает о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах


38

29,01


2

Принятие Русью христианства


Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка


39

2,02


3

Древнерусская культура. Зодчество.


Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами

Узнает имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;



40

5,02


4

Устное народное творчество


Познакомится с историей Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; Узнает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;



41

9,02


5

Как учили школьников на Руси


Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян.

Комментированное чтение текста. Выделяет главное, работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города.



42

12,02


6

Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие


Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России


43

2,02


7

Угроза с запада. Ледовое

побоище


Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам. Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа.



Объединение русских земель вокруг Москвы – 12ч

44

16,02


1

Залесская земля


Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах.

- использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;



45

19,02


2

Природное сообщество. Закон лесной жизни


Игра - загадка. Практическая работа – подбор материала о сообществе степи и леса – работа в группах. Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества. Работа в парах

Определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;



46

26,02


3

Экологические проблемы леса


Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу.


47

1,03


5

Природное сообщество луг.


Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе

- проводит наблюдения за погодой и природой родного края



48

4,03


6

Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему


Экскурсия к реке. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество озеро»


49

11,03


7

Животные, обитающие в озере и по его берегам.

Работа с текстом и рисунками учебника. Деление текста на части, составление плана текста. Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества озеро, доказательство его приспособленности к условиям среды обитания.

Узнаёт в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;




50

15,03


8

Поле

Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь озера.


51

13,03


9

Возвышение Москвы


Самостоятельная работа. моделирование ситуаций вмешательства человека в жизнь сообществ. Коллективная работа – характеристика природных условий, в которых образовалась Московская Русь.

-моделирует экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;



52

29,03


10

Освобождение Руси от монгольского ига.



Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV.

знает имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;



53

1,04


11

Создание Московского государства


Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы


54

5,04


12

Развитие русской культуры.


Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника.

Знает об истории и выдающихся людях родного края


Какая она, Азия – 6ч

55

8,04


1

Русские первопроходцы.


Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий , в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану

- планирует, контролирует и оценивает учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации


56

12,04


2

Географическое положение Азии.


На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах).

- проводит наблюдения за погодой и природой родного края

Использует готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;


57

15,04


3

Природные условия Сибири. Тайга


Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану

Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь тайги. Работа в парах – проявление сезонных изменений в тайге.


58

19,04


4

Экологические проблемы тайги


Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради.


59

22,04


5

Природное сообщество болото


60

26,04


6

«Хождение за три моря». Природа Индии


-наблюдает за проявлением богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны



Россия в XVII веке – 7ч

61

29,04


1

Смутное время. Спасители земли русской.

Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа.

- устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделяет главное в текстах учебника








- использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;



62

3,05


2

Сквозь сибирские дебри

Природа тундры


Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой. Сравнение природных зон леса, степи и тундры по количеству влаги, выводы Выяснение причин сезонных изменений в тундре. Составление рассказа «Природа тундры»


63

6,05


3

Люди в тундре



64

10,05


4

Арктическая пустыня


Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь.


65

13,05


5

Годовая контрольная работа




66

17,05


6

Народы Сибири. Анализ работ

Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий

находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;


67

20,05


7

Россия накануне реформ.

Обобщающие задания



68

24,05



Экскурсия в Краеведческий музей



69

27,05



Экскурсия в музей







Просмотр содержимого документа
«контроль»

Учебно-тематический план


п/н

Наименование

Разделы

Тема

Количество часов

Практическая часть

По программе

По

факту

Практ.

работа

Экскур

сия

Пр/р

К/р

Тест

Исслед.

работ

ИКТ

ЦОР


Природные условия Земли

12









Человек в далеком прошлом

9









Земли восточных славян

15









Образование Древнерусского государства

7









Объединение русских земель вокруг Москвы

12









Какая она, Азия

6









Россия в XVII веке

7




















Просмотр содержимого документа
«пояснит записка+»


Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ООПНОО ОУ, с учётом примерной программы по окружающему миру, в рамках Образовательной системы развивающее обучение Занкова Л.В, авторы учебника Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков: окружающий мир 3 класс: учебник для образовательного учреждения.

Рабочая программа по окружающему миру составлена с использованием нормативно-правовой базы:

  • Закон 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  • Примерные программы начального общего образования, опубликованные в сборнике нормативных документов. Москва. Издательство «Дрофа». 2007 г.

  • Программа для общеобразовательных учреждений: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков: Окружающий мир2012г.

  • Школьное положение о рабочей программе.

  • Учебный план МБОУ СОШ №108.

Изучение окружающего мира направлено на достижение следующей цели:

  • формирование основ учебной деятельности посредством формирования целостной картины мира и осознания места в нём человека;

  • развития у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Поставленная цель реализуется в задачах:

  • Формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • Подвести к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком;

  • Развивать логичность и самостоятельность мышления, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения;

  • Формировать общеучебные умения;

  • Освоить доступные способы изучения природы и общества;

  • Воздействовать на развитие морально-волевых и нравственных качеств личности, воспитывать чувство патриотизма.

Общая характеристика предмета:

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Ценностные ориентиры. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания»

Описание места предмета в учебном плане

Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе рассчитана на 2 часа в неделю, что составляет 66 часов в год.


Результат изучения учебного предмета

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

  • интерес к познанию окружающего мира;

  • ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

  • предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

  • понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

  • ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

  • сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;

  • понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;

  • принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

  • понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

  • способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

  • реализации основ гражданской идентичности в поступках;

  • следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни;

Коммуникативные УУД

У обучающегося будут сформированы:

  • строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать другое мнение и позицию;

  • умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

  • контролировать действия партнера;

  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание

  • допускать возможность существования различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

  • стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • строить понятные для партнера высказывания,

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

  • использовать речь для планирования своей деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

  • контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

  • отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

  • вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

  • действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи,

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые,

  • на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

  • осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами,

  • строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

  • находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез, как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;

  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);

  • подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы животных др.)

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • находить разнообразные способы решения учебной задачи;

  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

  • строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).


Планируемые предметные результаты на базовом уровне: Обучающийся научится

Планируемые предметные результаты на повышенном уровне: Обучающийся получит возможность научиться:

Человек и природа

- устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами

- осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам

- использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

-использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте России;

- проводить наблюдения за погодой и природой родного края

- оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;

- сравнивать изучаемые природные зоны России

- сравнивать изучаемые природные сообщества

-выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;

- узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;

-соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;

- узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды

-узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

-оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;

-моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;

- планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Человек и общество

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;

- используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос)

- устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;

- выделять главное в текстах учебника

- оценивать устное высказывание одноклассников

- оформлять результаты исследовательской работы

- ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

-наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся получит возможность узнать

  • о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах;

  • об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;

  • об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;

  • имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;

  • об истории и выдающихся людях родного края

Для реализации программного содержания ведущих технологий является деятельностная, используются информационно – коммуникативная и здоровье – сберегающая технологии обучения.

Формы организации учебной деятельности: урок, занятие, экскурсия, интегрированное занятие, опыты, практические занятия. Преимущественно используются групповые формы организации деятельности.

Используются активные методы обучения: практические, квазиисследовательский., проблемный, частично-поисковый., исследовательский.

Способы и формы контроля и оценки метапредметные результаты:

наблюдение, проектная задача, комплексная проверочная работа, выставки, творческая работа, моделирование.

Способы и формы контроля и оценки предметных результатов: тест, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, устный опрос.

Личностные учебные действия не подлежат оцениванию учителем.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!