№ п/н | Дата | № п/н в теме | Тема урока | Элементы содержания | Виды учебной деятельности | Примечание |
план | факт |
Природные условия земли -12 ч. |
1 | 1,09 | | 1 | Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля. | Работа с картой – практическая работа. группировка понятий. Работа по рисункам учебника – составление небольших рассказов. Практическая работа – работа с контурной картой. Определение географического положения населенного пункта – работа в парах | Устанавливает связи между неживой природой и живыми организмами - осуществляет классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам | |
2 | 4,09 | | 2 | Промежуточные географические направления. Карты. | |
3 | 8,09 | | 3 | Погода. Показатели погоды. Народные приметы погоды | Исследовательская работа – прогноз погоды для разных городов, причины различий. Участие в беседе по теме Фиксация показателей погоды в нашей местности – практическая работа. наблюдение. Вывод по результатам наблюдения урока | . Использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; | |
4 | 11,09 | | 4 | Климат |
5 | 15,09 | 18,09 | 5 | Входная к/р | контроль | | |
6 | 18,09 | 15,09 | 6 | Климатические пояса Земли. | Исследовательская работа по тексту учебника – почему на Земле существуют разные климаты. Работа по карте. Составление графика температур для нашей местности. | Использует готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; проводит наблюдения за погодой и природой родного края | |
7 | 22,09 | | 7 | Климат родного края. | |
8 | 25,09 | | 8 | Почва. Состав почвы. | Практическая работа – исследование состава почвы. | |
9 | 29,09 | | 9 | Образование почв. Плодородие почв. | Сравнивает изучаемые природные сообщества -выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; | |
10 | 2,10 | | 10 | Защита почв | Работа с текстом учебника. Решение проблемной ситуации – работа в группах. Исследовательская работа – как образуются овраги. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой. оформляет результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов; | |
11 | 6,10 | | 11 | Природные зоны суши Земли | Исследование природных связей на земле – работа с текстом учебника, участие в диалоге | Поиск причинно-следственных связей в природе. Участие в диалоге. Работа в парах. Самостоятельная работа. моделирует экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия
| |
|
12 | 9,10 | | 12 | Обобщение знаний по теме. | Тестирование. | |
Человек в далеком прошлом – 9ч |
13 | 13,10 | | 1 | Особенности Африки | Работа с картой. Работа в парах – составление плана описания географического положения материка. | - планирует, контролирует и оценивает учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
14 | 16,10 | | 2 | Представление о природных зонах Африки | Работа с текстом – чтение, выделение главного. Составление рассказа о природной зоне по плану. Работа в группах – характеристика природных зон Африки. | - различает прошлое, настоящее, будущее; соотносит изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находит место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами; | |
15 | 20,10 | | 3 | Родина человечества. Как появился человек | Участие в беседе по теме урока. Просмотр в/м по теме урока, обсуждение | |
16 | 23,10 | | 4 | Жизнь древних людей. | Работа с картой. Составление рассказов по рисункам учебника. Работа в парах по заданиям учебника. Коллективная работа – решение проблемной ситуации. | Самостоятельная работа в тетради. Работа в группах по заданиям учебника. Индивидуальные сообщения о жизни древних людей. | |
17 | 27,10 | | 5 | Древние государства | |
18 | 30,10 | | 6 | Античность | Восприятие рассказа учителя. Работа с текстом. Ответы на вопросы по тексту. | |
19 | 10,11 | | 7 | Расширение знаний о мире. | Работа с картой. Практическая работа – соотнесение: год- век, век – тысячелетие. | - оценивает устное высказывание одноклассников - оформляет результаты исследовательской работы | |
20 | 13,11 | | 8 | Расширение знаний об Азии | Работа с картой. Работа в парах – сравнение географической и исторической карты. Исследование – какие животные использовались в армиях древних государств. | |
21 | 17,11 | | 9 | Наследие Древнего мира | Ориентируется в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период; | |
Земли восточных славян – 15ч |
22 | 20,11 | | 1 | Географическое положение Европы. Первые люди на нашей земле | Работа с текстом учебника. Восприятие рассказа учителя. Просмотр в/м по теме урока. Работа в группах – рассказы о разных видах искусства. Самостоятельная работа в тетради | Использует дополнительные источники информации находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; | |
23 | 24,11 | | 2 | Природная зона степи. Растительность. | - договаривается о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, | |
24 | 27,11 | | 3 | Животный мир степи. | Работа с картой. Наблюдение взаимосвязи живой и неживой природы, работа со схемами и таблицами | |
25 | 1,12 | | 4 | Сезонные изменения в степях | Работа с физической картой. Работа в парах. Ознакомительное чтение текста. Работа с картой природных зон растений степи. | адекватно оценивает собственное поведение и поведение окружающих. | |
26 | 4,12 | | 5 | Население степей. Земледельцы и кочевники | Решение проблемной ситуации. Практическая работа – работа с гербарием. Примеры связи между живой и неживой природой в зоне степи | Выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края Наблюдение сезонных изменений в степи, их особенности. Устанавливает причинно-следственные связи . | |
27 | 8,12 | | 6 | Лесостепь. Лесная зона | Подбор и самостоятельное составление загадок о животных степи. Составление цепей питания животных степи. Самостоятельная работа – группировка животных по типу питания. Подготовка сообщений о степных животных. | |
28 | 11,12 | | 7 | Смешанные леса. Растительность | Работа в группах – взаимосвязь между природными условиями и деятельностью человека в степной зоне. Решение проблемной ситуации. | Сравнивает саванны и степи. Составляет рассказ о природной зоне по плану – самостоятельная работа. Решает кроссворда «Природа степи» | |
29 | 15,12 | | 8 | Смешанные леса. Животный мир. | Выбор карт для описания географического положения зоны лесостепи. Работа со схемой. | Узнаёт наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных; | |
30 | 18,12 | | 9 | Контрольная работа. I полугодие | Составление схемы «Значение леса». Начало работы над проектным заданием – альбом «Зона лесов». Решение кроссворда | Сравнивает географическое положение зоны лесостепи и лесов. - узнаёт по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые; - фиксирует с помощью условных знаков основные признаки погоды | |
31 | 22,12 | | 10 | Сезонные изменения в лесу. Экскурсия в природу | | |
32 | 25,12 | | 11 | Сезонные изменения в лесу (продолжение | Работа с гербарным материалом растения лесов. Подбор загадок о деревьях. Практическая работа – наблюдение за развитием надземной части раннецветущего растения. Сбор сведений об образе жизни, повадках лесных животных. Подбор загадок о лесных животных. Продолжение работы над проектным заданием. Работа в парах – макет смешенного леса. Подготовка сообщений о растениях и животных леса. | оценивает свое поведение и поведение других людей в природе; - сравнивает изучаемые природные зоны России | |
33 | 12,01 | | 12 | Самостоятельная работа. Как жили наши предки | Работа с текстом учебника. Подбор произведений литературы о лесе в разные времена года. экскурсия в природу. Практическая работа – сбор семян различных растений. Игра «Я загадал растение (животное)…» | соблюдает правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема; | |
34 | 15,01 | | 13 | Жизнь славян в лесах | Работа с текстом. Участие в беседе по теме урока. Решение проблемной ситуации - коллективная работа | - сравнивает изучаемые природные сообщества -выделяет характерные признаки сезонов года на примере природы родного края; | |
35 | 19,01 | | 14 | Торговые связи с соседями | Подготовка и презентация сообщений по теме урока. Примеры взаимосвязи природных условий и деятельности человека Исследование – история одного из древних городов) | - оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос) | |
36 | 22,01 | | 15 | Обожествление природы. Защита славянами своих земель. | Работа с текстом. Подбор пословиц и поговорок о дружбе, труде, Родине. Самостоятельная работа. | - устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделяет главное в текстах учебника | |
Образование Древнерусского государства – 7ч |
37 | 26,01 | | 1 | Первые русские князья | Ориентирование на физической и исторической карте. Комментированное чтение текста. Выделение главного. Пересказ прочитанного. | Узнает о древнейшей истории человека, о первых государствах первых государствах | |
38 | 29,01 | | 2 | Принятие Русью христианства | Комментированное чтение текста. Ответы на вопросы. Работа с картой. Самостоятельная работа в тетради. Взаимопроверка | |
39 | 2,02 | | 3 | Древнерусская культура. Зодчество. | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. Исследовательская работа – названия улиц, связанные с ремеслами | Узнает имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; | |
40 | 5,02 | | 4 | Устное народное творчество | Познакомится с историей Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды; Узнает об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды; | |
41 | 9,02 | | 5 | Как учили школьников на Руси | Комментированное чтение. Работа по рисункам учебника. Чтение былин. Работа в парах – выполнение задания в тетради. Участие в обсуждении высказываний древних славян. | Комментированное чтение текста. Выделяет главное, работа с картой-схемой Ледового побоища. Самостоятельная работа. Игра в города. | |
|
42 | 12,02 | | 6 | Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие | Чтение текста, выделение главного. Работа по рисункам учебника. Коллективная работа – начало исследовательской работы по истории культуры России | |
43 | 2,02 | | 7 | Угроза с запада. Ледовое побоище | Самостоятельное чтение текста, выводы на основе прочитанного. Работа по рисункам. Составление плана рассказа об ордынском нашествии. Составление рассказа. Коллективная работа. | |
|
Объединение русских земель вокруг Москвы – 12ч |
44 | 16,02 | | 1 | Залесская земля | Восприятие рассказа учителя. Выделение в тексте главного. Сравнение условий жизни людей в степи и в лесах. | - использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; | |
45 | 19,02 | | 2 | Природное сообщество. Закон лесной жизни | Игра - загадка. Практическая работа – подбор материала о сообществе степи и леса – работа в группах. Самостоятельное чтение текста. Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь сообщества. Работа в парах | Определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; | |
46 | 26,02 | | 3 | Экологические проблемы леса | Обсуждение экологических проблем леса и способов их решения. Повторение приемов ориентирования в лесу. Составление памятки – правила поведения в лесу. | |
47 | 1,03 | | 5 | Природное сообщество луг. | Работа с текстом и рисунками учебника. Установление связей между растениями и животными луга. Составление цепей питания. Работа со схемой – круговорот веществ в природе | - проводит наблюдения за погодой и природой родного края | |
48 | 4,03 | | 6 | Природное сообщество озеро. Экскурсия к водоему | Экскурсия к реке. Сравнение природных сообществ озер разных климатических поясов. Работа в парах – создание макета «Сообщество озеро» | |
49 | 11,03 | | 7 | Животные, обитающие в озере и по его берегам. | Работа с текстом и рисунками учебника. Деление текста на части, составление плана текста. Рассказ- описание внешнего строения животного из сообщества озеро, доказательство его приспособленности к условиям среды обитания. | Узнаёт в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; | |
|
50 | 15,03 | | 8 | Поле | Составление цепей питания. Моделирование вариантов вмешательства человека в жизнь озера. | |
51 | 13,03 | | 9 | Возвышение Москвы | Самостоятельная работа. моделирование ситуаций вмешательства человека в жизнь сообществ. Коллективная работа – характеристика природных условий, в которых образовалась Московская Русь. | -моделирует экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия; | |
52 | 29,03 | | 10 | Освобождение Руси от монгольского ига. | Восприятие рассказа учителя. Комментированное чтение текста, работа по карте. Самостоятельное чтение учебного текста. Оценка личности Ивана IV. | знает имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества; | |
53 | 1,04 | | 11 | Создание Московского государства | Работа с текстом. Работа по карте. Исследовательская работа – описание древней Москвы. Самостоятельная работа с текстом – условия, которые способствовали возвышению Москвы | |
54 | 5,04 | | 12 | Развитие русской культуры. | Исследовательская работа – история создания Московского Кремля. Просмотр в/м об истории Кремля. Работа с текстом и рисунками учебника. | Знает об истории и выдающихся людях родного края | |
Какая она, Азия – 6ч |
55 | 8,04 | | 1 | Русские первопроходцы. | Работа с исторической картой. Работа в парах – описание природных условий , в которых проходили путешествия. Чтение текста, составление плана, пересказ по плану | - планирует, контролирует и оценивает учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |
56 | 12,04 | | 2 | Географическое положение Азии. | На основе прочитанного – описание по карте географического положения Азии (работа в группах). | - проводит наблюдения за погодой и природой родного края Использует готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определяет местонахождение крупных природных объектов на физической карте России; | |
57 | 15,04 | | 3 | Природные условия Сибири. Тайга | Работа по карте – описание рельефа Сибири. Работа с контурной картой – реки Сибири. Самостоятельное чтение текста – выявление разницы между тайгой и лиственным лесом. Продолжение работы над альбомом «Зона лесов». Составление рассказа о природной зоне по коллективно составленному плану | Моделирование ситуации вмешательства человека в жизнь тайги. Работа в парах – проявление сезонных изменений в тайге. | |
58 | 19,04 | | 4 | Экологические проблемы тайги | Работа в группах – составление цепей питания. Болота. Работа в группах – доказать: лес, луг, водоем – природные сообщества. Сравнение тропического леса и леса умеренного пояса. Решение проблемной ситуации – работа в тетради. | |
59 | 22,04 | | 5 | Природное сообщество болото | |
60 | 26,04 | | 6 | «Хождение за три моря». Природа Индии | | -наблюдает за проявлением богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны | |
Россия в XVII веке – 7ч |
61 | 29,04 | | 1 | Смутное время. Спасители земли русской. | Выполнение заданий учебника. Составление плана рассказа. | - устанавливает связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах; - выделяет главное в текстах учебника
- использует естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; | |
62 | 3,05 | | 2 | Сквозь сибирские дебри Природа тундры | Работа с текстом учебника. Работа с картой. Установление причинно-следственных связей. Работа со схемой. Сравнение природных зон леса, степи и тундры по количеству влаги, выводы Выяснение причин сезонных изменений в тундре. Составление рассказа «Природа тундры» | |
63 | 6,05 | | 3 | Люди в тундре | |
64 | 10,05 | | 4 | Арктическая пустыня | Наблюдение зависимости между неживой и живой природой тундры. Самостоятельная работа в тетради. Выделение главного в тексте. Составление плана рассказа и рассказ о природной зоне арктических пустынь. | |
65 | 13,05 | | 5 | Годовая контрольная работа | | | |
66 | 17,05 | | 6 | Народы Сибири. Анализ работ | Сообщение о жизни и культуре народов Сибири. Обсуждение проблемы зависимости быта и занятий населения от природных условий | находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; | |
67 | 20,05 | | 7 | Россия накануне реформ. Обобщающие задания | |
68 | 24,05 | | | Экскурсия в Краеведческий музей | | |
69 | 27,05 | | | Экскурсия в музей | | | |