СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса»









Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе:

-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-3 РТ (ред. от 23.07.2014) «Об образовании»;

-Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;

- Примерной программы начального общего образования по окружающему миру Примерной программы «Окружающий мир» - концепция «Перспектива» (автор ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. М.: Просвещение-2011)

-Учебного плана МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 г.)

- УМК «Перспектива» для 4 класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на

Цели:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:

уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;

понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;

модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.

Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.

Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания  и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:

природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;

природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;

мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.

Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:

природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;

культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;

наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;

искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;

человечество как многообразие народов, культур, религий;

семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;

труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;

здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно-  и социально-нравственное;

нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Описание места предмета в учебном плане

Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 г.).

Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:

понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);

способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;

готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;

придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование  следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

понимать, принимать и формулировать учебную задачу; 

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

планировать свои высказывания и действия;

уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД:

понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;

устанавливать причинно-следственные связи;

ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

Коммуникативные УДД:

донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

признавать свои ошибки, озвучивать их;

готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

выразительно читать и пересказывать текст;

вступать в беседу на уроках и в жизни;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;

владеть элементарными приемами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

узнавать государственную символику РФ;

называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;

приводить конкретные примеры прав ребенка;

показывать на карте границы России, ее крайние точки;

показывать на карте и называть государства, сопредельные России;

приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;

отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;

назвать памятные даты России.









Содержание учебного предмета

Учащиеся знакомятся с понятием общество, народ, гражданин России и их  признаками, с Конвенцией о правах ребёнка, о главе государства, Федеральном собрании и их функции. Формируется представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам, как ведётся летоисчисление.  В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.

№ п/п


Раздел


Количество часов

1.


Мы – граждане единого Отечества


13 часов

2.


По родным просторам


20часа

3.


Путешествие по реке времени


26 часа

4.


Мы строим будущее России


9 часов













































Календарно - тематическое планирование



№ п/п

дата

Тема

Основные виды деятельности учебной учащихся

По плану

факт

1



Общество-это мы

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества.

Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное.

2



Российский народ

Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе.

Характеризовать государственную символику России. 

Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное.

3



Конституция России

Различать права и обязанности гражданина России; приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией.

Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления.

4



Права ребенка

Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям; объяснять связь между правами и обязанностями.

Употреблять специальную лексику документов.

5



Государственное устройство России

Устанавливать связь особенностей государственного устройства России объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России.

Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента.

6



Российский союз равных

Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; называть и показывать столицу; объяснять символический смысл герба и флага.

7



Государственная граница России

По карте определять с какими государствами граничит Россия на суше и на море; показывать на карте  государственную границу России.

8



Путешествие за границу России

Использовать источники дополнительной информации для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья.

По карте определять названия столиц.

9



Сокровища России и их хранители

Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы на родном языке; анализировать их содержание.

10



Творческий союз

Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве.

Составлять страницу Календаря памятных дат.

11



Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества»

Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества»

12



Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник)

С помощью родителей организовать конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества»

13



Проверочная работа

Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу

14



Карта – наш экскурсовод

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира.

 Различать  информацию которую можно получать с помощью карты.

Находить на физической карте России природные объекты, изображённые в учебнике.

15



По равнинам и горам

Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России.

16



В поисках подземных кладовых

Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых.

Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника.

17



Наши реки

Раскрывать значение рек в жизни людей.

Составлять схему «Части реки», осуществлять самопроверку.

Находить по Физической карте России реки , представленные в учебнике.

18



Озера – краса земли

Находить по физической карте озера России. Учиться показывать озёра на карте.

Раскрывать значение озёр в жизни людей.

Сравнивать озёра по глубине.

19



По морским просторам

Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана).

Раскрывать значение морей в жизни людей.

Учиться показывать моря на карте. Сравнивать Белое и Чёрное моря.

20



С севера на юг

Сравнить карту природных зон России с физической картой, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон.

Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности.

21



В ледяной пустыне

Находить по карте зоны арктических пустынь.

Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь.

Составлять характерные для этой зоны цепи питания.

22



В холодной тундре

Находить по карте природных зон России тундру, учиться показывать её на карте.

Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры.

Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь.

Составлять характерные для тундры цепи питания.

23



Среди лесов

Находить по карте природных зон России тундру, учиться показывать её на карте.

Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги.

Сравнивать природу лесных зон с природой  тундры.

Составлять характерные для тайги цепи питания.

24



В широкой степи

Рассказать по карте о зоне лесостепей.

 Находить по карте природных зон России зоны лесостепей и степей.

Сравнивать природу зоны степей  с природой лесов и тундры.

Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.

Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами..

25



В жаркой пустыне

Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте.

Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги.

Сравнивать природу зоны пустынь  с природой степей.

26



У теплого моря

Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать эту зону на карте.

Сравнивать природу зоны субтропиков  с природой пустынь.

Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа.

27



Мы- дети родной земли

Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа.

Моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений

28



В содружестве с природой

По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни.

29



Как сберечь природу России

Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Готовить сообщение классу, презентовать его.

30



По страницам Красной книги

Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги  России, обитающими в разных природных зонах.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края.

31



По заповедникам и национальным паркам

Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России.

Выполнять задания в рабочей тетради.

Готовить сообщение классу, презентовать его.

32



Наши проекты. « За страницами учебника»

Использовать полученные знания.

Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны.

33



Проверочная работа «По родным просторам».

Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу

34



В путь по реке времени

На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу.

Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения.

35



Путешествуем с археологами

Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками.

36



По страницам летописи

Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять  значение названий славянских племён

37



Истоки древней Руси

Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; учиться показывать на карте древние русские города.

Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича.

Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства.

38



Мудрый выбор

Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Обозначать век Крещения Руси на схеме «Река времени».

Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде.

39



Наследница Киевской Руси

Составлять  схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира.

40



Москва- преемница Владимира

Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений.

41



Начало Московского царства

Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках.

Характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного.

42



Подвижники Руси и землепроходцы

Презентовать рассказы об основании сибирских городов.

Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания.

43



На пути к единству

Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.

Показывать на карте поволжские города.

Называть  памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

44



Начало Российской империи

Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота.

Характеризовать архитектурный облик Санкт-





Петербурга, объяснять значение названия города.

45



«Жизнь - Отечеству, честь- никому »

Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху.

 Обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова

46



Отечественная война 1812

Обосновывать роль Кутузова как народного полководца.

Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну.

Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом.

47



Великий путь

Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали.

Обозначать эти даты на схеме «Река времени».

48



Золотой век театра и музыки

Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в.

Приводить полные названия первых консерваторий, примеры всемирного признания достижений российского искусства.

49



Расцвет изобразительного искусства и литературы

Обобщить знания о великих русских художниках и поэтах.

Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства.

Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.

50



В поисках справедливости

Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей.

Приводить примеры изменения названий городов и улиц.

51



Век бед и побед

Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействиях этих событий на жизнь своей семьи в этот период

52



«Вставай страна огромная»

Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны.

Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.

По возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны.  

53



Трудовой фронт России

Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Раскрывать понятие «трудовой фронт».

По возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время  Великой Отечественной войны.  

54



«Нет в России семьи такой …»

Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.

 Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени 

55



После великой войны

Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае (городе, селе). Рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи

56



Экскурсия в музей боевой славы

Обобщить полученные  знания

57



Достижения 1950- 1970х годов

Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в. Приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи

58



Наши проекты. «За страницами учебника»

Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов

59



Проверочная  работа

Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу.

60



Современная Россия

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80—90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в..

 Приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе)

61



Хороша честь , когда есть, что есть

Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.

 Приводить примеры, в том числе в своём крае (городе, селе), благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору)

62



Умная сила России

Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок.

 Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе).

 Моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору)

63



Светлая душа России

Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий.

 Составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео-и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору)

64



Итоговая  тестовая работа.

Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.

65



Наши проекты. «За страницами учебника»

Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием членов семей.

66



Начни с себя

Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу.

67



Час окружающего мира

 Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России

68



Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг»

Использовать полученные знания
























Материально-технического обеспечения образовательного процесса.



Книгопечатная продукция.

Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс.  – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)

Учебники:

  1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.

  2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.

Рабочие тетради


7. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение», 2014 год.

8. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2014 год.

Методические пособия:

  1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,4 класс, «Просвещение», 2014 год.

Книги для чтения

  1. А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». М., «Просвещение», 2011 год.

  2. А.А.Плешаков. Книга для учащихся нач.кл. «Зеленые страницы».М., «Просвещение», 2009 год

Печатные пособия

Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи в соответствии с программой обучения.

Настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира»,

Технические средства обучения.

  1. проектор,

  2. персональный компьютер,

  3. микроскопы

  4. Комплекты мини лаьораторий



Электронные образовательные ресурсы. 

  1. CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебникам 4 классов.

  • 2. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.

  • 3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая  коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  • 4.http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.

  • 5.http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.

  • 6.http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.

  • 7.http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html  - Картинки о природе.



Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Физический глобус Земли

  2.  Компас.

  3. Термометры для измерения температуры воздуха, воды . Термометр медицинский.

  4. Лупа.

  5. Часы с синхронизированными стрелками.

  6. Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

  7. Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения для измерения веса, изучения свойств  звука (камертоны, наушники и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.).

  8. Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения

  9. Модель «Торс человека с внутренними органами»

 Натуральные объекты

  1. Коллекции полезных ископаемых.

  2.  Коллекции плодов и семян растений.

  3. Гербарии культурных и дикорастущих растении (с учётом содержания обучения).

  4. Живые объекты (комнатные растения, животные)

 Игры и игрушки

4.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования

Оборудование класса

1.Ученические столы.

2.Стол учительский.

3. Шкафы для хранения учебников, пособий и т. д.

4. Магнитная доска.