
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-3 РТ (ред. от 23.07.2014) «Об образовании»;
-Федерального государственного стандарта начального общего образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;
- Примерной программы начального общего образования по окружающему миру Примерной программы «Окружающий мир» - концепция «Перспектива» (автор ПлешаковА.А., Новицкая М.Ю. М.: Просвещение-2011)
-Учебного плана МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 г.)
- УМК «Перспектива» для 4 класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на
Цели:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Описание места предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 г.).
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса в 4 классе является формирование следующих умений:
понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям;
придерживаться правилам работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Метапредметными результатами изучения курса "Окружающий мир" является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
планировать свои высказывания и действия;
уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД:
понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
устанавливать причинно-следственные связи;
ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные УДД:
донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
слушать и понимать речь других;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
выразительно читать и пересказывать текст;
вступать в беседу на уроках и в жизни;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
владеть элементарными приемами чтения карты;
приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:
узнавать государственную символику РФ;
называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
приводить конкретные примеры прав ребенка;
показывать на карте границы России, ее крайние точки;
показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
назвать памятные даты России.
Содержание учебного предмета
Учащиеся знакомятся с понятием общество, народ, гражданин России и их признаками, с Конвенцией о правах ребёнка, о главе государства, Федеральном собрании и их функции. Формируется представление о том, как человечество сохраняло и передавало опыт потомкам, как ведётся летоисчисление. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.
№ п/п | | Раздел | | Количество часов |
1. | | Мы – граждане единого Отечества | | 13 часов |
2. | | По родным просторам | | 20часа |
3. | | Путешествие по реке времени | | 26 часа |
4. | | Мы строим будущее России | | 9 часов |
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема | Основные виды деятельности учебной учащихся |
По плану | факт |
1 | | | Общество-это мы | Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Приводить примеры распределения обязанностей и разделения труда в сообществах наших предков и в современных обществах, выявлять общее и различное. |
2 | | | Российский народ | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе. Характеризовать государственную символику России. Сопоставлять понятия «гражданин» и «соотечественник», выявлять общее и различное. |
3 | | | Конституция России | Различать права и обязанности гражданина России; приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России её Конституцией. Обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка по мере его взросления. |
4 | | | Права ребенка | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям; объяснять связь между правами и обязанностями. Употреблять специальную лексику документов. |
5 | | | Государственное устройство России | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России объяснять в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти в России. Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. |
6 | | | Российский союз равных | Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе; называть и показывать столицу; объяснять символический смысл герба и флага. |
7 | | | Государственная граница России | По карте определять с какими государствами граничит Россия на суше и на море; показывать на карте государственную границу России. |
8 | | | Путешествие за границу России | Использовать источники дополнительной информации для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья. По карте определять названия столиц. |
9 | | | Сокровища России и их хранители | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки, местные гидронимы на родном языке; анализировать их содержание. |
10 | | | Творческий союз | Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве. Составлять страницу Календаря памятных дат. |
11 | | | Обобщение по разделу «Мы – граждане единого Отечества» | Сделать презентацию «Красота природы моего Отечества» |
12 | | | Наши проекты. «За страницами учебника» (праздник) | С помощью родителей организовать конкурс видеопрезентаций «Красота природы моего Отечества» |
13 | | | Проверочная работа | Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу |
14 | | | Карта – наш экскурсовод | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира. Различать информацию которую можно получать с помощью карты. Находить на физической карте России природные объекты, изображённые в учебнике. |
15 | | | По равнинам и горам | Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. |
16 | | | В поисках подземных кладовых | Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Соотносить условные знаки и фотографии образцов полезных ископаемых. Сравнивать нефть и природный газ, использовать с этой целью информацию из текста учебника. |
17 | | | Наши реки | Раскрывать значение рек в жизни людей. Составлять схему «Части реки», осуществлять самопроверку. Находить по Физической карте России реки , представленные в учебнике. |
18 | | | Озера – краса земли | Находить по физической карте озера России. Учиться показывать озёра на карте. Раскрывать значение озёр в жизни людей. Сравнивать озёра по глубине. |
19 | | | По морским просторам | Различать моря и озера по существенному признаку (море-часть океана). Раскрывать значение морей в жизни людей. Учиться показывать моря на карте. Сравнивать Белое и Чёрное моря. |
20 | | | С севера на юг | Сравнить карту природных зон России с физической картой, выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Перечислять основные природные зоны России в правильной последовательности. |
21 | | | В ледяной пустыне | Находить по карте зоны арктических пустынь. Приводить примеры экологических связей в зоне арктических пустынь. Составлять характерные для этой зоны цепи питания. |
22 | | | В холодной тундре | Находить по карте природных зон России тундру, учиться показывать её на карте. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Составлять характерные для тундры цепи питания. |
23 | | | Среди лесов | Находить по карте природных зон России тундру, учиться показывать её на карте. Устанавливать зависимость природы лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу лесных зон с природой тундры. Составлять характерные для тайги цепи питания. |
24 | | | В широкой степи | Рассказать по карте о зоне лесостепей. Находить по карте природных зон России зоны лесостепей и степей. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе. Составлять характерные для степи цепи питания, моделировать их освоенными способами.. |
25 | | | В жаркой пустыне | Находить на карте природных зон зоны полупустынь и пустынь, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны пустынь с природой степей. |
26 | | | У теплого моря | Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать эту зону на карте. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Приводить примеры экологических связей на Черноморском побережье Кавказа. |
27 | | | Мы- дети родной земли | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Моделировать ситуацию межкультурной коммуникации на основе использования этих произведений |
28 | | | В содружестве с природой | По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов России. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. |
29 | | | Как сберечь природу России | Знакомиться по учебнику с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. |
30 | | | По страницам Красной книги | Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России, обитающими в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края. |
31 | | | По заповедникам и национальным паркам | Знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками России. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его. |
32 | | | Наши проекты. « За страницами учебника» | Использовать полученные знания. Рассказывать о заповедниках и национальных парках своего края, оценивать их вклад в охрану природы страны. |
33 | | | Проверочная работа «По родным просторам». | Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу |
34 | | | В путь по реке времени | На основе устных рассказов определять значимость сохранения народной памяти. Различать в них поэтический вымысел и реальную историческую основу. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. |
35 | | | Путешествуем с археологами | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике; отмечать их возраст на схеме; узнавать, соотносятся ли эти находки с письменными источниками. |
36 | | | По страницам летописи | Показывать на исторической карте места обитания разных племен; объяснять значение названий славянских племён |
37 | | | Истоки древней Руси | Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах; учиться показывать на карте древние русские города. Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича. Обосновывать роль Великого Новгорода и Киева как двух истоков Древнерусского государства. |
38 | | | Мудрый выбор | Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Обозначать век Крещения Руси на схеме «Река времени». Узнавать архитектурный облик соборов Святой Софии в Константинополе, Киеве, Великом Новгороде. |
39 | | | Наследница Киевской Руси | Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Характеризовать преемственность топонимики и важнейших архитектурных сооружений Владимира. |
40 | | | Москва- преемница Владимира | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; составлять схему их родственных отношений. |
41 | | | Начало Московского царства | Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; объяснять важность преемственности в их государственных поступках. Характеризовать деятельность великого князя Ивана III и царя Ивана Грозного. |
42 | | | Подвижники Руси и землепроходцы | Презентовать рассказы об основании сибирских городов. Высказывать мотивированное суждение о роли общего летописания и книгопечатания. |
43 | | | На пути к единству | Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Показывать на карте поволжские города. Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. |
44 | | | Начало Российской империи | Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота. Характеризовать архитектурный облик Санкт- |
| | | | Петербурга, объяснять значение названия города. |
45 | | | «Жизнь - Отечеству, честь- никому » | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значительность деятельности М. В. Ломоносова, А В. Суворова, Ф. Ф. Ушакова |
46 | | | Отечественная война 1812 | Обосновывать роль Кутузова как народного полководца. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 г. за рубежом. |
47 | | | Великий путь | Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке. Приводить названия и даты строительства первых железных дорог в России, Транссибирской магистрали. Обозначать эти даты на схеме «Река времени». |
48 | | | Золотой век театра и музыки | Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Приводить полные названия первых консерваторий, примеры всемирного признания достижений российского искусства. |
49 | | | Расцвет изобразительного искусства и литературы | Обобщить знания о великих русских художниках и поэтах. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. |
50 | | | В поисках справедливости | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц. |
51 | | | Век бед и побед | Характеризовать особенности развития страны; по возможности составлять рассказ о воздействиях этих событий на жизнь своей семьи в этот период |
52 | | | «Вставай страна огромная» | Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом. По возможности составлять рассказ о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. |
53 | | | Трудовой фронт России | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Раскрывать понятие «трудовой фронт». По возможности составлять рассказ о жизни и труде в тылу членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. |
54 | | | «Нет в России семьи такой …» | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти; раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах. Характеризовать документы, воспоминания и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. в своей семье; приводить примеры таких документов и реликвий из музеев, в том числе своего края; по возможности записывать воспоминания старших родственников о военном времени |
55 | | | После великой войны | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет; приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне; соотносить их с результатами восстановительной работы, в том числе в своём крае (городе, селе). Рассказывать о земляках — тружениках первой послевоенной пятилетки, в том числе о членах своей семьи |
56 | | | Экскурсия в музей боевой славы | Обобщить полученные знания |
57 | | | Достижения 1950- 1970х годов | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50— 70-е гг. XX в. Приводить примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте за этот период, в том числе в своём крае (городе, селе); рассказывать о земляках — тружениках второй половины XX в., в том числе о членах своей семьи |
58 | | | Наши проекты. «За страницами учебника» | Рассказать о народных преданиях происхождении сел и городов |
59 | | | Проверочная работа | Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу. Контролировать и оценивать свою работу. |
60 | | | Современная Россия | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80—90-х гг. XX в. и в первое десятилетие XXI в.. Приводить примеры преобразований, в том числе в своём крае (городе, селе) |
61 | | | Хороша честь , когда есть, что есть | Характеризовать положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства; выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей. Приводить примеры, в том числе в своём крае (городе, селе), благотворного воздействия культурных растений, дикоросов, домашних животных на жизнь людей (по выбору) |
62 | | | Умная сила России | Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок. Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан; приводить примеры такого сотрудничества, в том числе в своём крае (городе, селе). Моделировать ситуации, требующие проявления социально ответственной позиции (по выбору) |
63 | | | Светлая душа России | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России; приводить примеры таких явлений и событий. Составлять рассказ о таком событии в сопровождении фотографий, видео-и аудиозаписей, буклетов, публикаций в прессе (по выбору) |
64 | | | Итоговая тестовая работа. | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. |
65 | | | Наши проекты. «За страницами учебника» | Проведение конкурса проектов «Я строю будущее России» с участием членов семей. |
66 | | | Начни с себя | Использовать полученные знания. Проверить знания и умения по разделу. |
67 | | | Час окружающего мира | Высказывать доказательное суждение о взаимной зависимости между собственным благом и процветанием России |
68 | | | Обобщение пройденного за год. Игра «Брейн-ринг» | Использовать полученные знания |
Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Книгопечатная продукция.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 класс. – М.: Просвещение (А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая)
Учебники:
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 4 класс М., «Просвещение», 2014 год.
Рабочие тетради
7. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение», 2014 год.
8. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение», 2014 год.
Методические пособия:
А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,4 класс, «Просвещение», 2014 год.
Книги для чтения
А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба». М., «Просвещение», 2011 год.
А.А.Плешаков. Книга для учащихся нач.кл. «Зеленые страницы».М., «Просвещение», 2009 год
Печатные пособия
Плакаты по основным темам природоведения, обществоведения, истории, культурологи в соответствии с программой обучения.
Настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира»,
Технические средства обучения.
проектор,
персональный компьютер,
микроскопы
Комплекты мини лаьораторий
Электронные образовательные ресурсы.
CD. Окружающий мир. Электронное приложение к учебникам 4 классов.
2. http://viki.rdf.ru/cd_ella/ - Детские электронные презентации и клипы.
3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
4.http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – Игры, презентации в начальной школе.
5.http://www.uchportal.ru/load/47-4-2 - Учительский портал.
6.http://900igr.net/prezentacii-po-okruzhajuschemu-miru.html - Презентации по окружающему миру.
7.http://www.daler.ru/wallpapers/Природа/2.html - Картинки о природе.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Физический глобус Земли
Компас.
Термометры для измерения температуры воздуха, воды . Термометр медицинский.
Лупа.
Часы с синхронизированными стрелками.
Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения для измерения веса, изучения свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.).
Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения
Модель «Торс человека с внутренними органами»
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растении (с учётом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Игры и игрушки
4.Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования
Оборудование класса
1.Ученические столы.
2.Стол учительский.
3. Шкафы для хранения учебников, пособий и т. д.
4. Магнитная доска.