СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка содержит рабочую программу по окружающему миру "Начальная школа 21 века"  под редакцией Н.Ф.Виноградовой, 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру "Начальная школа 21 века" 4 класс»




Аннотация

к рабочей программе по окружающему миру 4 класс


Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по русскому языку начального общего образования, авторской программы «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, исходя из 2 часов в неделю.

Цель изучения курса в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-науч­ного познания и эмоционально-ценностного осмысления ре­бёнком личного опыта общения с людьми и природой; духов­но-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многооб­разия российского общества.

Содержание учебного предмета


п/п

Название раздела

Количество часов

Человек – живое существо (организм)

17 ч

Ты и твое здоровье

12 ч

Человек – часть природы

3 ч

Человек среди людей

6 ч

Родная страна от края до края

12 ч

Человек – творец культурных ценностей

12 ч

Человек – защитник своего Отечества

5 ч

Гражданин и государство

3 ч


Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ и тестов (6).




















1. Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»

Личностными результатами изучения являются:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответ­ственности за сохранение её природы;

-осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

-уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

-расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

-способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

-установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

-умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

-освоение правил и норм социокультурного взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ ученного);

- сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно - на­учных и социально-гуманитарных дисциплин;

-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать ин­формацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружаю­щего мира;

-выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

-овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

-понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни;

-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

-понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.


2. Содержание учебного предмета:

Человек – живое существо (организм) (17 часов)

Ты и твое здоровье. (7 часов).

Человек – часть природы. (3 часа)

Человек среди людей. (5 часов)

Человек и общество, в котором он живёт:

Родная страна от края до края. (13 часов)

Человек – творец культурных ценностей (12 часов)

Человек – защитник своего Отечества (5 часов)

Гражданин и государство. (5 часов)


































Календарно-тематическое планирование


Дата проведения

Тема урока

Примечание

план

факт

Человек – живое существо (организм) (17 часов)

05.09


Общее строение организма человека.


06.09


Нервная система. Головной и спинной мозг.


12.09


Двигательная система организма человека.


13.09


Пищеварительная система.


19.09


Дыхательная система.


20.09


Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы.


26.09


Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.


27.09


Кожа.


03.10


Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.


10

04.10


Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы».


11

10.10


Слух. Гигиена слуха.


12

11.10


Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.

Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус».


13

17.10


Вкус.


14

18.10


Осязание.


15

24.10


Мир чувств. Эмоции. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос».


16

25.10


Внимание.


17

08.11


Память. Проверь себя по разделу «Человек-живое существо».


Ты и твое здоровье (7 часов)


18

09.11


Здоровье человека. Режим дня.


19

15.11


Правила закаливания. Снятие усталости


20

16.11


Поговорим о вредных привычках.


21

22.11


Когда дом становится опасным.


22

23.11


Улица полна неожиданностей.


23

29.11


Если случится беда. Практическая работа

«Правила оказания первой медицинской помощи».


24

30.11


Если случится беда. Проверь себя по разделу «Твоё здоровье»


Человек — часть природы (3 часа)

25

05.12


Чем человек отличается от животных.


26

06.12


От рождения до старости (развитие человека).

Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника».


27

12.12


Почему пожилым людям нужна твоя помощь. Проверь себя по разделу «Человек — часть природы»


Человек среди людей (5 часов)

28

13.12


Поговорим о доброте.


29

19.12


Что такое справедливость. О правде и труде.


30

20.12


Умеешь ли ты общаться. Проверь себя по разделу «Человек среди людей»


31

26.12


Умеешь ли ты общаться.


32

27.12


О смелости.


Родная страна: от края до края (13 часов)

33

10.01


Природные зоны России. Зона арктических пустынь.


34

16.01


Природные зоны России. Тундра.


35

17.01


Природные зоны России. Тайга.


36

23.01


Природные зоны России. Зона смешанных лесов.


37

24.01


Природные зоны России. Степи и пустыни.


38

30.01


Почвы России. Опыт «Состав почвы».


39

31.01


Рельеф России.


40

06.02


Рельеф России.


41

07.02


Рельеф России.


42

13.02


Как возникали и строились города.


43

14.02


Россия и ее соседи. Япония.


44

20.02


Россия и ее соседи. Китай.


45

21.02


Россия и ее соседи. Королевство Дания. Проверь себя по разделу «Родная страна: от края до края»


Человек – творец культурных ценностей (12 часов)

46

27.02


Что такое культура.


47

28.02


О первых школах и книгах.


48

06.03


О первых школах и книгах.


49

07.03


Чему и как учились в России при Петре I.


50

13.03


Русское искусство до XVIII века.


51

14.03


Русское искусство до XVIII века.


52

20.03


Искусство России XVIII века.


53

21.03


Искусство России XVIII века.


54

03.04


«Золотой век» русской культуры (XIX век).


55

04.04


«Золотой век» русской культуры (XIX век).


56

10.04


Искусство России ХХ века.


57

11.04


Проверь себя по разделу «Человек — творец культурных ценностей»


Человек – защитник своего Отечества (5 часов)

58

17.04


Как Русь боролась с половцами.


59

18.04


Битва на Чудском озере. Куликовская битва.


60

24.04


Отечественная война 1812 года.


61

25.04


Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.


62

02.05


Великая Отечественная война 1941– 1945 гг.


63

08.05


Проверь себя по разделу "Человек - защитник своего Отечества»


Гражданин и государство (5 часов)

64

15.05


Гражданин и государство.


65

16.05


Права и обязанности граждан.


66

22.05


Символика России.


67

23.05


Символика России.


68

25.05


Символика России.








Приложение 1

Средства контроля


График проведения контрольных работ


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

08.11

Проверь себя по разделу «Человек — живое существо (организм)»

1

19.12

Проверь себя по разделу «Твоё здоровье»

1

26.12

Проверь себя по разделу «Человек — часть природы»

1

30.01

Проверь себя по разделу «Человек среди людей»

1

06.03

Проверь себя по разделу «Родная страна: от края до края»

1

24.04

Проверь себя по разделу «Человек — творец культурных ценностей»

1

16.05

Проверь себя по разделу "Человек - защитник своего Отечества»

1


Приложение 2

1. Раздел «Человек — живое существо (организм)» 4 класс

1.Подчеркни названия органов, которые вхо­дят в нервную систему.

Головной мозг, трахея, спинной мозг, мышцы, пе­чень, сердце.

  1. Напиши ответ на вопрос: «Что помогает развитию скелета и мышц человека?»

  2. Закончи предложения.

  • Двигательная система — это

  • Дыхательная система — это _.

  • Пищеварительная система — это __.

  • Самый тяжёлый орган нашего тела — _.

  • Сердечная мышца делает в день до сокращений.

Кровеносная система — это _.

4.Отметь знаком «+» правила охраны органов дыхания.

  • Чаще пить холодную воду.

  • Много разговаривать и кричать в морозные дни.

  • Чаще проветривать комнату, в которой занима­ешься.

  • Дышать на морозе только через нос.

  • Заниматься дыхательными упражнениями.

5.Заполни таблицу «Работа клеток крови».

Красные клетки крови

Белые клетки крови



6. Закончи предложения.

У человека пять органов чувств: ____________________________________________________

Язык как один из органов чувств воспринимает разные вкусы: ___________________________________________________________________________________________

7. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».


Сладкое

Горькое

Кислое

Солёное





  1. Приведи примеры предметов салатового, бордового, лимонного, вишнёвого, алого цвета.

  2. Впиши слова, обозначающие характер издаваемых звуков.

Дверь Мышь

Медведь _________________________ Ребёнок ___________________
Кукушка ______________________ Дождь ____________________

Гром ___________________

10. Назови эмоции, противоположные перечисленным.

печаль — ________________________ зависть — _____________________________

гнев — _ ______________________ радость — ______________________________

страх — _____________________

2. Раздел «Твоё здоровье»


1.Объедини продукты в группы: 1) много белков; 2) много жиров; 3) много углеводов.

Молоко, мясо, рыба, масло, колбаса, хлеб, пирожное, творог, маргарин, шоколад, сосиски, мармелад.

2.Отметь знаком «+» правильный ответ на вопрос: «Как здоровый организм влияет на умственные способности человека?»

  • Снижает

  • Не влияет

  • Повышает

3. Подготовь план ответа на вопрос: «Какая забава опасна для жизни?»

4. Запиши телефоны служб экстренной помощи.

При пожаре

При травме

При утечке газа

Если в квартиру пытается войти незнакомый человек __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Раздел «Человек — часть природы»

1.Отметь знаком «+» правильные ответы на вопрос: «Чем человек отличается от живот­ного?»

  • Умеет строить жилища.

  • Имеет головной мозг и нервную систему.

  • Заботится о потомстве.

  • Пользуется языком для выражения своих мыслей.

  • Умеет планировать свою деятельность.

  • Производит орудия труда.

  • Имеет память, умеет быть внимательным.

  1. Напиши, что нужно делать, чтобы решить трудную задачу.

__________________________________________________________________

  1. Продолжи предложение.

С помощью речи человек может __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини по смыслу слова из правого столбика со словами из левого столбика

старость ребёнок

детство мужчина

зрелость юноша

юность старик

5.Подчеркни ответы на вопросы: «Что необходимо человеку для роста и развития?»
Свежий воздух, хорошее питание, игрушки, хорошая квартира, тёплый климат, общение со взрослыми, игры со сверстниками, красивая мебель, компьютер, книги.


4. Раздел «Человек среди людей»

1. Соедини начало и конец пословицы.
Сам погибай... ...так и откликнется.

Нет друга ищи... ...а товарища выручай.

Как аукнется... ...а нашёл — береги.



2. Напиши правила общения.

3. К какому времени относится следующее письмо? Выбери ответ.

«Милостивый государь Пётр Алексеевич!

Спешу сообщить Вам приятное известие: в Москву едет с визитом многоуважаемый Акакий Павлович. Он был благосклонен и взял для Вас от меня не большой презент. Буду рад, если мой подарок Вам понравится...»

  • Письмо написано в наши дни.

  • Письмо написано в XIX веке.

  1. Раздел «Родная страна: от края до края»

  1. Напиши отличительные особенности природных зон.

Тундра —

Тайга —

Степь —

2.Запиши названия животных и растений, которые обитают в тайге.

Растения —

Животные —

3.Исправь ошибки в высказывании.

В Арктике обитают морской котик, белый мед­ведь, бурый медведь, соболь, гагара.

4. Дополни схему.

Состав почвы






5.Перечисли особенности местности, на которой строились русские города.

___________________________________________________________________________________

6.Какие «кремлёвские» города ты знаешь? __________________________________________________________________________________

Закончи предложения.

Северные соседи России ________________________________________________________

Финляндия —_________________________________ сосед Росси

  • Китай — одна из самых _____________________________________

  • Восточные соседи России — __________________________________________________

  1. Раздел «Человек — творец культурных ценностей»


1.Кому принадлежат следующие слова? Выбери ответ и отметь его знаком «+».

«...Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное...»

  • князь Владимир

  • княгиня Ольга

  • Пётр Великий

2.На чём писали на Руси в X веке? Выбери ответ и отметь его.

бумага • картон • береста

3.Переведи отрывки из летописи на современный язык. (На отдельном листке.)

В то лето побил мороз рожь, и ржи осьминка стоила по полгривны.

Вложил Бог в сердце князя Мстислава мысль благую о Русской земле, и созвал князь братию свою и начал думать с ними так:

- Братья, пожалеем о Русской земле и о своей отчине и дедине.

4.Составь «рисунчатое письмо»: напиши с его помощью своему другу о чём хочешь. (На от­дельном листке.)

5.Дай название этому тексту.

Пётр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открывались начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счёту. Трудностей было много: не хватало учителей, хоро­ших учебников, тетрадей для письма. Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.

6.Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.

аз — мыслете —

буки — ферт —

веди —

7. Почему А.С.Пушкин называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?

8. Перевести на современный язык слова Ломоносова: „Грамматика" М. Смотрицкого учила не только «благо глаголити и писати, но и стихи слагати ».

9.Отметь знаком «+» события, с которыми были связаны обрядовые праздники.

Рождение ребёнка; строительство дома; покупка скотины; встреча весны; завершение уборки урожая; встреча Нового года.

10. Подбери синонимы к слову «скоморох».

11. Приведи примеры «парадных» портретом.

12. Письменно объясни выражение «публичный театр».

13. Отметь знаком «+» век, который называли «золотым веком» русской культуры.

X век • XX век • XI век • XIX век

14. Перечисли имена известных тебе:

писателей XIX века

художников XIX века ______________________________________

15. Закончи предложения.

  • Левитан — художник, а Глинка — ___________________

  • Чехов — писатель, а Репин —

  • Некрасов — поэт, а Чайковский — _____________________

16.Отметь знаком «+» автора оперы «Жизнь за царя».

Чайковский • Глинка

17.Отметь знаком «+» автора картины «Украинская ночь».

Куинджи • Левитан

18.Отметь знаком «+» жанр, к которому от­носится картина И.И. Левитана «Золотая осень».

портрет • натюрморт • пейзаж

19. Как ты понимаешь, кто такие передвижники? Напиши. ___________________________________________________________________________________________________________________

20. Каких детских поэтов XX века ты знаешь?
Напиши.


  1. Раздел "Человек - защитник своего Отечества»

Исправь ошибку в каждом утверждении.

  • Куликовская битва произошла в 1941 году.

  • Отечественная война 1812 года велась против поляков.

  • Великая Отечественная война закончилась в ноябре 1945 года.


11