Аннотация
к рабочей программе по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального Государственного стандарта начального общего образования, с учётом примерной программы по русскому языку начального общего образования, авторской программы «Начальная школа 21 века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой, образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МО РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, исходя из 2 часов в неделю.
Цель изучения курса в начальной школе - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
-
| Человек – живое существо (организм) | 17 ч |
-
| Ты и твое здоровье | 12 ч |
-
| Человек – часть природы | 3 ч |
-
| Человек среди людей | 6 ч |
-
| Родная страна от края до края | 12 ч |
-
| Человек – творец культурных ценностей | 12 ч |
-
| Человек – защитник своего Отечества | 5 ч |
-
| Гражданин и государство | 3 ч |
Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ и тестов (6).
1. Планируемые результаты учебного предмета «Окружающий мир»
Личностными результатами изучения являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
-осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
-осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
-уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
-установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из ученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин;
-умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира;
-выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых
национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
-владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
-овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
-понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
-понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
-понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
2. Содержание учебного предмета:
Человек – живое существо (организм) (17 часов)
Ты и твое здоровье. (7 часов).
Человек – часть природы. (3 часа)
Человек среди людей. (5 часов)
Человек и общество, в котором он живёт:
Родная страна от края до края. (13 часов)
Человек – творец культурных ценностей (12 часов)
Человек – защитник своего Отечества (5 часов)
Гражданин и государство. (5 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема урока | Примечание |
план | факт |
Человек – живое существо (организм) (17 часов) |
-
| 05.09 | | Общее строение организма человека. | |
-
| 06.09 | | Нервная система. Головной и спинной мозг. | |
-
| 12.09 | | Двигательная система организма человека. | |
-
| 13.09 | | Пищеварительная система. | |
-
| 19.09 | | Дыхательная система. | |
-
| 20.09 | | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. | |
-
| 26.09 | | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | |
-
| 27.09 | | Кожа. | |
-
| 03.10 | | Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение. | |
10 | 04.10 | | Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | |
11 | 10.10 | | Слух. Гигиена слуха. | |
12 | 11.10 | | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | |
13 | 17.10 | | Вкус. | |
14 | 18.10 | | Осязание. | |
15 | 24.10 | | Мир чувств. Эмоции. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | |
16 | 25.10 | | Внимание. | |
17 | 08.11 | | Память. Проверь себя по разделу «Человек-живое существо». | |
Ты и твое здоровье (7 часов) | |
18 | 09.11 | | Здоровье человека. Режим дня. | |
19 | 15.11 | | Правила закаливания. Снятие усталости | |
20 | 16.11 | | Поговорим о вредных привычках. | |
21 | 22.11 | | Когда дом становится опасным. | |
22 | 23.11 | | Улица полна неожиданностей. | |
23 | 29.11 | | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | |
24 | 30.11 | | Если случится беда. Проверь себя по разделу «Твоё здоровье» | |
Человек — часть природы (3 часа) |
25 | 05.12 | | Чем человек отличается от животных. | |
26 | 06.12 | | От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». | |
27 | 12.12 | | Почему пожилым людям нужна твоя помощь. Проверь себя по разделу «Человек — часть природы» | |
Человек среди людей (5 часов) |
28 | 13.12 | | Поговорим о доброте. | |
29 | 19.12 | | Что такое справедливость. О правде и труде. | |
30 | 20.12 | | Умеешь ли ты общаться. Проверь себя по разделу «Человек среди людей» | |
31 | 26.12 | | Умеешь ли ты общаться. | |
32 | 27.12 | | О смелости. | |
Родная страна: от края до края (13 часов) |
33 | 10.01 | | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | |
34 | 16.01 | | Природные зоны России. Тундра. | |
35 | 17.01 | | Природные зоны России. Тайга. | |
36 | 23.01 | | Природные зоны России. Зона смешанных лесов. | |
37 | 24.01 | | Природные зоны России. Степи и пустыни. | |
38 | 30.01 | | Почвы России. Опыт «Состав почвы». | |
39 | 31.01 | | Рельеф России. | |
40 | 06.02 | | Рельеф России. | |
41 | 07.02 | | Рельеф России. | |
42 | 13.02 | | Как возникали и строились города. | |
43 | 14.02 | | Россия и ее соседи. Япония. | |
44 | 20.02 | | Россия и ее соседи. Китай. | |
45 | 21.02 | | Россия и ее соседи. Королевство Дания. Проверь себя по разделу «Родная страна: от края до края» | |
Человек – творец культурных ценностей (12 часов) |
46 | 27.02 | | Что такое культура. | |
47 | 28.02 | | О первых школах и книгах. | |
48 | 06.03 | | О первых школах и книгах. | |
49 | 07.03 | | Чему и как учились в России при Петре I. | |
50 | 13.03 | | Русское искусство до XVIII века. | |
51 | 14.03 | | Русское искусство до XVIII века. | |
52 | 20.03 | | Искусство России XVIII века. | |
53 | 21.03 | | Искусство России XVIII века. | |
54 | 03.04 | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | |
55 | 04.04 | | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | |
56 | 10.04 | | Искусство России ХХ века. | |
57 | 11.04 | | Проверь себя по разделу «Человек — творец культурных ценностей» | |
Человек – защитник своего Отечества (5 часов) |
58 | 17.04 | | Как Русь боролась с половцами. | |
59 | 18.04 | | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | |
60 | 24.04 | | Отечественная война 1812 года. | |
61 | 25.04 | | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | |
62 | 02.05 | | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | |
63 | 08.05 | | Проверь себя по разделу "Человек - защитник своего Отечества» | |
Гражданин и государство (5 часов) |
64 | 15.05 | | Гражданин и государство. | |
65 | 16.05 | | Права и обязанности граждан. | |
66 | 22.05 | | Символика России. | |
67 | 23.05 | | Символика России. | |
68 | 25.05 | | Символика России. | |
Приложение 1
Средства контроля
График проведения контрольных работ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
-
| 08.11 | Проверь себя по разделу «Человек — живое существо (организм)» | 1 |
-
| 19.12 | Проверь себя по разделу «Твоё здоровье» | 1 |
-
| 26.12 | Проверь себя по разделу «Человек — часть природы» | 1 |
-
| 30.01 | Проверь себя по разделу «Человек среди людей» | 1 |
-
| 06.03 | Проверь себя по разделу «Родная страна: от края до края» | 1 |
-
| 24.04 | Проверь себя по разделу «Человек — творец культурных ценностей» | 1 |
-
| 16.05 | Проверь себя по разделу "Человек - защитник своего Отечества» | 1 |
Приложение 2
1. Раздел «Человек — живое существо (организм)» 4 класс
1.Подчеркни названия органов, которые входят в нервную систему.
Головной мозг, трахея, спинной мозг, мышцы, печень, сердце.
Напиши ответ на вопрос: «Что помогает развитию скелета и мышц человека?»
Закончи предложения.
Двигательная система — это
Дыхательная система — это _.
Пищеварительная система — это __.
Самый тяжёлый орган нашего тела — _.
Сердечная мышца делает в день до сокращений.
• Кровеносная система — это _.
4.Отметь знаком «+» правила охраны органов дыхания.
Чаще пить холодную воду.
Много разговаривать и кричать в морозные дни.
Чаще проветривать комнату, в которой занимаешься.
Дышать на морозе только через нос.
Заниматься дыхательными упражнениями.
5.Заполни таблицу «Работа клеток крови».
Красные клетки крови | Белые клетки крови |
| |
6. Закончи предложения.
У человека пять органов чувств: ____________________________________________________
Язык как один из органов чувств воспринимает разные вкусы: ___________________________________________________________________________________________
7. Заполни таблицу «Продукты, отличающиеся по вкусу».
Сладкое | Горькое | Кислое | Солёное |
| | | |
Приведи примеры предметов салатового, бордового, лимонного, вишнёвого, алого цвета.
Впиши слова, обозначающие характер издаваемых звуков.
Дверь Мышь
Медведь _________________________ Ребёнок ___________________
Кукушка ______________________ Дождь ____________________
Гром ___________________
10. Назови эмоции, противоположные перечисленным.
печаль — ________________________ зависть — _____________________________
гнев — _ ______________________ радость — ______________________________
страх — _____________________
2. Раздел «Твоё здоровье»
1.Объедини продукты в группы: 1) много белков; 2) много жиров; 3) много углеводов.
Молоко, мясо, рыба, масло, колбаса, хлеб, пирожное, творог, маргарин, шоколад, сосиски, мармелад.
2.Отметь знаком «+» правильный ответ на вопрос: «Как здоровый организм влияет на умственные способности человека?»
Снижает
Не влияет
Повышает
3. Подготовь план ответа на вопрос: «Какая забава опасна для жизни?»
4. Запиши телефоны служб экстренной помощи.
При пожаре
При травме
При утечке газа
Если в квартиру пытается войти незнакомый человек __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Раздел «Человек — часть природы»
1.Отметь знаком «+» правильные ответы на вопрос: «Чем человек отличается от животного?»
Умеет строить жилища.
Имеет головной мозг и нервную систему.
Заботится о потомстве.
Пользуется языком для выражения своих мыслей.
Умеет планировать свою деятельность.
Производит орудия труда.
Имеет память, умеет быть внимательным.
Напиши, что нужно делать, чтобы решить трудную задачу.
__________________________________________________________________
Продолжи предложение.
С помощью речи человек может __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедини по смыслу слова из правого столбика со словами из левого столбика
старость ребёнок
детство мужчина
зрелость юноша
юность старик
5.Подчеркни ответы на вопросы: «Что необходимо человеку для роста и развития?»
Свежий воздух, хорошее питание, игрушки, хорошая квартира, тёплый климат, общение со взрослыми, игры со сверстниками, красивая мебель, компьютер, книги.
4. Раздел «Человек среди людей»
1. Соедини начало и конец пословицы.
Сам погибай... ...так и откликнется.
Нет друга ищи... ...а товарища выручай.
Как аукнется... ...а нашёл — береги.
2. Напиши правила общения. 3. К какому времени относится следующее письмо? Выбери ответ.
«Милостивый государь Пётр Алексеевич!
Спешу сообщить Вам приятное известие: в Москву едет с визитом многоуважаемый Акакий Павлович. Он был благосклонен и взял для Вас от меня не большой презент. Буду рад, если мой подарок Вам понравится...»
Раздел «Родная страна: от края до края»
Напиши отличительные особенности природных зон.
Тундра —
Тайга —
Степь —
2.Запиши названия животных и растений, которые обитают в тайге.
Растения —
Животные —
3.Исправь ошибки в высказывании.
В Арктике обитают морской котик, белый медведь, бурый медведь, соболь, гагара.
4. Дополни схему.
Состав почвы
5.Перечисли особенности местности, на которой строились русские города.
___________________________________________________________________________________
6.Какие «кремлёвские» города ты знаешь? __________________________________________________________________________________
Закончи предложения.
• Северные соседи России ________________________________________________________
• Финляндия —_________________________________ сосед Росси
Раздел «Человек — творец культурных ценностей»
1.Кому принадлежат следующие слова? Выбери ответ и отметь его знаком «+».
«...Посылать собирать детей и отдавать их в обучение книжное...»
князь Владимир
княгиня Ольга
Пётр Великий
2.На чём писали на Руси в X веке? Выбери ответ и отметь его.
• бумага • картон • береста
3.Переведи отрывки из летописи на современный язык. (На отдельном листке.)
В то лето побил мороз рожь, и ржи осьминка стоила по полгривны.
Вложил Бог в сердце князя Мстислава мысль благую о Русской земле, и созвал князь братию свою и начал думать с ними так:
- Братья, пожалеем о Русской земле и о своей отчине и дедине.
4.Составь «рисунчатое письмо»: напиши с его помощью своему другу о чём хочешь. (На отдельном листке.)
5.Дай название этому тексту.
Пётр I много сделал для просвещения народа. В годы его царствования открывались начальные школы, где детей обучали чтению, письму и счёту. Трудностей было много: не хватало учителей, хороших учебников, тетрадей для письма. Но всё же с каждым годом грамотных людей прибавлялось.
6.Напиши рядом с названием буквы старославянской азбуки её современное начертание.
аз — мыслете —
буки — ферт —
веди —
7. Почему А.С.Пушкин называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?
8. Перевести на современный язык слова Ломоносова: „Грамматика" М. Смотрицкого учила не только «благо глаголити и писати, но и стихи слагати ».
9.Отметь знаком «+» события, с которыми были связаны обрядовые праздники.
Рождение ребёнка; строительство дома; покупка скотины; встреча весны; завершение уборки урожая; встреча Нового года.
10. Подбери синонимы к слову «скоморох».
11. Приведи примеры «парадных» портретом.
12. Письменно объясни выражение «публичный театр».
13. Отметь знаком «+» век, который называли «золотым веком» русской культуры.
• X век • XX век • XI век • XIX век
14. Перечисли имена известных тебе:
• писателей XIX века
• художников XIX века ______________________________________
15. Закончи предложения.
Левитан — художник, а Глинка — ___________________
Чехов — писатель, а Репин —
Некрасов — поэт, а Чайковский — _____________________
16.Отметь знаком «+» автора оперы «Жизнь за царя».
• Чайковский • Глинка
17.Отметь знаком «+» автора картины «Украинская ночь».
• Куинджи • Левитан
18.Отметь знаком «+» жанр, к которому относится картина И.И. Левитана «Золотая осень».
• портрет • натюрморт • пейзаж
19. Как ты понимаешь, кто такие передвижники? Напиши. ___________________________________________________________________________________________________________________
20. Каких детских поэтов XX века ты знаешь?
Напиши.
Раздел "Человек - защитник своего Отечества»
Исправь ошибку в каждом утверждении.
Куликовская битва произошла в 1941 году.
Отечественная война 1812 года велась против поляков.
Великая Отечественная война закончилась в ноябре 1945 года.
11