Аннотация
Рабочая программа учебного предмета Окружающий мир» составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по окружающему миру на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с), Проекта «Перспективная начальная школа», соотнесённого с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.)
Программа обеспечена:
Учебники:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник
Контрольно-измерительные материалы
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник
5.Чуракова. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1,2 класс
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» - 175 ч., «Человек и общество» - 75 ч., «Правила безопасной жизни» - 17 ч. (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г.) и обеспечена:
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области.
Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно -научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно – научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Разделы, темы. | |
1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Человек и природа. 3 класс Изображение Земли на глобусе О чём рассказала карта Из чего всё на свете Вода и её свойства Воздух и его свойства Тайны недр Почва Природные сообщества Человек и природные сообщества | 52 4 8 2 11 9 6 3 7 2 |
2 2.1 2.2 2.3 | Человек и общество. 3 класс Права и обязанности человека Лента времени Города России | 12 2 1 9 |
3 3.1 | Правила безопасного поведения 3 класс Правила безопасного поведения | 4 4 |
| Итого | 68 |
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения учебного предмета.
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
сравнивать и различать формы земной поверхности;
находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
приводить примеры веществ;
сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
сравнивать свойства воды и воздуха;
следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
характеризовать кругооборот воды в природе;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
описывать достопримечательности Московского Кремля;
различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить место изученного события на ленте времени;
находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
находить на ленте времени место изученному историческому событию;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Содержание программы
3 класс
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1. | Изображение Земли на глобусе (12 ч) | Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практикум Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. |
2. | Неживая природа (22 ч) | Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса. |
3. | Тайна недр пород. Почва (9 ч) | Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы. |
4. | Природные сообщества (7 ч) | Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями. |
5. | Человек и природные сообщества (8 ч) |
6. | Путешествие в прошлое (10 ч) | Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей. |
Тематическое распределение часов
3 класс (68 часов)
Содержание (тема) | Кол-во часов | Оборудование | Учебные материалы |
уч-ник | п/тет | Хресто-матия |
Изображение Земли на глобусе Наш мир знакомый и загадочный | 1 | | 5 – 6 | – | – |
Глобус - модель земного шара | 1 | глобус | 7 – 11 | 2 | 7 – 11 |
Материки и океаны на глобусе | 1 | глобус | 12 – 14 | 3 – 4 | 12 – 15 |
Формы поверхности Земли | 1 | глобус | 15 – 18 | 5 | 16 |
О чем рассказала карта Географическая карта | 1 | карта полушарий | 19 – 24 | 6 – 7 | 17 – 18 |
Учимся читать карту | 1 | цор | 25 – 27 | 8 – 9 | 19 – 24 |
План местности | 1 | цор | 28 – 30 | 10 | – |
Холмы и овраги | 1 | | 31 – 34 | 11 – 12 | 25 – 27 |
Стороны горизонта | 1 | цор | 35 – 37 | 13 – 15 | – |
Ориентирование на местности. Компас | 1 | компас | 38 – 41 | 16 – 17 | 28 – 32 |
Ориентирование на местности (урок-экскурсия) | 1 | компас | – | – | – |
Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) | 1 | | – | – | – |
Из чего всё на свете Тела; вещества; частицы | 1 | | 43 – 48 | 18 – 20 | 33 – 34 |
Твердые вещества; жидкости и газы | 1 | духи | 49 – 52 | 21 | 35 |
Вода и ее свойства Вода - необыкновенное вещество | 1 | Банка, крышка, лёд | 53 – 55 | 22 | 36 – 40 |
Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба) | 1 | Доклады, презентации | 57 – 62 | 23 | 41 – 46 |
Термометр и его устройство | 1 | вода тёплая холодная со льдом модель термометра | 63 – 67 | 24 – 25 | |
Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба) | 1 | доклады цор | 68 – 71 | 26 | |
Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | цор | 72 – 74 | 27 | |
Круговорот воды в природе | 1 | цор | 76 – 80 | 28 | 47 – 60 |
Туман и облака | 1 | | 81 – 84 | 29 | |
Осадки | 1 | | 81 – 84 | 29 | |
Вода – растворитель (заседание клуба) | 1 | вода соль песок | 85 – 87 | 30 | |
Растворы в природе | 1 | | 88 – 90 | 31 – 33 | |
Почему воду надо беречь? | 1 | | 91 – 94 | 34 – 35 | |
Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | стакан воды губка | 96 – 99 | 36 | 61 – 68 |
Воздух – это смесь газов | 1 | цор | 100– 102 | 37 – 38 | |
Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | доклады | 103 – 108 | 39 – 40 | |
Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | сосуд с водой стакан | 103 – 108 | 39 – 40 | |
Движение воздуха. Температура воздуха | 1 | термометр | 111 – 114 | 41 | 69 – 76 |
Ветер | 1 | лупа | 115 – 119 | 42 | |
Что такое погода? | 1 | дневник наблюде ний | 120 – 122 | 43 | |
Повторение. Вода и воздух | 1 | | - | – | |
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир» | 1 | | 123 – 125 | – | |
Тайны недр Горные породы | 1 | | 5 – 8 | 2 – 3 | 77 – 84 |
Разрушение горных пород | 1 | | 9 – 11 | 2 – 3 | |
Что такое минералы? | 1 | коллекция | 12 – 15 | 4 | |
Полезные ископаемые | 1 | | 16 – 21 | 5 | |
Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) | 1 | доклады | 22 – 25 | 6 – 7 | |
Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | | 26 – 30 | 8 – 9 | |
Почва Как образуется почва | 1 | цор | 31 – 34 | 10 – 11 | ― |
Почва и её свойства (заседание клуба) | 1 | почва лупа | 35 – 38 | 12 – 14 | ― |
Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) | 1 | | 39 – 42 | 15 | ― |
Природные сообщества Лес и его обитатели | 1 | | 43 – 49 | 16 – 17 | 85 – 96 |
Лес и его обитатели | 1 | цор | 43 – 49 | 16 – 17 | |
Луг и его обитатели | 1 | | 50 – 54 | 18 | 113 – 120 |
Поле и его обитатели | 1 | цор | 55 – 58 | 19 | |
Пресные водоемы и его обитатели | 1 | | 59 – 64 | 20 – 22 | 97 – 104 |
Пресные водоемы и его обитатели | 1 | цор | 59 – 64 | 20 – 22 | |
Болото и его обитатели | 1 | цор | 65 – 68 | 23 – 24 | 105 – 112 |
Человек и природные сообщества Значение лесов | 1 | | 69 – 73 | 25 – 26 | 121 – 126 |
Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) | 1 | правила поведе ния | 74 – 78 | 27 – 28 | |
Луг и человек | 1 | гербарий | 79 – 82 | 29 – 30 | – |
Надо ли охранять болота? Безопасное поведение | 1 | цор | 83 – 85 | 31 | – |
Дары рек и озёр Безопасное поведение | 1 | цор | 86 – 89 | 32 | – |
Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба) | 1 | правила поведения | 90 - 93 | 33 | – |
Человек-защитник природы | 1 | | 94 – 96 | 34 | 127 – 132 |
Природа будет жить | 1 | цор | 97 – 102 | 35 – 37 | |
Путешествие в прошлое Лента времени | 1 | | 103 – 107 | 38 | – |
Золотое кольцо | 1 | цор | 108 – 123 | 39 – 41 | 133 – 138 |
Золотое кольцо | 1 | цор | 108 – 123 | 39 – 41 | 133 – 138 |
Золотое кольцо | 1 | цор | 108 – 123 | 39 – 41 | 133 – 138 |
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | цор | 124 – 130 | 2; 42 | 139 – 146 |
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | | 124 – 130 | 42 | 139 – 146 |
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | | 131-136 | 43-44 | 139 – 146 |
Достопримечательности родного края (урок-экскурсия) | 1 | | | | |
Достопримечательности родного края (урок-экскурсия) | 1 | | | | |
Подведение итогов | 1 | | | | |
| 68 ч | | | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 2 класс: Учебник-хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник
Контрольно-измерительные материалы:
1. Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. – М.: Академкнига/Учебник
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебни
3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник
4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 4 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник
5.Чуракова. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме. 1,2 класс
Методические рекомендации для учителя:
1.Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 1класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2012.
2. Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Наш мир. 2класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник,2012.
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник
4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник
Техническое обеспечение образовательного процесса
Школьная доска Мультимедийное оборудование Экран Компьютер
Интернет-ресурсы
1) Федеральный портал "Российское образование" 2) Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
3) Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 4) Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Наглядные пособия:
1) натуральные живые пособия – комнатные растения; 2) гербарии; коллекции насекомых; 3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
5) географические и исторические карты; 6) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
13