СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана по ФГОС на четыре года.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по окруж миру»

Рабочая программа

окружающий мир

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании Федерального закона №273 – ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в РФ», Федерального Государственного Образовательного Стандарта 2009г., с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:

  1. Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2013.

  2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2013.

  3. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2013.

Цели и задачи курса

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».


В основе построения курса лежат следующие принципы:

    1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

    2. Педоцентрический принцип – определяет наиболее актуальные для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального, психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

    3. Культурологический принцип – понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

    4. Принцип экологизации – определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде.

    5. Принцип поступательности – обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

    6. Краеведческий принцип – обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музей и т.п.

Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

  • уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирической уровне, в том числе в дошкольном детстве;

  • необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

  • зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

  • преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.


Особенности содержательных линий

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс)

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс). Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного

учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох:

«Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

  • Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.

  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

  • Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

  • Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

  • Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

  • Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

  • ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.

  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко– культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.


Использование информационных технологий

на уроках окружающего мира

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне;

- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций.

2. Принцип доверительности.

3. Принцип обратной связи.

4. Принцип исследовательской позиции.



Цели и задачи применения ИКТ

Основной целью применения компьютерных технологий состоит в совершенствовании образовательного процесса и повышении качества обучения.

Задачи:

- развитие у учащихся навыков и умений ориентации в современном информационном пространстве;

- воспитание мыслящих людей;

- формирование и развитие атмосферы творческого содружества учеников и учителей;

- формирование у учащихся отношения к компьютеру как к инструменту познавательной деятельности;

- формирование " новой грамотности", предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией;

- постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе- 66ч (2 ч в неделю, 33 учебных недели), во 2.3,4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе)

В авторскую программу изменения не внесены.

Программа изучается на базовом уровне.



Содержание тем учебного курса.


1 класс


Содержатель

ная линия

Учебный материал

Кол-во часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия

Предметные

Знать

Уметь


1. Ты- первоклассник

Школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,

4 ч

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;


овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Ориентировка в понятиях и терминах: школьник, ученик, правило, опасная и безопасная дорога, дорожный знак,

выполнять правила поведения;

применять правила дорожного движения;



2.Твои друзья-взрослые и дети

Правила общения, дружеские отношения

6 ч







Ориентировка в понятиях и терминах: правило, дружеские отношения.

использовать в процессе общения основные правила этикета;

строить диалог со взрослыми и сверстниками;


2. Твоё здоровьё

Здоровье, органы чувств, время, час, день недели, гигиена, способы закаливания, гимнастика.

7 ч

Ориентировка в понятиях и терминах : здоровье, время, час, день недели, гигиена, гимнастика.

выполнять режим дня;

соблюдать правила гигиены;



3.Мы и вещи

Мир профессий, предметы труда, уважение к труду, экономное отношение

4 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: труд, уважение к труду, экономное отношение, одежда, обувь, мебель, безопасность.

выполнять несложные трудовые действия в рамках обслуживающего, общественно-полезного труда



4.Родная природа

Природа живая и неживая, виды животных (домашние и дикие, млекопитающие, земноводные и т.д) и растений ( хвойные, лиственные, смешанные леса, цветы и т.д.), способы охраны природы, Красная книга


25 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: природа (живая, неживая ), время года, сезон, растение (открытого грунта, комнатное), животное (домашнее, дикое), теплица, заповедник, Красная книга.

различать живую и неживую природу;

различать сезонные изменения в природе;

ухаживать за комнатными растениями;

различать виды животных


5. Родная страна

Россия, символика России, столица, основные права и обязанности граждан России, виды транспорта, народное творчество

20 ч

Ориентировка в понятиях и терминах: семья, родители, город, село, страна, памятное место, транспорт, фольклор, народное творчество, профессия.


рассказывать о себе по плану: имя, фамилия, ласковое имя, любимое занятие;

знать название своего города, страны, столицы;

знать символику страны;

знать полное имя, домашний адрес;



2 класс

Раздел

Содержание учебного курса

Кол-во

часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Введение.

Что тебя окружает



Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.



-сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.



Регулятивные:

1.1. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

1.2готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные:

3.1 взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению;

3.2 использовать в общении правила вежливости;

3.3 принимать участие в работе
парами (группами).



Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники — органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.




10ч

-описывать кратко особенности разных органов чувств;

-сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

-анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

-различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты;

-характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

-реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

- оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности.


Кто живет рядом с тобой


Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожи­лым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

11ч

-составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

-характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

-реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях

Личностные:

4.1 проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям;

4.2 осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни;

4.3 проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе



Россия — твоя Родина


Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва — столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне — предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V–IХ веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

20ч

-различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

-ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

различать флаг и герб России. основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.


- называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

- воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

-приводить примеры из Красной книги России (своей местности).






Мы — жители Земли



Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение — живые существа.

Природные сообщества.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек.

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

25ч.

- кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

-называть царства природы;

- описывать признаки животного и растения как живого существа;

- моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания; - различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

- устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

- описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

- сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.




Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).


Называть и узнавать представителей животного и растительного мира; особенности их образа жизни.

Искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями.


Практические работы

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).




-составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

-моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в

-проводить несложные опыты по определению свойств воды;

-отличать водоем от реки как водного потока;

-узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

- «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

-описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям). Различать плодовые и ягодные культуры;

-составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;.





3 класс

Раздел

Содержание учебного курса

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Введение (1 ч)


Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.



-ориентироваться в понятии «историческое время»;


1.Регулятивные:

1.1. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

1.2готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

2.Познавательные:

2.1 формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы;

2.2отвечать на вопросы по теме наблюдения;

2.3 определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень»;

2.4 выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты кладовая витаминов;

2.5определять последовательность времен года;

2.6 установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе;

2.7.уточнять и расширять представления о диких животных;

2.8 объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»;

2.9знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем;

2.10выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья»;

2.11знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса;

2.12знакомиться с народными приметами , с изменениями, которые происходят в разные времена года;



Земля — наш общий дом (10 ч)


Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.


-характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

-анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;

-анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

-характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;

-устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

-описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

-называть источники воды, характеризовать различные водоемы;

-моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

-ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;

-объяснять назначение масштаба и условных обозначений.



Растительный мир Земли (11 ч)


Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.


-характеризовать значение растений для жизни;

-различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;

-объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;


Грибы (1 ч)



Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.


кратко рассказывать о значении этого события

-объяснять отличия грибов от растений.


2.13., объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»;

2.14 распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные,

растительноядные, хищные, всеядные);



Животный мир Земли (11 ч)



Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.


-характеризовать роль животных в природе;

-приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;

-характеризовать животное как организм;

-устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

-приводить примеры (конструировать) цепи питания;

составлять описательный рассказ о животных разных классов;

-составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

-ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.


2.15.знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания диких животных;

2.16составлять описательный рассказ;

2.17.работать с таблицей.

3.Коммуникативные: 3.1строить понятные для партнера высказывания;

3.2оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

3.3допускать существование различных точек зрения;

3.4 вступать в диалог с учителем, одноклассниками;

3.5ставить вопросы;

3.6 обращаться за помощью к одноклассникам.

4.Личностные:

4.1проявляют ценностное отношение к природному миру;

4.2осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

4.3выражают позитивное


Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)


Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

-воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;

-рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;

-составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

-описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

-воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.


Коммуникативные:

3.1 взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению;

3.2 использовать в общении правила вежливости;

3.3 принимать участие в работе
парами (группами).

4.Личностные:

4.1 проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям;

4.2 осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни;

4.3 проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)


Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.




-ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

-рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

-приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

-называть древние города, описывать их достопримечательности;

-ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

-объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

-называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

-называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

1.Регулятивные:

1.1. использовать речь для регуляции своего действия;

1.2 контролировать свою речь, ее четкость и правильность;

1.3 принимать и сохранять учебную задачу.

2.Познавательные:

2.1 объяснять понятия, связанные с темой

«Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.;

2.2 иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира;



Уроки-обобщения.

Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Владеть рассуждением, описанием, повествованием.

Искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Экскурсии.

В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.


Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.

Искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Опыты.

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.


Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями.

Практические работы.

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.


Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).

Искать и соотносить информацию с имеющимися знаниями.


4 класс

Раздел

Содержание учебного курса

Кол-во

часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Введение (1 ч)



Человек — часть природы. Природа — источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.



-объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.



Человек — живое существо (организм) (30 ч)


Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка. Значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и деятельности ребенка для его развития. Охрана детства. Права ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Ты и твое здоровье. Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными. Детские болезни (общее представление о гриппе, аллергии и др.).

Человек — часть природы. Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.

Человек среди людей.

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного (прямохождение, речь, сознание, деятельность, творчество). Передача отношения человека к природе в верованиях, искусстве, литературе. Детские болезни, их причины и признаки заболевания. Правила поведения во время болезней.

30

-характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

-объяснять роль нервной системы в организме;

-рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

-конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

-характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

-устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

-характеризовать условия роста и развития ребенка;

-различать положительные и отрицательные

качества человека,

- приводить

житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.


1.Регулятивные:

1.1. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

1.2готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Коммуникативные:

3.1 взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению;

3.2 использовать в общении правила вежливости;

3.3 принимать участие в работе
парами (группами).

4.Личностные:

4.1 проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям;

4.2 осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни;

4.3 проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе

2.Познавательные:

характеризовать человека как живое существо, организм:

раскрывать особенности деятельности различных органов;

объяснять роль нервной системы в организме;

рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;


конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

характеризовать человека как час ть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

характеризовать условия роста и развития ребенка;

различать положительные и отрицательные качества человека,

приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др


Человек и общество, в котором он живет (37 ч)


Родная страна от края до края. Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Гражданин и государство. Россия — наша Родина. Права и обязанности граждан России. Правители древнерусского и российского государства. Первый царь, императоры России. Символы царской власти в России. Первый Президент России. Государственная Дума современной России.

Человек и культура. Человек — творец культурных ценностей. Школы, книги, библиотеки как часть культуры в разные времена (исторические эпохи). О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов. Школа и образование в ХIХ веке, в Советской России. Возникновение и развитие библиотечного дела.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIIIвека. Возникновение публичных театров.

Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).

Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты ХХ века (М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т. Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.). Композиторы и их произведения (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Современный театр.

Человек — воин. Почему люди воюют. Войны в Древней Руси. Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.



37

- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

-описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.


Познавательные:

описывать картины природных зон,

узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

находить на карте равнины и горы России (своего края);

выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

узнавать символы царской власти;

знать имя Президента современной России;

составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания

Экскурсии



В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).




Владеть способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой из них.



Практические работы.


Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).


Владеть методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание).















Особенности контроля и оценки учебных достижений

по окружающему миру


Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются:

  • Фронтальный опрос. Проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Основная цель таких бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы. Учитель подбирает такие вопросы, которые проверяют не только знание фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и др.) но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

  • Индивидуальный опрос.

- Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные свойства и признаки. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

- Рассказ – рассуждение. Проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и пр.. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения., связной речи-рассуждения.

  • Письменная проверка знаний. Используются такие задания, которые не требуют полного, обстоятельного ответа письменного ответа:

- тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправления высказывания и пр.;

- индивидуальные карточки-задания (дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п.). Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей;

- графические работы, позволяющие учителю проверить осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком, схемой.

  • Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями, сочетающая в себе элементы как устного, так и письменного опроса. Используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.








Учебно-тематический план.

1 класс

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

ИКТ

Примечания

план

факт

1

Вводный урок. Нас окружает удивительный мир (4-5)

1

3.09




2

Давай познакомимся (6-7)

1

5.09


+


3

Мы – школьники. Экскурсия по школе (8-11)

1

10.09




4

Правила поведения в школе (12-14)

1

12.09




5

Сентябрь – первый месяц осени (15-17)

1

17.09




6

Что нам осень подарила(18-20)

1

19.09




7

Грибная пора (21-22)

1

24.09


+


8

Семья (23)

1

26.09




9

О маме и бабушке поговорим … (24-25)

1

1.10




10

Любимые занятия (26-28)

1

3.10




11

Воскресный день (29-30)

1

8.10


+


12

Как из зерна получилась булка (31-32)

1

10.10




13

Человек и домашние животные (33-34)

1

15.10




14

Октябрь уж наступил. Экскурсия в природу (35-39)

1

17.10




15

Явления природы (40-43)

1

22.10




16

Где ты живешь? Что такое дорога (44-45)

1

24.10




17

Правила поведения на дорогах (46-49)

1

29.10


+


18

Ты и вещи (50-53)

1

31.10




19

Кто работает ночью (54-55)

1

12.11




20

Что такое здоровье (56)

1

14.11




21

Твои помощники – органы чувств (57-58)

1

19.11




22

Правила гигиены (59-60)

1

21.11


+


23

О режиме дня (61)

1

26.11




24

О времени и часах (62)

1

28.11




25

Урок в спортивном зале (63-65)

1

3.12




26

Ноябрь – зиме родной брат (66-67)

1

5.12




27

Дикие животные (68)

1

10.12


+


28

Звери – млекопитающие (69-71)

1

12.12




29

Что мы знаем о птицах (72-76)

1

17.12




30

Родной край (77-79)

1

19.12




31

Дом, в котором ты живешь (80-83)

1

24.12




32

Зачем люди трудятся? (84-86)

1

26.12


+


33

В декабре, в декабре все деревья в серебре. Экскурсия в природу (87)

1

14.01




34

Какая бывает вода? (88-89)

1

16.01




35

О дружбе (90-91)

1

21.01




36

Идем в гости (92)

1

23.01




37

С Новым годом (93)

1

28.01


+


38

Январь – году начало, зиме – середина. Экскурсия в природу (94-96)

1

30.01




39

Хвойные деревья (97-98)

1

4.02




40

Жизнь птиц (99-102)

1

6.02




41

Наша страна – Россия (103-107)

1

18.02


+


42

Богата природа России (108-114)

1

20.02




43

Мы – россияне (115-118)

1

25.02




44

Народная сказка (119)

1

27.02


+


45

Февраль – месяц метелей и вьюг (120-121)

1

4.03




46

Звери. Млекопитающие (122-125)

1

6.03




47

Наш уголок природы (126-132)

1

11.03




48

Мы – граждане России (133-138)

1

13.03


+


49

О правилах поведения (139-141)

1

18.03




50

8 Марта – праздник всех женщин (142-144)

1

20.03




51

Март- капельник (145-150)

1

1.04




52

Здоровая пища (151-152)

1

3.04


+


53

Если хочешь быть здоров, закаляйся (153-154)

1

8.04




54

Какое бывает настроение (155)

1

10.04




55

Апрель – водолей (156-161)

1

15.04


+


56

Весенние работы (162-164)

1

17.04




57

Кто работает на транспорте (165-167)

1

22.04




58

День космонавтики (168-169)

1

24.04


+


59

Май весну завершает, лето начинает. Экскурсия в природу (170-172)

1

29.04




60

Жизнь земноводных весной 173-174)

1

6.05




61

Животное – живое существо (175-180)

1

8.05


+


62

Скоро лето (181)

1

13.05




63

Ты – пешеход (182-184)

1

15.05




64

Повторение изученного

1

20.05




65

Урок-экзамен (185)

1

22.05




66

Итоговый урок

1

23.05







2 класс

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

ИКТ

Примечания

план

факт

1

Что такое окружаю­щий мир?

1





2

Что изуча­ет история?

1





3

Человек — живой орга­низм

1





4

Наши по­мощники — органы чувств

1





5

Что такое здоровье?

1





6

Чтобы не уставать...

1





7

Физичес­кая культура.

1





8

Урок в спортивном зале

1





9

Закалять­ся может каждый.

1





10

Здоровье и питание.

1





11

Умеешь ли ты есть...

1





12

Здоро­вье и осторожность.

1





13

Здоро­вье и осторожность.

1





14

Можно ли изменить себя?

1





15

Что такое семья?

1





16

Кто зани­мается домашним хозяйством.

1





17

Чем семья зани­мается в свободное время.

1





18

Твои друзья -взрослые и сверст­ники

1





19

Правила культурного поведения в театре.

1





20

О дружбе.

1





21

Родина — что же это такое?

1





22

Родной край — час­тица Родины.

1





23

Из исто­рии нашей Родины.

1





24

Зачем человек трудится.

1





25

Из исто­рии нашей Родины.

1





26

Хлеб – главное богатство России.

1





27

Как работают в пекарне (на хлебозаводе).

1





28

Все профессии важны.

1





29

О труде фермера и экономиста.

1





30

Города России. Москва

1





31

Путеше­ствие в Санкт-Петербург

1





32

Древние города России.

1





33

Знаменитые города России

1





34

Мы – граждане России

1





35

Народы России

1





36

Первое знакомство со звездами

1





37

Царства живой при­роды.

1





38

Живот­ное — живое существо.

1





39

Расте­ние — живое существо.

1





40

Какие бывают растения.

1





41

Лес.

1





42

Человек и лес.

1





43

Лес.

1





44

Лес (травянистые растения).

1





45

Лесная аптека

1





46

Живот­ные леса.

1





47

Голоса леса.

1





48

Подзем­ные жители.

1





49

Вода.

1





50

Обитате­ли водоемов.

1





51

Земно­водные.

1





52

Растения рек и озер.

1





53

Живот­ные болот.

1





54

Жизнь луга.

1





55

Живот­ные луга.

1





56

Какие бывают поля.

1





57

Растения поля.

1





58

Живот­ные поля.

1





59

Жизнь сада.

1





60

Жизнь сада.

1





61

Живот­ные сада.

1





62

Природа и человек.

1





63

Природа и человек (продолжение).

1





64

Красная книга России.

1





65

Проверь себя сам.

1





66

Проверь себя сам.

1





67

Проверь себя сам.

1





68

Обобщение изученного за год

1






3 класс

урока

Тема урока


Кол-во

часов

Дата

ИКТ

Примечания

план

факт

1

Где и когда ты живешь

1





2

Солнечная система

1





3

Земля - планета Солнечной системы

1





4

Изображе­ние Земли

1





5

Условия жизни на Земле

1





6

Роль света и тепла в жизни растений

1





7

Вода - условие жизни на Земле

1





8

Воздух - условие жизни на Земле

1





9

Почва - среда жизни организмов

1





10

Состав почвы

1





11

Природные зоны России

1





12

Распростра­нение растений

1





13

Растения и человек

1





14

Разно­образие растений на Земле

1





15

Растения родного края

1





16

Растения -живые тела (организмы)

1





17

Строение растения

1





18

Раз­нообразие корневых систем

1





19

Урок повторения «Как питается растение»

1





20

Размно­жение растений

1





21

Продолжи­тельность жизни растений

1





22

Охрана растений

1





23

Грибы

1





24

Животные – часть природы. Роль животных в природе

1





25

Животные и человек

1





26

Разно­образие животных

1





27

Позвоноч­ные живот­ные: рыбы, земновод­ные, пре­смыкаю­щиеся

1





28

Птицы и звери - позво­ночные животные

1





29

Живот­ные - живые тела (орга­низмы)

1





30

Жизнедея­тельность животных

1





31

Размно­жение животных

1





32

Поведение животных

1





33

Как животные приспосаб­ливаются к условиям жизни

1





34

Охрана животных

1





35

Как назы­вали нашу Родину в разные времена

1





36

Что та­кое летопись, кто такой лето­писец

1





37

Как тебя зовут?

1





38

Портрет славянина

1





39

Характер славянина

1





40

Качества харак­тера славянина

1





41

О чем рас­сказывают вещи

1





42

Расскажи о своем доме

1





43

«Журнал мод»

1





44

Сколько стоят лапти

1





45

Русская трапеза

1





46

Что мы едим?

1





47

Во что верили славяне

1





48

Что такое земледелие

1





49

О крепост­ных и помещиках

1





50

Отмена крепостно­го права

1





51

О рыбо­ловстве и охоте

1





52

Что такое ремесло

1





53

Русская ярмарка

1





54

Ярмарка

1





55

О веретене, прялке и ткацком станке

1





56

О фабри­ках, заво­дах, капита­листах и рабочих

1





57

О купцах, торговле и деньгах

1





58

От палки до космиче­ского корабля

1





59

Как люди мечтали летать

1





60

Как развивалась авиация

1





61

Когда появился первый автомобиль

1





62

Как дом вышел из-под земли

1





63

Первые русские поселения и города

1





64

Путешест­вие по старинным русским городам

1





65

Путешест­вие по Древней Москве

1





66

Древняя Русь

1





67

Россия времен Петра I

1





68

Россия XX века

1

































4 класс

урока


Наименование раздела,

тема уроков

Кол-во

часов

Дата

ИКТ

Примечания

план

факт


Человек – живое существо (организм)






1

Организм человека. Нервная система.

1





2

Опорно-двигательная система

1





3

Пищеварительная система

1





4

Дыхательная система

1





5

Кровеносная система. Кровь. Сердце.

1





6

Выведение из организма ненужных веществ. Кожа.

1





7

Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.

1





8

Слух, обоняние, вкус, осязание в жизни человека.

1





9

Органы чувств. Обобщение.

1





10

Мир чувств Эмоции и чувства человека

1





11

Обрати внимание на внимание Зачем человеку память.

Развивай память

1






Ты и твоё здоровье






12

Правила здоровой жизни. Режим дня. Здоровый сон. Правильное питание. Практическая работа №1

1





13

Как закаливать свой организм. Усталость.

1





14

Вредные привычки.

1





15

Когда дом становится опасным. Первая помощь при лёгких травмах. Практическая работа №2.

1





16

Какие опасности подстерегают детей на дороге

1





17

Контрольная работа №1 за 1 четверть.

1





18

Если случилась беда.

1





19

Опасные животные

1





20

Ядовитые грибы и растения.

1





21

Что нужно знать о болезнях.

1






Человек- часть природы.






22

Чем человек отличается от животных.

1





23

От рождения до старости.

1






Человек среди людей.






24

Поговорим о доброте.

1





25

Что такое справедливость.

1





26

Умеешь ли ты общаться.

1





27

Просто ли написать письмо.

1





28

Избегай общения с незнакомыми людьми.

1





29

Обобщение пройденного материала.

1





30

Контрольная работа №2 за 1 полугодие.

1






Родная страна: от края до края.






31

Природные зоны России. Арктика

1





32

Зона тундры.

1





33

Тайга.

1





34

Смешанные леса.

1





35

Зона степей.

1





36

Зона пустынь.

1





37

Влажные субтропики.

1





38

Почвы России. Практическая работа №4 «Состав почвы»

1





39

Рельеф России. Практическая работа №5

Моделирование форм поверхности из пластилина.

1





40

Как возникали и строились города

Экскурсия №1. Формы земной поверхности.

1





41

Почему улицы называются по-разному

1





42

Россия и её соседи. Япония, Китай.

1





43

Россия и её соседи. Финляндия, Дания.

1






Человек- творец культурных ценностей.






44

Что такое культура. Как возникла письменность.

1





45

Образование - часть культуры общества.

1





46

Владимир Мономах и его «Поучение». Первая азбука.

1





47

Чему и как учились в России при Петре 1. Образование после Петра 1.

1





48

М.В.Ломоносов.

1





49

Русское искусство до 18 века.

1





50

Музыка в Древней Руси. Обрядовые праздники.

Практическая работа №6. Поиск дополнительной информации в различных источниках (включая компьютер).

1





51

Искусство России 18века

1





52

Контрольная работа №3 за 3 четверть.

1





53

Золотой век русской культуры 19 века. Поэты и писатели 19 века. А.С. Пушкин.

1





54


Поэты и писатели 19 века. Н.А.Некрасов. Л.Н.Толстой.

Композиторы 19 века. М.И.Глинка.

1





55

Практическая работа.7 Работа со справочниками и энциклопедиями. Информация о композиторе.

1





56

Композиторы 19 века. П.И.Чайковский.

1





57

Художники 19 века. В.А.Тропинин. И.Е. Репин. И.И.Левитан.

1





58

Искусство России 20 века.

1






Человек- защитник своего Отечества.






59

Героические страницы истории нашей Родины.

1





60

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Практическая работа8. Работа с исторической картой.

1





61

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

1






Гражданин и государство.






62

Мы живём в Российском государстве.

Практическая работа №9.

Работа с картой. Границы нашего государства.

1





63

Права и обязанности граждан России.

Экскурсия №3 в музей. Ознакомление с прошлым и настоящим края.

1





64

Символы нашего государства. Практическая работа.10

Россия на карте.

1





65

Итоговая контрольная работа №4 за год.

1





66

Повторение пройденного материала

1





67

Повторение пройденного материала.

1





68

Повторение пройденного материала.

1















Результаты изучения учебного предмета


Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные цели представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли

России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.


1 класс

называть:

  • свое полное имя, полный домашний адрес, свою страну, ее столицу, свой город и его достопримечательности;

  • основные правила здорового образа жизни;

  • основные помещения школы и их месторасположение;

  • основные условия благоприятной жизни растений и животных;

  • профессии, связанные со строительством, с/х, промышленностью;

  • основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов)

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

  • основные достопримечательности родного города и столицы России;


различать:

  • основные нравственно – этические понятия (трудолюбие – лень, послушание – непослушание, сочувствие – равнодушие);

  • определять время по часам;

  • знаки дорожного движения и сигналы светофора; необходимые для безопасности;

  • времена года;

  • различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

  • животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);

  • произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;


решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • выполнять режим своего дня;

  • определять время по часам с точностью до часа;

  • оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

  • выполнения правил поведения в опасных для жизни ситуациях;

  • ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами убирать учебное место после занятий;

  • выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сеять черенки;

  • составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения




2 класс

1) называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения в природе, общественных местах, уч­реждениях культуры;

- основные права граждан России и права ребенка;

- основные древние города Руси и России (не менее 3-4);

2) различать (соотносить):

- прошлое - настоящее - будущее;

- год - век (столетие);

- предметы неживой и живой природы, изделия;

- представителей растительного и животного мира и мес­та их обитания;

- этические понятия: заботливость, внимательность, де­ликатность, доброта и др.;

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения;

- характеризовать значение природы для человека и пра­вила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

- устанавливать связь между природным объектом и ус­ловиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, ис­торического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изу­ченных исторических событиях;

- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соот­ветствии с программой), фиксировать их результаты.

3 класс


1) называть (приводить примеры):

— тела живой и неживой природы;

— планеты Солнечной системы (2—3);

— свойства воздуха, воды;

— состав почвы;

— древние города и их достопримечательности;

— имена отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России ( в соответствии с программой):

— причины исчезновения растений и животных, отдель­ных сообществ;

2) различать (соотносить):

— год, век, арабские и римские цифры;

— названия русского государства и их соответствие исто­рической эпохе;

— растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

— животных разных групп (одноклеточные — многоклето­чные, беспозвоночные — позвоночные);

— приспособления животных к среде обитания;

— особенности внешнего вида, строения животного в зави­симости от среды обитания;

— понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

3) решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

— объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

— объяснять необходимость бережного отношения челове­ка к окружающей среде;

— характеризовать условия жизни на Земле; природные зоны России;

— характеризовать основные процессы жизнедеятельно­сти животных;

— раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

— составлять описательный рассказ о животном (расте­нии) по плану учителя и самостоятельно составленному;

— соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

— характеризовать некоторые важнейшие события в исто­рии российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремесел, раз­витие городов);

— рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;

— работать с географической и исторической картой, гло­бусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради), работать с контурной картой по заданию учителя;

— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.


4 класс

знать:

- науки, изучающие организм человека; понятия - «орган», «организм», строение и функции органов человека;

- условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры

предупреждения заболеваний;

- вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;

-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

-понятие «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «масштаб»;

-единицы измерения времени и как определяли время в разные эпохи;

-способы изображения земной поверхности, устройство и назначение компаса, условные обозначения на плане, карте;

- названия, свойства и использование полезных ископаемых, их условные обозначения, месторождения полезных ископаемых.

- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.

- наиболее важные события в истории России символику.

- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения;

- природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей;

- меры по охране природы.

уметь:

- различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

-определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным признакам;

-читать и составлять план местности;

- находить существенные отличительные признаки полезных ископаемых, выявлять взаимодействие между состоянием природы и деятельностью человека, выполнять простые опыты, пользоваться простыми таблицами, схемами, обозначать условными знаками, находить месторождения по условным знакам;

- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека;

- показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания;

- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.

называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);

  • основные органы и системы органов человека и их функции;

  • правила здорового образа жизни;

  • права гражданина и ребенка в России;

  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);

  • народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;

  • искусственные тела (изделия и тела природы);

  • полезные и вредные привычки;

  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);

  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;

  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);

  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;

  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);

  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные времена», «Родной край»;

  • объяснять значение понятий «человек – живой организм», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;

  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);

  • работать с географическими и историческими картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.
























Перечень учебно-методического обеспечения:


  • для обучающихся

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2013.

  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2013.

  3. Лихолат, Т. В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс : рабочая тетрадь / Т. В. Лихолат. – М. :Вентана-Граф, 2013.


  • для учителя

  1. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2013.

  2. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2007.

  3. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод.рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. :Вентана-Граф, 2007.



Список литературы.


1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века». – 2 –е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана - Граф, 2008.

2. Тематическое планирование в начальной школе: Развёрнутое тематическое планирование. Образовательная программа «Начальная школа ХХ1 века», В.: издательство «Учитель», 2009

4. Планируемые результаты начального общего образования / под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, М.: Просвещение, 2010

5.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /под редакцией А.Г.Асмолова, М.: Просвещение, 2010





Скачать

© 2018 1311 3

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!