СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру система Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казакова

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру система Л.В.Занкова»

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», издательство «Учебная литература», опубликованной в «Сборнике программ для начальной школы», Самара: издательский дом «Фёдоров», 2013 год.


Цель курса:

  • развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

  • освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
    экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование
    потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;

  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;

  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и са­мостоятельность мышления, развивать, историческое мышление, формировать экологическую культуру;

  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, прак­тические работы;

  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нрав­ственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить на­уки, помогающие познавать окружающий мир.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли.

Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.

В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.

Дальнейшее развитие курса в 3 и 4 классах продолжает эти линии, но на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

Содержание курса в 4 классе - следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России. Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.

В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил, и усиливалось его обратное влияние на природу.

Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества - познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, - так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи. Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины.

Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания. Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.

В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие- С.101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий:

1) история открытия и познания природы Земли;

2) развитие человека и человеческого общества;

3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.



  1. Описание места учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 4 классе – 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

По программе 68 часов. По учебному плану МБОУ СОШ№47 (протокол решения педсовета № 1 от 31.08.2016) предусмотрено 34 часа. В связи с этим изменено количество часов по темам.

В соответствии с этим реализуется типовая программа по окружающему миру Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков


  1. Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– учебно-познавательный интерес к новому материалу, способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц.

– ориентации на содержательные моменты школьной действительности;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– принятия ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;

– способности к самооценке на основе критериев учебной деятельности;

– ориентация на реализацию основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– ориентации на искусство как значимую часть человеческой жизни.

Регулятивные результаты

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в исполнение действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные результаты

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве сети Интернет;

– пользоваться знаково-символическими средствами, приведенными в учебной литературе;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

– воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

– устанавливать аналогии.

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью

инструментов ИКТ;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

– подводить анализируемые изучаемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные результаты

– строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с учебной ситуацией;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

– учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.


  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Человек и окружающий мир (11 часов)

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Энергия - источник движения.

Человек познает самого себя. Клетка - основа строения и рос­та живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная систе­ма. Изобретение микроскопа, открытие микроорганизмов. Кожа.

Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах.

Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле. Открытие Америки Христо­фором Колумбом. Кругосветное плавание Фернана Магеллана.

Практические работы,: составление комплекса упражнений утренней гимнастики; составление режима дня; определение своего роста и веса; оказание первой помощи при ушибах и порезах; работа с картами: контурной, физической, при­родных зон.

Исследовательская работа. Транспорт будущего

Экскурсия, в музей.


Преобразования в России (7 часов)

Россия при Петре I. Петербург и его достопримечательности. М.В. Ломоносов - основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы (гранит, известняк, мрамор, соль, ру­ды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение по­лезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди, занятые гор­ным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В. Суворов. Отечест­венная война 1812 г. М.И. Кутузов.

План местности.

Практические работы: определение состава и свойств полез­ных ископаемых (гранита и известняка, песка и глины), работа с коллекциями горных пород и минералов; работа с физической кар­той России (полезные ископаемые); работа с исторической картой; составление плана комнаты, школьного или садового участка.

Исследовательская работа. Петербург - один из прекрасней­ших городов мира.

Экскурсии в краеведческий, исторический музеи,


Мир человека в Новое время (11 часов)

Открытие новых земель: северных земель России, Антарктиды, Австралии, Уссурийского края. Особенности природы России

в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале XX века. Развитие промышленнос­ти. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945). Государства - участники войны. Герои Великой Отечественной войны. Судьба родного края в этот период.

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство. Выра­щивание овощных и цветковых культур на пришкольном участке. Особенности сельского хозяйства родного края. Отношения меж­ду городом и селом.

Экологические проблемы России и вашей местности. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые знания о человеке. И.П. Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кро­вообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыха­ния. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пи­щеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой по­лости и зубов. Выделительная система и ее значение для организ­ма. Правила здорового образа жизни: правильное питание, полез­ные и вредные привычки.

Практические работы. Сбор материала о судьбе края в обоз­наченный исторический период; оказание первой помощи при лег­ких травмах; подсчет ударов пульса в спокойном состоянии и пос­ле физических упражнений; определение количества дыхательных движений в минуту; составление меню с учетом содержания необ­ходимых для организма веществ; весенние работы на пришкольном участке; работа с картами: физической, политической, природных зон России и мира, с контурными картами.

Исследовательская работа. Органы чувств. Витамины в жизни человека.

Экскурсии в школьный музей, к мемориалу.

Современная Россия (5 часов)

Россия - многонациональное государство. Уважение к куль­туре, языку, истории народов России. Москва - столица госу­дарства, ее достопримечательности. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция - Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Права несовершеннолет­них детей. Нравственные нормы жизни. Государства - соседи России.

Краеведение (в течение года). Областные (краевые, республи­канские) органы власти. Областная (краевая, республиканская) символика. Родной край в изучаемый исторический период: осо­бенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.

Исследовательская работа. Беларусь (Англия, Франция, Германия, Китай...).

Экскурсии в краеведческий музей.


5.Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Программа по учебному курсу

Календарно-тематический план

Примерная или авторская

программа

Рабочая

программа

1.

Человек и мир, созданный им.

5

3

3

2

Наши соседи на Западе

16

8

8

3

Преобразования в России

10

5

5

4

Разнообразие природы Земли

7

3

3

5

События IX-XXвеков

10

5

5

6

Человек и природа

10

4

4

7

Современная Россия

10

6

6


Краеведение





Практических работ

11

11

11


6.Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Примечание

Библиотечный фонд


  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: учебник для 4 класса: в 2 ч.: с электронным приложением. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочно-тематическое планирование к учебникам Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир». 3–4 классы. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

  • Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

К



К



Д



Д




Д

Специфическое оборудование

  • натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

  • изобразительные: муляжи плодов, животных и отдельных органов человека; таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

  • физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

  • атлас для начальных классов;

  • настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

  • самодельные наглядные пособия;

  • интерактивная доска;

  • набор приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок на классную доску;

  • телевизор (по возможности);

  • видеомагнитофон/видеоплеер (по возможности);

  • аудиоцентр/магнитофон;

  • мультимедийный проектор (по возможности);

  • экспозиционный экран (по возможности);

  • компьютер (по возможности);

  • сканер, принтер (по возможности);

  • фото, видеокамера цифровая (по возможности);

  • видеофильмы, аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

  • диапроектор и слайды (диапозитивы (по возможности);

  • мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы;

  • электронный учебник, электронное приложение к учебнику.






Требования к уровню подготовки учащихся

к концу 4-го года обучения

Обучающиеся должны

знать:

  • некоторые правила предупреждения травм;

  • нормы здорового образа жизни;

  • государственную символику,

  • даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;

  • народы, населяющие Россию (не менее 3);

  • название Основного закона страны;

  • имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей России;

  • достопримечательности родного края.

уметь:

  • находить на физической карте местонахождение изучаемого объекта;

  • различать полезные ископаемые (не менее 3);

  • иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;

  • соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;

  • оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;

  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;

  • соблюдать правила охраны природы;

  • ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения;

  • кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;

  • определять последовательность основных исторических событий в России;

  • соотносить год с веком;

  • называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А. С. Пушкину, Петру 1);

- владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентированной, смыслопоисковой и компетенцией личностного саморазвития.

решать жизненно-практические задачи:

  • обогащение жизненного опыта, решение практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

  • ориентирование на местности с помощью компаса;

  • определение температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

  • установление связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе;

  • выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

  • оценка воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране;

  • удовлетворение познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планеты.




СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания

методического объединения

учителей начальных классов

МБОУ СОШ№47

от « » августа 2016г. № 1

_________________ Ткаченко А.Р.

руководитель МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_________ Кочегарова Е.Н.

подпись Ф.И.О.

« » августа 2016 год