Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чесменская средняя общеобразовательная школа
Бобровского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей начальных классов и группы «Развитие» протокол № 1 от « 29 » августа 2016 г. | Утверждена педагогическим советом протокол № 1 от « 31 » августа 2016 г. | «Утверждаю»_________ Директор школы Самодуров Н.И. приказ № 50/5 от « 1 » сентября 2016 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру для 3 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Количество недельных часов 2 Количество часов в год 70
Составитель: учитель начальных классов
Цопова Ольга Владимировна
с. Чесменка
2016 г.
Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ№ 373 от 06.10.2009 г., с внесенными изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от26.11.2010г. №1241, от22.09.2011 г. №2357, от18.12.2012 г. №1060, от 31.12.2015 г. №1576;
-Примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 1/15 от 08.04. 2015г.
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобразования РФ от 31.03. 2014 г. № 253.
Источник программы, автор:
А.А. Плешаков Окружающий мир: рабочие программы: 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2013г
Описание места учебного курса в учебном плане:
Учебный предмет окружающий мир входит в обязательную часть Учебного плана. На изучение окружающего мира в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год
Учебно-методический комплект для обучающихся:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Москва. «Просвещение», 2016 год.
Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Плешаков А.А. «Зелёные страницы». Книга для учащихся. Москва. «Просвещение», 2015 год.
Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 3 класс. ФГОС, 2015 г.
Предметные результаты, планируемые результаты учебного предмета, курса.
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений, характерных для природной и социальной действительности
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его ограниченном единстве и разнообразии природы, народов, культуры, религии
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшего школьника) необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально-гуманитарных дисциплин
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В результате изучения окружающего мира в 3 классе
Обучающийся научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
Обучающийся получит возможность научится:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.
Содержание учебного предмета, курса.
Как устроен мир (7ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).
Ценность природы для людей. Человек. Общество..
Эта удивительная природа (19 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы.
Тела, вещества, частицы. Воздух и его свойства.
Превращения и круговорот воды. Почва. Разнообразие растений и животных.
Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений .
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Мы и моё здоровье. (10 ч)
Строение тела человека. Органы чувств. Дыхательная система.
Наше питание. Школа кулинаров. Органы чувств.
Умей побеждать болезни. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение.
Наша безопасность ( 8 ч)
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Чему учит экономика. (12ч)
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые.
Отрасли экономики. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Золотое кольцо России – слава и гордость страны.
Наши ближайшие соседи.
По знаменитым местам мира.
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование темы. | Количество часов |
всего | В т. ч. на формы обучения |
Проверочная работа | Пр/р | Тв /р | Проект | Экскур сия | Тест | Игра | Формы и сроки |
1. | Как устроен мир | 7 | 1 | | | 1 | | | | Пров р-у7 Проект-у3 |
2. | Эта удивительная природа | 19 | 1 | 6 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | Пров/р-у26 Пр/р-у8,9,10,11,14,17 Тв/р-у22 Проект-у21 Э-у18 Тест-у25 Игра-у16 |
3. | Мы и наше здоровье | 10 | 1 | 2 | 1 | 1 | | | 1 | Пров/р-у36 Пр/р-у27,33 Тв/р-у29 Проект-у32 Игра-у34 |
4. | Наша безопасность | 8 | 1 | | 1 | 1 | 1 | 2 | | Пров/р-у44 Тв/р-у38 Проект-у40 Э-у39 Тест-у41,43 |
5. | Чему учит экономика | 12 | 1 | 2 | | 1 | | 1 | | Пров/р-у56 Пр/р-у48,52 Проект-у51 Тест-у55 |
6. | Путешествие по городам и странам | 14 | 1 | | | 3 | | 1 | | Пров/р-у68 Проект-у60,69,70 Тест-у67 |
| ИТОГО: | 70 | 6 | 10 | 3 | 8 | 2 | 5 | 2 | |
Подпись учителя________________
Календарно –тематическое планирование по окружающему миру.
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Дата | |
По плану | По факту | |
Как устроен мир 7 | | 7 |
1 | Природа. Ценность природы для людей. | 1 | 02.09.16 | 02.09.16 | |
2 | Человек. | 1 | 06.09.16 | 06.09.16 | |
3 | Проект №1 «Богатства отданные людям». | 1 | 09.09.16 | 09.09.16 | |
4 | Общество | 1 | 13.09.16 | 13.09.16 | |
5 | ОБЖ Что такое экология. | 1 | 16.09.16 | 16.09.16 | |
6 | ОБЖ Природа в опасности! Обобщение знаний. Тест | 1 | 20.09.16 | 20.09.16 | |
7 | Проверочная работа №1 «Как устроен мир». | 1 | 23.09.16 | 23.09.16 | |
Эта удивительная природа 19 | |
8/1 | П/р №1 «Тела, вещества, частицы» | 1 | 27.09.16 | 27.09 | |
9/2 | П/р №2 «Исследуем продукты на содержание йода». | 1 | 30.09.16 | 30.09.16 | |
10/3 | П/р №3 «Воздух и его охрана». | 1 | 04.10.16 | 04.10.16 | |
11/4 | П/р №4 «Исследуем свойства воды». | 1 | 07.10.16 | 07.10.16 | |
12/5 | Превращения и круговорот воды. | 1 | 11.10.16 | 11.10.16 | |
13/6 | ОБЖ Берегите воду! | 1 | 14.10.16 | 14.10.16 | |
14/7 | П/р №5 «Исследуем свойства почвы». | 1 | 18.10.16 | 18.10.16 | |
15/8 | Разнообразие растений. ОБЖ | 1 | 21.10.16 | 21.10.16 | |
16/9 | ОБЖ Солнце, растения и мы с вами. Игра. | 1 | 25.10.16 | 25.10.16 | |
1710 | П/р №6 «Изучаем способы распространения плодов». | 1 | 28.10.16 | 28.10.16 | |
18/11 | Экскурсия №1 «Охрана растений». | 1 | | | |
19/12 | ОБЖ Разнообразие животных. | 1 | | | |
20/13 | Кто что ест. ОБЖ | 1 | | | |
21/14 | Проект №2 «Разнообразие природы нашего края». | 1 | | | |
22/15 | Размножение и развитие животных. Творческая работа. | 1 | | | |
23/16 | Охрана животных. ОБЖ | 1 | | | |
24/17 | В царстве грибов. ОБЖ | 1 | | | |
25/18 | Обобщение. Великий круговорот жизни... Тест. | 1 | | | |
26/19 | Проверочная работа № 2 «Эта удивительная природа». | 1 | | | |
Мы и наше здоровье 10 | |
27/1 | П/р №7 «Измеряем свой рост и массу тела». | 1 | | | |
28/2 | Органы чувств. ОБЖ | 1 | 16.12 | | |
29/3 | Надежная защита организма. Творческая работа. | 1 | 20.12 | | |
30/4 | Опора тела и движение. ОБЖ | 1 | 23.12 | | |
31/5 | Наше питание. ОБЖ | 1 | 27.12 | | |
32/6 | Проект №3 «Школа кулинаров». | 1 | 13.01 | | |
33/7 | П/р №8 «Дыхание и кровообращение». | 1 | 17.01 | | |
34/8 | Умей побеждать болезни. Игра. | 1 | 20.01 | | |
35/9 | Обобщение. Здоровый образ жизни. ОБЖ | 1 | 24.01 | | |
36/10 | Проверочная работа №3 «Мы и наше здоровье». | 1 | 27.01 | | |
Наша безопасность 8 | |
37/1 | Огонь, вода и газ. ОБЖ | 1 | 31.01 | | |
38/2 | Чтобы путь был счастливым. Творческая работа. | 1 | | | |
39/3 | Экскурсия №2 «Дорожные знаки». | 1 | | | |
40/4 | Проект №4 «Кто нас защищает». | 1 | | | |
41/5 | Опасные места. Тест | 1 | 14.02 | | |
42/6 | Природа и наша безопасность. ОБЖ | 1 | 17.02 | | |
43/7 | Экологическая безопасность. Обобщение. Тест. | 1 | 21.02 | | |
44/8 | Проверочная работа № 4 «Наша безопасность». | 1 | 28.02 | | |
Чему научит экономика 12 | |
45/1 | Для чего нужна экономика. | 1 | | 28.02 | |
46/2 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | 1 | | | |
47/3 | Полезные ископаемые. ОБЖ | 1 | | | |
48/4 | П/р №9 «Растениеводство». | 1 | | | |
49/5 | Животноводство. | 1 | | | |
50/6 | Какая бывает промышленность. | 1 | | | |
51/7 | Проект №5 «Экономика родного края». | 1 | | | |
52/8 | П/р №10 «Что такое деньги». | 1 | | | |
53/9 | Государственный бюджет. | 1 | | | |
54/10 | Семейный бюджет. | 1 | | | |
55/11 | Экономика и экология. Обобщение. Тест. | 1 | | | |
56/12 | Проверочная работа № 5«Чему учит экономика». | 1 | | | |
Путешествие по городам и странам 14 | |
57/1 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. | 1 | | | |
58/2 | Золотое кольцо России. Города Золотого кольца. | 1 | | | |
59/3 | Города Золотого кольца. | 1 | | | |
60/4 | Проект №6 «Музей путешествий». | 1 | | | |
61/5 | Наши ближайшие соседи. | 1 | | | |
62/6 | На севере Европы | 1 | | | |
63/7 | Что такое Бенилюкс?. | 1 | | | |
64/8 | В центре Европы. | 1 | | | |
65/9 | Путешествие по Франции и Великобритании | 1 | | | |
66/10 | На юге Европы. | 1 | | | |
67/11 | По знаменитым местам мира. Обобщение. Тест. | 1 | | | |
68/12 | Проверочная работа №6 по разделу «Путешествия по городам и странам». | 1 | | | |
69/13 | Проект №7«Кто нас защищает». | 1 | | | |
70/14 | Проект №8 «Музей путешествий». | 1 | | | |
| Итого: | 70 | | | |
9