СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 3 класс»

муниципальное автономное учреждение

города Калининграда

средняя общеобразовательная школа № 13




«Рассмотрено»

Педагогический совет

Протокол № _____ от «____» 08.2017 г.


«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ № 13

______________________ Е.Ю. Румянцева


Приказ от «__» _______ 2017 г. № _____











Рабочая программа


по окружающему миру


3-Б класс

Уровень обучения: базовый

68 часов

(адаптированная)





Разработчик:

Омельченко С.В.,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория












2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа для 3 класса по окружающему миру составлена в соответствии:

  • с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);

  • с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);

  • с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);

  • с Основной Образовательной Программой начального общего образования МАОУ СОШ №13 г.Калининграда, утверждённой на заседании педсовета МАОУ СОШ №13 протокол № 1 от 31.08.2015г.;

  • с учебным планом МАОУ СОШ №13 г.Калининграда на 2017-2018 учебный год, утверждённым приказом № _____ от _____.201__ г.;

на основе предметной программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» УМК «Школа России».

Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2012.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, в том числе модуль «Наши проекты» - 13 часов.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний:

тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы, составление схем, проверочные работы.

Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующей цели:

воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;

осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе;

создание условий для формирования и развития у школьников:

творческих способностей и интереса к выполнению заданий, умения самостоятельно приобретать и применять знания на практике,

коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах, общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно расширять знания, работая с книгой, со справочной литературой).



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 68 до 6__ обусловлено учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.

п/п

Модуль (глава)

Количество часов по

предметной программе

Количество часов

по рабочей программе

Контроль знаний

Проекты

(модуль)

Экскурсии

1

Как устроен мир

7

7







2

2

1

2

Эта удивительная природа

19

18

2


3

Мы и наше здоровье

10

9

2


4

Наша безопасность

8

6

2

1

5

Чему учит экономика

12

11

2


6

Путешествие по городам и странам

12

10

2



Итого

68

61

2

12

2



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В ходе изучения раздела «Человек и природа» обучающийся научится:

● узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

● описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

● сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

● проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

● использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

● использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

● обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

● определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

● понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

● использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

● осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

● пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

● выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

● планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

В ходе изучения раздела «Человек и общество» обучающийся научится:

● различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;

● различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

● используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

● оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

● использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

● осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

● ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

● наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;

● проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

● определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения раздела «Правила безопасной жизни» обучающийся научится:

● осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;

● оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;

● соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;

● соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;

● объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;

● составлять и выполнять режим дня.

Обучающийся получит возможность научиться:

● сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;

● следовать правилам здорового образа жизни;

● соблюдать правила противопожарной безопасности;

● оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).

Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.

Предметные: иметь представления о человеке как части природы и общества; о телах и веществах, твердых веществах, жидкостях и газах; об основных свойствах воздуха и воды, круговороте воды в природе; об основных группах живого (растения, животные, грибы, бактерии), группах растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), группах животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); о взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными), взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе); о строении тела человека, основных системах органов и их роли в организме; о правилах гигиены, об основах здорового образа жизни; о правилах безопасного поведения в быту и на улице, основных дорожных знаках, правилах противопожарной безопасности, основах экологической безопасности; о потребностях людей, товарах и услугах; о роли природных богатств в экономике, основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, роли денег в экономике, об основах семейного бюджета; о некоторых городах России, их главных достопримечательностях, о странах, граничащих с Россией (с опорой на карту), странах зарубежной Европы, их столицах (с опорой на карту)уметь распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы; проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком; выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы; выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты; приводить примеры городов России, стран-соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Личностные: осознавать себя членом общества и государства (российская идентичность), проявлять чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре и желании участвовать в ее делах и событиях; осознавать и принимать базовые общечеловеческие ценности, иметь нравственные представления и этические чувства, культуру поведения и взаимоотношений с окружающими; иметь установку на безопасный здоровый образ жизни, ежедневную физическую нагрузку и закаливание.

Метапредметные: познавательные УУД– осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира; владеть базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин; наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества; усваивать первоначальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); регулятивные УУД – проявлять способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека; коммуникативные УУД – осознавать правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.).

































































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Содержание и тип урока

КПУ

КЭС

Дата

Примеч

план

факт


Как устроен мир (7 ч)

Духовно-нравственные ценности: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде






1

Природа. Ценность природы для людей. (урок «открытия» нового знания)

1.1.1

1.8.1

1.9.2

1.1.1

1.1.2

05.09



2

Человек (урок «открытия» нового знания)

1.3

1.9

1.18.1

1.18.4

07.09



1-2

Модуль. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» (урок развивающего контроля) (2ч)



12.09

14.09



3

Общество (урок «открытия» нового знания)

2.3

2.5

2.1.1

2.1.3

19.09



4

Что такое экология? Экскурсия №1«Природа вокруг нас» (урок «открытия» нового знания)

1.5

1.5.2

1.16.2

1.1.2

21.09



5

Природа в опасности! Охрана природы (урок «открытия» нового знания)

1.6.2

1.8.2

1.17.2

1.15.2

26.09



6

Что такое экология? Входная контрольная работа №1. (урок развивающего контроля)

1.6.1

1.8.2

1.16.2

1.1.2

28.09



7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир» (урок общеметодологической направленности)

1.6.1

1.8.2

1.1.1

1.17.1

2.1.1

03.10




Эта удивительная природа (18 ч)

Духовно-нравственные ценности: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей






8

Тела, вещества, частицы (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.2.1

1.2.2

05.10



9

Разнообразие веществ. Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала» (урок-исследование)

1.4.1

1.5.2

1.2.1

1.2.2

10.10



10

Воздух и его охрана (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.8.1

1.8.2

12.10



11

Вода. Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды» (урок – исследование)

1.4.1

1.5.2

1.9.1

1.9.2

17.10



12

Превращения и круговорот воды (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.9.1

1.9.2

1.9.3

19.10



13

Берегите воду (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.9.1

1.9.2

24.10



14

Что такое почва? Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы» (урок – исследование)

1.4.1

1.5.2

1.11.1

1.11.2

26.10



15

Разнообразие растений (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.12.1




16

Солнце, растения и мы с вами (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.12.3




17

Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов» (урок «открытия» нового знания)

1.4.1

1.5.2

1.12.6




18

Охрана растений (урок «открытия» нового знания).

1.1.3

1.2.1

1.17.2




19

Разнообразие животных (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.14.1




20

Кто что ест? (урок «открытия» нового знания)

1.1.3

1.2.1

1.14.4




3-4

Модуль. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» (урок развивающего контроля) (2ч)







21

Размножение и развитие животных (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.3.2

1.14.2

1.14.5




22

Охрана животных (урок «открытия» нового знания)

1.8.2

1.9.1

1.17.6




23

В царстве грибов (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.3.2

1.13.1

1.13.2




24

Великий круговорот жизни (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.3.2

1.17.1




25

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа №2 (урок развивающего контроля)

1.2.1

1.3.2

1.1-1.16





Мы и наше здоровье (9 ч)

Духовно-нравственные ценности: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.






26

Организм человека. Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела» (урок- исследование)

1.10.1

1.10.3

1.18.1




27

Органы чувств (урок «открытия» нового знания)

1.10.1

1.10.3

1.18.1





28

Надёжная защита организма. Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу» (урок-исследование)

1.4.3

1.10.1

1.10.3

1.18.1




29

Опора тела и движение (урок «открытия» нового знания)

1.10.1

1.10.3

1.18.1




30

Наше питание. Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов» (урок- исследование)

1.4.3

1.10.1

1.10.3

1.18.1




5-6

Модуль. Наши проекты: «Школа кулинаров» (урок развивающего контроля) (2ч)

1.10.1

1.10.3







31

Дыхание и кровообращение. Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс» (урок- исследование)

1.4.3

1.10.1

1.10.3

1.18.1

1.18.2




32

Умей предупреждать болезни (урок «открытия» нового знания)

1.10.1

1.10.3

1.18.1

1.18.3




33

Здоровый образ жизни (урок «открытия» нового знания)

1.10.1

1.10.3

3.1.1

3.1.2




34

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1.4.3

1.10.1

1.10.3

1.18, 3.1.1





Наша безопасность(6 ч)

Духовно-нравственные ценности: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям






35

Огонь, вода и газ (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.10.2

3.3.3




36

Чтобы путь был счастливым (урок «открытия» нового знания)

2.6.1

3.3.2




37

Дорожные знаки. Экскурсия №2 «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы» (урок «открытия» нового знания)

2.6.1

3.3.2




38

Опасные места (урок «открытия» нового знания)

2.6.1

3.3.2




7-8

Модуль. Проект «Кто нас защищает» (2ч)


3.3.1






39

Природа и наша безопасность (урок «открытия» нового знания)

1.1.1

2.6.1

3.3.4




40

Экологическая безопасность. Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром» (урок – исследование)

1.4.1

1.5.2






Чему учит экономика (11 ч)

Духовно-нравственные ценности: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей






45

Для чего нужна экономика? (урок «открытия» нового знания)

2.4.1

2.1.3




46

Природные богатства и труд людей - основа экономики (урок «открытия» нового знания)

2.5.3

2.3.2

1.17.2




47

Полезные ископаемые. Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые» (урок «открытия» нового знания)

1.4.1

1.4.3

1.10.1




48

Растениеводство. Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения» (урок «открытия» нового знания)

1.4.1

1.4.3

1.12.5




49

Животноводство (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

1.14.7

1.14.6




50

Какая бывает промышленность (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

1.14.7

1.14.6




9-10

Модуль. Наши проекты: «Экономика родного края» (урок развивающего контроля) (2ч)








51

Что такое деньги. Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты» (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

2.1.3




52

Государственный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

2.1.3




53

Семейный бюджет (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

2.1.1




54

Экономика и экология (урок «открытия» нового знания)

1.2.1

1.5.1

2.2.5




55

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика.

Проверочная работа №3 (урок развивающего контроля)

1.2.1

1.5.1

2.1.3





Путешествие по городам и странам(10 ч)

Духовно-нравственные ценности: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности






56

Золотое кольцо России (урок «открытия» нового знания)

2.3.1

2.1.3

2.2.7




11-12

Модуль. Проект «Музей путешествий» (урок развивающего контроля) (2ч)








57

Контрольная работа №2 «Итоги года»






58

Наши ближайшие соседи (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5




62

На севере Европы (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5




63

Что такое Бенилюкс (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5




64

В центре Европы (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5




65

Во Франции и Великобритании (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5




66

На юге Европы. По знаменитым местам мира (урок «открытия» нового знания)

2.5.2

2.4.1

2.2.8

2.3.5






График контрольных работ

№ п/п

Дата

Тема

1


Входная контрольная работа №1

2


Контрольная работа №2 «Итоги года»



График практических работ

№ п/п

Дата

Тема

1


Практическая работа №1 «Исследуем продукты на содержание крахмала»

2


Практическая работа №2 «Исследуем свойства воды»

3


Практическая работа №3 «Исследуем состав почвы»

4


Практическая работа №4 «Исследуем способы распространения плодов»

5


Практическая работа №5 «Измеряем свой рост и массу тела»

6


Практическая работа №6 «Исследуем нашу кожу»

7


Практическая работа №7 «Изучаем состав продуктов»

8


Практическая работа №8 «Учимся измерять пульс»

9


Практическая работа №9 «Учимся пользоваться бытовым фильтром»

10


Практическая работа №10 «Исследуем полезные ископаемые»

11


Практическая работа №11 «Учимся сравнивать и описывать культурные растения»

12


Практическая работа №12 «Изучаем российские монеты»



Проекты

1

08.09

Наши проекты: «Богатства, отданные людям»

2

29.11

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»

3

12.01

Наши проекты: «Школа кулинаров»

4

14.02

Проект «Кто нас защищает»

5

23.03

Наши проекты: «Экономика родного края»

6

27.04

Золотое кольцо России









ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



Основная литература

  1. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2011.

  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 частях. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь к учебнику 3 класса четырехлетней начальной школы в 2 частях. – М.: Просвещение, 2012

Дополнительная литература

  1. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к учебнику А.А.Плешакова «Окружающий мир.3 класс». М.: ВАКО, 2013.

  3. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2016

Интернет-ресурсы

1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: school-collection.edu.ru

2. «Открытый класс» – образовательные сообщества. – Режим доступа: www.openclass.ru

3. Сеть творческих учителей. – Режим доступа: www.it-n.ru

4. Архив учебных программ и презентаций. – Режим доступа: www.rusedu.ru

6. Сообщество взаимопомощи учителей. – Режим доступа: www.pedsovet.su


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!