УТВЕРЖДАЮ |
настоятель Свято-Иверского храма п. Теплое прот. Валентин Дудин __________________ |
___ ________________ 20 ___ года |
|
Воскресная школа при Свято-Иверском храме п. Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»
(составлена на основе программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры».)
Срок реализации - 2013-2014 учебный год
Составила:
учитель православной культуры
Воскресной школы при Свято-Иверском храме
п. Теплое Тепло-Огаревского района
Тульской области
Братскова Татьяна Сергеевна
Содержание рабочей программы:
Пояснительная записка …………………………………………………. стр. 3 – 5
Структура и содержание учебной дисциплины ……………………… стр. 6 - 8
2. Календарно-тематическое планирование …………………….………. стр. 9
3. Список рекомендованной литературы ………………………………… стр. 10
Пояснительная записка к рабочей программе по ОПК
Рабочая программа курса по основам православной культуры разработана на основе 4 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры». Рабочая программа рассчитана на 22 часа. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры. Данный курс является одним из модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области. Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования. Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а, следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Изучение православной культуры открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
В процессе обучения предмету уделяется внимание краеведению, ставятся следующие задачи: — дать учащимся знания об истории православного краеведения и ее связи с историей родной земли; — дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях Тульской земли; — способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: — формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Тульской земли.
Цель курса: активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры. Задачи курса: 1. Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России. 2. Дать понятие о почитаемых святых Русской земли. 3. Познакомить с православным церковным искусством. 4. Воспитание патриотизма; 5. Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны. 6. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. 7. Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Методы обучения:
- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;
- беседа с закреплением материала в творческих работах;
- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;
- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;
- работа с текстами, картами, составление кроссвордов. В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;
- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;
- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;
- уметь выделять особенности русской православной культуры;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.
Структура и содержание учебной дисциплины.
№ | Разделы | Кол-во часов |
1 | Культура - всеобщее достояние | 3 ч. |
2 | Как Русь стала православной | 3 ч. |
3 | Православие и российское государство | 3 ч. |
4 | Православный храм | 2 ч. |
5 | О церковных колоколах | 3 ч. |
6 | За монастырскими стенами | 2 ч. |
7 | О православном богослужении | 2 ч. |
8 | Дом и семья в русской культуре | 2 ч. |
9 | Русь святая | 2 ч. |
| Итого: | 22 ч. |
Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.
Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.
Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.
Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 3 ч.
Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.
Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.
Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.
Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.
Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 3 ч.
Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.
Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.
Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».
Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.
Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.
Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 3 ч.
Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.
Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.
Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.
Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 2 ч.
Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.
Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» — 2 ч.
Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.
Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.
Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» — 2ч.
Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.
Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.
Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ» — 2 ч.
Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.
Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.
Календарно-тематическое планирование уроков ОПК.
Задачи курса: - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; - изучение и сохранение православных традиций России и проявление их в современном искусстве, литературе, в фольклоре, в повседневной жизни.
№ урока | Содержание ( разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения занятий |
Курс «Православие - культурообразующая религия России». 22 ч. (1 час в неделю) |
Тема 1. Культура - всеобщее достояние. 3 ч. |
1 | Драгоценное и неделимое наследство. | 1 ч. | 08.09.2013 |
2 | Религия неотъемлемая часть жизни и культуры людей. | 1 ч. | 15.09.2013 |
3 | Величайшее сокровище-русский язык. | 1 ч. | 22.09.2013 |
Тема 2. Как Русь стала православной. 3 ч. |
4 | Посещение русских земель первым апостолом. Почитание на Руси Андрея Первозванного. | 1 ч. | 06.10.2013 |
5 | Восточные славяне до принятия Христианства. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир. | 1 ч. | 20.10.2013 |
6 | Первые христиане-мученики на Руси – варяги Иоанн и Федор. | 1 ч. | 10.11.2013 |
Тема 3. Православие и Российское государство. 3 ч. |
7 | Что такое церковь. | 1 ч. | 24.11.2013 |
8 | Русская православная церковь. | 1 ч. | 01.12.2013 |
9 | Государственный герб России. Флаг России. Гимн России. | 1 ч. | 15.12.2013 |
Тема 4. Православный храм. 2 ч. |
10 | Как устроен храм | 1 ч. | 22.12.2013 |
11 | Икона и иконостас. | 1 ч. | 29.12.2013 |
Тема 5. О православном богослужении 3 ч. |
12 | Таинства Православной церкви. | 1 ч. | 19.01.2014 |
13 | Как возникло богослужение. Богослужение в Православной церкви. | 1 ч. | 26.01.2014 |
14 | Молитва в русской культуре | 1 ч. | 02.02.2014 |
Тема 6. О церковных колоколах. 2 ч. |
15 | Какие бывают колокола? | 1 ч. | 16.02.2014 |
16 | О колоколетейном искусстве. О чем поют колокола? | 1 ч. | 09.03.2014 |
Тема 7. За монастырскими стенами. 2 ч. |
17 | О монашеском подвиге | 1 ч. | 23.03.2014 |
18 | Монастыри – стражи духовности. | 1 ч. | 06.04.2014 |
Тема 8. Дом и семья в русской культуре. 2 ч. |
19 | Дом и семья. | 1 ч. | 19.04.2014 |
20 | Святые образы. О семейной святости. | 1 ч. | 04.05.2014 |
Тема 9. Русь Святая. 2 ч. |
21 | Дом Богородицы. Защитница земли Русской. | 1 ч. | 11.05.2014 |
22 | Православная культура России. Итоговый урок. | 1 ч. | 18.05.2014 |
Список рекомендованной литературы.
Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2007.
Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического курса. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М.: ОПК, 2006, 2007.
Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М.: ОПК, 2008.