СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОПК для воскресных школ «История религиозной культуры»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа предназначена для учащихся воскресных школ; составлена на основе авторской программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОПК для воскресных школ «История религиозной культуры»»

УТВЕРЖДАЮ

настоятель Свято-Иверского храма п. Теплое прот. Валентин Дудин __________________

___ ________________ 20 ___ года






Воскресная школа при Свято-Иверском храме п. Теплое Тепло-Огаревского района Тульской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА»

(составлена на основе программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры».)



Срок реализации - 2013-2014 учебный год








Составила:


учитель православной культуры

Воскресной школы при Свято-Иверском храме

п. Теплое Тепло-Огаревского района

Тульской области

Братскова Татьяна Сергеевна



Содержание рабочей программы:







  1. Пояснительная записка …………………………………………………. стр. 3 – 5

  2. Структура и содержание учебной дисциплины ……………………… стр. 6 - 8

2. Календарно-тематическое планирование …………………….………. стр. 9

3. Список рекомендованной литературы ………………………………… стр. 10

Пояснительная записка к рабочей программе по ОПК

Рабочая программа курса по основам православной культуры разработана на основе 4 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры». Рабочая программа рассчитана на 22 часа. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры. Данный курс является одним из модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области. Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования. Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи. Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур. Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а, следовательно, и православной культуры, насчитывает две тысячи лет. Изучение православной культуры открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.



В процессе обучения предмету уделяется внимание краеведению, ставятся следующие задачи: — дать учащимся знания об истории православного краеведения и ее связи с историей родной земли; — дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и православных святынях Тульской земли; — способствовать решению задач нравственного воспитания школьников: — формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Тульской земли.

Цель курса: активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православия, как культурообразующей религии России, духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры. Задачи курса: 1. Сформировать знания обучающихся о православии, как культурообразующей религии России. 2. Дать понятие о почитаемых святых Русской земли. 3. Познакомить с православным церковным искусством. 4. Воспитание патриотизма; 5. Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны. 6. Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры. 7. Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.

Методы обучения:

- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

- беседа с закреплением материала в творческих работах;

- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;

- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

- работа с текстами, картами, составление кроссвордов. В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.




Структура и содержание учебной дисциплины.


Разделы

Кол-во часов

1

Культура - всеобщее достояние

3 ч.

2

Как Русь стала православной

3 ч.

3

Православие и российское государство

3 ч.

4

Православный храм

2 ч.

5

О церковных колоколах

3 ч.

6

За монастырскими стенами

2 ч.

7

О православном богослужении

2 ч.

8

Дом и семья в русской культуре

2 ч.

9

Русь святая

2 ч.


Итого:

22 ч.




Тема 1. «КУЛЬТУРА — ВСЕОБЩЕЕ ДОСТОЯНИЕ» — 3 ч.

Великая русская культура — достояние всех россиян. Образование в IX веке государства Русь. Культура: духовные традиции, язык, письменность, искусство и т. д.

Религия — неотъемлемая часть культуры. Соотношение верующих и неверующих граждан в современном мире. Язык — особый человеческий дар. Функции языка. Отношение к языку — проявление культуры и уважения к народу. Русский язык. Духовная лексика. Церковнославянский язык как хранитель и источник духовной лексики. Отношение великих русских писателей к русскому языку в разные исторические периоды.

Тема 2. «КАК РУСЬ СТАЛА ПРАВОСЛАВНОЙ» — 3 ч.

Посещение русских земель святым апостолом Андреем Первозванным. Евангелие об Андрее Первозванном. Апостольские труды первого Апостола. Древнейшие древнерусские исторические и литературные памятники о посещении святым апостолом Андреем русских земель.

Почитание на Руси Андрея Первозванного. Русские храмы и монастыри, посвященные святому апостолу Андрею Первозванному. День памяти св. апостола Андрея Первозванного. Доставление мощей святого Андрея Первозванного в Россию со Святой горы Афон. Старейший орден России. Андреевский крест. Святые равноапостольные учители словенские Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки. Начало славянской письменности и документов по славянскому праву. Перевод текста Литургии на славянский язык, совершение богослужения на славянском языке. Прославление святых равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Религиозные верования восточных славян и руссов до принятия христианства. Почитание предков и природы — два основных культа славян-язычников. Идол, кумир. Жертвоприношения. Человеческие жертвоприношения. Языческие празднования. Сохранения некоторых элементов языческих верований в народном искусстве, названиях праздников до наших дней.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Крещение княгини Ольги. Прославление княгини Ольги Русской Православной Церковью. Князь Святослав.

Святой равноапостольный князь Владимир. Изготовление новых идолов. Жертвоприношение в 983 году. Первые христиане-мученики на Руси — варяги Иоанн и Федор. Выбор веры князем Владимиром. Христианская Византия. Осада и взятие Корсуни. Крещение князя Владимира и брак с порфирородной принцессой Анной.

Крещение Руси. Время крещения и официальная дата крещения Руси. Десятинная церковь и храм Святого Василия. Начало русского просвещения. День памяти святого князя Владимира.

Тема 3. «ПРАВОСЛАВИЕ И РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО» — 3 ч.

Церковь — собрание верующих во Христа. Небесная и земная Церковь. Объяснение полного названия Православной Церкви — Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь. Поместные Церкви. Представление о Соборах как органе церковного управления и решения важных церковных вопросов. Символ веры. Православная Церковь в России и других странах.

Русская Православная Церковь. Учреждение Русской митрополии. Первый митрополит. Автокефалия Русской Православной Церкви. Патриаршество. Патриарх — предстоятель Церкви. Священный Синод. Епархия и приход. Понятие о государственной и культурообразующей религии в России. Представление о церковно-государственной симфонии. Закрепление духовно-исторических традиций в государственных символах России.

Таинства и богослужение Православной Церкви. Семь таинств Православной Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причастие, Соборование, Венчание, таинство Священства. Священник — иерей, священнослужитель, особо посвященный человек, совершающий богослужение. Православная традиция священнического рукоположения от апостолов. Общее представление о единстве «Священного Писания» и «Священного Предания».

Тема 4. «ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ» — 2 ч.

Храм (церковь, собор, часовня) — общий дом христиан, посвященный Богу, место общественного православного богослужения. Основные внешние особенности. Внутреннее устроение и назначение главных частей. Икона и иконостас. Особенности церковного искусства: архитектуры, иконы, песнопений. Христианская символика. Крест и его символический смысл.

Тема 5. «О ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ» — 3 ч.

Таинства Православной Церкви: таинство Крещения, Причащения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Елеосвящения (Соборования), Брака (Венчания), Священства.

Происхождение церковного богослужения. Понятие о богослужебном круге. Суточный богослужебный круг. Седмичный богослужебный круг. Годовой богослужебный круг. Литургия — главное богослужение Православной Церкви.

Молитва — общение с Богом. Виды молитв. Молитва в русской художественной культуре.

Тема 6. «О ЦЕРКОВНЫХ КОЛОКОЛАХ» — 2 ч.

Виды и названия колоколов. Церковные колокола. Происхождение колокола. Клепало и било. Приход колоколов в русскую культуру. Очепный и язычный способы извлечения звона. Ростовские звоны. Звенигородские колокола. Разновидности колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, двузвон, трезвон. Колокололитейное искусство.

Тема 7. «ЗА МОНАСТЫРСКИМИ СТЕНАМИ» 2 ч.

Духовный подвиг монашества. Значение слов «монах», «инок». Происхождение монашества. Отшельничество. Общежитийность.

Русские монастыри – стражи духовности и земли Русской: Псково-Печерский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Спасо-Андроников монастырь, Свято-Введенская Оптина пустынь, Курская Коренная пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, Свято-Данилов монастырь, Донской монастырь. Святые мученики в истории христианской Церкви. Святые мученики царской семьи.

Тема 8. «ДОМ И СЕМЬЯ» 2ч.

Многоплановость проявления православных традиций в жизни народа. Дом, семья в традиционной русской культуре. Семья – малая Церковь.

Святые образы семейного благочестия. Святые Пётр и Феврония Муромские. Образец семейной святости царственных мучеников Николая I, Александры, Алексея, Ольги, Анастасии, Татьяны, Марии.

Тема 9. «РУСЬ СВЯТАЯ»2 ч.

Отношение к Родине в русской культурной традиции как к Дому Пресвятой Богородицы. Почитание чудотворных икон Пресвятой Богородицы: «Курская Коренная» икона Божией Матери, икона Покрова Пресвятой Богородицы, «Взыскание погибших», «Скоропослушница», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость», «Державная» икона Божией Матери.

Легенда о граде Китеже. Иконы-защитницы Русской земли: Владимирская, Казанская, Смоленская, Донская, Тихвинская иконы Божией Матери. Образы Святой Руси в русской художественной культуре.








Календарно-тематическое планирование уроков ОПК.

Задачи курса: - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной  культуры; - изучение и сохранение православных традиций России и проявление их в современном искусстве, литературе, в фольклоре, в повседневной жизни.

урока

Содержание

( разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения занятий

Курс «Православие - культурообразующая религия России».

22 ч. (1 час в неделю)

Тема 1. Культура - всеобщее достояние. 3 ч.

1

Драгоценное и неделимое наследство.

1 ч.

08.09.2013

2

Религия неотъемлемая  часть жизни и культуры людей.

1 ч.

15.09.2013

3

Величайшее сокровище-русский язык.

1 ч.

22.09.2013

Тема 2. Как Русь стала православной. 3 ч.

4

Посещение русских земель первым апостолом. Почитание на Руси Андрея Первозванного.

1 ч.

06.10.2013

5

Восточные славяне до принятия Христианства. Святая княгиня Ольга. Святой князь Владимир.

1 ч.

20.10.2013

6

Первые христиане-мученики на Руси – варяги Иоанн и Федор.

1 ч.

10.11.2013

Тема 3. Православие и Российское государство. 3 ч.

7

Что такое церковь.

1 ч.

24.11.2013

8

Русская православная церковь.

1 ч.

01.12.2013

9

Государственный герб России. Флаг России. Гимн России.

1 ч.

15.12.2013

Тема 4. Православный храм. 2 ч.

10

Как устроен храм

1 ч.

22.12.2013

11

Икона  и иконостас.

1 ч.

29.12.2013

Тема 5. О православном богослужении 3 ч.

12

Таинства Православной церкви.

1 ч.

19.01.2014

13

Как возникло богослужение. Богослужение в Православной церкви.

1 ч.

26.01.2014

14

Молитва в русской культуре

1 ч.

02.02.2014

Тема 6. О церковных колоколах. 2 ч.

15

Какие бывают колокола?

1 ч.

16.02.2014

16

О колоколетейном искусстве. О чем поют колокола?

1 ч.

09.03.2014

Тема 7. За монастырскими  стенами. 2 ч.

17

О монашеском подвиге

1 ч.

23.03.2014

18

Монастыри – стражи духовности.

1 ч.

06.04.2014

Тема 8. Дом и семья в русской культуре. 2 ч.

19

Дом и семья.

1 ч.

19.04.2014

20

Святые образы. О семейной святости.

1 ч.

04.05.2014

Тема 9. Русь Святая. 2 ч.

21

Дом Богородицы. Защитница  земли Русской.

1 ч.

11.05.2014

22

Православная культура России. Итоговый урок.

1 ч.

18.05.2014



Список рекомендованной литературы.


  1. Бородина А. В. История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. — Изд. 6-е, испр. и доп. — М.: Основы православной культуры, 2007.

  2. Бородина А. В. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция религиозно-познавательного историко-культурологического курса. — Изд. 2-е, перераб. — М., 2009.

  3. Бородина А. В. Основы православной культуры: Организация курса. Лекции. — Изд. 1-е, 2-е, испр. — М.: ОПК, 2006, 2007.

  4. Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М.: ОПК, 2008.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!