СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс. Модуль Основы мировых и религиозных культур

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по ОРКСЭ, модуль Основы мировых и религиозных культур 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс. Модуль Основы мировых и религиозных культур»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Пожарского муниципального района





РАССМОТРЕНО на ШМО учителей Протокол №___ от «___»___________2016 г.
Руководитель ШМО _____________

ФИО


СОГЛАСОВАНА с зам. директора школы
«___» ___________2016 г.


Зам. директора по УВР

__________ О.И. Короткевич

ФИО


УТВЕРЖДАЮ приказом директора МОБУ СОШ№ 13

№___

от «__»__________2016 г.



________Т.Е. Гусенкова

ФИО










Рабочая учебная программа по ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур»

(наименование учебного предмета/курса)

начальное общее образование, 4 класс

(ступень образования/класс)

2016 – 2017 учебный год

(срок реализации программы)

Составлена на основе Примерной программы «Основы мировых религиозных культур»

А.Л. Беглов, Е.В. Саплина под руководством Е. С. Токаревой

Программу составила М. И. Ершова, учитель ОРКСЭ,

(ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу)





c. Светлогорье

2016 г




Пояснительная записка

Рабочая программа курса ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс составлена в соответствии с нормативными правовыми документами:

  • федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённым приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г № 373;

  • Приказ от Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы по курсу ОРКСЭ начального общего образования;

  • программе формирования универсальных учебных действий;

  • основной образовательной программе начального общего образования;

  • авторской программы курса «ОРКСЭ» А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов;

  • учебному плану МОБУ СОШ № 13;

  • требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.


Общая характеристика учебного предмета

Данная программа создана на основе авторской рабочей программы курса ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» А.Л. Беглова, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов (Просвещение, 2010), примерного планирования курса ОРКСЭ Министерства образования РФ и в соответствии с реализуемыми образовательными программами, заявленными в Уставе МОБУ СОШ № с13 Пожарского муниципального района.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи учебного курса ОРКСЭ:

1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Принципы обучения:

  • Диалогическое взаимодействие;

  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;

  • актуальность;

  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;

  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);

  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.

  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;

  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Формы и виды учебной  деятельности  основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;

  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;

  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;

  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;

  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Виды деятельности на уроках основ мировых религиозных культур

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечит практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для применения их в практической деятельности, исключит формальный подход и механическое усвоение фактов и теоретических сведений.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает эффект включенности в общую работу класса. Одна из задач, стоящих перед учителем при организации работы в группах, – создание перспективы для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.

Групповая работа младших школьников может быть эффективна только при условии соблюдения определенных правил: отсутствие принуждения; продуманная система поощрений и порицаний; организационная и содержательная поддержка со стороны учителя; четкий инструктаж; владение учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, стимулирование и поощрение самостоятельности и инициативности. Также необходимо соблюдать временные ограничения: работа младших школьников в группе не должна превышать 10 - 15 минут.

При групповой организации учебной деятельности младших школьников эффективно применение игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности.

Описанные формы и виды учебной деятельности могут быть эффективны для развития учащихся только при условии существования в классе благоприятной общей атмосферы, установки на взаимоподдержку и заинтересованность как содержанием предмета, так и результатом собственной учебной деятельности.

К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса могут быть отнесены:

Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами. Распределение предпочтительно проводить в игровой форме (например, с помощью «черного ящика», «волшебной шляпы» или по аналогии с игрой в фанты).

Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем – носителем информации и учеником – реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Однако необходимо помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, костюмирование и т.д., каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. Методологическая последовательность усвоения терминов и понятий благодаря работе со словарем реализуется на всех этапах изучения курса: происходит накопление фактов, формируется общее представление об изучаемом культурном явлении, выделяются ключевые понятия и определяется их смысл, значение; понятия закрепляются через использование их в собственной речи, и таким образом входят в активный лексический запас учащихся; в дальнейшем, при изучении последующих тем курса происходит сначала актуализация, а потом – развитие понятия, обогащение его новыми признаками, нюансами.

При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Безусловно, составленный на уроках или в процессе выполнения домашнего задания понятийный словарь не может претендовать на абсолютную полноту и глубину, его содержание в значительной мере зависит от уровня подготовки класса, от содержания доступных учащимся источников информации.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Составление галереи образов. Эта работа направлена прежде всего на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне. Еще одна важная задача, решаемая организацией такой работы – формирование культурной эрудиции учащихся. Содержанием Галереи образов может стать самый разнообразный наглядный материал: фотографии, иллюстрации, репродукции картин, фотографии и изображения культовых сооружений, фотографии музейных экспозиций, костюмы, ритуальные и бытовые предметы, характерные для рассматриваемой религиозной культуры.

Галерея образов может представлять собою выставку, оформленную учащимися, или, благодаря активному внедрению в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, иметь виртуальный характер, например, она может быть выполнена с применением компьютерной программы Power Point.

«Экспонаты» для галереи образов учащиеся собирают и оформляют на протяжении изучения курса. Учащиеся могут быть объединены в творческие группы, задача каждой из которых – подбор материала в рамках одной из областей. Отобранный материал подвергается коллективному обсуждению или обсуждению в группе. Его присутствие в экспозиции должно быть мотивировано: как конкретно он характеризует изучаемую культуру, чем важен и значим для ее понимания.

Желательно, чтобы каждый «экспонат», помещенный в экспозицию, сопровождался краткой аннотацией, работа над которыми – еще один этап закрепления теоретических сведений. Написание кратких аннотаций также способствует развитию навыков письменной речи учащихся, навыков работы с источниками информации.

На уроке, завершающем изучение курса, можно провести презентацию галереи образов, в рамках которой представители каждой творческой группы расскажут о своем вкладе в экспозицию. Интересно также будет впоследствии провести экскурсию по галерее для учащихся других классов. Подобная работа не только повысит учебную мотивацию, но и будет способствовать развитию навыков презентации собственного образовательного результата, коммуникативных качеств личности.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

При организации урочной и внеурочной работы учащихся с компьютером необходимо строго соблюдать санитарные нормы, нормы времени и помнить, что ИКТ в учебном процессе выступают в качестве одного из возможных средств обучения, а их использование должно быть мотивировано прежде всего необходимостью и целесообразностью. Педагог обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета, сформировать у них мотивацию к использованию ИКТ не в развлекательных, а в учебных целях.

Задания на дом в процессе изучения курса должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил 2-3 творческие и 3-4 поисковые работы, т.е. задания этого типа, предлагаемые в поурочном планировании, могут быть распределены равномерно на протяжении изучения курса.

Рекомендации к домашним заданиям

Итак, необходимая для личностного развития ребенка пози­ция «Я - сам!» культивируется и организуется, направляется учи­телем незаметно, но специально и целенаправленно.

Ребёнок дома остается наедине с учебником. Какая работа ему предстоит?

  • Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение...).

  • Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен).

  • Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных).

  • Составление опорных конспектов к пересказам (по жела­нию), планов, конспектов, выписки.

  • Творческие формы работы (сочинительство, создание, разработка и т.п.)

Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рацио­нально организовывать учебный труд. Все это возможно при од­ном непременном условии: перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать еще что-то: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.











Организация внеурочной деятельности учащихся

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания. Внеурочная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Включение в различные виды внеурочной работы обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом. В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие педагоги и школьники, родители.

Экскурсия. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.

Заочная экскурсия. При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

  • Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

  • Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

  • Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

  • Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

Таким образом, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в начальных классах, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся.


Место курса в учебном плане

С введением в инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России», предмет «Основы мировых религиозных культуры» вводится с 4 класса (32 ч., 1ч в неделю).

Модуль «Основы мировых религиозных культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся. УМК входит в Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

  • Учащиеся будут обучаться по учебнику, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник входит в систему «Перспектива». Учебник знакомит с основами мировых религиозных культур, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни. Автор уроков А.Л. Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов.


Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ

В основе учебно – воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство» и развитие метапредметных умений и навыков.

Требования к результатам освоения содержания

В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и положениями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» преподавание предмета «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Воспитательные результаты деятельности школьников распределяются по трём уровням:

• первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

• второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

• третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Обучение четвероклассников по курсу «Основы мировых религиозных культур» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Универсальные учебные действия

Курс ОРКСЭ модуль «Основы мировых религиозных культур» предполагает формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).

  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.

  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.


Требования к уровню подготовки оканчивающих начальное общее образование, 4 класс

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;

  • об основателях религий мира,

  • о священных книгах религий мира;

  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,

  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,

  • имена основателей религий мира,

  • названия основных праздников религий мира,

  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;

  • работать с различными источниками информации;

  • осуществлять творческую деятельность;

  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.




Содержание программы

4 класс (32 ч)

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Блок 2. Основы религиозных культур (28 часов).

Что такое религия? Какие бывают религии? Религии России. Что такое культура? Влияние религии на культуру.

Древнейшие верования. Первые религии. Многобожие. Иудаизм. Ислам. Христианство. Буддизм.

Религии мира и их основатели. Христианство. Иисус Христос, апостолы. Ислам. Мухаммед. Буддизм. Сиддхартха Гуатама.

Священные книги религий мира. Когда впервые появились священные тексты и как они назывались? Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Священная книга буддизма – «Три корзины мудрости» (Типитаки). Священные книги иудаизма и христианства. Библия. Ветхий завет. Новый завет. Священная книга ислама. Коран.

Хранители предания в религиях мира. Кто такие жрецы. Мудрецы иудеев. Христианские священнослужители. Иерархия в христианской церкви. Мусульманская община. Буддийская община – сангха.

Человек в религиозных традициях мира. Роль, место и предназначение человека в религиях мира.

Священные сооружения. Для чего нужны священные сооружения? Храм Единого Бога в Иерусалиме, Софийский собор. Христианские храмы (алтарь, иконы). Устройство православного храма. Мечеть. Буддийские священные сооружения.

Искусство в религиозной культуре. Роль искусства в разных религиозных традициях. Искусство в религиозной культуре христианства. Искусство в религиозной культуре ислама. Искусство в религиозной культуре иудаизма. Искусство в религиозной культуре буддизма.

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

Религии России. Как на Руси выбирали веру? Роль князя Владимира в крещении Руси. Православное христианство в истории России. Первые русские святые (Борис и Глеб). Деятельность Кирилла и Мефодия. Святой Сергий Радонежский. Первый русский печатник Иван Фёдоров. Установление патриаршества. Церковный раскол: кто такие старообрядцы (староверы). Судьба Церкви в XX веке. Другие христианские исповедания. Ислам, иудаизм, буддизм в истории России.

Религия и мораль. Главный принцип всех религий. Нравственные заповеди в религиях мира. Заповеди иудаизма и христианства. Нравственное учение ислама. Учение о поведении человека в буддизме.

Религиозные ритуалы. Что такое ритуалы (обряды), история их возникновения. Христианство: основные Таинства. Ислам: ежедневная молитва намаз. Иудаизм: еженедельная традиция – соблюдение субботы (шабат). Буддизм: каждодневная молитва (мантра).

Обычаи и обряды. Традиционные обычаи и обряды в религиях мира. Религиозные ритуалы в искусстве. Значение религиозных ритуалов в искусстве в традиционных религиях.

Календари религий мира. Особенности летоисчисления в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. Праздники в религиях мира. Праздники иудаизма (Песах, Шавуот, Ханука). Праздники христианства (Рождество, Пасха). Праздники ислама (Курбан-байрам, Ураза-байрам). Праздники буддизма (Дончод, Сагаалган).

Семья, семейные ценности. Роль семьи в жизни каждого человека. Отношение традиционных религий России к семье.

Долг, свобода, ответственность, труд. Понятия «свобода», «долг», «ответственность», «труд» в разных религиях.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь в различных религиях.

Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

Духовные традиции России. Роль религий в становлении России. С чего начинается Россия.


Контроль предметных результатов

При преподавании учебного предмета «Основы мировых религиозных культур» предполагается безотметочная система, но это не означает, что в контроле усвоения знаний нет необходимости. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, а во-вторых, глубины сформированности учебных умений.

Оценка должна решать, как минимум, две основные задачи:

• подведение итогов работы;

• сравнение (с самим собой и с другими).

Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации учащихся предусматривает использование следующих методов.

Тестирование (метод тестов) - метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации учащихся путём анализа результатов и способов выполнения детьми ряда специально разработанных заданий. Для оперативного контроля знаний и умений по предмету можно использовать специально подобранные и систематизированные упражнения. Целесообразно предлагать ученикам тестовые задания разных типов. При этом речь не идёт о том, что работа с тестом должна занимать значительную часть урока. Можно предлагать школьникам 2-4 тестовых задания, которые они будут выполнять не дольше 5 минут. Целесообразно использовать те тестовые материалы, которые предлагаются в электронном приложении к учебнику.

Возможные варианты тестовых заданий

1. Задания альтернативных ответов. К каждой задаче альтернативных ответов даётся только два варианта ответов. Испытуемый должен выбрать один из них: да - нет, правильно - неправильно.

2. Задания множественного выбора. Задачи с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Школьник должен выбрать один из предложенных вариантов, среди которых чаще всего правильный только один. При составлении заданий множественного выбора следует руководствоваться принципом однородности, т. е. подбирать такие задания, которые относятся к одному роду, виду, отображают основные стороны, грани явления. Этот принцип применяется в заданиях с различным числом вариантов ответа (оптимально от 3 до 6).

3. Задания на восстановление соответствия. В заданиях на восстановление соответствия необходимо найти соответствие (или приравнять части, элементы, понятия) между элементами двух списков.

Обычно такое задание состоит из двух столбцов: в первом - вопросы, утверждения, факты, понятия и т. д., во втором - список утверждений или свойств объектов, которые надо поставить в соответствие.

Задания на восстановление последовательности можно рассматривать как вариант задания на восстановление соответствия, когда одним из рядов является время, расстояние и т. д. Главными преимуществами заданий этого вида являются возможность быстрой оценки знаний, умений и навыков в конкретной области знаний и экономичность размещения задач в тесте.

При составлении заданий на упорядочение элементов следует отметить обязательность инструкции для детей: в какой именно последовательности располагать элементы - от большего к меньшему, в алфавитном, хронологическом порядке и т. п.

Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях учащихся. Для оценки эффективности деятельности по воспитанию и социализации учащихся используются следующие виды опроса:

анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основе ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между учителем и учащимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации. В ходе интервью учитель не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов ребёнка или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

беседа - специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации.

Самооценка (как составляющая и необходимая часть учебной деятельности школьника, которая включает самопроверку своих действий по овладению учебным материалом, учебных достижений).

Овладение основами самооценки позволяет ученику судить о том, что он знает и умеет хорошо, в чём ещё надо разобраться, а что только предстоит узнать. Процедура сомооценки должна включать в себя:

• разработку учителем эталонов оценивания деятельности учащегося;

• мотивацию учащихся на анализ процесса и результатов собственных действий;

• создание ситуации, в которой ученики сопоставляют свои результаты с имеющимися эталонами оценки.

Возможный вариант самооценки:

перед выполнением самостоятельной работы учитель обсуждает с учащимися критерии успешности её выполнения. Выполнив работу, дети сами ставят себе баллы (необязательно и даже нежелательно по пятибалльной шкале оценки) в соответствии с принятыми сообща критериями для каждого задания. После этого учитель проверяет работу и рядом с баллами, выставленными ребёнком, ставит свои баллы.

Ещё один возможный вариант самооценки - использование цветовых сигналов. Для того чтобы можно было оценить не только письменную работу, но и устную или оценить свою работу сразу после выполнения и показать свой результат учителю, школьники показывают карточки определённого цвета (или делают пометки цветом на полях рабочей тетради), например:

• зелёный цвет - ученик не допустил ни одной ошибки и доволен собой;

• жёлтый цвет - допущены неточности;

• красный цвет - надо постараться для достижения успеха.

Одним из способов оценивания учениками своей деятельности может также являться систематическое обращение к материалам рубрики «Вы узнаете» в учебнике. Обращаясь к материалам этой рубрики в начале урока, учащиеся (под руководством учителя) формулируют одну из задач урока, а анализируя в конце урока достижение (или недостижение) предполагаемых результатов, тем самым анализируют свою деятельность на уроке. При работе в парах или группах очень важна так - же взаимооценка учениками деятельности друг друга. Школьник может получить задание проверить работу своего товарища и исправить имеющиеся, на его взгляд, ошибки, определить, что в работе заслуживает похвалы. Желательно периодически опрашивать учеников с целью определения самых интересных ответов (или составленных товарищами вопросов), самых необычных решений проблемы и т. д. Для детей 10-11 лет большое значение имеет демонстрация своих достижений, похвала, одобрение, интерес к результатам их деятельности со стороны сверстников, семьи, значимых взрослых, школьного коллектива. Роль такой внешней оценки может выполнять итоговое мероприятие, завершающее изучение курса ОРКСЭ, выступление перед родителями на родительском собрании или перед педагогами с сообщением о том, чем дети занимаются, что узнают, изучая курс; проведение заочной или очной экскурсии для членов семьи, учителей, учащихся других классов, а также другие мероприятия, которые дадут возможность учащимся презентовать индивидуальные результаты своей работы по предмету.


Раздел учебного курса

Кол–во часов

Текущий и промежуточный контроль

Формы контроля

Россия – наша Родина

1

Вводная беседа, усвоения нового материала.

Культура и религия

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Культура и религия

1

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Возникновение религий. Древнейшие

верования

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Возникновение религий. Религии

мира и их основатели.

1

Беседа.

Священные Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Священные книга мира: Тора, Библия,Коран, Типитака

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Хранители предания в религиях

мира

1

Беседа.

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

1

Взаимопроверка знаний ключевых терминов темы.

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Человек в религиозных традициях

мира

1

Беседа, контроль знаний в виде теста.

Священные сооружения.

1

Беседа.

Священные

сооружения

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала.

Искусство в религиозной культуре

1

Экскурсия в храм п. Лучегорск

Искусство в религиозной культуре

1

Беседа, самопроверка усвоения нового материала

Творческие работы учащихся

1


Презентация творческих работ

1

Беседа.

История религии в России

1

Беседа.

Религиозные ритуалы. Обычаи о

обряды.

1

Беседа, контроль знаний в виде заданий.

Паломничества и святыни

1

Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.

Праздники и календари

1

Беседа, контроль знаний, интерактивные модели.

Праздники и календари

1

Беседа, интерактивные модели.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

Беседа, контроль знаний.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1

Беседа.

Посещение монастыря.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

1

Беседа, контроль знаний.

Семья

1

Беседа, контроль знаний.

Долг, свобода, ответственность, труд

1

Беседа, контроль знаний, сообщения.

Любовь и уважение к Отечеству.


1

Беседа, контроль знаний в виде заданий.

Подготовка творческих проектов

1

Беседа, контроль знаний в виде заданий. Готовят презентации творческих проектов.

Подготовка творческих проектов

1

Беседа, контроль знаний в виде теста.


Виды и формы контроля

- тематический контроль (устные ответы, творческие проекты);

- промежуточная аттестация (защита проектов).

- театрализация: Темы: «Притча о блудном сыне», «Притча о милосердном самарянине», «Притча о талантах», «Притча о милосердном царе и безжалостном заимодавце», «Мудрость царя Соломона».


Организация проектной деятельности учащихся

Проекты, выполняемые учащимися в рамках изучения модуля «Основы мировых религиозных культур», могут быть:

• индивидуальными или коллективными (группа из 3-6 человек);

• долгосрочными (1-2 месяца) или краткосрочными (1-2 урока);

• творческими (например, написание сценария рождественского вертепа), исследовательскими (например, «История строительства храма в моём городе (селе или посёлке)» или социально значимыми (например, дети пишут поздравительные открытки ветеранам).

Для организации проектной работы на уроке учитель готовит комплект материалов, который включает в себя:

• методический паспорт проекта;

• текст задания и примерную разработку (или предложения) оформления результатов работы над проектом;

• лист планирования и продвижения по заданию

• сценарий (план) проведения учебного занятия (занятий) в технологии проектирования;

• рекомендации по организации работы групп;

• памятку для организации деятельности учащихся;

• список (банк) информационных ресурсов (включая Интернет), которыми учащиеся могут воспользоваться, работая над проектом.


Организация работы групп, подготовке и презентации краткосрочного группового проекта


    1. Примерное время выполнения проекта: 45-90 минут (1-2 урока). Примерное распределение времени

      Этапы занятия

      Время, мин

      Организационный этап

      5-15

      Выполнение проекта детьми

      25-45

      Презентации работ группами

      10-15

      Взаимооценка и подсчёт голосов, самооценка, подведение итогов

      5-15

      Итого

      45-90

    2. Организация рабочего пространства класса

В классе одновременно работают две-четыре группы.

В классе должны быть:

• две-четыре рабочие зоны: круглые столы (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу участников группы); на рабочих столах каждой группы должны быть разложены листы с заданием (по числу участников группы), листы индивидуальных планов (по числу участников группы), листы планирования и продвижения по заданию (один на группу), листы самооценки (по числу участников группы), ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, номер группы (например, написанный на согнутом пополам листе плотной бумаги);

• компьютерная зона (несколько столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и посадочные места);

• стол(ы) и стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях (словари, справочники, энциклопедии и др.);

• стол с ручными инструментами и материалами;

• зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).

    1. Ресурсы для выполнения проекта:

• подборка информационных ресурсов по теме: короткие адаптированные для детей младшего школьного возраста тексты, книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т. п.; иллюстрации; интересные факты на тему «А знаете ли вы?..»;

• инструменты и средства: компьютеры, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы;

• материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага формата А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры и т. д.

    1. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе

Урок проводится учителем, в качестве помощников и наблюдателей можно пригласить родителей или членов семей учащихся. В функции учителя входит организация проведения урока, оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе по организации их деятельности (при этом помощь не должна представлять собой прямые подсказки), общее наблюдение за процессом работы групп. Функции наблюдателей и помощников: наблюдение за работой групп, помощь в организации деятельности.

5. Организация деятельности учащихся:

1) учитель объявляет тему урока и делит детей на группы (возможно, такое деление уже обозначилось, когда дети планировали своё будущее участие в проекте);

2) учитель предлагает детям прочесть текст задания, обращает их внимание на то, что они могут выбрать любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать - плакат или презентацию, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами. Затем учитель предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает внимание на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

а) обсуждение темы, формы представления результата;

б) составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

в) выполнение задания;

г) контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

д) представление результатов;

е) голосование за лучший проект;

ж) самооценка (дети находят лист самооценки).

Необходимо познакомить учащихся с ресурсами, их расположением и правилами пользования, например c компьютером. Если у учащихся возникают вопросы, учитель отвечает на них на этом этапе, после чего даёт команду приступить к работе;

3) задания должны быть разработаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15-20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп: надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта;

4) по окончании работы над проектом группы поочерёдно представляют свои работы. Перед этим они должны оговорить с учителем, будет ли презентация групповой, или от группы будет выступать один представитель. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у неё осталась только одна минута;

5) после заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания голосования учитель и помощники подводят итоги, а детям предлагается заполнить лист самооценки.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).

Примеры контрольных заданий

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально – гуманитарных знаний различной направленности – культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально – оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы мировых религиозных культур» могут использоваться следующие виды контрольных заданий:

1) Краткий вопрос типа «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте определение...», «Что означает...?».

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.

Темы итоговых работ учащихся

Самостоятельные итоговые творческие работы являются интегративной формой обобщённой оценки усвоения учебного материала и применяются для итоговой оценки знаний учащихся наряду с устными или письменными заданиями.

Итоговые работы готовятся учащимися либо аудиторно в виде написания сочинения в учебной группе на определённую тему (5-8 тем на выбор), либо в форме реферата объёмом не менее 0,5 п. л., который готовится учащимся заранее и затем защищается. Каждый учащийся в учебной группе должен готовить реферат на отдельную тему. Защита реферата проводится в форме доклада, презентации учащимся его основного содержания с последующим устным опросом педагога по теме реферата, другим темам и выставлением комплексной итоговой оценки.

Примерный перечень тем итоговых работ учащихся.

Творческие работы учащихся

Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю иудаизм», «Как я понимаю буддизм», «Памятники религиозной культуры в родном городе», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «Моя малая Родина», «Мой друг», «Подари людям счастье», «Как я понимаю счастье», «Наши семейные праздники» и другие.

Дополнительные тексты, расширяющие содержание уроков (приложения к урокам)

К урокам предлагаются дополнительные тексты, которые учитель может использовать по своему усмотрению. Это стихотворения, песни, рассказы, сказки, притчи, христианские легенды, мысли святых отцов. Эти материалы можно использовать для организации самостоятельной работы детей, для подготовки внеклассных мероприятий, для выстраивания межпредметных связей. Так, например, к уроку «Милосердие и сострадание» предлагается чтение и обсуждение стихотворения К. В. Лукашевич «Бумажный петушок», на уроке «Икона» предлагается фрагмент статьи Л. Е. Такташовой «Русская икона» и т. д.














Учебно – методический комплекс

  1. Беглов А.Л., Саплина Е.В.Основы духовно — нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5. классы. - М: Просвещение,2012.

  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей./А.Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2012. – 27 с.

  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя.4-5 классы: справ. материалы для общеобразовательных учреждений/ В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. - М.: Просвещение, 2012. – 240 с.

  4. Электронное приложение к учебному пособию Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

  5. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов).

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) – М.Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

Технические средства обучения

Компьютер, мультимедийная установка.

Мультимедийные электронные наглядные пособия

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для под­готовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

www.drofa.ru



Календарно – тематическое планирование по курсу ОРКСЭ «Основы мировых религиозных культур»

 

Дата

Название раздела, темы урока

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Кол-во часов

Примечание

І

I четверть – «Исторические основы православной культуры»

8


1

05.09.2016

Россия – наша Родина

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.

Изучают основы духовной традиции православия

1


2

12.09.2016

Культура и религия

Как человек создаёт культуру. О чём говорит религия.

1


3

19.09.2016

Культура и религия

1


4

26.09.2016

Возникновение религий. Древнейшие

Верования

Представление о веровании людей древнего мира

Беседуют, комментируют чтение, рассказывают устно на тему урока.


1


5

03.10.2016

Возникновение религий. Религии

мира и их основатели.

Основные мировые религии, их основатели.

1


6

10.10.2016

Священные

Книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака

Понятие «священные книги», знакомство с культовыми книгами мировых религий.

Беседуют, рассказывают устно на тему урока, работают с иллюстративным материалом, заполняют таблицы, работают в группах с источниками информации, играют, работают с текстом.

1


7

17.10.2016

Священные

книга мира:

Тора, Библия,

Коран, Типитака

1


8

24.10.2016

Хранители

предания в религиях

мира

Хранители предания в религиях мира Жрец. Раввин. Апостол. Епископ. Священник. Диакон. Иерархия. Умма. Имам. Хафиз. Сангха. Ламы

Устанавливают взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей.

1


ІІ

II четверть

7


9

07.11.2016

Добро и зло. Возникновение зла в мире Понятия греха, раскаяния, покаяния

Что такое нравственные нормы бытия, понятие добра и зла.

Беседуют, комментируют чтение, работают с источниками информации.

1


10

14.11.2016

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад

Рассказы по теме, с использованием плана, ключевых слов, умение осуществлять информационный поиск для выполнения заданий.

Работают самостоятельно

1


11

21.11.2016

Человек в

религиозных традициях

мира

Молитва. Таинства. Намаз. Мантра. Православная культура.

Комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом, работают самостоятельно с источником информации.



12

28.11.2016

Священные сооружения.

Священные сооружения. Синагога. Церковь. Алтарь. Икона. Фреска

Знакомятся с описанием священных сооружений. Беседуют, комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом. Самостоятельно работают с источником информации



13

05.12.2016

Священные сооружения

1


14

12.12.2016


Искусство в религиозной культуре

Искусство в религиозной культуре. Икона. Каллиграфия. Арабески. Семисвечник. Способы изображения Будды

Учатся сравнивать различные религиозные традиции, явления духовной культуры. Беседуют, комментируют чтение, работают с иллюстративным материалом.



15

19.12.2016


Искусство в

Религиозной культуре



ІІІ

ІІI четверть

11


16

09.01.2017

Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта.

Прогнозируют результаты работы на уроке. Читают и воспринимать прочитанное. Объясняют значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывают о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщают, закрепляют и систематизируют представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы мировых религиозных культур». Планируют и корректируют самостоятельную работу. Работают в группе. Проверяют себя и самостоятельно оценивают свои достижения.

2


17

16.01.2017

История религии

в России

Религии России. Митрополия. Патриарх. Синод. Протестанты. Церкви.

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России

1


18

23.01.2017

История религии

в России

1


19

30.01.2017

Религиозные ритуалы.

Обычаи о обряды.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Обряды. Ритуалы. Таинства

Знакомятся с развитием различных религиозных культур в истории России

1


20

06.02.2017

Религиозные ритуалы.

Обычаи о обряды.

1


21

13.02.2017

Паломничества и святыни



1


22

20.02.2017

Праздники и календари

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры разных традиций.

1


23

27.02.2017

Праздники и календари

1


24

06.03.2017

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях

мира

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

1


25

13.03.2017

Религия и мораль.

Нравственные заповеди в религиях мира

1


26

20.03.2017

Творческие работы учащихся

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта

Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы мировых религиозных культур»; о содержании учебного проекта и способах его реализации.

Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы мировых религиозных культур».

Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения




ІV четверть

7


27

03.04.2017

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

1


28

10.04.2017

Семья

Семья, семейные ценности.

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их

1


29

17.04.2017

Долг, свобода, ответственность, труд

Долг, свобода, ответственность, учение и тру

1


30

24.04.2017

Любовь и уважение к

Отечеству.


Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся приводить примеры явлений разных религиозных традиций и светской культуры и сравнивать их

1


31

15.05.2017

Подготовка творческих проектов

Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта.

Обсуждают, выбирают и подготавливают творческие работы, разрабатывают критерии оценивания самостоятельной работы.

1


32

22.05.2017

Подведение итогов проекта

Введение в православную духовную традицию.

Устанавливают причинно-следственную связь между событиями и нравственным поведением участников событий. Участвуют в проектной деятельности по теме «Нравственные основы поведения человека», а также в коллективном обсуждении результатов проектной деятельности. Оценивают результаты своего поведения (самоанализ), прислушиваясь к голосу совести и вспоминая об изученных добродетелях.

1























Работа, направленная на подготовку восприятия материала урока.

Эта работа должна вызвать представления об изучаемой теме, уже имеющиеся в жизненном опыте учащихся. Вот почему задания в этой части урока связаны с такими действиями, как «вспомните», «представьте себе», «вообразите», «как вы думаете...», «нарисуйте», реже, «знаете ли вы, что...». Такие приёмы работы помогают повысить уровень мотивации в изучении и осмыслении новой темы, помогают выстроить новые представления на фундаменте имеющихся, подготовить возможность работы по выявлению, распознаванию новых знаний и изменяющихся представлений.

Чтение статьи учебника, работа, направленная на понимание прочитанного.

На этом этапе работы с учащимися по осмыслению текста могут быть использованы разные приёмы и методы, однако любой из них должен быть направлен, с одной стороны, на осуществление навыка чтения для понимания, а, с другой стороны, на его дальнейшее совершенствование. При всём том, что задача выработки навыков чтения для понимания текста не входит в задачи курса православной культуры, этот предмет – пока единственный, где ученик имеет дело с новым для него типом текста: научно-популярным философским текстом, вот почему чтению на уроке по этому предмету уделяется пристальное внимание.

На этапе работы с текстом могут быть использованы такие методы работы, как:

- чтение с остановками, когда чтение прерывается для обсуждения возможной дальнейшей логики рассуждений, представленных в тексте;

- чтение с вопросами, которая характеризуется такими особенностями, как предоставление возможности детям самим задавать вопросы, направленные на понимание текста, а не только на них отвечать, во-первых, и, во- вторых, предоставление возможности детям усвоить модель речевого правильного поведения (имеется в виду логика ответа взрослого человека: ответ именно на заданный вопрос, наличие тезиса и доказательства), когда учитель будет отвечать на вопросы учащихся к тексту;

- различные способы маркировки текста: маркировка текста значками «знал», «узнал», «хочу знать об этом больше», «это вызывает вопрос» и т.п.

- аналитические способы чтения текста: выделение тезиса, аргументов, выводов.

Рефлексивные формы работы, направленные на присвоение прочитанного и обсуждённого на уроке.

Самым распространённым способом проведения этой работы может быть переопосредование изученного материала. Простейшей формой переопосредования является пересказ. Пересказ может быть подробным и сжатым, главное, чтобы при пересказе ученик не терял логические связи и логическую последовательность изложения. Пересказ – традиционная, испытанная форма проверки знаний учащегося.

Однако могут быть использованы и другие формы переопосредования изученного материала, позволяющие одновременно повторить, обобщить изученное и проверить уровень усвоения и понимания учащимся изученного материала.

Сегодня широко используются тестовые формы проверки знаний, однако тестовые формы переопосредования текста могут быть использованы не только для проверки, но и для обобщения изученного, выстраивания обобщенного целого по теме.

Составление резюме текста также является одновременно и формой осмысления текста, его обобщения и повторения, и способом проверки знаний учащихся.

Обобщение изученного в виде таблиц, схем, вычерчивания линий логических связей могут быть использованы в начале урока как способ вызова имеющихся в опыте представлений и в конце урока как средство повторения и обобщения.

Творческие формы осмысления изученного: сочинения, рисунки, составление рассказов, дополненных рисунками (нечто подобное комиксам), инсценирование – возможность использования такой формы творческой переработки информации не должна проходить мимо внимания учителя.

Одной из самых мощных форм творческого и интегрированного способа осмысления материала является метод проектов. Метод проектов широко используется в современной школе при изучении разных предметов, он может быть использован и при изучении курса основ православной культуры.

Одним из способов рефлексии, осмысления прочитанного и осмысленного на уроке может быть «Разговор по душам», «Сядем в кружок», однако следует помнить, что чувство меры и такта – необходимое свойство учителя, берущегося за преподавание основ православной культуры. Материал почти каждого урока может быть воспринят ребёнком очень личностно, поэтому необходимо оставить за ребёнком право промолчать. Учителю же помнить, что, несмотря на очень высокий воспитательный потенциал уроков основ православной культуры, он не должен превращаться в исповедь, а учитель не должен брать на себя роль исповедника или обличителя людских пороков.



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!