Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новосклюихинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Утверждаю: На заседании методического Директор школы: объединения школы Тишкина О.В. Протокол № 1 от Приказ №158 от 29 .08.2013 г. 31 .08.2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы мировых религиозных культур»)
начальное общее образование
4 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
Разработана: Фетисовой Т. А.
учителем начальных классов
с. Новосклюиха, 2013
Содержание
Стр.
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………… 3
Структура предмета ………………………………..………...……………………………………………………………. 8
Содержание предмета …………………………………………………...............................................................................8
Календарно – тематический план ……………………………………… ………………………………………………… 10
Планируемые образовательные результаты обучающихся…..………………………………………………………….. 18
6. Контроль и оценка достижения планируемых результатов..……………………………………………………. 20
7.Учебно – методическое обеспечение …………………………………. ……………………………………… ……… 25
8.Материально – техническое обеспечение ……………. …………………………………………………………………25
9.Лист внесения изменений в рабочую программу……………………................................................................................ 27
Пояснительная записка
МБОУ «Новосклюихинская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей учащихся и их родителей определила для изучения модуль комплексного учебного предмета «Основы мировых религий».
В основе рабочей программы лежат следующие нормативно-правовые и инструктивно-методические документы :
Конституция Российской Федерации;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009 г. № ПР-2009. Распоряжение Правительства РФ от 29.10.2009 г. № 1578 по введению в субъектах РФ учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;
Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» (Приложение 1);
Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312;
Письмо Минобрнауки России от 9 февраля 2012 г. № МД-102/03 « О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана на основе авторской программы общеобразовательных учреждений Виноградовой Н.Ф. «Основы духовно - нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» (http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base/Виноградова._Программа_ОРКСЭ._Программа_ДНК._4_кл.pdf Вентана-Граф, М.: 2012) Предлагаемый авторский курс соответствует предметным областям, введенным в стандарт второго поколения (2009).
Содержание рабочей программы обеспечивает реализацию стандарта начального общего образования по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуля «Основы мировых религиозных культур» и общие для всех модулей ОРКСЭ цели и требования стандарта к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Общая характеристика учебного предмета
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), изучение новой обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предполагает реализацию следующей цели: «Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России». Результатом этого процесса воспитания в образовательном учреждении должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как толерантность, способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.
Основными задачами реализации указанной предметной области средствами учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» являются следующие:
воспитание способности к восприятию накопленной разными народами духовно-нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию;
формирование представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования;
осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является наследием жизни и деятельности его предков, что она берет свои истоки в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.;
формирование внутренних установок личности, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.
В программе курса 4 класса представлены следующие содержательные линии:
«Россия – страна, объединившая разные народы», «Многообразие культур народов России», «Что объединяет разные народы».
Обучение осуществляется с использованием следующих средств обучения:
1. Виноградова Н.Ф., «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики» , 4 кл.:учебник - М.: Вентана-Граф, 2012
2. Пособия для учащихся (учебники-тетради):
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М.: Вентана-Граф, 2013
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. М.: Вентана-Граф, 2013
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Вентана-Граф, 2013
3. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», с тематическим и поурочно- тематическим планированием и методическими рекомендациями. (http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base/Виноградова._Программа_ОРКСЭ._Программа_ДНК._4_кл.pdf) М.: Вентана-Граф, 2012.
Учитель может использовать разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.
Содержание, методический аппарат и структура учебника обеспечивают:
– организацию диалога различных культур, раскрытие на конкретных примерах (из реальной жизни, истории России, религиозных учений) особенностей взаимодействия и взаимовлияния разных этнических культур (рубрики учебника «Обсудим вместе», «Жил на свете человек», «Путешествие вглубь веков», «По страницам священных книг»);
– отражение основного содержания текстов учебника в иллюстративном ряде (рубрика учебника «Картинная галерея», тематические фотографии и рисунки);
– последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания (текстовое объяснение; наличие толковых словарей и т.д.)
Место предмета в учебном плане
Срок реализации программы курса в соответствии с БУП 2004 с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 г. №74 – 34 учебных часа.
В авторскую программу внесены изменения . Запланировано 6 практических и 3 контрольных работ, для которых отводится часть урока
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не решает задачи подробного знакомства с разными религиями. Главное назначение предмета – развивать общую культуру младшего школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий.
Исходя из этого, главной особенностью этого курса в понимании авторов является представление культурообразующего содержания духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. Именно культурообразующее «ядро» отражает все грани общекультурного, этического, религиозного содержания, ориентированного на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.
Содержание предмета «Духовно-нравственная культура народов России» раскрывает различные грани многонациональной российской культуры как сплава традиций, нравственных ценностей, норм светской и религиозной морали. Индивидуальная культура человека связывается не только с принадлежностью к определенному этносу и конфессии, но и с пониманием величия накопленного человечеством культурного наследия, гордостью перед умом, честностью, порядочностью предшествующих поколений, принятием ценностей, сформировавшихся на протяжении истории разных народов.
Целесообразна связь между разными предметами, которые изучаются в начальной школе (окружающий мир; литературное чтение; изобразительное искусство, музыка), возможна разработка комплексных уроков, использующих возможности разных учебных курсов и разных форм организации обучения.
Основные методы и приемы:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские;
работа со словарем;
работа в парах;
рассматривание иллюстраций, слайдов;
рассматривание иллюстраций, слайдов;
рассказ учителя
Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы: коллективную, групповую (с постоянным и меняющимся составом учащихся) и индивидуальную.
К коллективным формам внеурочной деятельности можно отнести проведение тематических недель, вечеров, встреч с интересными людьми, выпуски стенных газет, конкурс плакатов и др.
В рамках индивидуальной внеклассной работы школьнику может быть предложено подготовить доклад на определенную тему, изготовить пособие, разработать проект. Подобная индивидуальная работа носит исследовательский характер. Все обозначенные выше формы организации внеурочной деятельности призваны решать задачи нравственного, морально-этического и патриотического воспитания.
При изучении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагается интеграция с предметами «Литература», «Музыка», «История», «Изобразительное искусство».
Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:
готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, благожелательные взаимоотношения со сверстниками;
достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманности, толерантности по отношению к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Метапредметные результаты определяют круг универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, информационных), успешно формирующихся средствами данного предмета:
владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные результаты обучения нацелены, прежде всего, на решение образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Структура изучаемого предмета
№ п\п | Наименование раздела | Количество часов |
Всего | Контр. работы | Практич. работы |
I | Россия – страна, объединившая народы | 14 ч | 1 ч | 3 ч |
| 1. Россия – многонациональная держава. | 2 ч | | 1 ч |
| 2. Как всё начиналось. | 10 ч | 1 ч | 2ч |
| 3. Когда люди объединяются | 2 ч | | |
II | Многообразие культур народов России | 16 ч | 2 ч | 1 ч |
| 1. Культура каждого народа неповторима. | 5 ч | | |
| 2.Культура народа, рожденная религией. | 9 ч | 1 ч | 1ч |
| 3. Народные и религиозные праздники народов России | 2 ч | | |
III | Что объединяет разные народы | 4 ч | 1 ч | 1 ч |
| 1.Какие ценности есть у человечества | | 1 ч | 1 ч |
Содержание обучения
Россия – страна, объединившая народы
Россия – многонациональная держава.
Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.
Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.
Многообразие культур народов России.
Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.
Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).
Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.
Что объединяет разные народы.
Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестры милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская и др. Следование общечеловеческим ценностям на примерах из жизни основоположников разных религий, пророков и праведников (Иисуса Христа; Георгия Победоносца; Авраама; пророка Мухаммада; апостола Павла; Будды).
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Расширение кругозора школьника
Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.
Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме. Культовые здания для верующих разных вероисповеданий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача. Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц – один из символов ислама. Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало…».
Проектная деятельность (по выбору учителя).
Сообщения-презентации «Чему учит книга «Домострой» XIV века», «Литературно- педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат пословицы и поговорки». Презентация на тему «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет». Проект-презентация «История религиозного праздника» (по выбору).
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Содержание учебного материала | Характеристика деятельности детей (учебные умения) | Дата |
По плану | По факту |
I | Россия – страна, объединившая народы ( 14 ч ) | | |
1 | Россия – многонациональная держава (2ч) Россия—многонациональное государство | Россия – наша Родина, многонациональное и многоконфессиональное государство. Основной Закон РФ Конституция России – совокупность правовых норм, по которым должен жить гражданин России. Часть из них касается прав и обязанностей граждан. | Слушание (чтение) гимна России. Чтение текста учебника. Работа с понятием «общее историческое прошлое»; воспроизведение текста учебника «Как все начиналось»; учебный диалог на тему «История объединения разных народов и создание единого государства». Работа с иллюстративным рядом учебника: восприятие иллюстраций, соотнесение с текстом, составление описаний, сравнение внешности изображённых героев. Работа с картой: поиск объектов в соответствии с учебной задачей. Совместная деятельность в парах: объяснение главной мысли текста. Сравнение особенностей труда, быта разных народов России, установление зависимости этих особенностей от условий жизни Учебный диалог на тему «Как государство охраняет право народов на свой язык?». Обсуждение сообщений детей на тему «Мой родной язык». | | |
2 | Какого народа ты сын или дочь? Практическая работа «Путешествие по карте России» | Каждый человек принадлежит к какому-то народу, имеет национальность. Государство является сильным и процветающим, если народы, проживающие в нем, дружат друг с другом, знакомы с культурой своих соседей. | | |
3 | Как всё начиналось (10ч) Восточные славяне. Практическая работа с картой «Племена восточных славян» | Древнерусское государство сложилось в IX-Х веках. В него вошли славянские и неславянские племена, проживающие по берегам рек Волхов, Днепр, Волга, Ока, Зап. Двина и др. Часть неславянских племен позже вошла в состав русского народа, другие (например, карелы, вепсы, саамы) сохранили свою национальную самобытность до наших дней. | | |
4 | Как все начиналось. Народы Севера. Разработка проекта-презентации «Колыбельные песни моего народа» | На Севере издавна жили народы, которые постепенно стали присоединяться к Древнерусскому государству. На Кольском полуострове жили саамы, на территории современной Вологодской и Ленинградской областей – вепсы, в Карелии – карелы. Особенности их труда и быта, национальной культуры были связаны с географическими и природными условиями их жизни. | | |
5 | Как все начиналось. Народы Поволжья. Защита проекта-презентации «Колыбельные песни моего народа» | Народы Поволжья – особенности их жизни, труда, быта. Отдельные факты из истории присоединения этих народов к России. | | |
6 | Путешествие в Татарию и Калмыкию | Татария и Калмыкия – республики РФ. Столица Татарии – Казань – красивый город с большим числом достопримечательностей. Столица Калмыкии – Элиста – красивый современный город, центр российских и международных соревнований по шахматам. | | |
7 | Как все начиналось. Народы Кавказа | Северный Кавказ – родина чеченцев, ингушей, осетин, черкесов и других народов. Каждый из этих народов имеет свои традиции и обычаи. Особое внимание уделяется воспитанию почитания и уважения к старшим членам семьи. | | |
8 | Путешествие в Северную Осетию | История развития дружеских отношений России с народами Кавказа. Основание крепости Владикавказ. Современный Владикавказ – столица Северной Осетии – Алании. Выдающиеся люди культуры Осетии. | | |
9 | Как все начиналось. Народы Сибири. Практическая работа с картой | Народы Сибири, места их проживания. Особенности труда, обычаи, традиции, культура народов Сибири. Страницы истории взаимоотношений народов Сибири и русского народа. | | |
10 | Русские в Сибири | Переселение русских за Каменный пояс. Сибирь – место поселения каторжан и ссыльных. Роль декабристов в развитии культуры народов Сибири. | | |
11 | Путешествие в Биробиджан Тестирование по теме: «Как всё начиналось» | Появление еврейских общин на территории русского государства. Образование Еврейской автономной области. Биробиджан – столица автономной области, город на берегу реки Биры. | | |
12 | Урок-обобщение: «Мы - граждане России» | Каждый человек принадлежит какому-нибудь народу. Россия объединила более 100 различных народов и народностей. Каждый народ сохраняет свой язык, свою письменность и культуру. Русский язык – государственный язык России. | | |
13 | Когда люди объединяются (2ч) | Защита Отечества – долг каждого гражданина, его почетная обязанность. Тяжелые времена, которые наступают в жизни народов, сплачивают их: если народ един, он непобедим. Примеры героических подвигов представителей разных народов России. | Обсуждение различных точек зрения на тему «Как мы понимаем статью Конституции РФ об обязанности гражданина защищать Родину?». Объяснение пословиц «Если народ един, он непобедим», «Кому дружба дорога, тот вместе бьет врага». Чтение и обсуждение текстов учебника. | | |
14 | Герои Великой Отечественной войны | Герои Великой Отечественной войны – люди разных национальностей. | | |
II | Многообразие культур народов России ( 16 ч ) | | |
15 | Культура каждого народа неповторима. (5ч) Что нам стоит дом построить | Особенности строительства жилищ у разных народов. Зависимость внешнего вида и внутреннего убранства жилища от климатических и географических особенностей жизни народа. Жилища народов Севера, центральной части и юга России. | Обсуждение (с использованием текстов учебника) ответов учащихся на вопросы: «Устройство и особенности жилищ зависели от условий жизни и труда людей?», «Почему национальные костюмы народов России такие разные?», «Почему в поваренных книгах разных народов можно встретить одни и те же блюда?» Составление описаний: национальный костюм, национальный праздничный стол. Работа с фрагментами (выдержками) из старинных документов: объяснение устаревших слов и выражений (совместная деятельность в парах). Работа с текстом и иллюстрациями учебника: анализ полученной информации, ее оценка; сопоставление текста и иллюстраций по теме и главной мысли. | | |
16 | Заглянем в бабушкин сундук | Особенности национальных костюмов. Отражение в костюме народных и религиозных традиций. | | |
17 | Заглянем в бабушкин сундук | Особенности национального костюма разных народов | | |
18 | Приглашаем к праздничному столу | Особенности кухни разных народов. Кулинарные традиции народов России. Влияние религиозных заповедей на питание. | | |
19 | Приглашаем к праздничному столу (урок—праздник) | Кухня разных народов. | | |
20 | Культура народа, рожденная религией. (9ч) Что такое вера? Пр.работа: «Работа с картой России: находим места проживания представителей разных религий.» | Сближению народов помогает религиозная культура. В России четыре традиционные религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм: их последователи испокон веков живут на территории Российского государства. Сторонников традиционных религий объединяет уважительное отношение к истории России, взаимоуважение и терпимость. Основу морали любой религии составляет учение о доброте, милосердии, щедрости. | Чтение и обсуждение текста: анализ полученной информации, сравнение внешнего вида и интерьера храмов. Работа с иллюстрациями: репродукциями икон, фотографиями храмов, священных мест, символов разных религий и др. Составление описаний. | | |
21 | Войдем в православный храм | Православный храм – место богослужения и моления. Таинства, происходящие в храме. Многообразие храмовой архитектуры. Внешний вид и внутреннее убранство храма. | | |
22 | Жизнь Иисуса Христа в сюжетах православных икон | Земная жизнь Иисуса Христа в сюжетах православных икон: «Спас нерукотворный», «Богоматерь», Рождество Христово», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Воскресение. Сошествие в ад», «Вознесение». | | |
23 | Об иконах, которые спасают… | Особо чтимые русские православные иконы: Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери. Значение красного угла в православном доме. | | |
24 | Войдем в буддийский храм | Буддийский храм – место ритуальных обрядов и молений. Внешний и внутренний вид буддийского храма. Жизнь Сиддхартхи Гаутамы (Будды). | | |
25 | Жизнь великого Будды | Рождение и детство Будды. Особенности его воспитания. | Слушание; беседа; воображаемое путешествие | | |
26 | Войдем в мечеть | Исповедующие ислам приходят в мечеть для молитвы и поклонения Всевышнему. Внешний вид и внутреннее убранство мечети. | | |
27 | Жизнь пророка Мухаммада | Основные факты и события из жизни Пророка Мухаммада | | |
28 | Войдем в синагогу. Контрольная работа по теме «Культура народа, рожденная религией». | Синагога – место молитвенных собраний евреев. Особенности внешнего вида и внутреннего убранства синагоги. Все главные события в жизни евреев (рождение, обучение, свадьба и др.) связаны с синагогой. Тора – священная книга евреев. Главное лицо в синагоге – раввин. Иерусалим – город трех религий. | Беседа; чтение текста учебника и рассматривание иллюстраций «История иерусалимского храма» | | |
29 | Народные и религиозные праздники народов России (2ч) Разработка проекта-презентации «История религиозного праздника» (по выбору). | Народные и религиозные праздники – часть духовной культуры. Традиционные праздники имеет каждый народ, каждая религия. Примеры народных и религиозных праздников. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны; Навруз – день встречи Нового года и праздник весны. Рождество – праздник рождения Иисуса Христа. Пасха – день Святого Воскресения. Курбан-Байрам – один из наиболее почитаемых праздников мусульман. Пурим – еврейский праздник радости и ликования. Весак – день рождения, просветления и ухода из человеческой жизни Будды. | Анализ повествовательных и стихотворных текстов: отбор информации в соответствии с учебными задачами. Сравнение темы текста с иллюстрациями. Составление описаний и рассуждений на тему «Традиции празднования народных и религиозных праздников». Пересказ художественного текста | | |
30 | Народные и религиозные праздники. Защита презентаций «История религиозного праздника» | У каждого праздника есть свои особенности и обряды, которые их сопровождают. | | |
III | Что объединяет разные народы ( 4 ч ) | | |
31 | Какие ценности есть у человечества? (4ч) Пр. работа: «Заполнение схемы «Солнышко»: общечеловеческие ценности | Что такое правило, зачем люди придумали правила, как они возникли. Какие из жизненных правил стали общечеловеческими ценностями. | Чтение и обсуждение текста. Высказывание мнений на тему: «Могли ли люди существовать, если бы не подчинялись установленным правилам?», «Можно ли считать ценностью человеческие качества (доброту, справедливость и др.)? Совместная деятельность (работа в парах): дополнение информации, представленной в схеме. Проектная деятельность (работа с литературно-педагогическими памятниками и произведениями фольклора). Обсуждение проблемной ситуации (по учебному тексту): «Кто из героев истории прав?» Работа с литературными и фольклорными источниками: оценка главной мысли. Сравнение по теме (замыслу, главной мысли) информации, представленной в фольклорном тексте и произведении живописи. Сравнение текстов, демонстрирующих представление разных религий о добродетели – почитании родителей. Обобщение информации, вывод о сущности добродетели как общечеловеческой ценности. Чтение, обсуждение татарской сказки «Три дочери» (тема, главная мысль, поучение). Работа с воображаемой ситуацией (по репродукции картины В. Максимова «Все в прошлом»); сочинение рассказа на основе своих впечатлений. Чтение, обсуждение текстов о щедрости, оценка поступков героев с точки зрения их нравственности. Обсуждение мнений учащихся на тему: «Почему зависть и предательство считаются самыми большими грехами человека?» Учебный диалог: «Почему мы должны быть терпимыми к людям?». Пересказ притч о блудном сыне. Рассматривание репродукции картины Н. Лосева «Блудный сын»: оценка возникших чувств, описание сюжета, портретов героев. Сравнение пословиц разных народов о честности, объяснение смысла и поучительного характера произведения народной мудрости. Обобщение полученной информации | | |
32 | Какие ценности есть у человечества? Добро и зло. | Милосердие и доброта – общечеловеческая ценность. Примеры милосердия и доброты из реальной жизни и разных религий. | | |
33 | Какие ценности есть у человечества? Отношения между детьми и родителями | Почитание родителей – общечеловеческая ценность, одно из нравственных качеств человека. Примеры отношений между детьми и родителями. Щедрость – общечеловеческая ценность. Традиции религиозной культуры и народные обычаи о почитании родителей и щедрости души. | | |
34 | Какие ценности есть у человечества? Общечеловеческие ценности и религиозные заповеди. Тестирование | Не завидуй, не предавай, будь терпим, умей прощать, будь честным – общечеловеческие ценности и религиозные заповеди. Примеры из реальной жизни и религии, раскрывающие эти ценности. | | |
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Универсальные учебные действия.
Познавательные:
– строить алгоритм действий (план) при подготовке проекта;
– различать символику России, своего края и города;
– анализировать особенности культурных традиций разных народов РФ;
– сравнивать произведения фольклора разных народов по теме и главной мысли;
– ориентироваться на географической карте: находить места проживания разных народов (края, республики);
– сравнивать быт, обычаи, традиции разных народов, выделять общее и различное;
– конструировать обобщения (выводы) об истоках возникновения и развития российской культуры.
Коммуникативные:
– составлять рассказы-описания об отдельных событиях и фактах в истории развития традиционных религий;
– приводить примеры дружеских отношений людей разных национальностей и разной веры;
– характеризовать некоторые особенности традиционных религий (место и особенности службы, атрибуты, праздники, памятные даты);
– характеризовать правила поведения в обществе, с использованием конкретных примеров описывать общечеловеческие ценности;
– представлять в рассказе-рассуждении последствия нарушения нравственных норм.
Информационные:
– анализировать информацию, представленную в разных информационных средствах;
– осуществлять поиск дополнительной информации для решения задач проектной деятельности.
Рефлексивные:
– оценивать свое участие в учебной деятельности;
– анализировать трудности, находить пути их преодоления.
К концу обучения учащиеся научатся:
Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов.
Анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и религиозных текстах.
Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов.
Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи.
Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей.
Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
К концу обучения учащиеся смогут научиться:
Соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи.
Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека.
Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.
Создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя.
Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач
Контроль и оценка достижения планируемых результатов
При осуществлении контроля знаний и умений учащихся используются:
Обобщающие уроки по теме и разделу
Практические работы
Самостоятельные работы
Проверочные работы
Тесты
Сообщения
Презентации
Особенности организации контроля по «Основам мировых религиозных культур и светской этики»
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету используется индивидуальная и фронтальная устная проверка, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, моделями.
Фронтальный опрос проводится как беседа-диалог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала, но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явлений и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности. Следует выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего миры, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценкой заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторять его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны также тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.
Недочеты:
преобладание при описание объекта несущественных признаков;
неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточность при нахождении объекта на карте.
«5» - отсутствие ошибок, не более одного недочета, логичность и полнота изложения
«4» - 2-3 ошибки или 4-6 недочетов; незначительные нарушения логики изложения материала; отдельные неточности в изложении материала
«3» - не более 4-6 ошибок или 10 недочетов; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов; отдельные нарушения логики, неполнота раскрытия вопроса
«2» - более 6 ошибок или 10 недочетов; более 5 ошибок или 8 недочетов; нарушение логики, неполнота раскрытия материала, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность ее основных положений.
Тест.
Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
«5» - верно выполнено более ¾ заданий
«4» - верно выполнено ¾ заданий
«3» - верно выполнено ½ заданий
«2» - верно выполнено менее ½ заданий
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе Power Point.
Критерии оценивания | Параметры | Оценка |
Дизайн презентации | - общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации; | |
| - диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию; | |
| - текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами; | |
| - списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно; | |
| - ссылки – все ссылки работают | |
| Средняя оценка по дизайну | |
Содержание | - раскрыты все аспекты темы; | |
| - материал изложен в доступной форме; | |
| - систематизированный набор оригинальных рисунков; | |
| - слайды расположены в логической последовательности; | |
| - заключительный слайд с выводами; | |
| - библиография с перечислением всех использованных ресурсов. | |
| Средняя оценка по содержанию | |
Защита проекта | - речь учащегося чёткая и логичная; | |
| - ученик владеет материалом своей темы; | |
| Средняя оценка по защите проекта | |
| Итоговая оценка | |
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.
Итоговая аттестация | - итоговая контрольная работа в виде теста; -презентация портфолио Структура портфолио: -Результаты выполнения всех практических работ с самооценкой учащегося и родителей, оценкой учителя -Результаты выполнения тематических тестов -результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития универсальных учебных действий, личностного прогресса Итоговая отметка выставляется на основе 5-ти бальной системы; Отметка 3 выставляется, если учащийся выполняет верно 50% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 3 (решает учебно-практическую задачу с помощью учителя), Отметка 4 выставляется, если учащийся выполняет верно 75% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 4 (решает учебно-практическую задачу с помощью одноклассников), Отметка 5 выставляется, если учащийся выполняет верно 100% тестовых заданий, 51% практических работ по результатам самооценки и оценки учителя оценены на 5 (решает учебно-практическую задачу самостоятельно). Учащийся имеет право пересдать результаты работы во внеурочное время По результатам комплексной диагностики дается качественное описание достижений на основе оценочных шкал развития социальной компетентности. |
Учебно – методическое обеспечение
Обучение осуществляется с использованием следующих средств обучения:
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. - учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики», 4 кл. М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Пособия для учащихся (учебники-тетради):
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. М.: Вентана-Граф, 2013
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. М.: Вентана-Граф, 2013
- Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Вентана-Граф, 2013
3. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», с тематическим и поурочно- тематическим планированием и методическими рекомендациями. (http://www.vgf.ru/Portals/0/Metod/Base/Виноградова._Программа_ОРКСЭ._Программа_ДНК._4_кл.pdf) М.: Вентана-Граф, 2012.
Материально-техническое обеспечение
1. Печатные средства обучения:
Студеникин М. Т. Основы светской этики для 4 класса. Учебное пособие. М.: «Русское слово», 2011.
Студеникин М.Т. Основы светской этики. 4класс. Программа курса к учебнику «Основы светской этики», М.: «Русское слово», 2011
Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс, М.: «Просвещение», 2010
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Книга для родителей, М.: «Просвещение», 2010
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С., Ярлыков А.А. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур» 4 – 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010
Тишкова В.А., Шапошникова Т.Д. «Книга для учителя». Москва, «Просвещение», 2010
Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур»». 2010
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Энциклопедия «Вокруг света»
2. Оборудование для проведения практических занятий:
– предметы декоративно-прикладного искусства разных народов.
3. Технические средства обучения:
– компьютер;
– наборы дисков по темам программы;
– электронные носители;
– музыкальный центр, музыкальные записи к темам программы;
– фотоаппарат.
4. Интернет ресурсы
методические разработки. Конспекты уроков и презентации http://www.openclass.ru/node/140319
разработки уроков http://www.prosv.ru/umk/okr/info.aspx?ob_no=26678
Библия (httpHYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"://HYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"ccelHYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/".HYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"wheatonHYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/".HYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"eduHYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"/HYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"wwsbHYPERLINK "http://ccel.wheaton.edu/wwsb/"/)
Буддизм (httpHYPERLINK "http://www.dharmanet.org/"://HYPERLINK "http://www.dharmanet.org/"wwwHYPERLINK "http://www.dharmanet.org/".HYPERLINK "http://www.dharmanet.org/"dharmanetHYPERLINK "http://www.dharmanet.org/".HYPERLINK "http://www.dharmanet.org/"orgHYPERLINK "http://www.dharmanet.org/"/)
Исламская цивилизация (httpHYPERLINK "http://www/islamcivil.ru"://HYPERLINK "http://www/islamcivil.ru"wwwHYPERLINK "http://www/islamcivil.ru"/HYPERLINK "http://www/islamcivil.ru"islamcivilHYPERLINK "http://www/islamcivil.ru".HYPERLINK "http://www/islamcivil.ru"ru)
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по предмету «Основы православной культуры» для 4-5 кл. (рисунки, аудио-видео-
иллюстрации) (httpHYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"://HYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"experimentHYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"-HYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"opkHYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson".HYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"pravolimpHYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson".HYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"ruHYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"/HYPERLINK "http://experiment-opk.pravolimp.ru/lesson"lesson)
Мир религий (httpHYPERLINK "http://www.religio.ru/"://HYPERLINK "http://www.religio.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.religio.ru/".HYPERLINK "http://www.religio.ru/"religioHYPERLINK "http://www.religio.ru/".HYPERLINK "http://www.religio.ru/"ruHYPERLINK "http://www.religio.ru/"/)
Православие в России (httpHYPERLINK "http://ww.or.ru/"://HYPERLINK "http://ww.or.ru/"wwHYPERLINK "http://ww.or.ru/".HYPERLINK "http://ww.or.ru/"orHYPERLINK "http://ww.or.ru/".HYPERLINK "http://ww.or.ru/"ruHYPERLINK "http://ww.or.ru/"/)
Лист внесения изменений в рабочую программу
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
2