СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ОРКСЭ модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ОРКСЭ

модуль «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»




Класс: 4, группа 6

Учитель: Клюшкина А.С.


На I полугодие –16 ч

На II полугодие –18 ч

Всего: из расчета на 34 учебные недели - 34ч

В неделю: 1 ч











г. Сургут







1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, благожелательные взаимоотношения со сверстниками;

· достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманности, толерантности по отношению к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты 

У обучающихся будут сформированы:

· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;

· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;

· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;

· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Предметные результаты 

· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;

· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;

· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.


2.Содержание учебного предмета

Основное содержание курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Россия – страна, объединившая народы

Россия – многонациональная держава.

Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.

Как всё начиналось. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Кавказ, Сибирь. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры.

Когда люди объединяются. Защита Отечества – долг гражданина, вне зависимости от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война – пример исполнения патриотического долга гражданами многонациональной страны. Подвиги воинов – представителей разных народов.

Многообразие культур народов России.

Культура каждого народа неповторима. Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Дружественные отношения народов России. Известные писатели, деятели искусства – представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники народов России: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Что объединяет разные народы.

Какие ценности есть у человечества. Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость – общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания. Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестры милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, Серафим Саровский, Ксения Петербургская и др. Следование общечеловеческим ценностям на примерах из жизни основоположников разных религий, пророков и праведников (Иисуса Христа; Георгия Победоносца; Авраама; пророка Мухаммада; апостола Павла; Будды).

Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.

Расширение кругозора школьника

Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.

Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме. Культовые здания для верующих разных вероисповеданий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача. Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц – один из символов ислама. Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало…».

Проектная деятельность (по выбору учителя).

Сообщения-презентации «Чему учит книга «Домострой» XIV века», «Литературно- педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат пословицы и поговорки». Презентация на тему «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет». Проект-презентация «История религиозного праздника» (по выбору).

Учебно-тематический план

№ п\п

Наименование раздела

Количество часов

Всего

Контр.

работы

Практич. работы

Тема 1.

Россия многонациональная держава

5



Тема 2.

Многообразие культур народов России

9



Тема 3.

Религия и культура

3



Тема 4.

Основы христианской культуры

7



Тема 5.

Основы исламской культуры

4



Тема 6.

Основы буддийской культуры

6

1

1


Всего:

34



3. Календарно-тематическое планирование по «Основам мировых религиозных культур» в 4 классе (группа 6)





Тема раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты

Примечание


Предметные

Личностные

Метапредметные

Тема 1. Россия многонациональная держава (5 часов)

1

Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава Как всё начиналось. Древняя Русь

1

04.09.20


Население России, культура разных народов, государственный язык

Радушие и

доброжелательность россиян. Россия –многонациональное

государство.

Национальность и раса.

Древние города России, их памятники культуры

иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне.

Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь

уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь;

Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её

географическое положение, природа, население

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.



2

Как всё начиналось. Народы Поволжья.

1

11.04.20


Народы поволжья в истории, культура народов поволжья

иметь представление о понятиях: Родина,

Россия, национальность, раса; кто такие

славяне


уметь: показывать границы Российской

Федерации на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия городов Поволжья


Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.



3

Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа

1

18.09.20


Народы северного Кавказа, история, культура, традиции и обычаи

Иметь представление о понятиях: Родина,

Россия, национальность, раса; кто такие

народы Кавказа


Уметь: показывать границы Кавказа

на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

республик Северного Кавказа


Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


4

Как всё начиналось. Народы Сибири

1

25.09.20


Народы Сибири, история, культура, традиции и обычаи.

иметь представление о понятиях: Родина,

Россия, национальность, раса; кто такие

народы Сибири


уметь: показывать территорию Сибири

на карте, объяснять значение

однокоренных слов, происхождение названия

городов Сибири


Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.


5

Русский язык-государственный язык России

1

02.10.20


Хранитель слова русского, «мой родной язык»

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

1

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.




Тема 2. Многообразие культур народов России (9 часов)


6

Что нам стоит дом построить

1

09.10.20


Благоустройство жилища разных народов на территории России, наряды разных народов

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.



7

Заглянем в бабушкин сундук

1

16.10.20


Наряды и костюмы разных народов России

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров

Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.



8

Приглашаем к праздничному столу

1

23.10.20


Национальные блюда, столовый этикет разных народов

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров

Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


9

Традиционные религии народов России

1

30.10.20


Традиционные религии, мировые религии. основные религии народов России

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера

Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.


10

Войдем в православный храм

1

13.11.20


Архитектура православного храма. Евангелия, апостолы.ю притчи, иконописцы

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


11

Войдем в буддийский храм

1

20.11.20


Архитектура буддийского храма, будда, буддизм

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера

Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


12

Войдем в мечеть

1

27.11.20


Архитектура мечети, пророки, ислам

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


13

Войдем в синагогу

1

04.12.20


Архитектура синагоги, иудейская вера, пророки.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.


14

Народные и религиозные праздники

1

11.12.20


Цыган Сар, Навруз, Новый год, Рождество, Пасха, Курбан-байрам, Шаббат и т.д.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно









осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества.


Тема 3. Религия и культура (3 часа)


15

Какие религии принято называть мировыми.

1

18.12.20


Мировые религии, их значение

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.



16

Что такое традиционная религия?

1

25.12.20


Религия переходящая из поколение в поколение, традиционные религии в России

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.


17

Что такое религиозная культура?

1

15.01.21


Вероучение, священное писание, основные вопросы которые раскрывает религия, вопросы мироздания.






осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.




Тема 4. Основы христианской культуры (7 часов)


18

Христианство - мировая религия

1

22.01.21


Три главные ветки христианства, о православном христианстве, распространение христианства (история)

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.



19

Сын Божий Иисус Христос

1

29.01.21


Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.


20

Священная книга христиан

1

05.02.21


Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.


21

Православие в России

1

12.02.21


Рост числа монастырей с 11 по 20 век. Троице-Сергиева лавра. Князь Дмитрий и преподобный Сергий.

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве.


22

Православный храм

1

19.02.21


Храм-дом Божий. Правила поведения в храме. Православное богослужение.


Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте».

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: выделение существенных характеристик объекта.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позиции.


23

Ценности христианской семьи

1

26.02.21


Таинство брака, секреты христианской семьи, обязанности по дому, единство интересов

Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках.

владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.


24

Христианские праздники

1

05.03.21


Роль календаря в жизни христианина Особенности православного календаря. Крещение. Благовещение.






осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.



Тема 5. Основы исламской культуры (4 часа)


25

Ислам-мировая религия


1

12.03.21


Главные слова ислама. Ислам в России. «Нет Бога, кроме Аллаха». Главные исламские заповеди.

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно Анализ иллюстраций;

Ответы на вопросы, выполнение тестовых и логических заданий.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.



26

Главная книга ислама

1

19.03.21


Люди, которых возлюбил Аллах. Великий пророк Мухаммад. Коран и мусульманские добродетели. По примеру пророка

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.


27

Ислам о семье и семейной жизни

1

26.03.21


Внутренне убранство мечети. Правила о которых нельзя забывать. Правила, по которым живёт мусульманская семья. Матери и сыновья

Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов.

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.


28

Праздники в исламе

1

09.04.21


.«Не постигают Его взоры». Каллиграфия. Арабеска. Ураза – байрам. Исламский календарь

Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве.



Тема 6. Основы буддийской культуры (6 часов)


29

Буддизм - мировая религия

1

16.04.21


Когда и где возник буддизм? Буддизм в России. Детство и юность Будды

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.



30

Чему учит буддизм

1

23.04.21


Будда-человек Просветлённый. «Три корзины мудрости». Колесо сансары

Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.


31

Семья это доверие и любовь

1

30.04.21


Основы, на которых строится буддийская семья

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке.

Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости.

Коммуникативные: умение строить монологические высказывания.


32

Буддийские праздники

1

07.05.21


Праздники посвященные Будде, буддийский календарь, календарные праздники буддистов

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве.


33

Итоговое сочинение

1

14.05.21


Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)»

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений

Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии.

Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра.


34

Обобщающий урок

1

21.05.21


Повторение и обобщение материала

Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение.








Приложение

  1. Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа


Рабочая программа по «Основам мировых религиозных культур» для обучающихся 4х классов разработана

в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»

- Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);

- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;

с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

на основе: Авторской программы Основы духовно-нравственной культуры народов России Виноградова Н.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. М.: Вентана-Граф, 2013;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29


2.Описание УМК по предмету

Учебники

  1. «Основы религиозных культур и светской этики: 4 класс» , учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Н.Ф. Виноградова, В.И. власенко, А.В. Поляков, - М.: Вентана-Граф, 2014 – 160 с.: ил.

  2. «Основы религиозных культур и светской этики. (модуль) Основы мировых религиозных культур: 4 класс» учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 2 / Н.Ф. Виноградова – 2-е изд., испр. И доп. - М.: Вентана-Граф, 2017 – 144 с. :ил.2

Дидактические материалы

  1. Программа курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики», с тематическим и поурочно - тематическим планированием и методическими рекомендациями. кл. pdf) М.: Вентана-Граф, 2012.

  2. Цифровые образовательные ресурсы при реализации дистанционной формы обучения:

Образовательная платформа «Инфоурок» https://infourok.ru/videouroki


3.Место в учебном плане

По учебному плану – 1 час в неделю

в том числе

обязательная часть – 1 час

Кол-во часов по программе за год – 34 часа

Обязательная часть – 34 часа.

5