Изучение курса ОРКСЭ модуля «Основы мировых религиозных культур» направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.
· готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, благожелательные взаимоотношения со сверстниками;
· личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
· воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманности, толерантности по отношению к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
· понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения;
· овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений;
· готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров;
· умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей.
· осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
· использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
· расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках четырёх основных тематических разделов. Два из них (уроки1 и 30) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического раздела – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвёртый тематический раздел представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические разделы (уроки 2-29), изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.
Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Родина – место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия – наша Родина. Россия объединила более 100 разных народов. Российская Федерация – «братских народов союз вековой». Конституция РФ – основной закон, гарантирующий равноправие и самоопределение входящих в ее состав народов, а также право на сохранение каждым народом родного языка и культуры. Русский язык – государственный язык России.
Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи. Последствия несоблюдения нравственных ценностей.
Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление). Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.
Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона и ее роль в православии. Значение «красного угла» в русском доме. Культовые здания для верующих разных вероисповеданий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим. Стена плача. Пагоды. Предания о Будде; о пророке Мухаммаде. Полумесяц – один из символов ислама. Первые печатные издания, раскрывающие нормы и правила поведения в обществе. «Юности честное зерцало…».
Сообщения-презентации «Чему учит книга «Домострой» XIV века», «Литературно- педагогический памятник XVIII века «Юности честное зерцало»; «Правила поведения, отраженные в народных сказках», «Чему учат пословицы и поговорки». Презентация на тему «Чести человек не кинет, хоть головушка сгинет». Проект-презентация «История религиозного праздника» (по выбору).
| Тема раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | Основные вопросы, рассматриваемые на уроке | Планируемые результаты | Примечание | |
Предметные | Личностные | Метапредметные |
Тема 1. Россия многонациональная держава (5 часов) |
1 | Россия – страна, объединившая народы. Россия- многонациональная держава Как всё начиналось. Древняя Русь | 1 | 04.09.20 | | Население России, культура разных народов, государственный язык Радушие и доброжелательность россиян. Россия –многонациональное государство. Национальность и раса. Древние города России, их памятники культуры | иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне. Народы России, их духовно – нравственная культура. Понятие Родины. Древняя Русь | уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия Русь; Происхождение названий Русь, русские. Наша Родина - Россия, её географическое положение, природа, население | Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | | |
2 | Как всё начиналось. Народы Поволжья. | 1 | 11.04.20 | | Народы поволжья в истории, культура народов поволжья | иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие славяне | уметь: показывать границы Российской Федерации на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия городов Поволжья | Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | | |
3 | Как всё начиналось. Народы Северного Кавказа | 1 | 18.09.20 | | Народы северного Кавказа, история, культура, традиции и обычаи | Иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие народы Кавказа | Уметь: показывать границы Кавказа на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия республик Северного Кавказа | Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
4 | Как всё начиналось. Народы Сибири | 1 | 25.09.20 | | Народы Сибири, история, культура, традиции и обычаи. | иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса; кто такие народы Сибири | уметь: показывать территорию Сибири на карте, объяснять значение однокоренных слов, происхождение названия городов Сибири | Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | |
5 | Русский язык-государственный язык России | 1 | 02.10.20 | | Хранитель слова русского, «мой родной язык» | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России 1 | владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения | Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | | |
| Тема 2. Многообразие культур народов России (9 часов) | |
6 | Что нам стоит дом построить | 1 | 09.10.20 | | Благоустройство жилища разных народов на территории России, наряды разных народов | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров | Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | | |
7 | Заглянем в бабушкин сундук | 1 | 16.10.20 | | Наряды и костюмы разных народов России | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров | Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | | |
8 | Приглашаем к праздничному столу | 1 | 23.10.20 | | Национальные блюда, столовый этикет разных народов | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров | Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
9 | Традиционные религии народов России | 1 | 30.10.20 | | Традиционные религии, мировые религии. основные религии народов России | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера | Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | |
10 | Войдем в православный храм | 1 | 13.11.20 | | Архитектура православного храма. Евангелия, апостолы.ю притчи, иконописцы | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера | Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
11 | Войдем в буддийский храм | 1 | 20.11.20 | | Архитектура буддийского храма, будда, буддизм | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера | Регулятивные:умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные: осознанное и произвольное построение рассуждений для решения различных задач. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
12 | Войдем в мечеть | 1 | 27.11.20 | | Архитектура мечети, пророки, ислам | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий Росси | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: осуществление поиска нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
13 | Войдем в синагогу | 1 | 04.12.20 | | Архитектура синагоги, иудейская вера, пророки. | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: осуществление коррекции, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. Познавательные: использование знаково-символических средств для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию. | |
14 | Народные и религиозные праздники | 1 | 11.12.20 | | Цыган Сар, Навруз, Новый год, Рождество, Пасха, Курбан-байрам, Шаббат и т.д. | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану. Познавательные:осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов. Коммуникативные: учиться конструктивно разрешать конфликты по средством учёт интересов сторон и сотрудничества. | |
Тема 3. Религия и культура (3 часа) | |
15 | Какие религии принято называть мировыми. | 1 | 18.12.20 | | Мировые религии, их значение | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | | |
16 | Что такое традиционная религия? | 1 | 25.12.20 | | Религия переходящая из поколение в поколение, традиционные религии в России | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
17 | Что такое религиозная культура? | 1 | 15.01.21 | | Вероучение, священное писание, основные вопросы которые раскрывает религия, вопросы мироздания. | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. | | |
| Тема 4. Основы христианской культуры (7 часов) | |
18 | Христианство - мировая религия | 1 | 22.01.21 | | Три главные ветки христианства, о православном христианстве, распространение христианства (история) | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | | |
19 | Сын Божий Иисус Христос | 1 | 29.01.21 | | Объяснять, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
20 | Священная книга христиан | 1 | 05.02.21 | | Объяснять слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. | |
21 | Православие в России | 1 | 12.02.21 | | Рост числа монастырей с 11 по 20 век. Троице-Сергиева лавра. Князь Дмитрий и преподобный Сергий. | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве. | |
22 | Православный храм | 1 | 19.02.21 | | Храм-дом Божий. Правила поведения в храме. Православное богослужение. | Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснять выражение «Даром приняли – даром давайте». | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: планирование, контроль и оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: выделение существенных характеристик объекта. Коммуникативные: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позиции. | |
23 | Ценности христианской семьи | 1 | 26.02.21 | | Таинство брака, секреты христианской семьи, обязанности по дому, единство интересов | Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках. | владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | |
24 | Христианские праздники | 1 | 05.03.21 | | Роль календаря в жизни христианина Особенности православного календаря. Крещение. Благовещение. | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
| Тема 5. Основы исламской культуры (4 часа) | |
25 | Ислам-мировая религия | 1 | 12.03.21 | | Главные слова ислама. Ислам в России. «Нет Бога, кроме Аллаха». Главные исламские заповеди. | расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно Анализ иллюстраций; Ответы на вопросы, выполнение тестовых и логических заданий. | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | | |
26 | Главная книга ислама | 1 | 19.03.21 | | Люди, которых возлюбил Аллах. Великий пророк Мухаммад. Коран и мусульманские добродетели. По примеру пророка | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
27 | Ислам о семье и семейной жизни | 1 | 26.03.21 | | Внутренне убранство мечети. Правила о которых нельзя забывать. Правила, по которым живёт мусульманская семья. Матери и сыновья | Формирование уважительного отношения к иному мнению, культуре других народов. | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. | |
28 | Праздники в исламе | 1 | 09.04.21 | | .«Не постигают Его взоры». Каллиграфия. Арабеска. Ураза – байрам. Исламский календарь | Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве. | |
| Тема 6. Основы буддийской культуры (6 часов) | |
29 | Буддизм - мировая религия | 1 | 16.04.21 | | Когда и где возник буддизм? Буддизм в России. Детство и юность Будды | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | | |
30 | Чему учит буддизм | 1 | 23.04.21 | | Будда-человек Просветлённый. «Три корзины мудрости». Колесо сансары | Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
31 | Семья это доверие и любовь | 1 | 30.04.21 | | Основы, на которых строится буддийская семья | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров | Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке. Познавательные: уметь моделировать содержащиеся в природе зависимости. Коммуникативные: умение строить монологические высказывания. | |
32 | Буддийские праздники | 1 | 07.05.21 | | Праздники посвященные Будде, буддийский календарь, календарные праздники буддистов | осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные:определение цели деятельности, прогнозирование результата. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения поставленных задач. Коммуникативные: учёт разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве. | |
33 | Итоговое сочинение | 1 | 14.05.21 | | Возможные темы: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» | использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами | овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, построение рассуждений | Регулятивные: осуществление саморегуляции как способность к мобилизации сил и энергии. Познавательные: уметь использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: уметь работать в коллективе, контролировать действия партнёра. | |
34 | Обобщающий урок | 1 | 21.05.21 | | Повторение и обобщение материала | Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения | совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы. Коммуникативные: уметь задавать вопросы, формулировать собственную позицию и мнение. | |
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- Приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);
- Письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
Обязательная часть – 34 часа.