СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОРКСЭ (интегрированный курс)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОРКСЭ, которая дает возможность вести основные модули интегрированно.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОРКСЭ (интегрированный курс)»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29 р. п. Чунский Чунского района Иркутской области


Рассмотрена на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол № ____ от ______________

Руководитель ШМО ______________

(Л.М. Харламова)

Согласована на заседании

научно - методического совета

Протокол № ____ от______________

Заместитель директора по УВР______________

(М.М. Бакалова)

Утверждена директором

МБОУ СОШ №29 р. п. Чунский

Приказ № ____ от ________________

____________ (Н.П.Котвицкая)

М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по комплексному учебному курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

(интеграция: модуль «Основы мировых религиозных культур»

модуль «Основы светской этики»

модуль «Основы православной культуры»),


4 класс

на 2017-2018 учебный год


Бакалова Марина Михайловна,

учитель ОРКСЭ

высшей квалификационной

категории





р. п. Чунский, 2017 год

Рабочая программа по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур» модуль «Основы светской этики», модуль «Основы православной культуры)


Уровень общего образования: начальное общее образование

Класс: 4

Учитель: Бакалова Марина Михайловна


Количество часов по учебному плану:

Всего: 1 час; в неделю: 1 час

Плановых контрольных работ: нет

Планирование составлено на основе программы А. Я. Данилюк «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы – М.: «Просвещение», 2012., дополнительно используется программа Е.И. Николаевой. Е.Н. Петровой «Основы духовно-нравственной культуры народов России».-М. Издательский дом «Фёдоров», 2013.

Учебно – методические комплексы:

Беглов, А.Л., Саплина, Е.В., Токарева, Е.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева и др. – М.: Просвещение,2012. – 80 с. +CD

Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2012.

Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Я в мире людей: Учебник для 4 класса: В 2 ч.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013 г.+ CD

Шемшурина А.И. Основы светской этики. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций – Москва: «Просвещение», 2017г

Основы мировых религиозных культур. 4 класс. Рабочая тетрадь к учебнику А.Л. Беглова, Е.В. Саплиной, Е.С. Токаревой. и др. – М.: Просвещение,2012. -96с.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики: Кн. Для родителей. — М.: Просвещение, 2010.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Книга для учителя. 4-5 классы. М.: «Просвещение», 2012.




Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные результаты:

У учащегося будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т. ч., на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

- осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;

- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;

- этические чувства - стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;

- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;

Учащийся получит возможность для формирования:

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

Учащийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане;

- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия.


Учащийся получит возможность научиться:

- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные:

Учащийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая по возможности электронные, цифровые ресурсы) в открытом информационном пространстве, в т.ч. , контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч., при возможности с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты - тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи;

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, Российская Федерация - субъект Российской Федерации – область (край) - город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии.

Учащийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- выбирать наиболее эффективные способы решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая недостающие компоненты;

- строить рассуждение, включая установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Коммуникативные:

Учащийся научится:

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч., не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Учащийся получит возможность научиться:

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:

Учащийся научится:

- раскрывать содержание основных составляющих мировых религиозных культур (религиозная вера и мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозные праздники и календари, нормы отношений людей друг к другу, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

- ориентироваться в истории возникновения религиозных традиций православия, ислама, буддизма, иудаизма, истории их формирования в России;

- понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

- излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной морали;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Учащийся получит возможность научиться:

- развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

- устанавливать взаимосвязь между содержанием религиозной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

- выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

- акцентировать внимание на религиозных духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.


Содержание учебного предмета (курса):


Культура и религия. Этика как наука. Основатели этики, религий. . Священные книги религий мира. Правила общения. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. «Золотое правило» общения. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Поступок. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.


Содержание учебного предмета (курса)

Количество учебных часов

Форма организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

1. Россия – наша Родина

1

урок первичного предъявления новых знаний

просмотр мультфильма, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом

2. Этика. Культура и религия.

2


интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

3. Возникновение этики и религии. Их основатели.

2


интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

4. Священные книги религий мира.

2

интегрированный урок

сообщение на тему, самостоятельная работа с источниками

информации, заполнение

таблицы, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

5. Хранители предания в религиях мира

1

интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с презентацией к уроку, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

6. Добро и зло. Правила общения.

2

интегрированный урок

беседа, работа с иллюстративным материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

7. Человек в религиозных и светских традициях мира.

1

интегрированный урок

работа с дополнительной литературой, работа с презентацией к уроку, работа в группах или парах, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

8. Священные сооружения

2


учебная экскурсия

подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему по итогам экскурсий к местному храму.

9. Искусство в религиозной культуре

2

интегрированный урок


работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

10. Творческие работы учащихся

2

урок решения практических, проектных задач

выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся, сообщения

11. История религий в России

2

интегрированный урок

работа с дополнительной литературой, подготовка презентаций учащимися, сообщения по теме урока, устный рассказ на тему, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

12. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

2

интегрированный урок

просмотр видеофрагмента, беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

13. Паломничества и святыни

1

интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

14. Праздники и календари

2

интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

15. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

2

интегрированный урок

просмотр видеофрагмента, беседа, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

16. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

интегрированный урок

просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом, сообщения в соответствии с изучаемым модулем

17. Семья. Поступки.

1

интегрированный урок

просмотр мультфильма, беседа, работа с текстом, рисование

18. Долг, свобода, ответственность, труд.

1

интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

19. Любовь и уважение к Отечеству.

1

интегрированный урок

беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему,

работа с иллюстративным

материалом

20. Повторение по основным темам курса

1

урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.

беседа, работа с иллюстративным

материалом, самостоятельная работа с источниками

информации, заполнение

таблицы

21. Творческие работы учащихся

3

урок решения практических, проектных задач

выступление с творческой работой, анализ выступлений учащихся/проверочная работа


Календарно – тематическое планирование


Тема

Дата проведения

Примечание

План

Факт




4Б, 4В

4Б, 4В


1.

Россия – наша Родина

08.09.2017

06.09.2017

04.09.2017

08.09.2017

06.09.2017

04.09.2017


2.

Этика. Культура и религия

15.09.

13.09.

11.09.

15.09.

13.09.

11.09.


3.

Культура и религия

22.09.

20.09.

18.09.

22.09.

20.09.

18.09.


4.

Возникновение этики и религий. Их основатели

29.09.

27.09.

25.09.

29.09.

27.09.

25.09.


5.

Возникновение религий. Религии мира и их основатели

06.10.

04.10.

02.10.

06.10.

04.10.

02.10.


6.

Священные книги религий мира.

13.10.

11.10.

09.10.

13.10.

11.10.

09.10.


7.

Священные книги религий мира.

20.10.

18.10.

16.10.

20.10.

18.10.

16.10.


8.

Хранители предания в религиях мира

27.10.

25.10.

23.10.

27.10.

25.10.

23.10.


9.

Добро и зло. Правила общения.

10.11.

08.11.

06.11.

10.11.

08.11.

06.11.


10.

Добро и зло. Правила общения.

17.11.

15.11.

13.11.

17.11.

15.11.

13.11.


11.

Человек в религиозных и светских традициях мира

24.11.

22.11.

20.11.

24.11.

22.11.

20.11.


12.

Священные сооружения

01.12.

29.11.

27.11.

01.12.

29.11.

27.11.


13.

Священные сооружения

08.12.

06.12.

04.12.

08.12.

06.12.

04.12.


14.

Искусство в религиозной культуре

15.12.

13.12.

11.12.

15.12.

13.12.

11.12.


15.

Искусство в религиозной культуре

22.12.

20.12.

18.12.

22.12.

20.12.

18.12.


16.

Творческие работы учащихся

12.01.2018

27.12.

25.12.

12.01.2018

27.12.

25.12.


17.

Творческие работы учащихся

19.01.

17.01.2018

15.01.2018

19.01.

17.01.2018

15.01.2018


18.

История религий в России

26.01.

24.01.

22.01.

26.01.

24.01.

22.01.


19.

История религий в России

02.02.

31.01.

29.01.

02.02.

31.01.

29.01.


20.

Повторение по основным темам курса

09.02.

07.02.

05.02.

09.02.

07.02.

05.02.


21.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

16.02.

14.02.

12.02.

16.02.

14.02.

12.02.


22.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

02.03.

21.02.

19.02.

02.03.

21.02.

19.02.


23.

Паломничества и святыни

09.03.

28.02.

26.02.

09.03.

28.02.

26.02.


24.

Праздники и календари

16.03.

07.03.

05.03.

16.03.

07.03.

05.03.


25.

Праздники и календари

23.03.

14.03.

12.03.

23.03.

14.03.

12.03.


26.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

06.04.

21.03.

19.03.

06.04.

21.03.

19.03.


27.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира

13.04.

04.04.

02.04.

13.04.

04.04.

02.04.


28.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

20.04.

11.04.

09.04.

20.04.

11.04.

09.04.


29.

Семья.Поступки.

27.04.

18.04.

16.04.

27.04.

18.04.

16.04.


30.

Долг, свобода, ответственность, труд.

04.05.

25.04.

23.04.

04.05.

25.04.

23.04.


31.

Любовь и уважение к Отечеству.

11.05.

16.05.

30.04.

11.05.

16.05.

30.04.


32.

Творческие работы учащихся

18.05.

23.05.

07.05.

18.05.

23.05.

07.05.


33.

Творческие работы учащихся

25.05.

30.05.

14.05.

25.05.

30.05.

14.05.


34.

Творческие работы учащихся

-

-

21.05.

-

-

21.05.




4А - 23 февраля 2018 г.( Пт.), не проведен урок в связи с праздничным днем.


4 Б, 4В – 2 и 9 мая 2018 г. (Ср.) не проведены уроки в связи с праздничными днями.