СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОСЭ для 4 класса

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОСЭ для 4 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОСЭ для 4 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Орловская средняя общеобразовательная школа № 3






Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей начальных классов

Протокол заседания

от «28 » августа 2017 г.

№ 1

Принято

Протокол заседания педагогического совета МБОУ ОСОШ № 3

от «30» августа 2017 г.

№ 8

Утверждаю

Директор МБОУ ОСОШ № 3

________________

М.М. Кушнарева

Приказ от «31» августа 2017 г.

№ 267






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»

Уровень общего образования (класс) -

начальное общее образование, 4 «А» класс

Количество часов в неделю - 1 ч., по программе – 34 ч., за год - 33 ч.

Учебный год 2017 – 2018

Учитель Лесник Елена Владимировна













Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- приказом Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);

- приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями);

- нормативным локальным актом МБОУ ОСОШ № 3 от 12.08.2016 г. № 195 «Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Орловской средней общеобразовательной школы № 3 »;

- приказом МБОУ ОСОШ № 3 от 01.09.2017 № 282 «Об утверждении образовательной программы МБОУ ОСОШ № 3 на 2017-2018 учебный год».

- письмом Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»;

- письмом Минобрнауки России от 25.05.2015 № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

Данная рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения начального общего образования по предмету «ОРКСЭ» и авторской программой А.Я. Данилюка (курс ОРКСЭ).

Данная рабочая программа реализует содержание одного из 6 модулей – «Основы светской этики». Представленный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса ОРКСЭ, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы светской этики» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Данная программа рассчитана на обучение с учетом 1 час в неделю.

Годовое количество часов на изучение курса составляет 34 часа.

В связи с фактическим количеством учебных дней, с учётом годового календарного учебного графика, расписания занятий, согласованного с ТО Управления Роспотребнадзора в Орловском районе в 2017 - 2018 учебном году программа реализуется в объёме 33 часов. Программный материал будет пройден в полном объёме за счёт уплотнения материала, объединения тем уроков:

урок № 30: « С чего начинается Родина…»

« В тебе рождается патриот и гражданин»

Учебник: А.И. Шемшурина Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики для 4 класса Москва «Просвещение» 2014г. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. № 1.1.4.1.4.6 в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним.

Основные задачи комплексного учебного курса:

знакомство учащихся с основами светской этики;

развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

Раздел «Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета»

Обучение детей по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в общества.

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

В результате изучения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

  • ученик должен:

  • знать /понимать:

  • основные понятия религиозных культур;

  • историю возникновения религиозных культур;

  • историю развития различных религиозных культур в истории России;

  • особенности и традиции религий;

  • описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

  • уметь:

  • описывать различные явления религиозных традиций и культур;

  • устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

  • излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  • строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

  • готовить сообщения по выбранным темам.



Раздел «Содержание учебного предмета»

Описание модуля «Основы светской этики»

Данный модуль является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.

Содержание программы модуля «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального многоконфессионального народа России.

Основные содержательные линии учебного предмета «Основы светской этики »

  • любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;

  • правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная.

  • доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;

  • нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение, равноправие, ответственность и чувство долга, забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, стремление к развитию духовности.


Принципы построения модуля «Основы светской этики»

При построении учебного модуля «Основы светской этики» учитывались принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1.Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–х классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам уже известны из других учебных предметов.

2.Принцип культуросообразности. Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине.

В процессе изучения основ светской этики у школьников формируются умения критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.


Освоение школьниками учебного содержания мо­дуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс ОРКСЭ, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;

  • укрепление средствами образования преемственности поко­лений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

  • формирование уважительного отношения к разным духовным традициям;

  • осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

Работа по программе модуля «Основы светской этики» направлено на достиже­ние личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания предмета.

Структура курса

Раздел

Количество часов

1

Введение. Этика. Часть № 1.

1 час

2

Этика общения.

4 часа

3

Этикет.

4 часа

4

Этика человеческих отношений.

4 часа.

5

Этика отношений в коллективе.

3 часа

6

Этика.Часть№2.

1 час

7

Простые нравственные истины.

4 часа

8

Душа обязана трудиться.

4 часа

9

Посеешь поступок – пожнёшь характер.

4 часа

10

Судьба и Родина едины.

4 часа

Кол-во часов

Четверть

К-во часов в неделю

Всего часов

По плану

Факт.

1

1

8


2

1

7


3

1

10


4

1

8


Итого:


33




Основное содержание курса

Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.

Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.

Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.

Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»

Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.

Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».

Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.

Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.

Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.

Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.























Календарно-тематическое планирование по ОСЭ

п/п

п/п

Дата


Тема урока

Страницы


1 четверть – 8 часов.

Введение – 1 час.



1

1

04.09.

Этика – наука о нравственной жизни человека.

4-8


Этика общения – 4 часа.



2

1

11.09.

Добрым жить на свете веселей.

10-15


3

2

18.09.

Правила общения для всех.

16-19


4

3

25.09.

От добрых правил – добрые слова и поступки.

20-23


5

4

02.10.

Каждый интересен.

24-28


Этикет – 4 часа.





6

1

09.10.

Премудрости этикета.

30-33


7

2

16.10.

Красота этикета.

34-37


8

3

23.10.

Простые школьные и домашние правила этикета.

38-41


2 четверть – 7 часов.



9

4

13.11.

Чистый ручеёк нашей речи.

42-45


Этика человеческих отношений – 4 часа.



10

1

20.11.

В развитии добрых чувств – творение души.

48-51


11

2

27.11.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

52-55


12

3

04.12.

Чувство Родины.

56-59


13

4

11.12.

Жизнь протекает среди людей.

60-62


Этика отношений в коллективе – 3 часа.

.

14

1

18.12.

Чтобы быть коллективом.

64-67


15

2

25.12.

Коллектив начинается с меня.

68-69


3 четверть – 10часов.



16

3

15.01.

Мой класс – мои друзья.

70-74


Введение – 1 час.


17

1

22.01.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

76-80


Простые нравственные истины – 4 часа.


18

1

29.01.

Жизнь священна.

82-85


19

2

05.02.

Человек рождён для добра.

86-89


20

3

12.02.

Милосердие – закон жизни.

90-93


21

4

19.02.

Жить во благо себе и другим.

94-98


Душа обязана трудиться – 4 часа.


22

1

26.02.

Следовать нравственной установке.

100-103


23

2

05.03

Достойно жить среди людей.

104-109


24

3

12.03

Уметь понять и простить.

110-115


25

4

19.03.

Простая этика поступков.

116-120


4 четверть – 8 часов.


Посеешь поступок – пожнёшь характер – 4 часа.


26

1

02.04.

Общение и источники преодоления обид.

122-125


27

2

09.04.

Ростки нравственного опыта поведения.

126-129


28

3

16.04.

Доброте способствует терпение.

130-133


29

4

23.04.

Действия с приставкой «со».

134-138


Судьба и Родина едины – 4 часа.

30

1

28.04.

С чего начинается Родина…

В тебе рождается патриот и гражданин.

140-143


31

2

07.05.

Человек – чело века.

144-149


32

3

14.05.

Слово, обращённое к себе.

150-152


33

4

21.05

Слово, обращённое к себе.

152-153





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект

Автор

Название

Год издания

Издательство

№ в

Перечне

2014

1

А.И .Шемшурина

Учебник по ОРКСЭ (Светская этика)

2015

Москва. «Просвещение»

1.1.4.1.4.6.

Методическая литература

1

А.Я.Данилюк

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

2011

Москва. «Просвещение»

2



2011

Москва. «Просвещение»






Справочная литература


1

Институт стратегических исследований в образовании РАО

А.М. Кондаков, Л.П. Кезина, Е.С. Савинов

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения

2011

Москва «Просвещение»

2

Асмолова А.Г.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе

2011

Москва «Просвещение»

3

Ковалёва Г.С.

Логинова О.Б.

Планируемые результаты начального общего образования

2011

Москва «Просвещение»

4

Кондаков

А.М.

Кезина Л.П.

Примерные программы по учебным предметам

В 2 частях


2011

Москва

«Просвещение»

5

Данилюк

А.Я.

Кондаков

А.М.

Тишков

В.А.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

2011

Москва

«Просвещение»

6

Г.С.Кова-

лёва,О.Б.

Логинова


«Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»

2011

Москва

«Просвещение»

Печатные пособия


1

Таблицы, соответствующие по содержанию программе обучения


2

Иллюстративный материал по темам программы


3

Перфокарты, карточки по темам программы


4

Словари, энциклопедии, справочники, художественные альбомы.


Компьютерные и информационно – коммуникативные средства


1

Персональный компьютер


2

Мультимедийный проектор


3

Интерактивная доска


4

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.



Экранно-звуковые пособия


1

Аудио диски. Электронное приложение к учебнику ОРСКЭ 4 класс автор А.И. Шемшурина


2

Презентации по темам программы


Интернет-ресурсы


Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»

http://school-collection.edu.ru/

www.center.fio.ru    

http://www.maro.newmail.ru   

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html   

http://www.int-edu.ni