Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 6»
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора УВР Директор школы
__________ /Чиркова Н.О. __________/ Умерникова Т.Н.
«__»__________2016 год «__»_________2016 год
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
5 класса
П
Учитель ОБЖ
Нугуманов А.М.
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основой для рабочей программы по основам жизнедеятельности на 2016-2017 учебный год в 5 классе МБОУ городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа № 6» является программа под общей редакцией А.Т. Смирнова.
Основным учебным пособием для обучающихся является учебник «Основы безопасности жизнедеятельности 8 класс/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. - М.:Просвещение»,2014.
Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год запланировано 35 часов (1 час в неделю).
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой теоретических знаний и умений безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, необходимых для применения в практической деятельности, защиты личного здоровья,
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера,
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни: значении двигательной активности и закаливании для здоровья человека, о гигиене питания и профилактики вредных привычек,
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ответственности за антиобщественное поведение и участие в антитеррористической деятельности.
Результаты освоения курса.
Личностные результаты:
-развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты: овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
-формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.
Предметные результаты:
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
• умения оказывать первую медицинскую помощь;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
правила пожарной безопасности и поведения при пожарах;
правила безопасного поведения на воде;
о возможных аварийных ситуациях в жилище (образовательном учреждении), причинах их возникновения и правилах поведения;
правила поведения в криминогенных ситуациях;
о возможных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данного района, способах оповещения о них и правилах безопасного поведения;
основные правила поведения в повседневной жизни дома, на улице, в школе и во время занятий спортом с целью предупреждения травматизма;
владеть навыками:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде;
оказывать первую медицинскую помощь при, ушибах, ссадинах, отравлении;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 5 КЛАССА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22ч.)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 ч.)
Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека
- Безопасность в быту
Особенности города (населенного пункта) как среды обитания человека. Характеристика городского и сельского жилища, особенности его жизнеобеспечения. Возможные опасные и аварийные ситуации в жилище. Соблюдение мер безопасности в быту.
Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера
- Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила Безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста. Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях..
Тема 3. Опасные ситуации природного характера
- Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Правила безопасного поведения на воде. Опасность водоёмов зимой. Меры предосторожности при движении по льду. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясение, наводнение, буря, ураган, сели, оползни, обвалы). Чрезвычайные ситуации техногенного характера (радиационно опасные объекты, пожаровзрывоопасный объект, химически опасный объект)
Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение.
- Опасные ситуации социального характера
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности на улице, дома, в общественном месте. Профилактика нападений и самозащита при нападении насильников и хулиганов. Самооценка поведения. Психологические приёмы самозащиты. Правила безопасного поведения с незнакомым человеком на улице, в подъезде дома, лифте. Правила обеспечения сохранности личных вещей. Правила защиты от мошенников.
Тема 6 . Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства.
Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. Меры предосторожности при обнаружении взрывного устройства. Поведение человека при захвате его террористами в качестве заложника. Меры безопасности при освобождении заложников сотрудниками спецслужб. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел II. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
- Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека
Тема 8. Факторы разрушающие здоровье.
- Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье. Табакокурение и его последствия для организма курящего и окружающих людей. Алкоголь и его влияние на здоровье подростка. Наркомания, токсикомания и другие вредные привычки.
Раздел III. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 9. Первая медицинская помощь и правила её оказания
- Оказание первой медицинской помощи
Медицинская (домашняя) аптечка. Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах. Перевязочные и лекарственные средства. Первая медицинская помощь при отравлениях газами, пищевыми продуктами, средствами бытовой химии, лекарствами.
Календарно - тематическое планирование по основам безопасности жизнедеятельности 5 класс (ФГОС) |
№ урока | Тема | Дата проведения | Факт-я 5В | Факт-я 5Г |
Планируемая | Факт-я 5А | Факт-я 5Б |
Тема: Основы безопасности личности, общества и государства Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч.) |
1 | Город как среда обитания | 05-09.09.2016 | | | | |
2 | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 12-16.09.2016 | | | | |
3 | Особенности природных условий в городе | 19-23.09.2016 | | | | |
4 | Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность | 26-30.09.2016 | | | | |
5 | Безопасность в повседневной жизни. | 03-07.10.2016 | | | | |
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч.) |
6 | Дорожное движение, безопасность участников движения. | 10-14.10.2016 | | | | |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода. | 17-21.10.2016 | | | | |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира | 24-28.10.2016 | | | | |
9 | Водитель | 08.10-11.11.2016 | | | | |
10 | Пожарная безопасность | 14-18.11.2016- | | | | |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 21-25.11.2016 | . | | | |
Опасные ситуации природного характера (2 ч.) |
12 | Погодные явления и безопасность человека | 28.11-02.12.2016 | . | | | |
13 | Безопасность на водоемах | 05-09.19.2016 | | | | |
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч.) |
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 12—16.12.2016 | | | | |
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 19-23.12.2016 | | | | |
Раздел 2. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7часов) Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч.) |
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | 26-30.12.2016 | | | | |
17 | Обеспечение личной безопасности дома | 16-20.01.2017 | | | | |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице | 23-27.01.2017 | | | | |
Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч.) |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их появления | 30.01-03.02.2017 | | | | |
20 | Виды экстремистской и террористической деятельности | 06-10.02.2017 | | | | |
21 | Виды террористических актов и их последствия | 13-17.02.2017 | | | | |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 20-24.02.2017 | | | | |
Тема: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Раздел 3. Основы здорового образа жизни (5 ч.) Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни. (3 ч.) |
23 | О здоровом образе жизни | 27.02-03.03.2017 | | | | |
24 | Двигательная активность и закаливание организма, необходимые условия укрепления здоровья. | 06-10.03.2017 | | | | |
25 | Рациональное питание. Гигиена питания | 13-17.03.2017 | | | | |
Факторы, разрушающие здоровье (2 ч.) |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 20-24.03.2016 | | | | |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 27-31.03.2017 | | | | |
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч.) Первая помощь и правила ее оказания (8ч.) |
28 | Первая помощь при различных видах повреждений | 03-07.04.2017 | | | | |
29 | Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах | 10-14.04.2017 | | | | |
30 | Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах (практические занятия) | 17-21.04.2017 | | | | |
31 | Первая помощь при отравлении никотином (практические занятия) | 24-28.04.2017 | | | | |
32 | Первая помощь при отравлении угарным газом | 03-07.05.2017 | | | | |
33 | Первая помощь при отравлении угарным газом (практические занятия) | 10-12.05.2017 | | | | |
34 | Первая помощь при носовом кровотечении | 15-19.05.2017 | | | | |
35 | Первая помощь при носовом кровотечении (практические занятия) | 22-26.05.2017 | | | | |
Учебно-методический комплект
1) Школьный учебник для 5 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Просвещение, 20011 г.
2)Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
3)Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
4) «Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
5)Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 76 с. - (библиотека учителя).
6)Легкобытов А.В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 158 с. - (Библиотека учителя).
7)Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
8)Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5 – 11 кл.: учебно-методическое пособие/ В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2009.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ | http://www.mvd.ru |
МЧС России | http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ | http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ | http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ | http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ | http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба | http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал | http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области | http://www.beluno.ru |
Белгородский региональный институт ПКППС | http://ipkps.bsu.edu.ru/ |
Академия повышения квалификации работников образования | http://www.apkro.ru |
Федеральный российский общеобразовательный портал | http://www.school.edu.ru |
Федеральный портал «Российское образование» | http://www.edu.ru |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | http://www.km.ru |
Образовательный портал «Учеба» | http://www.uroki.ru |
Журнал «Курьер образования» | http://www.courier.com.ru |
Журнал «Вестник образования» | http://www.vestnik.edu.ru |
Издательский дом «Профкнига» | http://www.profkniga.ru |
Издательский дом «1 сентября» | http://www.1september.ru |
Издательский дом «Армпресс» | http://www.armpress.info |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru/edu/saf.htm |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |