Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГКП «Семипалатинский финансово-экономический колледж имени Рымбека Байсеитова»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _________Е.А. Вощакина «____»____________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: «Основы объектно-ориентированного программирования»
Cпециальность: 1305000 - «Информационные системы» (по областым применения)
2016-2017 учебный год
Авторы – Амежанов Ж.Ж., Мукушова Г.К. преподаватели Семипалатинского финансово-экономического колледжа имени Рымбека Байсеитова.
Рабочая программа рассмотрена и обсуждена цикловой комиссией специальных дисциплин-2
Протокол № _____ «____» __________ 2016 г.
Председатель цикловой комиссии __________ Мукушова Г.К.
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план и содержание дисциплины
Содержание типовой учебной программы дисциплины
Контроль планируемого результата обучения
Литература и средства обучения
1. Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа предназначена для реализации государственных требований к уровню подготовки и обязательному минимуму содержания по дисциплине «Основы объектно-ориентированного программирования» для специальности 1305000 - «Информационные системы» (по областым применения).
Общий объем часов, выделяемый на дисциплину – 48, из них:
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы объектно-ориентированного программирования» предусматривает изучение базовых понятий объектно-ориентированного программирования и приобретению практических навыков по созданию прикладных систем обработки данных. В качестве базового языка для реализации настоящей учебной программы был выбран язык С++, который является одним из самых распространенных современных языков программирования, и система С++ Builder, позволяющая быстро создавать приложения, в том числе и для работы с базами данных.
При реализации учебной программы, в целях подготовки конкурентноспособных специалистов, рекомендуется использовать традиционную систему обучения, новые технологии (модульная, кредитная и т.д.); дидактические и наглядные пособия: плакаты, модели, учебные видеофильмы, электронные учебники, учебные и учебно-методические пособия.
Для реализации учебной программы по дисциплине «Основы объектно-ориентированного программирования» рекомендуются следующие формы организации обучения: лекции, семинары, практические занятия (лабораторные работы), контрольные работы и другие.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений программой дисциплины предусматривается проведение лабораторных работ.
Рабочая учебная программа базируется на знаниях, умениях и навыках обучающихся по дисциплинам:
- Информатика;
- Основы алгоритмизации и программирования;
- Технология разработки программного обеспечения;
При изучении дисциплины рекомендуется проводить интеграцию с дисциплинами:
- Основы микропроцессорной техники;
- Создание и ведение информационного обеспечения автоматизированных систем;
- Введение в сетевые технологии.
Базовые компетенции:
Соблюдать технику безопасности и правила пожарной безопасности;
Организовать работу с различными источниками информации - находить, обрабатывать, хранить и воспроизводить;
Определять наиболее актуальные подходы алгоритмизации и способы решения поставленной задачи.
Профессиональные компетенции:
Проводить трансляцию и отладку программы, управлять данными при решении задач;
Осуществлять решение задач из различных областей науки, техники, экономики и производства с применением математических методов и вычислительной техники на всех этапах от постановки до получения результата на ЭВМ;
Составлять тесты и производить тестирование программ;
Построить автоматизированные системы обработки информации.
2 Тематический план
№ п/н | Количество учебного времени при очной форме обучения часов |
| Наименование разделов и тем | Количество часов |
| | всего | В том числе лабораторно-практических |
1 | 2 | 3 | 4 |
| Раздел 1 Основы программирования на языке С++ | 26 | 12 |
1 | Тема курса 1.1 Введение в С++ | 2 | - |
2 | Тема курса 1.2 Типы данных. Операции. Переменные. Константы | 4 | 2 |
3 | Тема курса 1.3 Операторы ветвления, выбора, цикла | 6 | 4 |
4 | Тема курса 1.4 Массивы. Адреса. Указатели | 4 | 2 |
5 | Тема курса 1.5 Функции | 4 | 2 |
6 | Тема курса 1.6 Строки. Передача массивов в функции | 4 | 2 |
7 | Тема курса 1.7 Препроцессорные средства | 2 | - |
| Раздел 2 Объектно-ориентированное программирование | 18 | 6 |
8 | Тема курса 2.1 Введение в объектно-ориентированное программирование | 2 | - |
9 | Тема курса 2.2 Класс как абстрактный тип | 4 | 2 |
10 | Тема курса 2.3 Наследование | 2 | - |
11 | Тема курса 2.4 Полиморфизм | 2 | - |
12 | Тема курса 2.5 Ввод-вывод в языке С++ | 4 | 2 |
13 | Тема курса 2.6 Строко-ориентированный ввод-вывод. Файловый ввод-вывод | 2 | 2 |
14 | Тема курса 2.7 Обработка исключительных ситуаций | 2 | - |
15 | Тема курса 2.8 Работа в среде Borland C++ Builder | 4 | 2 |
| Итого | 48 | 20 |
3 Содержание типовой учебной программы дисциплины
Раздел 1 Основы программирования на языке С++
Тема курса 1.1 Введение в С++
Введение в С++. Общая характеристика предмета: цели и задачи его изучения, место и роль предмета в подготовке техника-программиста. Связь с другими дисциплинами. Современное состояние программного обеспечения вычислительной техники. Место языка С++ среди других языков программирования. Развитие языка С++ из языка С. Общая характеристика языка. Технология разработки программ.
Тема курса 1.2 Типы данных. Операции. Переменные. Константы
Алфавит и идентификаторы. Операции. Операторы присваивания, ввода-вывода cin, cout. Классификация типов данных. Объявление переменных. Объявление констант. Выражения и преобразование типов. Работа в консольном режиме Borland C++ Builder.
Лабораторная работа №1
Создание простых программ на линейный алгоритм.
Тема курса 1.3 Операторы ветвления, выбора, цикла
Программирование разветвлений, условный оператор if. Множественный выбор, операторы switch и break. Операторы цикла while, do…while, for. Управляющие операторы циклах (break, continue).
Лабораторная работа №2
Программирование разветвлений, множественного выбора.
Лабораторная работа №3
Программирование циклов while, do…while, for.
Тема курса 1.4 Массивы. Адреса. Указатели
Массивы. Адреса. Указатели. Ссылки. Применение указателей при работе с массивами, с многомерными массивами. Динамические массивы.
Лабораторная работа №4
Составление программ с использованием одномерных и многомерных массивов.
Лабораторная работа №5
Составление программ с использованием одномерных и многомерных массивов и указателей.
Тема курса 1.5 Функции
Функции. Описание, прототип, вызов функции. Получение нескольких результатов. Передача массива в функцию. Организация функций с переменным числом параметров. Глобальные, локальные переменные. Стандартные библиотечные функции.
Лабораторная работа №6
Составление программ с использованием функций.
Лабораторная работа №7
Составление программ с использованием функций с переменным числом параметров. Составление программ с использованием библиотечный функций.
Тема курса 1.6 Строки. Передача массивов в функции
Строки как массив типа char[]. Строки как параметры функции. Передача одномерных массивов в функции. Использование указателей на массив в качестве параметров функций.
Лабораторная работа №8
Работа со строками.
Тема курса 1.7 Препроцессорные средства
Использование препроцессора. Общие сведения. Определение и обработка макросов. Включение файлов. Условная компиляция.
Раздел 2 Объектно-ориентированное программирование
Тема курса 2.1 Введение в объектно-ориентированное программирование
Процедурно-ориентированное программирование, модульное программирование. Объекты и классы. Концепция объектно-ориентированного программирования: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Создание и уничтожение объектов.
Тема курса 2.2 Класс как абстрактный тип
Описание класса. Создание и использование объектов. Конструкторы и деструкторы. Внешнее описание методов класса.
Лабораторная работа №9
Составление программ на создание и использование объектов.
Лабораторная работа №10
Составление программ с использованием конструкторов и деструкторов.
Тема курса 2.3 Наследование
Управление доступом производных классов. Одиночное наследование. Множественное наследование.
Лабораторная работа №11
Создание класса-наследника при одиночном и множественном наследовании.
Тема курса 2.4 Полиморфизм
Перегрузка функций. Выбор экземпляра функции. Перегрузка стандартных операций. Виртуальные функции.
Лабораторная работа №12
Составление программ с использованием полиморфизма. Перегрузка функций.
Лабораторная работа №13
Составление программ с использованием полиморфизма. Виртуальные функции.
Тема курса 2.5 Ввод-вывод в языке С++
Классификация средств ввода-вывода. Ввод-вывод с использованием разных классов. Стандартный ввод-вывод.
Лабораторная работа №14
Составление программ с использованием средств ввода-вывода.
Тема курса 2.6 Строко-ориентированный ввод-вывод. Файловый ввод-вывод
Символьный и строко-ориентированный ввод-вывод. Использование библиотеки stdio. Ввод-вывод через стандартные потоки.
Лабораторная работа №15
Составление программ на неформатированный строко-ориентированный и ввод-вывод с использованием библиотеки stdio.
Тема курса 2.7 Обработка исключительных ситуаций
Пространство имен. Обработка исключений. Динамическая идентификация типов. Приведение типов.
Лабораторная работа №16
Составление программ с использованием обработки исключений.
Тема курса 2.8 Работа в среде Borland C++ Builder
Пользовательский интерфейс. Характеристика проекта. Состав проекта. Компиляция и выполнение проекта.
Лабораторная работа №17
Работа в среде Borland C++ Builder. Изучение интегрированной среды разработки приложений.
4 Контроль планируемого результата обучения
Контроль по дисциплине предусматривает проведение контрольных работ.
Форму и сроки проведения контрольных заданий по дисциплине определяет образовательное учреждение.
5 Литература и средства обучения
Основная
Подбельский В.В. Язык С++: Учеб. пособие. 5-е изд. М: Финансы и статистика, 2004 г. 560 с.;
Хомоненко А.Д. Программирование на С++: Учебное пособие /В.П.Аверкин, А.И.Бобровский, В.В.Веснич, В.Ф.Радушинский, А.Д.Хомоненко, под ред. Проф. А.Д.Хомоненко. 2-е изд., испр. и доп. СПб: КОРОНА принт. М: Альтекст-А. 2003 г. 512 с;
Архангельский А.Я., Тагин М.А. Программирование в С++ Builder 6 и 2006. М.: ООО «Бином-Пресс», 2007 г. 1184 с.;
Дополнительная
Культин Н.Б. С/С++ в задачах и примерах. СПб: БХВ-Петербург, 2005 г. 288 с;
Павловская. Практикум по программированию на языке С и С++.
Рекомендуемые средства обучения
Персональные компьютеры;
Операционная система Windows ХР и выше;
Borland C++ Builder;
Компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тестовые оболочки, демонстрационные, справочно-информационные)
Тематический комплект плакатов (таблиц, схем).