СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ознакомлению детей с социальным и предметным окружением в старшей группе "От рождения до школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка для воспитателей старших групп ДУ по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением. В разработке указаны методы, приемы и формы обучения дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ознакомлению детей с социальным и предметным окружением в старшей группе "От рождения до школы"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по ознакомлению с предметным и социальным окружением

для детей 5-6 лет (старшая группа)

автор О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»

(в рамках программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.












Авторы – составители:

воспитатели: Городецкая С.В.





2017 – 2018 учебный год.


Нормативные основания рабочей программы:

Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами, регламентирующими деятельность МБДОУ № 175:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014);

  • Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации (письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.08.2015 г. № 24/4.1.1-5025/М);

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26);

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Письмо по вопросам составления рабочих программ от 03.11.2015 № 02-501.

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 61Л01 №0003141, регистрационный № 5549 от 19.08.2015 г.);

  • Устав МБДОУ № 175

  • Адаптированная основная образовательная программа МБДОУ № 175













Особенности детей старшей группы «Радуга»


На начало учебного года в группе ___ человека – ___ девочек (___) и ____ мальчиков (___). Старшая группа от 5 до 6 лет.


По результатам мониторинга здоровья детей на 2017 – 2018 учебный год:

  • ___ детей имеют I группу здоровья;

  • ___ детей имеют II группу здоровья из них: ___ ребенка - IIб; ___ ребенок - IIа;

  • ___ребенок имеет III группу здоровья.


Анализ социального статуса семей выявил, что в группе ___ семей (88%) – полные семьи,

___семей (___) – неполные семьи.

Уровень жизни детей удовлетворительный.

Анализ этнического состава воспитанников группы:

- русские – ___ семья (___),

- другой национальности – ___ семьи (___).


В ходе проведения диагностики ребята ответственно выполняли задания, отвечали на вопросы охотно.

По итогам диагностики программа усвоена детьми на достаточном уровне - ___, однако в группе имеются ___ детей, показавших по итогам диагностики, низкий уровень усвоения программного материла, так как причиной является частое отсутствие по болезни.

Наиболее низкие результаты по образовательным областям ___, ___ показали области – социально – коммуникативное и физическое развитие. Следовательно, больше внимания будем уделять этим областям детей. А также в индивидуальном порядке будем больше заниматься с детьми, показавшими низкий уровень усвоения программного материала.


На данный момент отмечается сплоченный детский коллектив, установились дружеские отношения между детьми, которые проявляются во всех видах деятельности. Дети активные, дружелюбные. Родители принимают участие в жизни группы и детского сада, интересуются жизнью детей, радуются их успехам, оказывают посильную помощь в воспитании и развитии детей.

Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать чтение книг. Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети активно интересуются окружающим миром, запас их представлений об окружающем пополняется.

Большой интерес проявляют к изобразительной деятельности, музыке, пению, танцам. С удовольствием занимаются физической культурой.

В течение этого учебного 2017-2018 года будут также продолжаться регулярные занятия и наблюдения, которые позволят достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения и знания ребенка и к концу года.





Пояснительная записка


Рабочая программа основана с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Направленность программы – познавательное и социально-коммуникативное развитие детей.


Задачи:

Расширять и уточнять представления детей об окружающем мире.

Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Обогащать представления о видах транспорта (автобус, поезд, теплоход, самолёт).

Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

Углублять представления о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы.

Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности.

Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Формировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру и продуктивную деятельность.


Принципы:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;

2) индивидуализация дошкольного образования;

3) сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) возрастная адекватность дошкольного образования.


Объем программы составляет 36 (академических) часов, занятия проводятся 1 раз неделю по 25 минут.

Образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми в средней группе осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.


Формы реализации:

Система работы включает:

- НОД (занятия)

- беседы,

- наблюдения,

- игровые занятия,

- элементарные опыты,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации,

- викторины, сочинение загадок и сказок,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности.


Условия реализации:

  1. Специфическая предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон: центр игровой деятельности (все виды игр, предметы-заместители); центр исследовательской деятельности (экспериментирование, живые обитатели); центр конструктивной деятельности (все виды строительного, природного материалов); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности и др. В работе таких центров царит атмосфера психологической творческой свободы, возможности проявить свою индивидуальность, реализовать свой выбор. Выбор ребёнком развивающей среды – стимул саморазвития не только ребенка, но и педагога.

Центры оснащены развивающими материалами:

-Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

-Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности:объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.


  1. Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

условия для свободного выбора деятельности;

условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы;

создание разных пространств предъявления детских продуктов:

-легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

-праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

-детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

  1. Самостоятельная деятельность детей;

  2. Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2раза в год.

  3. Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

  4. Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта группы, сайт детского сада.


Методы и приемы ознакомления с предметным и социальным окружением

1 группа методов

формирование нравственных представлений, суждений,

оценок:

- решение маленьких логических задач, загадок;

- приучение к размышлению, эвристические беседы;

- беседы на этические темы;

- чтение художественной литературы;

- задачи на решение коммуникативных ситуаций;

- придумывание сказок;

- рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;

- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;

- рассматривание иллюстраций.

2 группа методов

создание у детей практического опыта трудовой деятельности:

- приучение к положительным формам общественного поведения;

- показ действий;

- пример взрослого и детей;

- разыгрывание коммуникативных ситуаций;

-целенаправленное наблюдение;

- приучение к положительным формам общественного поведения;

- создание контрольных педагогических ситуаций;

- организация интересной деятельности, которая носит общественно-

полезный характер.


Планируемые результаты:

Формируются представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и каче­ствах различных материалов.

Обогащаются представления о видах транспорта.

Расширяются представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды деятельности.


Содержание занятий:


Месяцы

Название темы НОД

Кол-во часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие

«Предметы, облегчающие труд человека в быту»

«Моя семья»

1

1


1


Октябрь

«Что предмет расскажет о себе»

«О дружбе и друзьях»

1

1


Ноябрь

«Коллекционер бумаги»

«Детский сад»

1

1


Декабрь

«Наряды куклы Тани»

«Игры во дворе»

1

1


Январь

«В мире металла»

«В гостях у кастелянши»

1

1


Февраль

«Песня колокольчика»

«Российская армия»

1

1


Март

«Путешествие в прошлое лампочки»

«В гостях у художника»

1

1


Апрель

«Путешествие в прошлое пылесоса»

«Россия - огромная страна»

1

1


Май

«Путешествие в прошлое телефона»

Диагностическое занятие.

1


Дидактическое обеспечение:


Игровые, здоровье формирующие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (ОБЖ для малышей), «Утренняя зарядка», «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др, демонстрационные и раздаточные материалы, Серия наглядно-дидактических пособий «Животные», «Посуда», «Безопасность», «Цветы» и др.

  1. Серия «16 обучающих картинок».

  • «Этикет для малышей»

  • «Безопасность на дорогах»

  • «Один дома»

  • «Правила поведения за столом»

  1. Плакаты обучающие:

  • Транспорт

  • Бытовая техника

  • Одежда

  • Инструменты

  • Еда и напитки

  • Мебель

  • Космос

  • Дорожная азбука

  • Один дома

  • Уроки безопасности

  • Правила поведения за столом

  • Хорошие манеры

  1. «Беседы по картинкам»

  • «Я и другие»

  • «Учусь управлять собой»

  • «Чувства и эмоции»

  • «12 месяцев»

  1. «Мир в картинках»

  • «Транспорт»

  1. «Развивающие карточки «Познаем мир»

  2. «Лото»

  • «Мой дом»

  • «Хорошо и плохо»

  • «Тематические картинки «Мой дом».



Список литературы:


1.УМК «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.


  1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.