ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За основу для разработки данной программы взята программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах, подготовленная на кафедре физической культуры и здоровьесбережения ГОУ ДПО «Ставропольского краевого института повышения квалификации работников образования», 2010г., авторы-составители: заведующий кафедрой физической культуры и здоровьесбережения Р.С. Койбаев; старший преподаватель кафедры физической культуры и здоровьесбережения М.С. Сидоренко, методист методического отдела СКИПКРО Н.В. Пресс.
Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма. Результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.
Цели программы – профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
Основой профилактической работы с детьми среднего школьного возраста является формирование знаний о Правилах дорожного движения и навыков их применения.
В рабочих материалах по профилактике ДДТТ, подготовленных сотрудниками ГИБДД, приводятся следующие данные об особенностях детского восприятия и действий в экстремальных ситуациях: «Часто дети с большим трудом могут дать правильную оценку увиденной дорожно-транспортной ситуации и не способны принимать решения, соизмерять скорость движения автомобиля с тем расстоянием, на котором автомобиль находиться от них.
Они еще не способны предугадывать все возможные варианты поведения водителя. Больше того, в экстремальной ситуации, и вообще в случаях, когда ребенок поставлен перед срочным выбором: как поступить, он легко впадает в состояние безысходности, незащищенности, он просто теряется. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, возникает замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее и неправильнее принимает решение».
Вместе с тем оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах, стараясь произвести хорошее впечатление на педагога.
Среди учащихся лишь 70% выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Наряду с правопослушными, часто встречаются демонстративные или агрессивные высказывания. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков. Первый тип рисков связан с подражательным поведением. В этом случае подросток действует исходя из следующего понимания: так делать опасно, но другие так делают и ничего не происходит! Наиболее действенными мерами профилактики данной модели поведенческих рисков является демонстрация негативных последствий такого типа поведения.
Вторая модель проявления поведенческих рисков заключается в самоутверждении учащихся в коллективе, что связано с переоценкой собственных возможностей, стремлении доказать свою смелость, перебежав на глазах у сверстников дорогу перед идущим транспортом или проехать, зацепившись за бампер транспортного средства.
Для профилактики этого типа рисков большое значение имеет формирование у учащихся знаний о динамике движения транспортных средств, умения правильно соизмерять свои физические возможности и, самое главное, формировать стремление к самоутверждению в общественно значимых видах деятельности.
Основными направлениями изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:
1. Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).
2. Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).
3. Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
Изучая Правила дорожного движения, отрабатывая изученное на практике, дети непременно должны осознать важность изучения и соблюдения Правил дорожной безопасности, а также твердо усвоить, что соблюдение Правил дорожного движения – необходимое условие сохранения жизни и здоровья как самих обучающихся, так и окружающих их людей.
Тематический план
3 класс
Безопасность дорожного движения. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы.
Элементы дорог. Дорожная разметка.
3. Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам: Уходя из
дома, помните...».
4. Дорожные знаки и их группы.
5. Викторина «Аукцион знаков»
6. Конкурс на лучший рекламный ролик «Соблюдай ПДД, а то...».
7. Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов.
8. Конкурс «Знайка ПДД»
9. Перекрестки и их виды. Правила перехода перекрестков.
10. Занятие на специализированных площадках по правилам перехода улицы, дорог.
Тематическое планирование классных часов по ПДД
3 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема | Количество часов (практика) | Количество часов (теория) |
1. | | Безопасность дорожного движения. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. | | 1 |
2. | | Элементы дорог. Дорожная разметка. | 0,5 | 0,5 |
3. | | Конкурс творческих работ «Памятка водителям, пешеходам: Уходя из дома,помните…» | | 1 |
4. | | Дорожные знаки и их группы | 0,5 | 0,5 |
5. | | Викторина «Аукцион знаков» | | 1 |
6. | | Конкурс на лучший рекламный ролик «Соблюдай ПДД, а то...». | | 1 |
7. | | Беседа с учащимися по правилам для велосипедистов. | | 1 |
8. | | Конкурс «Знайка ПДД» | | 1 |
9. | | Перекрестки и их виды. Правила перехода перекрестков. | 0,5 | 0,5 |
10. | | Занятие на специализированных площадках по правилам перехода улицы, дорог. | 1 | |
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
* развитие личностных качеств, которые обеспечивают собственную безопасность ребенка в различных жизненных ситуациях;
* формирование внутренней дисциплины по соблюдению правил дорожного движения.
Регулятивные УУД:
* ориентироваться в различных жизненных ситуациях и применять знания, умения и навыки в практической деятельности;
* планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
* контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания;
* самостоятельно адекватно оценивать правильность своего решения в любой ситуации.
Познавательные УУД:
* знать и соблюдать основные правила дорожного движения;
* знать основные дорожные знаки;
* наблюдать, делать выводы;
* задавать вопросы, уточняя непонятное.
Коммуникативные УУД:
* сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий;
* выполнять требования и условия ролевых игр;
* учиться договариваться и приходить к общему решению;
* формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию;
* осуществлять взаимопомощь.
В результате реализации программы
Дети должны знать:
Дорожные знаки.
Как безопасно перейти улицу.
Причины ДТП.
Обязанности пассажиров.
Дети должны уметь:
Ориентироваться в дорожных ситуациях.
Оценивать свое поведение на дорогах.
Используемая литература:
1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.
2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. – СПб, 2001г.
3. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного Движения/ авт.-сост. В.Е. Амелина. – М.: Глобус, 2006. – 264 с. – (Классное руководство)
4. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с.
5. Журнал «Внешкольник». - №4, 2002, №11, 2004
6. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. – М.: ТЦ Сфера, 2004
7. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с.
8. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с.