ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Региональной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и снижение дорожно-транспортного травматизма на территории Республики Крым. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
С каждым годом в нашей стране возрастает выпуск автомобилей и других транспортных средств. Было увеличено производство автобусов для общественного транспорта, легковых автомобилей повышенной проходимости для сельской местности.
С увеличением выпуска автомобилей в нашей стране, возрастанием интенсивности движения на дорогах повышаются требования ко всем участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам и т. д.).
В условиях повышения интенсивности движения транспортных средств по улицам и дорогам наблюдаются несчастные случаи с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил безопасного поведения на улицах и дорогах, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений. Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения на улицах и дорогах стало для них привычкой.
Правила дорожного движения должны знать все учащиеся начальной школы, потому что они являются и пешеходами, и пассажирами. Учащиеся должны уяснить, что знание правил дорожного движения и умение безопасно себя вести на улицах уменьшает число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. На занятиях учащиеся знакомятся с теоретической частью по ПДД и практически учатся безопасному поведению на дорогах.
В связи с этим большое значение приобретает: изучение в школе и внешкольных учреждениях правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Необходимо воспитывать у учащихся неукоснительное выполнение на практике этих правил.
На изучение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в 1-4 классах отводится по 10 ч в год. К проведению занятий, отдельных бесед, экскурсий и т. п. учитель (классный руководитель), работник внешкольного учреждения могут привлекать работников ГБД, членов добровольных народных дружин, внештатных сотрудников ГБД, водителей транспортных средств.
Внеурочные занятия с учащимися 1-4 классов рекомендуется проводить в классных комнатах или на специальной площадке (во дворе школы, физкультурном зале) с использованием учебно-наглядных пособий, оборудования и детских транспортных средств.
На площадке наносится дорожная разметка: проезжей части, перекрестков, пешеходных переходов, временно или постоянно устанавливаются светофоры, дорожные знаки и другое оборудование.
Некоторые занятия рекомендуется проводить на улице, перекрестке, площади (с показом движения транспортных средств и пешеходов, средств регулирования), в общественном транспорте (используя экскурсионные и ведомственные автобусы).
В процессе обучения и внеклассной работы демонстрируются короткометражные кинофильмы, диафильмы, диапозитивы, проводятся экскурсии, организуются утренники, КВНы, викторины, соревнования по безопасности движения велосипедистов и т. п., которые должны способствовать воспитанию у учащихся сознательного безопасного поведения на улицах и дорогах и неукоснительного выполнения правил дорожного движения.
Изучение правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах в 1-4 классах проводится во внеклассной работе. С учащимися этих же классов занятия можно проводить во внешкольных учреждениях (клубах юных автомобилистов, автогородках и т. п.), имеющих надлежащую материальную базу.
После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Занятия должны учитываться в классном журнале, где отмечается посещаемость, пройденный материал.
Цель: Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
предоставить учащимся базовое образование в рамках государственных стандартов;
выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;
формирование у учащихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
воспитание грамотных участников дорожного движения,
формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
привитие первичных навыков оказания первой медицинской помощи при ДТП;
поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
• формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста
безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
• формирование культуры поведения в общественном транспорте;
• формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях
общения с дорогой.
Ожидаемый результат:
Рабочая программа по правилам дорожного движения для 1-4 классов, составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответствен-ность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3(часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Правила дорожного движения.
Приказ Минобразования России от 19 мая 1998 года №1235 «Об утверждении обязательного минимума содержания начального общего образования»;
Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования».
В соответствии приказа Минобразования России №1235-1998 года в начальной школе определен минимум содержания (примерных тем), включающий изучение вопросов по теме безопасного поведения на дорогах в рамках курса «Окружающий мир» (I-IV классы).
Приказ Минобразования России №1089 – 2004 года утверждает федеральный компонент государственного стандарта минимума содержания основных образовательных программ начального общего образования. В процессе изучения предмета «Окружающий мир» учащиеся должны пройти темы: «Режим дня школьника», «Дорога от дома до школы», «Правила организации домашней учебной работы», «Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья». Безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре). В конце курса они должны знать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).
Государственный образовательный стандарт.
Государственный образовательный стандарт.
Методические рекомендации по проведения уроков ПДД.
Данные приказы фактически являются дублирующими и регламентируют идентичный круг вопросов в части содержания основных образовательных программ начального общего образования. В своей деятельности органы образования субъектов Российской Федерации и руководители образовательных учреждений самостоятельно определяют, каким приказом будет регламентироваться учебный процесс.
По федеральному базисному учебному плану (приказ №1312 – 2004 года) учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» изучается с I по IV класс по 1 часа в неделю (34 часов в год). Учебный предмет является интегрированным. В его содержание5 дополнительно введены развивающие модули и разделы социально – гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности.
Предлагаемая программа построена на нарастании объёма изучаемого материала – увеличение количества усвоенных терминов, дорожных знаков, разметок, конструкций на дороге и т.д. отдельные темы, включённые в программу, содержат теоретическую и практическую части.
В теоретическую часть включены необходимые сведения по ПДД на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах – в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или с особенностью инфраструктуры населённого пункта и микрорайона.
Практическая часть включает работу учащихся с дидактическими материалами по заданной теме, экскурсии, прогулки по улицам и дорогам микрорайона, в местах массового отдыха детей, а также сюжетно-ролевые игры с использованием имитационных и дидактических материалов, изготовленных учащимися в процессе внеурочной деятельности.
Учащиеся имеют отдельную рабочую тетрадь по предмету, в которой они работают на уроке и дома: зарисовывают знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывают конкретные правила и т.д.
К подготовке и проведению тематических занятий привлекаются родители учащихся, водители-профессионалы, сотрудники автотранспортных предприятий, занимающиеся безопасностью дорожного движения, а также сотрудников ГИБДД.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раздела и тем | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы |
1. | Вводное занятие. Правила движения - закон улиц и дорог. | 1 | - |
2. | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 | - |
3. | Формы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора. Сигналы регулировщика. | 1 | - |
4. | Формы регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и дорожные знаки, дополнительные средства информации. | 1 | - |
5. | Организация дорожного движения. Правила перехода улиц и дорог. | 1 | - |
6. | Типичные опасные ситуации на дорогах с пешеходами. | 1 | - |
7. | Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки». | 1 | - |
8. | Транспортные средства и дорожное движение. | 1 | - |
9. | .Правила езды на велосипеде. | 1 | - |
10. | Правила безопасного поведения пассажиров и пешеходов. | 1 | - |
11. | Правила безопасности при переходе и проезде железнодорожных переездов. | 1 | - |
12. | Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. | 1 | - |
13. | Правила движения велосипедистов. | 1 | - |
14. | Дополнительные требования к движению велосипедистов. | 1 | - |
15. | Культура транспортного поведения. | 1 | - |
16. | Ответственность за нарушение ПДД. | 1 | - |
17. | На загородных дорогах. | 1 | - |
18. | Железная дорога. | 1 | - |
19. | Оказание пострадавшим первой доврачебной помощи. | 1 | - |
20. | Правила пользования пассажирским транспортом. | 1 | - |
21. | Велосипед и мопед. | 1 | - |
22. | Правила перевозки пассажиров. | 1 | - |
23. | Причины несчастий , происходящих с пешеходами. | 1 | - |
24. | Опасные ситуации по вине водителей. | 1 | - |
25. | Опасные ситуации по вине пешеходов. | 1 | - |
26. | Опасные ситуации , возникающие из-за неисправностей транспортных средств, дорог, освещения. | 1 | - |
27. | Наш друг светофор светит не только нам. | 1 | - |
28. | Правила передвижения группами. | 1 | - |
29. | Правила безопасного поведения при пожаре в общественном транспорте. | 1 | - |
30. | Классификация дорожных знаков. | 1 | - |
31. | ДТП. Их причины и последствия. | 1 | - |
32. | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | - |
33. | Оказание первой медицинской помощи. | 1 | - |
34. | Итоговое занятие. | 1 | - |
| Итого: | 34 | - |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
В результате работы с использованием магнитной доски и других средств обучения должны быть сформированы устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах и дорогах.
К 11 годам у учащихся уже достаточно большой багаж знаний по ПДД. Они знают различные виды знаков, дорожную разметку, правила поведения в общественном транспорте, сигналы светофора и регулировщика. Но насколько безопасно они ведут себя на дороге? Продолжая тему безопасности на дороге, надо повнимательнее останавливаться на таких понятиях, как остановочный и тормозной путь автомобиля. Как определить безопасное расстояние до движущегося автомобиля? Выработать у детей привычку постоянно тренировать глазомер и научиться достаточно точно определять скорость транспортного средства.
Для успешной реализации программы необходимо:
при планировании уроков по изучению Правил дорожного движения предусмотреть большее количество часов для практических занятий по выработке навыков безопасного поведения на дороге;
во всех образовательных учреждениях оборудовать площадки для практических занятий;
в территориях, имеющих оборудованный автогородок и кабинет ПДД, разработать график проведения практических занятий для всех учреждений образования города, района;
при изучении Правил дорожного движения уделять больше внимания правилам для пешеходов, пассажиров, велосипедистов;
организовать участие сотрудников ГИБДД в проведении как теоретических, так и практических занятий;
дважды в год обязательно проводить тестирование с целью определения проблемных моментов в обучении детей Правилам дорожного движения и совершенствования преподавания ПДД;
добиваться 100% -ых результатов, помня о том, что даже неточность в толковании той или иной дорожной ситуации может привести к трагедии;
организовать подписку на газету «Добрая дорога детства» для каждого образовательного учреждения;
активизировать работу по развитию сети спортивно-технических клубов и секций, созданию юношеских автошкол с целью более широкого привлечения детей и подростков к вопросам безопасности дорожного движения;
разработать и внедрить систему соревнований на знание ПДД с целью диагностики знаний учащихся 2-4 классов;
учреждениям дополнительного образования детей разработать схемы безопасного маршрута школьников;
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:
• личностные УУД:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
- установка на здоровый образ жизни;
- способность к самооценке
• регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её
осуществления;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи
• познавательные УУД:
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной
темы, определять круг своего незнания;
- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в
разных источниках;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
-наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное;
- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
14