ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НЕВЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВЕЛИКОЛУКСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАССМОТРЕНО на заседании ПЦК Протокол № ________ от «____»_________________2016г. | УТВЕРЖДАЮ зам. директора по УПР ________ В.Ф. Терехов «___»__________2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Пм.05 Газовая сварка (наплавка)
Для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования –
программе подготовки квалифицированных рабочих
и служащих
по профессии 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ)
2016 г.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 50 от 29 января 2016 года, зарегистрированного Министерством юстиции (24 февраля 2016 г. N 41197); входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение, Профессионального стандарта «Сварщик, ручная и частично механизированная сварка (наплавка)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 701н от 28.11.2013 года.
Квалификация:
Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом 3-4 разряд
Газосварщик 3-4 разряд
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Великолукский политехнический колледж»
Псковская область, г. Невель.
Разработчики:
Коровина Лариса Ивановна, преподаватель Невельского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Великолукский политехнический колледж», высшая квалификационная категория.
Малолетний Сергей Михайлович, мастер производственного обучения Невельского филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области «Великолукский политехнический колледж», первая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 24 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 26 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Газовая сварка (наплавка)
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС профессии СПО 15.01.05 СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ), входящей в укрупненную группу 15.00.00 Машиностроение
в части освоения основного вида деятельности (ВД):
газовая сварка (наплавка)
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва.
- Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва.
- Выполнять газовую наплавку
Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессионального обучения рабочим профессиям: 11620 Газосварщик, 11618 Газорезчик;
Уровень образования: основное общее, среднее общее.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проверки оснащенности поста газовой сварки;
- настройки оборудования для газовой сварки (наплавки);
- выполнения газовой сварки (наплавки) различных деталей и конструкций;
уметь:
- проверять работоспособность и исправность оборудования для газовой сварки (наплавки);
- настраивать сварочное оборудование для газовой сварки (наплавки);
- владеть техникой газовой сварки (наплавки) различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва;
знать:
- основные типы, конструктивные элементы и размеры сварных соединений, выполняемых газовой сваркой (наплавкой);
- основные группы и марки материалов, свариваемых газовой сваркой (наплавкой);
- сварочные (наплавочные) материалы для газовой сварки (наплавки);
- технику и технологию газовой сварки (наплавки) различных деталей и конструкций во всех пространственных положениях сварного шва;
- правила эксплуатации газовых баллонов;
- правила обслуживания переносных газогенераторов;
-причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
всего – 480 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 120 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 30 часов;
учебной практики – 300 часов;
производственной практики – 60 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения рабочей программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности газовая сварка (наплавка), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 5.1. | Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 5.2. | Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. |
ПК 5.3. | Выполнять газовую наплавку. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 5.1 - 5.3 | Раздел 1. Эксплуатация оборудования и технология газовой сварки, наплавки и резки металлов. | 420 | 90 | 20 | 30 | 300 | |
| Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 60 | | |
| Всего: | 480 | | | | | |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел ПМ 1. Эксплуатация оборудования и технология газовой сварки, наплавки и резки металлов. | | 420 | |
МДК.05.01. Техника и технология газовой сварки (наплавки) | | 120 | |
Тема 1.1 Основные сведения о сварочном пламени | Содержание | 4 | |
1 | Понятие о технологии газовой сварки, историческая справка. Области применения газовой сварки (наплавки). | 2 |
2 | Сварочное пламя: способы его получения, виды, основные свойства и характеристики, строение. | 2 |
3 | Структура ацетилено-кислородного пламени. Основные стадии сгорания ацетилена в кислороде. Распределение температуры по зонам и размеры ядра пламени для мундштуков разных номеров. | 2 |
4 | Признаки, характеризующие вид сварочного пламени. Принципы выбора вида сварочного пламени и его регулирования. | 2 |
5 | Влияние нагрева сварочного пламени на структуру сварного шва. Меры, проводимые по улучшению структуры и свойств наплавленного металла. | 2 |
Лабораторные работы | | |
1 | |
Практические занятия | 2 |
1 | Определение вида сварочного пламени по внешним признакам. |
Самостоятельная работа | 1 1 | |
Составить таблицу «Преимущества и недостатки газовой сварки» Составить таблицу «Тепловой баланс газосварочного пламени» | |
Тема 1.2. Сварочные материалы для газопламенной обработки металлов. | Содержание | 6 | |
1 | Кислород: свойства, применение, способы получения, транспортировка и хранение. | 2 |
2 | Карбид кальция: свойства, применение, способы получения, транспортировка и хранение | 2 |
3 | Горючие газы, жидкости: свойства, применения, способы получения, транспортировка и хранение. | 2 |
4 | Присадочные материалы: назначение, требования к ним, марки, применение. | 2 |
5 | Флюсы: назначение, требования к ним, марки, применение. | 2 |
Лабораторные работы | | |
1 | |
Практические занятия | 1 |
1 | Определение химического состава присадочной проволоки по марке и выбор для сварки углеродистых сталей. |
Самостоятельные работы | 1 2 | |
Поиск информации в Интернете с оформлением в конспекте по теме: «Способы получения газов, используемых для газовой сварки» Составить таблицу «Сравнительные характеристики ацетилена и горючих газов-заменителей». | |
Тема 1.3. Аппаратура для газовой сварки (наплавки) | Содержание | 14 | |
1 | Вредные и опасные производственные факторы при газовой сварке. | 2 |
2 | Организация газосварочного поста. | 2 |
3 | Ацетиленовые генераторы: назначение, классификация. Переносные генераторы: устройство, работа. | 2 |
4 | Правила обслуживания ацетиленовых генераторов, приемы пользования. Подготовка к работе. | 2 |
5 | Предохранительный затвор: назначение, типы, принцип действия и конструкции, применение, правила эксплуатации. | 2 |
6 | Баллоны: кислородные, ацетиленовые, для технического пропана. Конструктивные особенности, маркировка, подготовка к работе, правила безопасной эксплуатации. | 2 |
7 | Редукторы: назначение, классификация, конструктивные особенности, правила безопасной эксплуатации. | 2 |
8 | Газовые рукава (шланги): типы, окраска, применение, правила безопасной эксплуатации. | 2 |
9 | Сварочные горелки: классификация, схемы и принципы работы. Правила обслуживания и подготовки горелки к работе. Мундштуки. | 2 |
10 | Требования безопасности и правила технического обслуживания газосварочной аппаратуры. | 2 |
Лабораторные работы | 2 | |
1 | Изучение устройства и определение технических характеристик ацетиленовых генераторов. |
2 | Выполнение технического осмотра баллона и подготовка к работе | 1 |
Практические занятия | 2 |
1 | Сборка и подготовка к работе баллонов, редукторов, газовых шлангов и сварочных горелок. |
2 | Изучение устройства и практическое испытание инжекторных горелок. | 1 | |
Самостоятельные работы | 2 2 1 1 | |
- « Предохранительные устройства. Дополнительное оборудование и инструмент» | |
Тема 1.4. Техника и технология газовой сварки сталей, цветных металлов и чугунов. | Содержание | 16 | |
1 | Подготовка кромок металла и сборка под сварку. | 2 |
2 | Способы сварки (левый, правый), сущность, преимущества и недостатки способа, область применения. | 2 |
3 | Колебательные движения горелки и присадочных материалов: назначение, техника и условия их выполнения. Принципы выбора положения горелки и присадочной проволоки. | 2 |
4 | Режимы газовой сварки. Принципы выбора по мощности, диаметру проволоки и скорости сварки. | 2 |
5 | Особенности технологии сварки швов в различных пространственных положениях (нижнее, горизонтальное, вертикальное, потолочное). | 2 |
6 | Особенности сварки низко- и среднеуглеродистых сталей: сварочные материалы, режимы, технология. | 2 |
7 | Особенности сварки низко- и среднелегированных сталей: сварочные материалы, режимы, технология. | 2 |
8 | Особенности сварки цветных металлов и сплавов (меди, алюминия , никеля и сплавов на их основе): сварочные материалы, режимы, технология. | 2 |
9 | Особенности сварки чугуна: свариваемость чугуна, особенности подготовки, используемые материалы, режимы сварки. | 2 |
10 | Причины возникновения дефектов сварных швов, способы их предупреждения и исправления. Термическая обработка при газовой сварке. | | 2 |
Лабораторные работы | 2 | |
1 | Определение наличия и вида дефекта сварного шва визуальным методом. |
Практические занятия | |
1 | Определение способа и параметров режима сварки углеродистых сталей по заданным параметрам. | 1 |
2 | Определение способа и параметров режима сварки цветных металлов и их сплавов по заданным параметрам. | 1 |
Самостоятельные работы | 2 2 1 | |
- Выбор параметров режима сварки стали, цветных металлов по заданию преподавателя - Поиск и оформление информации по темам: «Контроль с применением измерительного инструмента сваренных газовой сваркой деталей» « Термическая обработка и правка изделий после сварки» | |
Тема 1.5. Аппаратура и технология кислородной резки металла. | Содержание | 12 | |
1 | Сущность кислородной резки, этапы, виды. Условия для осуществления кислородной резки. | 2 |
2 | Понятие разрезаемости металлов. Группы сталей по разрезаемости. | 2 |
3 | Ручные резаки: типы, конструктивные особенности, технические характеристики. Мундштуки. | 2 |
4 | Керосинорезы: устройство, технические характеристики | |
5 | Способы регулирования расхода кислорода, скорости резки. Правила обращения с резаками. | 2 |
6 | Режимы резки: основные показатели, принципы выбора. | 2 |
7 | Качество кислородной резки. Деформации при резке: виды, способы борьбы с ними. | 2 |
8 | Требования к организации рабочего места и безопасности труда | 2 |
Лабораторные работы | 2 | |
1 | Изучение конструктивных особенностей и испытание в работе резаков для ручной резки металлов. |
Практические занятия | 1 |
1 | Определение режима резки углеродистых сталей по заданным параметрам. |
Самостоятельные работы | 11 | |
Поиск информации в Интернете с оформлением в конспекте по темам: «Резка металла больших толщин. Приемы резки внутри контура изделия, профильного проката. Пакетная резка» - 2 - Выбор способа и параметров режима резки стали по заданию преподавателя --1 - Составление таблицы разрезаемости металлов и сплавов – 2 - Выполнение сообщения по темам: «Кислородно-флюсовая резка металла: сущность, область применения» - 2 « Установка для кислородно-флюсовой резки. Флюсы» - 2 | |
Тема 1.6. Техника и технология газовой наплавки. | Содержание | 10 | |
1 | Область применения газовой наплавки; преимущества и недостатки. | 2 |
2 | Материалы, используемые при газовой наплавке. | 2 |
3 | Режимы наплавки и принципы их выбора; техника газовой наплавки; | 2 |
4 | Технология наплавки простых деталей: устранение раковин и трещин наплавкой в простых отливках, деталях и узлах средней сложности | 2 |
5 | Технология наплавки твердыми сплавами простых деталей; | 2 |
6 | Технология низкотемпературной сварки – пайки. Наплавка латуни на изделия из чугуна, бронзы. | 2 |
7 | Основные свойства и применение при наплавке керамических флюсов. | | |
8 | Особенности технологии газопламенной наплавки твердыми сплавами с применением керамических флюсов в защитном газе. | | |
9 | Особенности технологических приемов устранения дефектов в обработанных деталях и узлах газопламенной наплавкой. | | |
10 | Устранение раковин и трещин наплавкой газовой горелкой в обработанных деталях. | | |
Лабораторные работы | | |
1. | |
Практические занятия | 2 | |
1. | Разработка технологического процесса наплавки и напыления различных изделий | |
Самостоятельные работы | |
- Составление таблицы «Химический состав твердых сплавов, используемых при наплавочных работах» - 1 | 1 | |
Тема 1.7. Техника и технология газовой сварки деталей и конструкций. | Содержание | 8 | |
1 | Техника и технология газовой сварки тонкостенных сосудов и резервуаров небольшой емкости. | 2 |
2 | Техника и технология газовой сварки при изготовлении узлов конструкций из тонкостенных труб. | 2 |
3 | Техника и технология газовой сварки при монтаже труб малых и средних диаметров (наружные и внутренние сети водоснабжения, теплофикации, вентиляции и т.п.) | 2 |
Лабораторные работы | | |
| |
Практические занятия |
1 | Определение последовательности и режимов сварки конструкции по заданию. | 2 | |
Самостоятельные работы - Составление карты технологического процесса газовой сварки конструкции по заданию. | 2 | |
Примерная тематика домашних заданий Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы по вопросам и заданиям преподавателя; Подготовка к лабораторным работам, оформление отчетов по лабораторным работам, подготовка к их защите; - Подготовка к тестированию; | | |
Учебная практика Виды работ Организация рабочего места и правила безопасности труда при газопламенной обработке металлов; Проверка оснащенности поста газовой сварки Проверка работоспособности и исправности оборудования поста газовой сварки Настройка оборудования для газовой сварки (наплавки) Упражнения в пользовании газосварочной аппаратурой и пуском её в действие; Расплавление основного металла и формирование валика без присадочного материала; Газовая наплавка валиков при нижнем и наклонном положениях швов; Газовая сварка пластин при нижнем и наклонном положениях швов: прихватка и сварка пластин встык без разделки кромок, с отбортовкой кромок; сварка пластин в тавр, сварка пластин в угол, сварка пластин встык с разделкой кромок. Газовая наплавка валиков и сварка пластин в вертикальном и горизонтальном положениях швов: сварка пластин встык без подготовки кромок вертикальным и горизонтальным швом, сварка пластин встык с подготовкой кромок вертикальным и горизонтальным швом, сварка прямоугольной коробки из пяти пластин. Газовая сварка низко – и среднелегированных сталей. Наплавка валиков на пластины из сплавов на основе меди, алюминия и никеля. Сварка пластин из цветных металлов и сплавов встык. Газовая сварка чугуна: вырубка дефектов и разделка кромок чугунных изделий под сварку, горячая разделка кромок под сварку. Формовка мест сварки. Сварка с частичным и полным подогревом. Выполнение предварительного, сопутствующего (межслойного) подогрева металла Выполнение газовой сварки (наплавки) простых деталей неответственных конструкций Контроль с применением измерительного инструмента сваренных газовой сваркой (наплавленные) деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке газовая наплавка простых деталей: устранение раковин и трещин наплавкой в простых отливках, деталях и узлах средней сложности; газовая наплавка твердыми сплавами простых деталей; устранение наружных дефектов зачисткой и сваркой (пор, шлаковых включений, подрезов, наплывов и т.д., кроме трещин); Ознакомление с оборудованием, правилами и приемами ручной кислородной резки металлов. Разделительная кислородная резка: ацетилено-кислородная разделительная резка пластин по прямой; скос кромок; вырезка отверстий на пластинах; резка профильного материала; резка труб. Поверхностная кислородная резка: поверхностная вырезка канавок; вырезка дефектных швов; поверхностная очистка металла под сварку и окраску. Проверка качества реза. | 300 | |
Производственная практика Виды работ прихватка элементов конструкции газовой сваркой (наплавкой) во всех пространственных положениях сварного шва, кроме потолочного; газовая сварка в нижнем, горизонтальном и вертикальном пространственном положении сварного шва простых деталей из углеродистых и конструкционных сталей и простых деталей из цветных металлов и сплавов, предназначенных для работы под статическими нагрузками; газовая наплавка простых деталей: устранение раковин и трещин наплавкой в простых отливках, деталях и узлах средней сложности; газовая наплавка твердыми сплавами простых деталей; устранение наружных дефектов зачисткой и сваркой (пор, шлаковых включений, подрезов, наплывов и т.д., кроме трещин); подогрев элементов конструкции при правке контроль с применением измерительного инструмента сваренных газовой сваркой (наплавленные) деталей на соответствие геометрических размеров требованиям конструкторской и производственно-технологической документации по сварке | 60 | |
Всего | 480 | |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов теоретических основ сварки и резки металлов; сварочных мастерских.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий.
Технические средства обучения:
Оборудование сварочной мастерской:
1. Баллон кислородный
2. Баллон пропан-бутановый
3. Баллон ацетиленовый
4. Редуктор газовый кислородный;
5. Редуктор газовый пропановый;
6. Редуктор газовый ацетиленовый;
7. Газовый рукав 1 класса (длиной не менее 10 м);
8. Газовый рукав 3 класса (длиной не менее 10 м);
9. Ацетиленовый генератор (ВВ)
10. Предохранительный затвор (сухой)
11. Предохранительный клапан кислородный;
12. Предохранительный клапан горючего газа;
13. Горелка сварочная инжекторная с набором мундштуков;
14. Ацетилено-кислородный резак;
15. Хомутики зажимные;
16. Комплект УШС;
17. Ключ гаечный 32;
18. Ключ гаечный 27;
19. Ключ гаечный 10;
20. Рулетка 5м;
21. Вращатель сварочный;
22.защитные очки для сварки;
23. защитные очки для шлифовки;
24. ручная шлифовальная машинка (болгарка) с защитным кожухом и
металлической щеткой;
25. молоток для отделения шлака;
26. зубило;
27. разметчик;
28. напильники;
29. металлические щетки;
30. молоток;
31. стальная линейка с метрической разметкой;
32. прямоугольник;
33. струбцины и приспособления для сборки под сварку;
34. комплекты спецодежды.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Маслов В.И. Сварочные работы: Учебник для начального профессионального образования. Изд. 4-е, стереотипное / В.И. Маслов. – М.: Академия, 2006. – 240 с.
Покровский Б.С. Слесарное дело / Б.С. Покровский, В.А. Скакун. – М.: Академия, 2008. – 320 с.
Газосварщик: Учеб. пособие для нач. проф. образования/ Николай Александрович Юхин; под ред. О.И. Стеклова.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-160с.
Газосварщик: раб. тетрадь: учеб. пособие для образовательных учреждений нач. проф. образования / Л. Н. Гуськова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 96 с.
Основы теории ручной дуговой сварки: теоретические основы профессиональной деятельности: Учеб. пособие / И.М. Вознесенская. Под ред. С.В. Соколовой.- М.: Академкнига / Учебник, 2007. – 160 с.
Сварка и резка материалов: учеб. пособие для нач. проф. образования/ ( М.Д. Банов, Ю.В. Казаков, М.Г. Козулин и др.); под ред. Ю.В. Казакова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 400 с.
Производство сварных конструкций: учебник для нач. проф. образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. И. Маслов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
Дополнительные источники:
Герасименко А.И. Основы электрогазосварки / А.И. Герасименко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – 412 с.
Гаспарян В.Х. Электродуговая и газовая сварка: учеб. пособие / В.Х. Гаспарян, Л.С. Денисов.- Минск: Выш. шк., 2013. 302 с.: ил.
Сенько, С.П. Производственное обучение электрогазосварщиков. Инструкционно - технологические карты : учеб.-метод.пособие / В.П. Сенько. – 2-е изд., стереотип. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 142 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
- http://www.osvarke.info
- http://electrowelder.ru/index.php/sitemap.html
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Теоретические занятия проводятся в специализированном, оснащенном современным оборудованием, наглядными материалами, справочной литературой, техническими средствами обучения кабинете.
Обучающимся должен быть обеспечен доступ к базам данных и библиотечным фондам, к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен учебными печатными и электронными изданиями, изданными за последние 5 лет, а также учебно-методическими пособиями для проведения практических работ, необходимыми для освоения данного модуля.
Библиотечный фонд должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.
Преподаватели должны оказывать систематическую консультационную помощь обучающимся, контролировать качество выполнения самостоятельной работы.
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете теоретических основ сварки и резки металлов и кабинете информатики. Учебная практика проводится в сварочной мастерской рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Учебную практику рекомендуется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации и повышению качества обучения. Реализация программы профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которая непрерывно проводится в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю модуля. Производственная практика проводится на штатных рабочих местах непосредственно на предприятии на основе прямых договоров между образовательным учреждением и предприятием. Обучающиеся, осваивающие ОПОП, при прохождении практики в организациях должны полностью выполнять задания, предусмотренные программами практики, соблюдать действующие в организациях правила внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать требования охраны труда, безопасности жизнедеятельности и пожарной безопасности. По завершению производственной практики обучающиеся получают документы, подтверждающие оценку общих и профессиональных компетенций, освоенных в ходе прохождения практики. Результаты практики определяются программами практики, которые разрабатываются образовательным учреждением совместно с организациями. Практика завершается оценкой и (или) зачетом освоенных общих и профессиональных компетенций, сдачей письменного отчета обучающимся, оформлением результатов практики в дневнике прохождения производственной практики и профессиональной характеристики, в которой указывается наименование предприятия, дата начала и окончания практики, разряд и перечень выполняемых работ, их качество, знание технологического процесса, умение обращения с оборудованием, выполнение правил охраны труда и техники безопасности. По завершению производственной практики обучающиеся выполняют выпускную практическую квалификационную работу по профессии.
При изучении модуля с учащимися проводятся консультации, как групповой формы, так и индивидуально. Должна быть организована самостоятельная работа учащихся в кабинете информатики по информационным технологиям с использованием мультимедийных пособий для обучения и контроля знаний.
Освоению данного профессионального модуля предшествует изучение общепрофессиональных дисциплин «Основы материаловедения», «Основы инженерной графики», профессиональных модулей «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки», «Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом».
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, стажировка в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, стажировка в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.
Мастера: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля, стажировка в профильных организациях не реже одного раза в 3 года, разряд по профессии рабочего на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 5.1. Выполнять газовую сварку различных деталей из углеродистых и конструкционных сталей во всех пространственных положениях сварного шва. | - точное чтение чертежей и ТУ; - обоснованный выбор сварочных материалов и параметров режимов сварки; - соблюдение технологической последовательности процесса; - отсутствие дефектов в сварном соединении; - соблюдение правил охраны труда и техники безопасности | Тестирование, наблюдение и экспертная оценка уровня сформированности навыков |
ПК 5.2. Выполнять газовую сварку различных деталей из цветных металлов и сплавов во всех пространственных положениях сварного шва. | - точное чтение чертежей и ТУ; - обоснованный выбор сварочных материалов и параметров режимов сварки; - соблюдение технологической последовательности процесса; - отсутствие дефектов в сварном соединении; - соблюдение правил охраны труда и техники безопасности | Тестирование, наблюдение и оценка уровня сформированности навыков |
ПК 5.3. Выполнять газовую наплавку. | - точное чтение чертежей и ТУ; - обоснованный выбор сварочных материалов и параметров режимов наплавки; - соблюдение технологической последовательности процесса; - отсутствие дефектов; - соблюдение правил охраны труда и техники безопасности | Тестирование, наблюдение и экспертная оценка уровня сформированности навыков |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - явно выраженный интерес к профессии; - эффективная самостоятельная работа при изучении профессионального модуля; - результативное участие в конкурсах профессионального мастерства - наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения | Наблюдение и анализ результатов выполнения практических работ, самостоятельной работы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем | - правильная последовательность выполнения действий на лабораторных и практических работах и во время учебной практики в соответствии с инструкциями, технологическими картами и т.д.; - обоснованность выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач; - самооценка эффективности и качества выполнения работ; | Наблюдение и оценка выполнения практических работ |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - адекватность оценки рабочей ситуации в соответствии с поставленными целями и задачами через выбор соответствующих материалов, инструментов; - самостоятельность текущего контроля и корректировка в пределах своих компетенций выполняемых работ в соответствии с технологическими процессами; - полнота представлений за последствия некачественно и несвоевременной выполненной работы - решение стандартных и нестандартных профессиональных задач; - самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Наблюдение за эффективностью распределения ролей при работе в команде, оценка |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | - оперативность поиска необходимой информации, обеспечивающей наиболее быстрое, полное и эффективное выполнение профессиональных задач; - владение различными способами поиска информации; - адекватность оценки полезности информации | Оценка содержания сообщений, рефератов, проектов |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | -применение оргтехники при подготовке учебных и производственных заданий и их оформление | Оформление лабораторных работ, сообщений, информации с применением компьютерных технологий |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | - степень развития и успешность применения коммуникационных способностей на практике (в общении с сокурсниками, ИПР ОУ, потенциальными работодателями в ходе обучения); - понимание того, что результат выполненной работы зависит от согласованности действий всех участников команды работающих; - владение способами бесконфликтного общения и саморегуляции в коллективе; - соблюдение принципов профессиональной этики | Наблюдение за эффективностью распределения ролей при работе в команде, оценка коммуникабельности, умения принимать совместное решение |
*