СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Чувашский язык» для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к рабочей программе «Чувашский язык» 1. Классы 3А,3Б. 2. Для реализации программного содержания используются следующее учебные пособия: • Г.В. Абрамова. Чувашский язык : Учебник для 3 класса. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2014. • Г.В. Абрамова Чувашский язык: Рабочая тетрадь для 3 класса. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2014. 3. Рабочая программа курса «Чувашский язык» разработана на основе национально-регионального компонента Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Чувашской республике на базовом уровне и на основе авторской программы «Чувашский язык», разработанной Г.В. Абрамовой, Р. А. Голанцевой. 4. Курс в 3 классе составляет 102 часа (из расчёта по 3 часа в неделю). 5. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение учащимися продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях . 6. Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Чувашский язык» для 3 класса»

Администрация Красноармейского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Траковская средняя общеобразовательная школа»

Красноармейского района Чувашской Республики


РАССМОТРЕНО:

На заседании педагогического

совета

Протокол № ___ от «__» _________ 2014г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

___________________ Г.И. Юлмасова

Приказ № ___ от «__» _________ 2014г.




Рабочая программа по предмету

«Чувашский язык»

в 3-а классе

на 2014-2015 учебный год.


Программа разработана на основе авторской программы Г. В. Абрамова «Чувашский язык»

Образовательная система «Школа 2100»


Учитель начальных классов:

Голубева Людмила Александровна







с. Красноармейское




1.Пояснительная записка

Рабочая программа по чувашскому языку для 3 класса разработана на основе авторской программы по чувашскому языку для 1-4 классов русской школы Г.В. Абрамовой, Р.А. Голанцевой, утвержденной Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики (Чебоксары, 2010).

Авторская программа построена в соответствии с методико-дидактическими принципами ориентированности на личность ученика, взаимосзязанного обучения основным видам речевой деятельности, интегративности, дифференциации, посильности, доступности, систематичности, последовательности, сознательности, творческой активности, наглядности.

Цель программы: закрепить, обобщить и систематизировать приобретенные ранее учащимися знания, навыки и умения, заложить прочную основу для среднего и старшего этапов обучения. В связи с этим ставятся такие задачи:

- формирование мотивационно-адекватного отношения к чувашскому языку;

- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования, чтения и письма;

- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной чувашской речью;

- развитие языкового мышления, внимания, памяти учащихся.

Рабочая программа составлена на принципах:

-ориентирование на личность ученика;

-учета возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста;

-коммуникативно ориентированной направленности;

-взаимосвязанного обучения основным видам речевой деятельности(аудированию, говорению, чтению, письму);

-дифференцированного и интегрированного обучения;

- учета родного языка учащихся;

-воспитывающего обучения;

-сознательности в изучении языковых и речевых особенностей чувашского языка;

-мыслительной активности учащихся в процессе выполнения учебных, коммуникативных, проектных заданий;

- посильности, что проявляется в строгом дозировании и поэапности формирования навыков и умений;

-наглядности.


Особенности программы:

Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.

Структура программы состоит из 6 разделов: методико-дидактические принципы, содержание обучения чувашскому языку в начальных классах русских школ, предметная сторона содержания обучения, характеристика этапов обучения чувашскому языку в начальных классах русских школ, обучение различным видам речевой деятельности.


2. Общая характеристика учебного предмета

УМК по чувашскому языку автора Г.В. Абрамовой нацелен на формирование личностных результатов, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Учебник дает возможность использовать разнообразные формы организации учебной деятельности. В нем предусмотрена работа в парах и группах, самостоятельная работа детей, совместная с учителем учебно-познавательная деятельность.

Основные технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемная, технология продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, телекоммуникационные технологии.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.

Обучение основным видам речевой деятельности

Устная форма коммуникаций включает аудирование и говорение, письменная – чтение и письмо.

Обучение аудированию (слушанию)

В 3 классе обучение аудированию является одной из задач практической цели. На данном этапе развиваются и совершенствуются сформированные ранее навыки и умения в этом виде деятельности. Материалом для обучения аудированию служат слова, словосочетания, отдельные предложения, стихи, рифмовки, тексты.

Обучение аудированию ведется на уроках целенаправленно: дети слушают и повторяют стихи, рифмовки; учатся воспринимать на слух тексты небольшого объема, построенные на знакомом языковом материале, реагировать на текст (отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста), правильно интонировать предложения с прямой речью после прослушивания речи учителя. Через аудирование идет усвоение лексического состава языка и его грамматического оформления.

Аудитивные упражнения, заложенные в данный УМК, делятся на: 1) подготовительные (например: проговаривание слов, словосочетаний, предложений, рифмовок); 2) коммуникативные, побуждающие учеников выполнять соответствующие действия. (Например: учитель предлагает открыть книгу ěнекесене уçатпăр), написать дату (Число çыратпăр), выйти к доске ((Имя ребенка) доска патне тухать); 3) контролирующие упражнения (Учитель использует разные способы проверки понимания прослушанного текста).

Тексты для аудирования отобраны с учетом тем уроков учебника, составлены на знакомом языковом материале. После прослушивания текста дети выполняют задания на проверку его понимания: ответы на вопросы, выполнение тестов, заполнение таблиц, восстановление пропусков в предложениях и т. д.

Работа над аудиотекстом следует организовать в такой последовательности:

  1. ознакомить учащихся с заданием;

  2. снять трудности, если они имеются (незнакомые слова);

  3. предложить учащимся прослушать текст;

  4. проверить, как учащиеся поняли текст после первого прoслушивания (попросить пересказать содержание текста на русском языке);

  5. дать установку на второе прослушивание, если есть необходимость;

  6. с помощью вопросов детально проверить, как ученики поняли текст;

  7. выполнить задание по прослушанному тексту;

  8. проверить правильность выполнения задания.

Тексты для обучения аудированию приведены в методических указаниях.

Для развития аудитивных навыков в рабочих тетрадях представлены задания типа: 1) Послушай учителя и отметь галочкой те русские слова, которые ты услышал на чувашском языке; 2) Послушай загадку и назови отгадку; 3) Послушай учителя и впиши пропущенные буквы; 4) Послушай учителя и отметь галочкой правильный вариант перевода; 5) Послушай рассказ и напиши его содержание на русском языке.


Обучение говорению

В третьем классе обучение говорению опирается на умения и навыки, сформированные в 1-2 классах. Говорение выступает в двух формах: диалогической и монологической. Обучение этим двум формам говорения осуществляется в тесной взаимосвязи, но каждый из них требует особенного внимания, так как имеет свои специфические особенности.

Обучение монологической речи осуществляется на базе рассказов, стихотворений, предметных и сюжетных картин, фотографий. Учащиеся регулярно описывают погоду, учатся передавать содержание текста с опорой на план к тексту в виде вопросов, ключевых слов, описывать кого-либо или что-либо, составлять рассказы по картинкам, фотографиям. Дети учатся делать короткие сообщения на доступные им темы: о летних каникулах, о своей школе, об учебных занятиях, о своих развлечениях, о своем домашнем любимце, о любимом времени года, о магазинах и покупках, о чувашском наряде.

При обучении монологическим высказываниям используются разнообразные режимы работы: «учитель – класс», «учитель – ученик», «ученик – ученик», «класс – ученик», «групповая».

Связное высказывание учащихся 3 класса должно соответствовать учебной ситуации, объемом не менее 4-5 предложений, правильно оформленных в языковом отношении.

Для формирования и развития диалогической речи в учебнике представлены короткие диалоги-образцы. Дети учатся читать и инсценировать их. Пользуясь вопросами, составленными по содержанию текста, а также по содержанию фотографии, иллюстрации к тексту, составляют и разыгрывают свои диалоги.

Работа над готовым диалогом включает следующие этапы:

  1. ученикам предъявляется чтение-образец (чтение учителя);

  2. затем учащиеся читают его за учителем;

  3. читают диалог по ролям (в парах или группах: одна группа читает вопросы, другая – ответы);

  4. более подготовленные учащиеся воспроизводят диалог по памяти, менее подготовленные разыгрывают его, пользуясь учебником.

В диалогической речи высказывание каждого ребенка должно содержать не менее 4-5 реплик.

Обучение чтению

Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 3 классе. Реализация данной цели происходит в учебнике, рабочих тетрадях. В области чтения ставится задача продолжить работу над обучением трем наиболее распространенным видам чтения: а) чтение с общим обхватом содержания; б) чтение с детальным пониманием прочитанного; в) поисковое чтение.

В 3 классе продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя. Чтение вслух выступает как средство совершенствования техники чтения и произносительной стороны речи.

Как и в предыдущих классах, в 3 классе ведется работа по закреплению правил чтения согласных букв к, п, с, ç т , х, ч между гласными, между в, й, л, м, н, р и гласными буквами.

Тексты для чтения подобраны с учетом языковой подготовки учащихся, тематики разделов учебника и конкретной цели урока, близости к возрасту и интересам учащихся, коммуникативной направленности.

Основная работа над текстом построена так, что ее постоянной органической частью являются задания, служащие развитию речи, закреплению знаний в области фонетики, лексики, грамматики. В качестве контроля правильности и точности понимания текстов используется задание на поиск чувашских эквивалентов русским словам, словосочетаниям, предложениям. Такой подход дает учителю возможность проконтролировать уровень знаний лексики и грамматики у обучающихся.

Обучение письму

Письмо используется и как цель, и как средство обучения. Обучение письменной речи опирается на умения и навыки письма, сформированные ранее, и развитие их: закрепляются графические навыки, продолжают формироваться орфографические знания и навыки.

Развитие письменной речи, как и в предыдущих классах, строится на материале для чтения. В течение учебного года дети выполняют лексические упражнения: наблюдают за произношением и написанием новых лексических единиц; упражнения в написании слов с удвоенными согласными; составляют подписи к предметным рисункам, иллюстрирующим новую лексику, вписывают в предложения пропущенные слова. После проработки конкретной темы на уроке регулярно пишут 2-3 минутные словарные диктанты.

После проработки текста урока учащиеся в рабочей тетради выполняют письменно лексико-грамматические упражнения, направленные на запоминание значения и употребления слов, их различных форм в речевых образцах.

В течение года третьеклассники решают коммуникативные задачи: отвечают на вопросы по прочитанному (с опорой на текст) или прослушанному тексту; составляют рассказы по рисункам, фотографиям; пишут проектные работы с открытой координацией, когда учитель планирует каждый этап проекта, следит, направляет и контролирует работу учащихся.

Учитывая возрастные особенности учащихся, обучение письму по возможности проводится в занимательной форме.


Работа над фонетическим, лексическим и грамматическим аспектами устной речи и чтения

Обучение произносительной стороне речи

В 3 классе продолжается становление произносительно-интонационных навыков. Поэтому работе над фонетической стороной устной речи и чтения следует уделять серьезное внимание.

Важным фактором, способствующим интонационной правильной речи учащихся, как в предыдущих классах, является прослушивание и копирование речи учащихся. В начале каждого урока выполняются фонетические упражнения для автоматизации и корректировки произносительных навыков. Проводится тщательная работа над слуховым образом новых лексических единиц, интонационной отработки новых речевых образцов. Регулярно повторяются правила чтения.

В коммуникативные типы предложений (утвердительные, переспрос, возражение и т. д.) отрабатываются с присущими им произносительными особенностями. Особое внимание уделяется ударению в словах.

Основным материалом для работы над произносительной стороной речи служат слова, словосочетания, предложения, рифмовки, стихи.

Обучение лексической стороне речи

Характер лексики определяется тематикой уроков. Общий прирост словаря учащихся в третьем классе составляет примерно 200 лексических единиц (без учета непереводимых слов), а вместе со словарным запасом первого и второго года обучения – 750 лексических единиц.

Семантизация новой лексики происходит 1) путем показа картинки, предметов, действия; 2) путем прямого перевода на русский язык; 3) путем понимания по контексту (при чтении).

Новые лексические единицы в основном поступают из текстов для чтения, усваиваются для понимания на слух и используются в собственных высказываниях. Учащиеся используют их при выполнении письменных упражнений в классе и дома.

В процессе работы над чтением учащиеся учатся работать с чувашско-русским словарем, представленным в конце учебника: находить значение нового или забытого слова.

В УМК «Чăваш чěлхи – 3» представлено много игр для тренировки и закрепления лексического материала, способствующего развитию мотивации обучения чувашскому языку.

Обучение грамматической стороне речи

Обучение грамматике чувашского языка ведется с учетом опоры на русский язык. Выполняя тренировочные упражнения, дети учатся видеть аффиксы в существительных и глаголах, ставить вопросы к существительным, глаголам. Прилагательным, изменять существительные и глаголы по вопросам, сравнивать, сопоставлять, анализировать грамматические явления, делать выводы.

Проработка упражнений, иллюстрирующих новое грамматическое явление, должна обеспечивать правильное понимание текстов: учащиеся должны уметь понимать отрабатываемый материал и правильно использовать его в своих высказываниях. Затем изучаемый грамматический материал включается в письмо. Грамматические задания, представленные в рабочей тетради, служат средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Программой по чувашскому языку для русскоязычных школ для 1- 4 классов и учебным планом школы курс «Чувашский язык» изучается в 3-ьем классе 102 часа в год, 3 часа в неделю.



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Фонетика

Развитие умения правильно произносить слова йăлт, йăмра, Йĕпреç, йывăр, йышăн,

Смягчение и озвончение согласных: пĕлÿ, хĕрÿ, шăрçа, шăршă, тÿсĕм.

Соблюдения ударения в новых словах и словосочетаниях.

Лексика

Прирост словаря – 200 единиц.

Грамматика

Систематизация языкового материала 1-2 классов./Настоящее и прошедшее время. Изменение по лицам и числам. Сущ. в основном, дательном падежах ед. и мн. числа, исходном, притяжательном, местном, творит.падеже ед. числа/

Употребление сущ. в местном падеже мн. числа. (Тетрадьсем хĕрачасенче)

Употребление сущ. в творит. падеже мн. числа (Вĕрентекен ачасемпе калаçрĕ)

Употребление глаголов прошедшего очевидного времени в отриц. форме.

Деепричастия на –са (-се).

Количественные и порядковые числительные до 1000.

Лично – возвратные местоимения хам, ху, хăй, хамăр, хăвăр, хăйсем, хамăн, хăвăн, хăйĕн.

Частицы çеç, кăна.

Употребление в речи наречий времени, послелогов направления айне, хыçне, çине. Развитие умения задавать вопросы к ним.

Антонимы. Синонимы.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник должен уметь:

- самостоятельно выделить, формулировать и решать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразных способах решения задач;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- найти и выделить необходимую информацию из текстов;

- работать с источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью);

- задавать вопросы;

- участвовать в учебном сотрудничестве;

- адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи в соответствии с задачами общения и нормами чувашского языка, включая воспроизведение прочитанного текста.

В области регулятивных УУД школьник должен уметь:

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контролировать свою деятельность по результату;

- преодолевать трудности, найти способы разрешения трудностей;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В области коммуникативных УУД школьник должен быть способен:

в части аудирования:

- понимать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор;

- понимать указания учителя;

- полностью понимать короткие тексты монологического характера, построенные на знакомом языковом материале без опоры на зрительную наглядность (объем текста 4-5 предложений);

- полностью понимать содержание текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку;

в части говорения:

- участвовать в этикетном диалоге (знакомство, приветствие, прощание, благодарность);

- осуществлять на элементарном уровне диалогическое общение со взрослыми и сверстниками в предъявленной ситуации общения, а также вести диалог-расспрос с речевым партнером в связи с увиденным, услышанным или прочитанным (высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 3 предложений), отвечать на вопросы, выражать согласие/несогласие с чем-либо, используя утверждение çапла и отрицание çук, опровергнуть услышанное;

- задавать вопросы;

- отвечать на вопросы кратко, полным ответом;

- употреблять формы благодарности;

- обращаться к собеседнику с просьбой;

- _ без предварительной подготовки высказываться в соответствии с коммуникативными ситуациями: рассказывать о себе, членах семьи, о животных и растениях, овощах и фруктах, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом свое отношение к предмету речи (не менее 3-4 предложений);

- запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами и выражениями: кам?, мĕн?, мĕнле?, миçе?, миçемĕш?, ăçта?, мĕн тĕслĕ?, мĕн тăвать?, мĕн тăваççĕ? и т.д.;

в части чтения:

- читать вслух тексты с полным пониманием прочитанного, соблюдая правила произношения и интонацию;

- находить в тексте нужную информацию для ответа на вопрос;

- выразительно читать диалоги после прослушивания образцового чтения учителя, читать по ролям;

- читать в нужном темпе текст, построенный на знакомом языковом материале, с пропущенными словами или с рисунками вместо знакомых слов;

- читать про себя с полным пониманием тексты на знакомом лексико-грамматическом материале;

в части письма:

- писать заглавные и строчные чувашские буквы (Ăă, Ĕĕ, Ϋÿ, ¨ç), писать заглавную букву Ы, знакомые слова и предложения, построенные на знакомом языковом материале, списывать по образцу.


6. Содержание учебного предмета.

Тематика общения:

Социально - бытовая сфера. ( Помощь родителям по дому. Уход за домашними животными. Мои друзья).
Город. ( Улица. На заливе. Свободное время. Мое хобби. Магазины. Покупки. Новый Год. Транспорт );

Учебно-трудовая сфера. ( День Знаний. Школьная жизнь. Учебные принадлежности и предметы. Расписа­ние. Классная комната. Школьная форма. Распорядок дня. Взаимоотношения учащихся и учителей. Занятия после школы. Кружки. Каникулы. На летних канику­лах: в деревне, в лагере, в Москве. Любимые занятия: спорт, игры, музыка, чтение);

Природа и культура. ( Родная природа. Раститель­ный мир. Погода. Времена года. Отношение к приро­де. Чувашский наряд ).


Языковой материал.

Фонетика. Восстановление произносительных и интонационных навыков, приобретенных в 1-2 классах.

Развитие умения правильно произносить слова йалт, йамра, Йёпреç, йывар, йышан.

Смягчение и озвончение согласных: пёлу, херу, суту-илу, шарса, шарша, тусём.

Соблюдение ударения в новых словах и словосо­четаниях.

Соблюдение паузы внутри предложения. Соблюде­ние интонации основных типов предложений.

Лексика. Характер лексики определяется тема­тикой уроков. Общий прирост словаря учащихся в третьем классе составляет примерно 200 лексических единиц (без учета непереводимых слов), а вместе со словарным запасом первого и второго года обучения -примерно 750 лексических единиц.

Грамматика. Систематизация языкового мате­риала 1-2 классов: закрепление умения изменять глаго­лы по лицам, числам и временам, закрепление умений употреблять глаголы, отвечающие на вопросы мён таватал?, мён таватан?, мён тавать?, мен таватнар?, мён таватар?, мён таваддё?, мён турам?, мён туран?, мён туре?, мён турамар?, мён турар?, мён турёд?, мён тумалла?, мён тавасшан?, мён туна? совершенствование умений и навыков образовывать и употреблять в речи падежные формы существительных (существительные в основном и дательном падежах единственного и множе­ственного числа, в притяжательном, местном, творитель­ном падежах единственного и множественного числа, исходном падеже единственного числа), закрепление умений использовать в речи послелоги, вопросительные слова мёнле?, мнде?, мисемёш?, мён тёслё?

Употребление в речи форм существительных в местном падеже множественного числа (Тетрадьсем хёр ачасенче).

Употребление форм существительных в творитель­ном падеже множественного числа (Вёрентекен ачасем-пе каладрё).

Обогащение словарного запаса учащихся име­нами существительными, глаголами, прилагательны­ми, образованными посредством аффиксов: -да(-дё) (тёрёсё), -ла(-лё) (тусёмлё), -у(-у) (вёрену), -чак(-чёк) (мухтанчак), -ла(-ле) (камалла).

Употребление в речи форм глаголов прошедшего очевидного времени в отрицательной форме (эпё вула-марам, эсё вуламаран, вал вуламарё, эпир вуламара-мар, жир вуламарар, вёсем вуламарёд).

Различение значений глаголов прошедшего оче­видного и неочевидного времени.

Употребление в речи деепричастий на -са(-се): даканса тарать.

Количественные и порядковые числительные до 1000.

Лично-возвратные местоимения хам, хав, хай, ха-ман, хаван, хайён, хамар, хавар, хайсем.

Употребление в речи частиц сед, кана (Эсир сер юрламастар. Вёсем кана ку кёнекене вуламан).

Употребление в речи наречий времени и умение задавать вопросы к ним (ёнер - хадан?, тунти кун -хадан?).

Употребление в речи послелогов направления айне, хыдне, дине (Кардииккана сётел айне ларт. Кресло хыдне пах. Сётел дине хур). Развитие умения задавать вопросы к ним.

Антонимы, синонимы.

Употребление вопросительных предложений с воп­росительными словами камсене?, камсенче?, камсем-пе? и т.д.

Виды речевой деятельности

Аудирование. Совершенствование умений и навыков, сформированных в 1-2 классах: понимание детьми на слух распоряжений и кратких сообщений учителя и высказываний одноклассников.

Совершенствование умений и навыков полностью понимать содержание текста.

Совершенствование умений и навыков восприни­мать и понимать основное содержание текста.

Говорение. Описание погоды (погода в дан­ный момент: тепло или холодно, идет (или нет) дождь, снег; светит ли солнце и т.д.), времен года (какие явления природы бывают в то или иное время года: дождь, снег; действия, которые делаем в то или иное время года); кого-либо из одноклассников (возраст, внешность, во что одет, что любит делать), любимого праздника (как называется, когда празднуется, как празднуется), любимых блюд.

Составление рассказов о летних каникулах (где были летом, что интересного там увидели, чем занимались, как укрепляли здоровье), о школе, кружках, любимых учителях, об учебе, о своем расписании (в какие дни какие школьные предметы), о своих увле­чениях, о своем домашнем любимце (кличка, возраст, какой он, какого цвета, чем его кормишь), о каком-либо диком животном, увиденном в зоопарке.

Формирование умений приглашать друга (одно­классника) пойти куда-нибудь, соглашаться или отказы­ваться от предложения; расспрашивать собеседника, чем он занимается в свободное время, что он любит делать, кем он хочет стать; расспрашивать о летнем отдыхе, о любимом празднике (как празднуется); поздравлять друг друга, своих знакомых и родственников и пожелать всего хорошего, отвечать на поздравления.

Постановка вопросов к прочитанному и участие в беседе по его содержанию.

Составление плана из вопросительных предложе­ний, ключевых слов и утверждений для пересказа по данному плану.

Совершенствование умений и навыков обмени­ваться мнениями о прочитанном или увиденном.

Пересказ содержания текста.

Формирование умений и навыков трансформиро­вать текст.

Составление диалогов по аналогичным примерам. Инсценирование диалогов.

Коллективное, групповое и индивидуальное со­ставление рассказов по содержанию картинки.

Чтение. Совершенствование техники чтения вслух. Совершенствование умения читать про себя.

Чтение и понимание усвоенных устно слов и выражений.

Чтение учебных текстов про себя (вслух) с выбо­рочным извлечением информации, используя в случае необходимости построчные сноски, словарь.

Чтение учебных текстов про себя (вслух) с целью извлечения из них необходимой информации и использования ее в собственном высказывании, а также с целью наблюдения над языковым материалом (произно­шение и правописание слов, словообразовательные свя­зи, правила словоизменения).

Чтение учебных текстов про себя (вслух) с пони­манием общего содержания.

Чтение учебных текстов, содержащих незначитель­ное количество незнакомой лексики про себя, точное и полное понимание их содержания, деление текста на смысловые части.

Озаглавливание текстов.

Сокращение текста за счет устранения второсте­пенной информации.

Пересказ текста по вопросам, по плану, по клю­чевым словам и выражениям, с изменением формы глаголов (лица, времени).

Чтение текстов с прямой речью.

Выразительное чтение стихотворений, заучивание их наизусть. Выразительное чтение диалогов.

Совершенствование навыков пользования чувашс­ко-русским словарем учебника.

Письмо. Закрепление орфографических знаний и навыков, приобретенных в 1-2 классах.

Совершенствование умений определять способы обозначения мягкости и звонкости согласных на письме.

Упражнения в переносе слов с ь в середине слова.

Упражнения в написании слов с двойными соглас­ными: саккар, пиллёк, вунна, алла, пёрре, виддё и т.д.

Упражнения в написании союза та(те) с существи­тельными и местоимениями.

Упражнения в написании слов с буквосочетаниями Ш, йу, йё, йы, да, дё, ду, ды.

Формирование начальных навыков письма со слу­ха. Написание диктантов: словарных, зрительных. Пре­дупреждение ошибок на письме, возникающих под влиянием графики русского языка (например, хёвсль вместо хёвел, киль вместо кил).

Выполнение письменных лексических и граммати­ческих упражнений по прослушанным и прочитанным текстам. Наблюдение над словами, чтение и письмо которых вызывает трудности. Умение различать части­цы и послелоги на письме.

Составление подписи к предметным рисункам, ото­бражающим новую лексику.

Написание ответов на вопросы по прочитанному тексту.

Написание небольших по объему близкие детям по тематике сообщений, с использованием словаря в слу­чае необходимости.

Выделение названий книг, журналов, картин, ху­дожественных произведений кавычками. Запятая при однородных членах.

Написание поздравлений.



Требования к уровню языковой подготовки учащихся

Учащиеся 3 класса должны быть способны:

в части аудирования:

  • воспринимать на слух тексты небольшого объема, построенные на знакомом языковом материале;

  • реагировать на текст (отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста);

  • правильно интонировать предложения с прямой речью после прослушивания речи учителя;

в части говорения:

  • уметь рассказывать о человеке, используя крат­кую информацию о его возрасте, адресе, профессии, увлечениях, описывать предметы;

  • задавать вопросы;

  • отвечать на вопросы кратко, полным ответом, двумя-тремя предложениями;

  • трансформировать диалог;

  • составлять диалог в связи с данной ситуацией (картиной) (примерный объем диалогического высказы­вания 4-5 предложений с каждой стороны);

  • высказываться и вести беседу об увиденном, прочитанном, обмениваться мнениями о погоде, героях сказок и мультфильмов, распорядке дня, растительном мире Чувашии, праздниках;

  • делать сообщение по теме (объем монологичес­ких высказываний - не менее 4-5 предложений);

  • пересказывать текст;

  • описывать картину;

в части чтения:

  • разбивать текст на смысловые части;

  • сокращать текст за счет устранения второсте­пенной информации;

  • изменить текст (замена форм лица, числа, вре­мени глаголов);

  • выразительно читать стихотворение и знать наизусть 3 стихотворения, отобранные по программе;

в части письма:

  • писать слова, в которых произношение расхо­дится с написанием;

  • писать слова с удвоенными согласными;

  • самостоятельно и графически правильно выполнять письменные лексические и грамматические упражнения;

- составлять подписи к предметным рисункам,
включающим новую лексику;

  • письменно отвечать на вопросы по прочитанно­му тексту (с опорой на текст);

  • выделять названия книг, журналов, картин, ху­дожественных произведений с помощью кавычек;

писать поздравления.



7. Календарно-тематическое планирование по курсу «Чувашский язык»

ОНЗ - урок открытия новых знаний;

РУ - урок развития умений;

ВУ - вводный урок;

ОУ - обобщающий урок;

ИУ - итоговый урок;




п/п

Раздел

Тема урока

Тип урока

Деятельность учащихся

Развитие универсальных учебных действий

Дата проведения

По плану

По факту

1.

Салам, тăван шкул

Пěлŷ кунě

ВУ

-воспринимать на слух тексты

небольшого объема, построенные

на знакомом языковом материале;

-реагировать на текст

(отвечать на вопросы

по содержанию прослушанного

текста);

-правильно интонировать

предложения с прямой речью

после прослушивания учителя;

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник должен уметь:

- самостоятельно выделить, формулировать и решать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразных способах решения задач;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- найти и выделить необходимую информацию из текстов;

- работать с источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью);

- задавать вопросы;

- участвовать в учебном сотрудничестве.


01.09


2.

Пирěн шкул


ОНЗ

02.09


3.

Манăн тус


РУ

03.09


4.

Шкулта

РУ

08.09


5.

Туссем ăçта ěçлеççě?

РУ

09.09


6.

Уроксем хыççăн

ОУ

10.09



7.

2. Çуллахи каникулта

Читăн канмалли кунě.

ОНЗ

- рассказывать о человеке,

используя краткую иформцию

о его возрасте, адресе,

профессии, увлечениях,

описывать предметы;

-отвечать на вопросы кратко,

полным ответом, двумя-тремя

предложениями;

-трансформировать диалог;

-составлять диалог в связи с

данной ситуацией (картиной)

(примерный объем

диалогического высказывания

4-5 предложений);

-высказываться и вести беседу

об увиденном, прочитанном,

о героях сказок и

мультфильмов,

распорядке дне, растительном

мире Чувашии, праздниках.

15.09


8.

Асатте патěнче


РУ

16.09


9.

Курортра


РУ

17.09



10.

Мускавра


РУ

22.09



11.

Хулара


РУ

23.09


12.

Ленăпа Вальăн каникулě


РУ

24.09


13.

Элпи мěн-мěн тунă?


РУ

29.09


14.

Тайăн ěç кунě


ОУ


учитать учебные тексты про себя (вслух), содержащие незначительное количество незнакомой лексики, точное и полное понимание его содержания, пользование в случае необходимости построчными сносками, словарем; - читать учебные тексты про себя (вслух) с пониманием общего содержания;- разбивать текст на смысловые части;- сокращать текст за счет

устранения второстепенной информации;- изменить текст (замена форм

лица, числа, времени глаглов);

выразительно читать

стихотворение и знать наизусть

2 стихотворения, отобранные

по программе;


В области регулятивных УУД школьник должен уметь:

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контролировать свою деятельность по результату;

- преодолевать трудности, найти способы разрешения трудностей;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


30.09


15.

3 Юратнă çулталăк вăхăчĕ

Илемлě çулталăк вăхăчě


ОНЗ

01.10


16.

Кěркунне


РУ

06.10



17.

Эсě хăçан çуралнă?



РУ

07.10



18.

Кěр парни

РУ

08.10


19.

Вăйă


ОУ

13.10


20.

4. Вĕренÿ

Туслăх


ОНЗ


14.10


21.

ИЗО урокěнче


РУ

15.10


22.

Сенттин мěн-мěн тумалла?


РУ

20.10


23.

Математика урокěнче


РУ

21.10


24.

Физкультура урокěнче


РУ

22.10


25.

Чăваш чěлхи урокěнче

РУ

27.10


26.

Музыка урокěнче


РУ

28.10


27.

Тěрěслев ěçě


ОУ

29.10


28.

5. Магазинта

Суту-илŷ центрě


ОНЗ

- писать слова, в которых

произношение расходится с

написанием;

- писать слова с удвоенными

гласными;

- самостоятельно и графически

правильно выполнять

письменные лексические и

грамматические упражнения;

- письменно отвечать на вопросы

по прочитанному тексту

(с опорой на текст);

-выделять названия книг,

журналов, картин,

художественных произведений

кавычками; писать поздравления.


В области коммуникативных УУД школьник должен быть способен:

- понимать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор;

- понимать указания учителя;

- полностью понимать короткие тексты монологического характера, построенные на знакомом языковом материале без опоры на зрительную наглядность (объем текста 4-5 предложений);

- полностью понимать содержание текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку.


10.11


29.

Чечек магазинě

РУ

11.11


30

«Ача-пăча тěнчи» магазин


РУ

12.11


31.

Кěнеке магазинě

РУ

17.11


32.

Сăвă кěнеки

РУ

18.11


33.

Пахча – çимěç магазинě

РУ

19.11


34.

Зоомагазинта

РУ

24.11


35.

Апат – çимěç магазинě

ОУ

25.11


36.

Атă- пушмак магазинě

ОНЗ

26.11


37.

«Манăн пулас магазин»

РУ

1.12


38.

Вăйă

ОУ

2.12



39.

6. Транспорт

Ачасем шкула мěнпе çŷреççě?

ОНЗ

3.12


40.

Туссем

РУ

8.12


41.

Эпир яла мěнпе çÿретпěр?

РУ

9.12


42.

Лайăх парне

РУ

-воспринимать на слух тексты

небольшого объема, построенные

на знакомом языковом материале;

-реагировать на текст

(отвечать на вопросы

по содержанию прослушанного

текста);

-правильно интонировать

предложения с прямой речью

после прослушивания учителя;


10.12


43.

Çěнě тус

РУ


15.12


44.

Асаттене тав турăмăр

РУ


16.12


45.

7 Çĕнĕ çул

Ёлкăра

ОНЗ


17.12


46.

Çěнě çул

РУ


22.12


47.

Юр пике вăйисем

РУ


23.12


48.

Хěл мучи вăйисем


ОУ


24.12


49.

8.Хобби

Саша мěн тума юратать?

ОНЗ


29.12


50.

Пěчěк çыравçă

РУ


13.01


51.

Эпир юрлама юрататпăр

РУ


14.01


52.

Пěчěк çěвěçěсем

РУ


19.01


53.

Манăн пичче

РУ


20.01


54.

Пирěн хобби

РУ


21.01


55.

Манăн тус

РУ


26.01


56.

Лёньăн юратнă ěçě

РУ


27.01


57.

Валя кам пуласшăн?

РУ

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник должен уметь:

- самостоятельно выделить, формулировать и решать познавательную цель;

- ориентироваться в разнообразных способах решения задач;

- выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- самостоятельно создать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- найти и выделить необходимую информацию из текстов;

- работать с источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью);

- задавать вопросы;

- участвовать в учебном сотрудничестве.


28.01


58.

Алă мěн тума кирлě?

РУ

- рассказывать о человеке,

используя краткую иформцию

о его возрасте, адресе,

профессии, увлечениях,

описывать предметы;

-отвечать на вопросы кратко,

полным ответом, двумя-тремя

предложениями;

-трансформировать диалог;

-составлять диалог в связи с

данной ситуацией (картиной)

(примерный объем

диалогического высказывания

4-5 предложений с каждой строны);

-высказываться и вести беседу

об увиденном, прочитанном, обмениваться мнениями о погоде,

героях сказок и мультфильмов,

распорядке дне, растительном

мире Чувашии, праздниках;

2.02


59.

Аля –тěрěçě

РУ

3.02


60.

Пěчěк футболист

РУ

4.02


61.

Ташăçăсем

ОУ

09.02


62.

9. Пирĕн туссем

Кайăк тусĕ

ОНЗ

10.02


63.

Хура тинě схěрринче

РУ

11.02


64.

Йытă – çын тусě.




16.02


65.

10. Чăваш тумтирĕ.

Тухьяпа тевет.

ОНЗ

17.02


66.

Элпи «Чăваш пики» конкурсра.

РУ

18.02


67.

Хушпу.

РУ

24.02


68.

Айпи пуканисем.

РУ

25.02


69.

Асамлă арча.

РУ

02.03


70.

Хěллехи тумтир.

РУ

-читать учебные тексты про себя (вслух), содержащие незначительное количество незнакомой лексики, точное и полное понимание его содержания, пользование в случае необходимости построчными сносками, словарем; - читать учебные тексты про себя (вслух) с пониманием общего содержания;- разбивать текст на смысловые части;- сокращать текст за счет

устранения второстепенной информации;- изменить текст (замена форм

лица, числа, времени глаглов);

выразительно читать

стихотворение и знать наизусть

2 стихотворения, отобранные

по программе;


03.03


71.

Элпи вăйисем.

РУ

04.03


72.

«Чăваш тумтирě» проект.

РУ

09.03


73.

Вăйă

РУ

В области регулятивных УУД школьник должен уметь:

- взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

- действовать по плану и планировать свою деятельность;

- контролировать свою деятельность по результату;

- преодолевать трудности, найти способы разрешения трудностей;

- видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.


10.03


74.

Тěрěслев ěçě.


РУ

11.03


75.

Ăмăрту.

РУ

16.03


76.

Вăйă урокě

ОУ

17.03


77.

11. Элпи калавĕсем

Икě лайăх тус

ОНЗ

18.03


78.

Маттур Дина

РУ

01.04


79.

Тайăн çуралнă кунě

РУ

06.04


80.

Илемпи савăнăçě

РУ

07.04


81.

Аллăпа унăн тусěсем

РУ

- писать слова, в которых

произношение расходится с

написанием;

- писать слова с удвоенными

гласными;

- самостоятельно и графически

правильно выполнять

письменные лексические и

грамматические упражнения;

- письменно отвечать на вопросы

по прочитанному тексту

(с опорой на текст);

-выделять названия книг,

журналов, картин,

художественных произведений

кавычками; писать поздравления.


08.04


82.

Руслан кам пуласшăн?

РУ

13.04


83.

Хаваслă уяв

РУ


14.04


84.

Автанпа чěрěп


РУ


15.04


85.

Пěчěк вěренекен

ОУ


20.04


86.

12. Çулла çинчен


Çулла


ОНЗ


21.04


87.

Пěчěк парне

РУ


22.04


88.

Сентти çулла мěн тăвать?


РУ


27.04


89.

Ěçчен Сентти


РУ

-воспринимать на слух тексты

небольшого объема, построенные

на знакомом языковом материале;

-реагировать на текст

(отвечать на вопросы

по содержанию прослушанного

текста);

-правильно интонировать

предложения с прямой речью

после прослушивания учителя;


28.04


90.

Икě тус


РУ


29.04


91.

Пулăра


ОУ

В области коммуникативных УУД школьник должен быть способен:

- понимать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор;

- понимать указания учителя;

- полностью понимать короткие тексты монологического характера, построенные на знакомом языковом материале без опоры на зрительную наглядность (объем текста 4-5 предложений);

- полностью понимать содержание текстов с опорой на зрительную наглядность и языковую догадку.


04.05


92.

13. Вăйă урокĕсем

Сентти вăййисем

ОНЗ

04.05


93.

Ăмăрту урокě

РУ

06.05


94.

Ăмăрту урокĕ

РУ

11.05


95.

Тěрěслев ěçě

РУ

12.05


96.

Ăмăрту урокě

РУ

13.05


97.

Ăмăрту урокĕ

РУ

18.05


98.

Ăмăрту урокě

РУ

19.05


99.

«Ваттисен сăмахěсем»

РУ


20.05


100.

Вăйă урокĕ

РУ


25.05


101.

Сентти вăййисем

ОУ


26.05


102.

Ăмăрту урокě

ИУ



27.05







8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

а) Учебно – методическая литература для учителя


Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1.

Абрамова Г.В., Голанцева Р.А. – Чебоксары: Издательство Чувашского республиканского института образования, 2010.

Программа по чувашскому языку для 1-4 классов русской школы.


Программа

2.

Абрамова Г.В., Чебоксары Издательский центр Чувашского республиканского института образования : 2011г.

Методическое указание для учителя к учебнику чувашского языка для 3-го класса русской школы.

Методическое указание



б) Учебная литература для учащихся



Автор, год издания


Название пособий


Вид пособия

1.

Абрамова Г.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 20013.

Чăваш чĕлхи.


Учебник чувашского языка для 3 класса русской школы.

2.

Абрамова, Г.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2013.


Рабочая тетрадь к учебнику «Чăваш чĕлхи». 3 класс. Часть I

Рабочая тетрадь

3.

Абрамова, Г.В. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2013.


Рабочая тетрадь к учебнику «Чăваш чĕлхи». 3 класс. Часть II

Рабочая тетрадь


в) Интернет-ресурсы:


1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов : http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал : http://www.gramota.ru

3. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100» : http://www.school2100.ru

4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

5. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193






г) Наглядные пособия:

Плакаты

  1. Пахча. П.№293

  2. Апат-симес. П.№294

  3. Шкул. П.№295

  4. Ес-хел. П.№296

  5. Хула. П.№297

  6. Варманта. П.№298

  7. Килти выльах-черлех. П.№299

  8. Вахат. П.№300

  9. Тумтир. П.№301

  10. Хваттер. П.№302

  11. Чувашский алфавит П.№303



д) Информационно-коммуникативные средства:

  1. 1. Абрамова, Г.В., Сармосова Е.Л., Фролов Е.И. Электронное пособие: «Картинный словарь чувашского языка».




е) Технические средства обучения:

  1. Компьютер.

  2. Видеопроектор.

ж) Оборудования класса:

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев

  2. Стол учительский с тумбой

  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

  4. Держатели схем и таблиц.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!