СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Экологические основы природопользования"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Экологические основы природопользования"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»








Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ дисциплины

экологические основы природопользования

По специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания

укрупнённая группа специальностей

19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.







































2016

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».



Организация-разработчик: Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»



Разработчик:

Виноградова Эльвира Николаевна – преподаватель спец.дисциплин.







Рассмотрена на ЦК ________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.

Утверждена заместителем директора по учебной работе «______»______________ 20__ г.


























СОДЕРЖАНИЕ

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7-11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


12



























  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для группы профессий направления подготовки 19.02.10 «Технология продукции и организации общественного питания».


1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себе способность:


ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности



уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.









1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;

Самостоятельной работы обучающегося 32 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

96

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

теоретические занятия

32

практические занятия

32

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

32

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа)

рефераты

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

12





1

1

Биосфера как среда жизни и деятельности людей.

1

2

Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества.

1

3

Вопросы терминологии.

1

4

Природные ресурсы и их классификация.

1

5

Ранние этапы охраны природы.

1

6

Современный этап охраны природы.

1

Практическая работа №1

Составление схем круговорота веществ в природе и в антропогенной деятельности.


2


3

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Экологические кризисы и экологические катастрофы»;

«Охрана природы при природопользовании».



4


2

Раздел 1.

Использование и охрана атмосферы

Содержание учебного материала

12


1

Строение и газовый состав атмосферы.

1

1


2

Загрязнения атмосферы, последствия.

1

Практическая работа №2

Составление и анализ таблицы «Глобальные экологические проблемы».

2




2

Практическая работа №3

Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов.

2

Практическая работа №4

Оценка загрязнений окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами.

2

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы»;

«Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы»;

«Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха»;

«Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы».


4



3

Раздел 2.

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

Содержание учебного материала

11


1

Природная вода и её распространение.

1


1

2

Определение степени загрязнения воды.

1

3

Правовые основы охраны водных ресурсов.

1

Практическая работа №5

Механизм образования кислотных дождей.

2


2

Практическая работа №6

Определение качества воды.

2

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Истощение и загрязнение водных ресурсов»;

«Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений»;

«Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения».


4



3

Раздел 3.

Использование и охрана недр

Содержание учебного материала

13


1

Недра. Полезные ископаемые и их распространение.

1


1

2

Основные направления рационального использования и охраны недр.

1

3

Правовые основы рационального использования и охраны недр.

1

Практическая работа №7

Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов.

2





2

Практическая работа №8

Проведение классификации групп отходов, выявить их источники и масштабы образования.

2

Практическая работа №9

Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.

2

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Распределение и запасы минерального сырья в мире и России»;

«Исчерпаемость минеральных ресурсов»;

«Государственный мониторинг состояния недр».


4



3

Раздел 4.

Использование и охрана земельных ресурсов

Содержание учебного материала

7


1

Земельные ресурсы. Почва, её состав и строение.

1


1

2

Естественная и ускоренная эрозия почв. Виды ускоренной эрозии.

1

3

Правовые основы охраны почв.

1

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв»;

«Система мероприятий по защите земель от эрозии»;

Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв».



4



3

Раздел 5.

Рациональное использование и охрана растительности

Содержание учебного материала

8


1

Роль растений в природе и жизни человека.

1



1

2

Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия.

1

3

Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России.

1

4

Правовые основы охраны растительности.

1

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Лес как важнейший растительный ресурс планеты»;

Рекреационное значение лесов»;

Охрана растительности, лугов и пастбищ».



4



3

Раздел 6.

Использование и охрана животного мира

Содержание учебного материала

8


1

Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека.

1


1

2

Правовые основы охраны животного мира.

1

Практическая работа №10

Редкие растения и животные нашего региона.

2


2

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Воздействие человека на животных»;

«Охрана редких и вымирающих видов»;

Охрана важнейших групп животных».



4



3

Раздел 7.

Охрана ландшафтов

Содержание учебного материала

6


1

Определение ландшафтов. Их классификация.

1


1

2

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.

1

Практическая работа №11

Оценка показателей качества природной среды, нормирование. Принципы мониторинга окружающей среды.

2


2


Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Особо охраняемые природные территории»;

«Рекреационные территории их охрана».



2


3

Раздел 8.

Организация рационального природопользования и охраны природы в России

Содержание учебного материала

11


1

Государственная политика и управление в области экологии.

1


1

2

Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования.

1

Практическая работа №12

Анализ правовых основ природопользования и экологической безопасности.

2




2

Практическая работа №13

Изучение и классификация охраняемых природных территорий.

2

Практическая работа №14

Изучение и оценка природо-ресурсного потенциала Российской Федерации.

2

Практическая работа №15

Решение экологических ситуаций.

2

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«Экология, как основа поведения человека индустриального общества в природе»;

«Национальная политика в области охраны природы».



1



3

Раздел 9.

Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы

Содержание учебного материала

3


1

Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения.

1


1

2

Роль международных организаций в охране природы.

1

Самостоятельная работа

Подготовка рефератов на тему:

«История международного природоохранного движения»

1



3

Раздел 10.

Эколого-природоохранное образование

Содержание учебного материала

5


1

Образование в интересах устойчивого развития.

1


1

2

Правовые основы экологического образования в России.

1

3

Эколого-природоохранное образование в учреждениях СПО

1

Практическая работа №16

Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности.

1


2

Контрольная работа

1



Итого:

96


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц;

- комплект учебно-наглядных материалов по программе дисциплины;

-комплект заданий для текущего и итогового контроля результатов освоения дисциплины.

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- принтер.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе «Экологические основы природопользования», г.Москва Издательский центр «Академия», 2010г.

Дополнительные источники:

  1. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.

  2. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.

  3. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2010.

  4. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2009.

  5. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2009

  6. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.


















4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

принципы и методы рационального природопользования;

методы экологического регулирования;

принципы размещения производств различного типа;

основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

понятие и принципы мониторинга окружающей среды;

правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

природоресурсный потенциал Российской Федерации;

охраняемые природные территории.

Опрос (устный, письменный, тестовый)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности.

Зачеты по практическим занятиям

Итоговый контроль

Дифференцированный зачет





11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!