Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ дисциплины
экологические основы природопользования
По специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания
укрупнённая группа специальностей
19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
Организация-разработчик: Хоронхойский филиал ГБПОУ «БРТСиПТ»
Разработчик:
Виноградова Эльвира Николаевна – преподаватель спец.дисциплин.
Рассмотрена на ЦК ________________________ протокол №___ от _______ 20____ г.
Утверждена заместителем директора по учебной работе «______»______________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7-11 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее – СПО) 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», укрупнённая группа специальностей 19.00.00 «Промышленная экология и биотехнологии».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке для группы профессий направления подготовки 19.02.10 «Технология продукции и организации общественного питания».
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
дисциплина входит в профессиональный цикл, в общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себе способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
уметь:
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;
соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;
знать:
принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;
особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
принципы и методы рационального природопользования;
методы экологического регулирования;
принципы размещения производств различного типа;
основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
природоресурсный потенциал Российской Федерации;
охраняемые природные территории.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
Самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: |
теоретические занятия | 32 |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: |
внеаудиторная самостоятельная работа (домашняя работа) рефераты | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 12 | 1 |
1 | Биосфера как среда жизни и деятельности людей. | 1 |
2 | Антропогенные воздействия на природу на разных этапах развития человеческого общества. | 1 |
3 | Вопросы терминологии. | 1 |
4 | Природные ресурсы и их классификация. | 1 |
5 | Ранние этапы охраны природы. | 1 |
6 | Современный этап охраны природы. | 1 |
Практическая работа №1 Составление схем круговорота веществ в природе и в антропогенной деятельности. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Экологические кризисы и экологические катастрофы»; «Охрана природы при природопользовании». | 4 | 2 |
Раздел 1. Использование и охрана атмосферы | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Строение и газовый состав атмосферы. | 1 | 1 |
2 | Загрязнения атмосферы, последствия. | 1 |
Практическая работа №2 Составление и анализ таблицы «Глобальные экологические проблемы». | 2 | 2 |
Практическая работа №3 Методика изучения рационального использования и мониторинг атмосферного воздуха, водных ресурсов. | 2 |
Практическая работа №4 Оценка загрязнений окружающей среды токсичными и радиоактивными веществами. | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Влияние деятельности человека на газовый состав атмосферы»; «Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы»; «Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха»; «Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы». | 4 | 3 |
Раздел 2. Рациональное использование и охрана водных ресурсов | Содержание учебного материала | 11 | |
1 | Природная вода и её распространение. | 1 | 1 |
2 | Определение степени загрязнения воды. | 1 |
3 | Правовые основы охраны водных ресурсов. | 1 |
Практическая работа №5 Механизм образования кислотных дождей. | 2 | 2 |
Практическая работа №6 Определение качества воды. | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Истощение и загрязнение водных ресурсов»; «Основные загрязняющие вещества и источники загрязнений»; «Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения». | 4 | 3 |
Раздел 3. Использование и охрана недр | Содержание учебного материала | 13 | |
1 | Недра. Полезные ископаемые и их распространение. | 1 | 1 |
2 | Основные направления рационального использования и охраны недр. | 1 |
3 | Правовые основы рационального использования и охраны недр. | 1 |
Практическая работа №7 Методика изучения рационального использования и мониторинг недр, земельных ресурсов. | 2 | 2 |
Практическая работа №8 Проведение классификации групп отходов, выявить их источники и масштабы образования. | 2 |
Практическая работа №9 Изучение правил и порядка переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов. | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Распределение и запасы минерального сырья в мире и России»; «Исчерпаемость минеральных ресурсов»; «Государственный мониторинг состояния недр». | 4 | 3 |
Раздел 4. Использование и охрана земельных ресурсов | Содержание учебного материала | 7 | |
1 | Земельные ресурсы. Почва, её состав и строение. | 1 | 1 |
2 | Естественная и ускоренная эрозия почв. Виды ускоренной эрозии. | 1 |
3 | Правовые основы охраны почв. | 1 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв»; «Система мероприятий по защите земель от эрозии»; Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по охране почв». | 4 | 3 |
Раздел 5. Рациональное использование и охрана растительности | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Роль растений в природе и жизни человека. | 1 | 1 |
2 | Антропогенное воздействие на лесные ресурсы планеты и его последствия. | 1 |
3 | Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России. | 1 |
4 | Правовые основы охраны растительности. | 1 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Лес как важнейший растительный ресурс планеты»; Рекреационное значение лесов»; Охрана растительности, лугов и пастбищ». | 4 | 3 |
Раздел 6. Использование и охрана животного мира | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Роль животных в круговороте веществ в природе и в жизни человека. | 1 | 1 |
2 | Правовые основы охраны животного мира. | 1 |
Практическая работа №10 Редкие растения и животные нашего региона. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Воздействие человека на животных»; «Охрана редких и вымирающих видов»; Охрана важнейших групп животных». | 4 | 3 |
Раздел 7. Охрана ландшафтов | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Определение ландшафтов. Их классификация. | 1 | 1 |
2 | Антропогенные формы ландшафтов, их охрана. | 1 |
Практическая работа №11 Оценка показателей качества природной среды, нормирование. Принципы мониторинга окружающей среды. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Особо охраняемые природные территории»; «Рекреационные территории их охрана». | 2 | 3 |
Раздел 8. Организация рационального природопользования и охраны природы в России | Содержание учебного материала | 11 | |
1 | Государственная политика и управление в области экологии. | 1 | 1 |
2 | Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования. | 1 |
Практическая работа №12 Анализ правовых основ природопользования и экологической безопасности. | 2 | 2 |
Практическая работа №13 Изучение и классификация охраняемых природных территорий. | 2 |
Практическая работа №14 Изучение и оценка природо-ресурсного потенциала Российской Федерации. | 2 |
Практическая работа №15 Решение экологических ситуаций. | 2 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «Экология, как основа поведения человека индустриального общества в природе»; «Национальная политика в области охраны природы». | 1 | 3 |
Раздел 9. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы | Содержание учебного материала | 3 | |
1 | Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. | 1 | 1 |
2 | Роль международных организаций в охране природы. | 1 |
Самостоятельная работа Подготовка рефератов на тему: «История международного природоохранного движения» | 1 | 3 |
Раздел 10. Эколого-природоохранное образование | Содержание учебного материала | 5 | |
1 | Образование в интересах устойчивого развития. | 1 | 1 |
2 | Правовые основы экологического образования в России. | 1 |
3 | Эколого-природоохранное образование в учреждениях СПО | 1 |
Практическая работа №16 Изучение нормативных документов, регламентирующих экологическую безопасность в профессиональной деятельности. | 1 | 2 |
Контрольная работа | 1 | |
| Итого: | 96 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
-аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц;
- комплект учебно-наглядных материалов по программе дисциплины;
-комплект заданий для текущего и итогового контроля результатов освоения дисциплины.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- принтер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе «Экологические основы природопользования», г.Москва Издательский центр «Академия», 2010г.
Дополнительные источники:
Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2010.
Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2010.
Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 2009.
Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 2009
Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду; об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса; принципы и методы рационального природопользования; методы экологического регулирования; принципы размещения производств различного типа; основные группы отходов, их источники и масштабы образования; понятие и принципы мониторинга окружающей среды; правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности; принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды; природоресурсный потенциал Российской Федерации; охраняемые природные территории. | Опрос (устный, письменный, тестовый) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания; соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности. | Зачеты по практическим занятиям |
Итоговый контроль | Дифференцированный зачет |
11