Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия , самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 2 | 4 |
Раздел 1 | -
| -
|
Введение | Содержание : | 2 | 1 |
1 | Введение. Предмет и задачи дисциплины. Основные принципы и методы дисциплины | 2 | -
|
Раздел 2 Экология и природопользование. | 48 | -
|
Тема 2.1. Антропогенное воздействие на природу. Экологические кризисы и катастрофы -
| Содержание : | 10 | 2 |
1 | Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «Охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии. | 2 |
2 | Роль человеческого фактора в решении проблем экологии. | 2 |
3 | Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху. | 2 |
4 | Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса. | 2 |
5 | Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. | 2 |
Практические занятия | 8 | -
|
1 | Выявление основных причин экологического кризиса. Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф. Изучение локальных, региональных и глобальных проблем экологии. | 4 |
2 | Изучение общих характеристик параметров качества природной окружающей среды: ПДК, ПДВ, ПДС, «рабочая зона», «природный фон загрязнителя». | 4 |
Тема 2.2 Природные ресурсы и рациональное природопользование -
| Содержание | 4 | 2 |
1 | Природные ресурсы и их классификация. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства. | 2 | -
|
2 | Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. Проблемы сохранения человеческих ресурсов. | 2 |
Практические занятия | 4 | -
|
1 | Изучение природных ресурсов. Составление схемы «Природные ресурсы и их классификация» | 4 | 2 |
Тема 2.3. Техногенное воздействие на атмосферный воздух -
| Содержание : | 8 |
1 | Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. | 2 |
2 | Последствия загрязнения атмосферы для человека и окружающей среды. | 2 |
3 | Управление качеством атмосферного воздуха. | 2 |
4 | Технические средства и методы защиты атмосферы. | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 | Меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров. | 4 |
Тема 2.4. Антропогенное воздействие на гидросферу | Содержание; | 6 | 2 |
1 | Основные источники загрязнения гидросферы. | 2 |
2 | Обеспечение качества водных объектов. | 2 |
3 | Защита водных объектов от загрязнения. | 2 |
Практические занятия | 4 | -
|
1 | Выявление источников загрязнения атмосферы, гидросферы и литосферы. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. | 4 | -
|
Раздел 3. Отходы их размещение и утилизация. | 16 | 2 -
|
Тема 3.1. Обращение с отходами производства и потребления. | Содержание: | 8 |
1 | Основные понятия отходов их определения. Характеристика и свойства отходов. | 2 |
2 | Классификация, паспортизация и сертификация отходов. | 2 |
3 | Переработка отходов как средство защиты окружающей среды. | 2 |
4 | Роль безотходных и малоотходных технологий в процессе обращения с отходами. | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 | Основные источники и масштабы образования отходов производства. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду. | 4 |
Тема 3.2 Санитарно-защитные зоны предприятий | Содержание : | 4 |
1 | Требования, предъявляемые к санитарно-защитным зонам. | 2 |
2 | Расчет ССЗ предприятия по воздействию вредных факторов на окружающую среду. | 2 |
Раздел 4. Мероприятия, направленные на сохранение и улучшение окружающей среды и природы в целом. | 14 |
Тема 4.1 Мониторинг окружающей среды. | Содержание : | 8 |
1 | Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель, растительного и животного мира, ландшафтов. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. | 2 |
2 | Классификация систем мониторинга окружающей среды. | 2 |
3 | Построение систем мониторинга окружающей среды. | 2 |
4 | Экологическая экспертиза производственных предприятий. | 2 |
Тема 4.2 Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны окружающей среды | Содержание : | 6 | -
|
1 | История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. | 2 |
Практические занятия | 4 |
1 | Международное сотрудничество в решении проблем природопользования. Изучение Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». -
Дифференцированный зачет | 4 |
Самостоятельная работа: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). | 40 | -
|
№ темы ВСР | Тематика внеаудиторной самостоятельной работы | Количество часов | -
|
1 | Подготовить презентацию: «Источники энергии», «Ресурсы животного мира России» | 4 | -
|
2 | Подготовить презентацию: «Особо охраняемые природные территории», «Современное состояние окружающей природной среды России». | 4 |
3 | Подготовить презентацию: «Воздействие промышленного предприятия на окружающую среду. Виды загрязнений» | 4 |
4 | Подготовить презентацию: «Методы переработки токсичных компонентов», «Классификация отходов по формам и видам» | 4 |
5 | Подготовить презентацию: «Способы предотвращения и улавливания выбросов» | 4 |
6 | Подготовить презентацию: «Методы очистки промышленных сточных вод». | 4 |
7 | Подготовить презентацию: «Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности» | 4 |
8 | Подготовить презентацию: «Генетически модифицированные продукты. Добавки в пищевых продуктах.» | 4 |
9 | Подготовить презентацию: «Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе» | 4 |
10 | Подготовить презентацию: «Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды» | 4 |