ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В процессе усвоения учебного материала данной области обеспечивается формирование целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, в законах и закономерностях развития и совершенствования его психосоматической природы.
В учебных заведениях «физическая культура» представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь неотъемлемой частью общей культуры, психофизического становления личности и профессиональной подготовки учащегося в течение всего периода обучения, «физическая культура» входит в число обязательных дисциплин гуманитарного цикла.
Освоение учебного предмета физическая культура осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности учащихся, как физкультурные мероприятия, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Физическая культура - составная часть учебно-воспитательного процесса в любом учебном заведении. В заведениях среднего профессионального образования и начального профессионального обучения физическое воспитание сочетается с профессиональным и эстетическим воспитанием. Физическая культура активно содействует подготовке здоровых, духовно и физически развитых молодых квалифицированных рабочих, готовых к труду и защите Родины. Физическая культура является специфическим учебным предметом.
Цель: формирование физической культуры личности учащихся посредством овладения основ содержания физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью.
Задачи:
Оздоровительные:
Укрепление здоровья, разностороннее физическое развитие на основе требований программы физической культуры;
Овладение умениями оценивать уровень своего здоровья, физическое развитие, физическую и двигательную подготовленность и, в соответствии с этим, решать задачи личного физического совершенствования.
Образовательные:
Совершенствование двигательных умений и навыков, предусмотренных программой физической культуры, обучение новым двигательным действиям;
Подготовка к выполнению уровней физической подготовленности, а также требований спортивной классификации;
Приобретение знаний и умений самостоятельно тренироваться с целью индивидуального физического совершенствования, осуществлять коррекцию телосложения, формирование спортивно-инструкторских и судейских знаний, умений, навыков.
Воспитательные:
Воспитание моральных и волевых качеств, навыков правильного поведения, интереса, потребности и привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями;
Воспитание физических качеств в соответствии с возрастными, половыми и индивидуальными особенностями обучающихся.
В результате изучения дисциплины «Физическая культура» обучающиеся должны понимать роль физической культуры в развитии и жизнеспособности человека, подготовки специалистов.
Знать:
Биодинамические особенности и содержание физических упражнений профессионально-прикладной и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
Правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации спортивного досуга;
Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях.
Приобрести опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Учебный материал дисциплины строится по принципу законченного модуля и интегрирует в себе тематику теоретического, практического и контрольного разделов программы.
Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно- практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, отношение к предмету, создает устойчивую мотивацию к здоровому и продуктивному образу жизни.
Практический раздел состоит: методико-практического, обеспечивающего операционное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных и жизненных целей личности;
учебно-тренировочного, содействующего приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самостоятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности
Контрольный раздел определяет объективный учет процесса и результатов учебной деятельности, который обеспечивается оперативной, текущей и итоговой дифференцированной информацией о степени освоения теоретических знаний, методических навыков и практических умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента.
Исходя из вышесказанного, учащимся рекомендуются гимнастика, легкая атлетика и спортивные игры. Работающим, по этой специальности необходимы: хорошая координация движений, разнообразие двигательных действий, статическая и динамическая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота реакции.
Все это можно выработать, занимаясь гимнастикой на снарядах, с предметами и без них. Также очень большую пользу принесут занятия спортивными играми и беговыми видами легкой атлетики.
Содержание учебного материала
Легкая атлетика.
Легкая атлетика – самый распространенный вид спорта.
В системе физического воспитания виды легкой атлетики широко используются для общей физической подготовки. Нормативы по легкоатлетическим видам включены в Президентское многоборье. Занятия по легкой атлетике проводятся преимущественно на открытом воздухе. Они оказывают благоприятное влияние на сердечнососудистую, дыхательную, мышечную и другие системы организма, всесторонне развивают физические качества и укрепляют здоровье, формируют жизненно необходимые умения и навыки в беге, прыжках, метаниях и др.
Бег – составная часть упражнений в легкоатлетических прыжках и некоторых метаниях, а также многих видов спорта. В соответствии с программными требованиями учащиеся должны овладеть техникой бега на короткие и средние дистанции, техникой прыжков в длину с места и с разбега, метание гранаты и толкание ядра, развить выносливость бега на длинные дистанции, выполнять норматив Президентских тестов и многоборья:
- бег на короткие, средние и длинные дистанции;
- прыжки в длину;
- метание гранаты;
- Президентское многоборье.
Включает в себя обучение и совершенствование техники бега на короткие дистанции: высокий и низкий старт до 40 м, стартовый разгон, бег на результат на 100 м, эстафетный бег 4х100 м, 4х400 м; длинные дистанции: бег в равномерном и переменном темпе 15 – 20 мин, бег на 2000 м и 3000 м; техника прыжка в длину с места и с разбега; метание гранаты 500 – 700 гр. с места на дальность, стоя, лежа, с 4 – 5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность в коридор и заданное расстояние, в горизонтальную цель; толкание ядра. Развитие координационных способностей: варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия и на точность приземления. Самостоятельные занятия: тренировка в оздоровительном беге для развития и совершенствования основных двигательных способностей, самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
На уроках развивается скоростно-силовые качества, общая и специальная выносливость. На контрольных уроках сдаются учебные нормативы.
Учащиеся должны знать:
Терминология легкой атлетики.
Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой.
Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств.
Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Учащиеся должны уметь: (Двигательные умения, навыки и способности)
Бег: пробегать с максимальной скоростью 100 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать 15 – 20 мин; передавать эстафетную палочку; осуществлять челночный бег;
Прыжки: прыгать в длину с 9 – 15 м разбега; в длину с места;
Метание: метать различные по форме и массе снаряды (гранату, утяжеленные малые мячи) с места и полного разбега в пять бросковых шагов.
Гимнастика.
Более углубленное изучение и совершенствование техники гимнастических упражнений: в висах и упорах, опорных прыжках, общеразвивающих и строевых упражнениях.
Обучение и совершенствование упражнений и комбинаций на гимнастических снарядах: перекладина высокая: подъем в упор силой, вис согнувшись, прогнувшись, подъем переворотом, соскок махом назад; брусья параллельные: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях; опорный прыжок через козла, через коня в длину; элементы акробатики: кувырок вперед, назад, стойка на руках, сочетание элементов, вольные упражнения; лазанье по канату с помощью и без помощи ног на скорость.
Гимнастические упражнения направлены, прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных групп мышц. Материал программы включает также набор упражнений влияющих на развитие координационных способностей и гибкости.
Гимнастика – один из основных разделов программы физического воспитания. Для успешного овладения современной профессией требуются всестороннее физическое развитие, крепкое здоровье, специальная физическая подготовленность.
Применение гимнастических упражнений обеспечивает не только разностороннее, но и избирательное воздействие на организм, что делает гимнастику одним из важнейших средств физического воспитания в ССУЗах.
В процессе занятий гимнастикой работа мышц становится более согласованной и строго дозированной по времени и величине усилия, так как совершенствуются функции органов чувств. Гимнастические упражнения, связанные с необычными положениями и быстрыми перемещениями в пространстве, повышают устойчивость вестибулярного аппарата. Занятия гимнастикой также способствуют формированию правильной осанки, строевой подтянутости.
- строевые упражнения.
- общеразвивающие упражнения.
- упражнения на перекладине.
- акробатические упражнения.
Учащиеся должны знать:
Основы биомеханики гимнастических упражнений.
Техника безопасности при занятиях гимнастикой.
Влияние на телосложение гимнастических упражнений.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять упражнения на высокой перекладине и на брусьях.
Прыгать через козла.
Лазать по канату тремя способами.
Выполнять акробатические элементы.
Спортивные игры.
Баскетбол:
- упражнения без мяча: основная стойка; передвижение в основной стойке приставными шагами правым (левым) боком, с изменением скорости и направления движения; прыжок вверх толчком одной и приземление на другую ногу; остановка прыжком после ускорения; остановка в шаге;
- упражнения с мячом: ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча одной рукой о плеча, с отскоком от пола при параллельном и встречном движении; передача мяча двумя руками от груди (с места, с шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места и после ведения, двумя руками снизу; бросок мяча в корзину одной и двумя руками в прыжке; выполнение штрафного броска – двумя руками от груди, одной – от плеча;
- тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении (быстрым прорывом); индивидуальные – выбивание и перехват мяча, вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита;
- спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным правилам, баскетбол по правилам.
Волейбол.
- упражнения без мяча: стойка волейболиста, имитация нападающего удара по мячу;
- упражнения с мячом: подача нижняя прямая через сетку с лицевой стороны; подача верхняя прямая в разные зоны площадки соперника; передача в парах на месте и после перемещения, из зоны в зону; прием мяча снизу одной и двумя руками и от груди; прямой нападающий удар;
- тактические действия: групповые – взаимодействие игроков передней линии в нападении; взаимодействие игроков задней линии при приеме мяча от нижней подачи; взаимодействие игроков в защите при приеме мяча; индивидуальные – выбор и способы отбивания мяча через сетку; передача сверху двумя руками; «одиночное блокирование»;
- спортивные игры: пионербол, волейбол по упрощенным правилам, волейбол по правилам.
Одновременно продолжается процесс разностороннего развития координационных способностей, технического прогресса, воспитания нравственных и волевых качеств. В течение всего срока обучения в колледже занимающиеся должны овладеть техникой и тактикой одной - двух спортивных игр.
Учащиеся должны знать:
Терминологию баскетбола, волейбола, футбола.
Технику безопасности на занятиях спортивными играми.
Правила игры.
Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психосоматические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Учащиеся должны уметь:
Демонстрировать и применять в игре основные технико-тактические действия.
Играть в одну - две спортивные игры (по соревновательным правилам).
ППФП (профессионально - прикладная физическая подготовка).
Учащиеся должны уметь:
Использовать при выполнении домашних заданий и в самостоятельных занятиях по физической культуре знания и навыки, приобретенные на уроках. Выполнять учебные нормативы.
ППФП является обязательным видом и проводится в основном на комбинированных (комплексных) уроках физического воспитания, специально подобранный учебный материал дополняет занятия по гимнастике, легкой атлетике или другим видам физической подготовки. Могут проводиться учебные занятия и непосредственно по ППФП.
Факультативные и дополнительные занятия.
Для учащихся, не занимающихся в кружках и спортивных секциях, проводятся факультативные занятия, которые стоят в учебных планах и входят в учебную нагрузку преподавателей, оплачиваясь по тарификации.
Дополнительные занятия проводятся не только с отстающими и слабо физически подготовленными учащимися, но и с сильными учащимися, желающими совершенствоваться в избранном виде спорта или виде физической подготовки. Целесообразно привлекать юношей допризывного и призывного возрастов.
Виды и формы контроля.
Для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса используются контрольные упражнения. Их выполняют обучающиеся по ходу овладения навыками для того, чтобы преподаватель мог корректировать обучение в конце определенного раздела и для оценки эффективности овладения навыком. В первой половине сентября и мая рекомендуется проводить тестирование уровня физической подготовленности обучающихся, чтобы иметь объективные исходные оценки и видеть произошедшие за учебный год сдвиги в развитии конкретных координационных и кондиционных качеств.
Контроль и оценка на занятиях используется для того, чтобы закрепить потребность юношей и девушек в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, сформировать у них адекватную самооценку, стимулировать к самосовершенствованию. При оценке успеваемости следует отдавать предпочтение качественным критериям: степени владения программным материалом; уровню технико-тактического мастерства; умению осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Учащихся необходимо поощрять за систематичность и регулярность занятий физическими упражнениями и спортом, умение самостоятельно заниматься, ведение здорового образа жизни, познавательную активность в вопросах физической культуры и укрепления здоровья.
Оценивая достижения обучающегося по физической подготовке, важно учитывать не столько высокий исходный уровень (что само по себе свидетельствует чаще всего о хороших природных задатках), сколько индивидуальные темпы продвижения в развитии конкретных кондиционных и координационных способностей.
Требования к уровню освоения дисциплины/ модуля/
Основными формами формирования базовых компетенций являются уроки. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающие значение имеют самостоятельные занятия в спортивных секциях и массовые физкультурные и спортивные мероприятия, проводимые как внутри колледжа, так и имеющие городской, областной, республиканский масштаб.
Условиями успешного овладения учащимися базовыми компетенциями по физическому воспитанию являются выполнение ими следующих требований:
1.Оқу пәнінің тақырыптық жоспары
Тематический план учебного материала
| Раздел программы | Кол.часов |
1. | Легкая атлетика | 50 |
2. | Баскетбол | 34 |
3. | Гимнастика | 20 |
4. | Волейбол | 28 |
5. | ОФП | 16 |
6. | Лыжная подготовка | 8 |
2. Пән бойынша оқу багдарламасының атауы
Содержание учебной программы предмета
№ | Сабақтар түрі/ Тема занятия Легкая атлетика-32 ч. | | Сағат көлемі/ Объем в часах |
1. | Тест -30м., бег на короткие дистанции | | 2 |
2. | Развитие скоростных качеств,пробегание отрезков,метание гранаты,футбол | | 2 |
3. | Бег на короткие дистанции, метание гранаты,футбол | | 2 |
4. | Учет бега на 200м.,метание гранаты,футбол | | 2 |
5. | Учет метания гранаты,пробегание отрезков 5х50м. | | 2 |
6. | Учет бега на 60м., прыжок в длину с разбега, футбол | | 2 |
7. | Учет бега на 100м. Прыжок в длину,футбол | | 2 |
8. | Учет бега на 400м., прыжок,развитие выносливости | | 2 |
9. | Развитие выносливости, учет прыжка в длину, футбол | | 2 |
10. | Учет бега на 1000-2000м.,футбол | | 2 |
11. | Прыжок в высоту с разбега,тест- прыжок с места | | 2 |
12. | Тест ( бросок набивного мяча), соверш. Прыжка в высоту | | 2 |
13. | Переход через планку,приземление, ОФП | | 2 |
14. | Совершенствование прыжка, ОФП | | 2 |
15. | Учет прыжка в высоту с разбега, ОФП | | 2 |
16. | Эстафетный бег | | 2 |
. | Баскетбол-34ч.,гимнастика-20ч. | | |
17. | Правила безопасности,техника игры | | 2 |
18. | Совершенствование ловли и передачи мяча,игра,ОФП | | 2 |
19. | Совершенствование передачи мяча,двойного шага и броска по кольцу,ОФП | | 2 |
20. | Бросок по кольцу,игра,ОФП | | 2 |
21. | Передача мяча в движении,ОФП | | 2 |
22. | Соверш. Передачи в движении. Т/Б на уроках гимнастики | | 1+1 |
23.. | Передача в движении, упр. ,выход в упор на брусьях | | 1+1 |
24. | Передача в тройках,учет выхода в упор на брусьях | | 1+1 |
25. | Учет передачи в движении, соверш. Упр. на брусьях | | 1+1 |
26. | Бросок по кольцу в прыжке,соверш. комбинации на брусьях | | 1+1 |
27. | Броски сточек,учет комбинации на брусьях | | 1+1 |
28. | Передача в тройках «восьмерка»,акробатика | | 1+1 |
29. | Учет передачи в тройках, акробатика | | 1+1 |
30. | Быстрый прорыв,соверш. упр. по акробатике | | 1+1 |
31. | Совершенствование быстрого прорыва,учет комбинации по акробатике | | 1+1 |
32. | Быстрый прорыв,техника игры в защите,перекладина | | 1+1 |
33. | Личнач защита,подъем переворотом | | 1+1 |
34. | Штрафной бросок,перекладина | | 1+1 |
35. | Броски с точек,комбинация на перекладине | | 1+1 |
36. | Зонная защита,перекладина | | 1+1 |
37. | Учет комбинации на перекладине,игра | | 1+1 |
38. | Подтягивание на перекладине,двухсторонняя игра | | 1+1 |
39. | Упр. На пресс,двухсторонняя игра | | 1+1 |
40. | Сгибание разгибание рук в упоре на полу,двухсторонняя игра | | 1+1 |
41. | Двухсторонняя игра,круговая тренировка по гимнастике | | 1+1 |
42. | Двухсторонняя игра ,ОФП | | 1+1 |
43. | Двухсторонняя игра ,ОФП | | 1+1 |
| Волейбол-28ч. ОФП- 16ч. | | |
44. | Верхняя и нижняя передача мяча, Т/Б по волейболу,ОФП | | 2 |
45. | Передача сверху,прием снизу,ОФП | | 2 |
46. | Подача мяча,соверш.пердачи сверху,ОФП | | 2 |
47. | Учет передачи сверху ОФП | | 2 |
48. | Подача,прием снизу,ОФП | | 2 |
49. | Учет подачи мяча,нападающий удар,ОФП | | 2 |
50. | Нападающий удар,блокирование,ОФП | | 2 |
51. | Нападающий удар,игра в защите,ОФП | | 2 |
52. | Блокирование нападающего удара,ОФП | | 2 |
53. | Действия мгрока в защите,учебная игра. | | 2 |
54. | Игра в нападении, двухсторонняя игра | | 2 |
55. | Двухсторонняя игра | | 2 |
56. | Двухсторонняя игра | | 2 |
57. двухсторонняя игра | | 2 |
Лыжная подготовка- 8ч. | | |
58. Т/Б на уроках лыжной подготовки,попеременный двухшажный ход | | 2 |
59. Одновременный бесшажный ход | | 2 |
60. Совершенствование лыжных ходов | | 2 |
61. Прохождение дистанции 3000м. | | 2 |
Легкая атлетика-18ч. | | |
62. Т/Б, тест- бег30м. | | 2 |
Развитие скоростных качеств,пробегание отрезков 5х20м. | | 2 |
Бег 100м.,разв. выносливости | | 2 |
Учет бега на 100м., метание гранаты | | 2 |
Учет бега на 400м.,прыжок в длину | | 2 |
Разв. Выносливости бег1000-1500м. | | 2 |
Эстафетный бег | | 2 |
Учет бега на 3000м. | | 2 |
Шведская эстафета | | 2 |
Всего- 156ч.
Тестирование
бег 30 метров
прыжок в длину с места
челночный бег 3х10 м.
бросок набивного мяча(1кг.) сидя на полу двумя руками из-за головы.
Оқулық көрнекі құралдар тізімі/
Перечень учебных наглядных пособий
№ | Көрнекі құралдар/ Наглядное пособие | Көрнекі құралдардың түрлері/ Вид наглядного пособия | Ақпарат жүргізушілер/ Носитель информации |
1. | Общеразвивающие упражнения | карточки | бумажный |
2. | Общефизическая подготовка | карточки | бумажный |
3. | Гимнастика | карточки | бумажный |
4. | Подвижные игры | карточки | бумажный |
5. | Спортивные игры | карточки | бумажный |
6. | Учебные нормативы | карточки | бумажный |
Методы и приемы обучения
Метод словесного изложения
Метод наглядной агитации
Групповой метод
Поточный метод
Зрительные и слуховые ориентиры
Метод упражнения
Подводящие упражнении
14