Пояснительная записка
УМК «Школа России»
Рабочая программа по физической культуре для 1 класса разработана на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, а именно авторской программы В.И. Ляха «М. Просвещение-2011»
Учебник для общеобразовательных организаций«Физическая культура» 1-4 классы,Москва «Просвещение» 2013 автор : В.И.Лях
1 класс в учебном плане: 3 часа в неделю (33 недели), в год 99 часов
Цели: программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Задачи:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
- формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
• овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость).
Содержание учебного предмета
Знания о физической культуре
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение, через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Общеразвивающие упражнения
* Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п.п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности | 1 | |
1 | Урок – сказка «Понятие о физической культуре. Игра «Пингвины с мячом». | 1 | |
| Легкая атлетика | 12 | |
2. | Урок – путешествие. «Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе | 1 | |
3. 3 | Сочетание различных видов ходьбы. Игра «Слушай сигнал». | 2 | |
4. | Обычный бег, бег с изменение направления движения.. Игра «Кошки - мышки». Развитие скоростных качеств. | 2 | |
5 | «Бег с преодолением препятствий». Игра «С кочки на кочку». | 2 | |
6 | Бег по размеченным участкам дорожки. ОРУ. Игра «У ребят порядок строгий. | 1 | |
7. | Урок – игра Челночный бег. Игра «Ястреб и утка». | 1 | |
8 | «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Кто быстрее встанет в круг?» | 2 | |
| Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности | 6 | |
9. | Режим дня и личная гигиена.. Игра «Шишки-желуди-орехи». | 1 | |
10. | Эстафеты. Бег с ускорением. Игра «Быстро в круг». | 1 | |
11. | Броски большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы.. | 1 | |
12. | «Совершенствование навыков бега. Медленный бег до 3 мин». Подвижная игра «Невод». | 1 | |
13. | Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай». Развитие координации. | 1 | |
14. | Прыжок в длину с места, с разбега, с отталкиванием одной и приземлением на две. Эстафеты. Игра « Мышеловка». | 1 | |
| Подвижные игры. | 12 | |
15. | Игры на закрепление и совершенствование навыков бега (разучивание игры «К своим флажкам»). | 1 | |
16. | Игры на закрепление и совершенствование развития скоростных способностей (разучивание игры «Пятнашки»). | 1 | |
17. | Игры на закрепление и совершенствование навыков в прыжках (разучивание игры «Прыгающие воробушки»). | 1 | |
18. | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Кто дальше бросит», «Метко в цель»). | 1 | |
19. | Игры на закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность (игра «Точный расчет»). | 1 | |
20. | Урок – путешествие «Упражнения на внимание». Подвижная игра «Охотники и утки». | 1 | |
21. | «Упражнения на ловкость и координацию». Подвижная игра «Удочка». | 1 | |
22. | Ведение и передача баскетбольного мяча.Подвижная игра «Круговая охота». | 1 | |
23. | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись». | 1 | |
24. | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Передал — садись». | 1 | |
25. | Подвижные игры с баскетбольным мячом. Подвижная игра «Не давай мяча водящему». | 1 | |
26. | «Внимание, на старт». Игра «Капитаны». | 1 | |
| Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности – | 2 | |
27. | Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах . | 1 | |
28. | Урок – путешествие «Возникновение первых соревнований. Зарождение Олимпийских игр». Подвижная игра «Горелки». | 1 | |
| Гимнастика с элементами акробатики | 15 | |
29. | Построения и перестроения. Игра «Класс, смирно!».Игра «Змейка». | 1 | |
30. | «Группировка, перекаты в группировке лежа на животе и из упора стоя на коленях». Подвижная игра «Иголка и нитка». | 1 | |
31. | «Кувырок вперед в упор присев». Подвижная игра «Тройка». | 1 | |
32. | Гимнастический мост из положения лежа на спине. Игра «Раки». | 1 | |
33. | Стойка на лопатках. Игра «Через холодный ручей». | 1 | |
34. | Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползанье.Подвижная игра «Петрушка на скамейке». | 1 | |
35. | Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке), ходьба по гимнастической скамейке, повороты на 90º. Подвижная игра « Пройди бесшумно». | 1 | |
36. | Передвижения по гимнастической стенке. Игра «Конники-спортсмены». | 1 | |
37. | «Лазание по гимнастической скамейке. . Подвижная игра «Отгадай, чей голос». | 1 | |
38. | Перелезание через гимнастического коня. Игра «Не урони мешочек». | 1 | |
39. | «Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания». Подвижная игра «Посадка картофеля». | 1 | |
40. | Акробатические комбинации. Игра «Парашютисты». | 1 | |
41. | ОРУ с гимнастической палкой. Подвижная игра «Охотники и утки». | 1 | |
42. | Основная стойка. Построение в шеренгу и колону по одному. Игра «Медвежата за медом». | 1 | |
43. | Лазание по гимнастической стенке и канату. Перелезание через коня. Игра «Кузнечики». | 1 | |
| Подвижные игры | 4 | |
44. | Гимнастика с основами акробатики: «У медведя во бору», «Бой петухов». | 1 | |
45. | Гимнастика с основами акробатики: «Салки-догонялки», «Змейка» | 1 | |
46. | Гимнастика с основами акробатики: «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей». | 1 | |
47. | Эстафета «Веселые старты». Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами». Подвижная игра «Догонялки на марше». | 1 | |
| Основы знаний о физической культуре, способы физкультурной деятельности | 1 | |
48. | Урок – игра. Игра «Слушай сигнал». | 1 | |
49. | Значение занятиями лыжами для укрепления здоровья. Способы самоконтроля. Дыхание при ходьбе. | 1 | |
50. | Техника безопасности при занятиях на лыжах. Лыжная строевая подготовка. | 1 | |
51. | Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Ступающий и скользящий шаг без палок и с палками. | 1 | |
52. | Разучивание скользящего шага. | 1 | |
53. | Передвижение скользящим шагом. Повороты переступанием на месте. | 1 | |
54. | Передвижение скользящим шагом. | 1 | |
55. | Историческое путешествие «Зарождение древних Олимпийских игр». Игра «Охотники и утки» | 1 | |
56. | Передвижение скользящим шагом. Игра «Салки на марше». | 1 | |
57. | Передвижение скользящим шагом. «Салки на марше». | 1 | |
58. | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». | 1 | |
59. | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «На буксире». | 1 | |
60. | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». | 1 | |
61. | Передвижение на лыжах ступающим и скользящим шагом. Игра «Финские санки». | 1 | |
62. | Попеременно двухшажный ход. Игра «Два дома». Игра «Два дома». | 1 | |
63. | Попеременно двухшажный ход. Игра «По местам». | 1 | |
64. | Попеременно двухшажный ход. Игра «День и ночь». | 1 | |
65. | Попеременно двухшажный ход. | 1 | |
66. | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». | 1 | |
67. | Спуск с небольшого склона. Подъем лесенкой. Игра «Кто дольше прокатится». Игра «Кто быстрее взойдет в гору». | 1 | |
68. | Попеременно двухшажный ход с палками. Подъем елочкой. Игра «Кто быстрее взойдет в гору». | 1 | |
69. | Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. | 1 | |
70. | Прохождение дистанции 1 км. Подъем елочкой. | 1 | |
71. | Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игра «Быстрый лыжник». | 1 | |
72. | Закрепление передвижений, подъёмов, спусков. Игры «Кто дальше скатится с горки». | 1 | |
73. | Лыжные эстафеты. Игра «За мной». | 1 | |
74. | Лыжные эстафеты. Игра «Охотники и зайцы». | 1 | |
75. | Влияние физических упражнений на осанку. Приемы закаливания. Понятие обморожение. | 1 | |
76. | Историческое путешествие «Зарождение физической культуры на территории Древней Руси». | 1 | |
77. | Бег на 30 метров. Прыжки в длину с разбега. Подвижная игра «Ловишка». ТБ во время прыжка в длину. | 1 | |
78. | Бег на 60 метров. Прыжки в длину с разбега. | 1 | |
79. | Прыжки в длину с разбега. | 1 | |
80. | Прыжки в длину с разбега. | 1 | |
81. | Бег. Метание на дальность. | 1 | |
82. | Бег. Метание на дальность. | 1 | |
83. | Прыжки со скакалкой. Подвижная игра «Кот и мыши». | 1 | |
84. | Игры с использованием скакалки. Подвижная игра «Невод». | 1 | |
85. | Прыжок в высоту. «Челночный» бег. | 1 | |
86. | Прыжок в высоту. «Челночный» бег. | 1 | |
87. | Кроссовая подготовка. | 1 | |
88. | Кроссовая подготовка. | 1 | |
89. | Кроссовая подготовка. | 1 | |
90. | Эстафеты с мячами. Игра «Бросай поймай» . Развитие координации | 1 | |
91. | Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. | 1 | |
92. | Эстафеты. ОРУ. Игра «Пятнашки». Развитие прыжковых качеств. | 1 | |
93. | Игра «Воробьи и вороны». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | |
94. | Игра «Третий лишний». ОРУ. Развитие выносливости. | 1 | |
95. | Игра «Пятнашки» Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | |
96. | Игра «Воробьи и вороны». ОРУ. Развитие выносливости. | 1 | |
97. | ОРУ в движении. Игры: «Лисы и куры», «Точный расчет». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | |
98. | Эстафеты. Развитие координации. | 1 | |
99 | Правила поведения при купании в водоемах во время летних каникул. | 1 | |