СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Историческое краеведение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа содержит предполагаемые результаты освоения дисциплины, содержание и тематический план.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Историческое краеведение"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

. Панова В. И. Историческое краеведение Воронежской области. Учебное пособие / В. И. Панова, А. О. Амелькин. Науч. ред. Б. Я. Табачников. – Воронеж: Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012.



Программа регионального курса «Историческое краеведение» составлена на основе Федерального базисного плана и федерального

компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне


Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания.

Изучение курса «Краеведение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как

основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной лично­сти.

Нормативными основаниями изучения курса «Краеведение» явля­ются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, делегировавшие право разработки национально-регионального компонента субъектам федера­тивного государства. В соответствии с приказом Департамента образо­вания, науки и молодежной политики Воронежской области от 19 декабря 2012 г. № 1067 в региональном базисном учебном плане часы региональ­ного компонента рекомендуется использовать на введение учебного кур­са «Краеведение» в 8-9 классах в объеме 1 час в неделю «Историческое краеве­дение»..

Изучение регионального курса «Историческое краеведение» преду­сматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет кате­горию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процес­сов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Историческое краеведение» нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

Курс «Историческое краеведение» позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Актуальность изучения истории края определяется государствен­ным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения курса «Историческое краеведение» - разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения курса «Историческое краеведение»:

  • формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

  • развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

  • воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников,

  • органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­

  • действия и участия в решении проблем окружающего социума.

Общая характеристика программы курса «Историческое краеведение»

Содержание программы курса «Историческое краеведение» по­строено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осу­ществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Изучение курса «Историческое краеведение» в 8-9 класса в объеме 69 часов (по 1часу в неделю) предусмотрено в региональном компонен­ те базисного учебного плана для образовательных учреждений Воро­нежской области. В 8 классе изучается история Воронежского края с древности до середины XIX в., в 9 классе - со второй половины XIX в до современности. Преподавание курса целесообразно вести синхронно - параллельно с историей России. В предлагаемом тематическом пла­нировании представлен примерный вариант распределения учебного материала по темам и урокам.

Однако, с учетом авторских подходов учителя, возможны другие варианты распределения часов. В программе предусмотрено право учи­теля вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Вместе с тем, любой выбор и методическое решение учителя должны соотноситься с предполагаемым образова­тельным эффектом, не разрушать общей логики программы.

Практико-ориентированная составляющая содержания программы может быть реализована через тематические экскурсии по Воронеж­скому краю, посещения архивов и музеев (приложение 3). Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического крае­ведения (приложение 1).

Ожидаемые результаты

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства

разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических

событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника,

фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­-

бытий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­

нов, выявлять

- общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и

следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и

религиоз­ной принадлежности.

- искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов,

про­ектов.

Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель­ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобре­тают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в под­ростковых патриотических клубах, в походах по родному краю, экспе­дициях и пр.).

Систематизации краеведческого образования способствует участие в туристско-краеведческом движении школьников Воронежской области и реализации программы «Край родной» на 2012-16 гг., разработанной Областным центром дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания и утвержденной Департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области приказом от 27.04.2012 г. № 420 (приложение 2).

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических пред­ставлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:

– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.

– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление обучающихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 9-х классах

Знать (понимать):

  • основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;

  • изученные виды исторических источников.

Уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

  • объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.






































































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

8 КЛАСС (35 ч)

Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает крае­ведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповед­ники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронеж­ской области. Исследования по истории края.

Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические иссле­дования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жем­чужина палеолита».

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на террито­рии края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенскии лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).

Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государ­ства и феодальных княжеств.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раз­дробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв «Белые пятна» в истории воронежской земли.

Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления

Российского государства.

Образование Российского государства. История вхождения воро­нежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой служ­бы в 1586г.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу ре­ки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.

Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Раз­витие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образова­ние Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими ка­заками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)

Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства ко­раблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Дея­тельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство го­рода: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и раз­витие местной промышленности. Кумпанское и государственное стро­ительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими собы­тиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное засе­ление края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. По­вседневная жизнь жителей края.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные за­ведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.

Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.

Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продоволь­ствия для армейских нужд.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разно­чинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и дру­гих городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воро­нежской земле.

Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Па­мятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

9 КЛАСС (35 ч)

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в.

Воронежская губерния в пореформенный период.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и послед­ствия. Развитие капитализма и изменение структуры населения губер­нии. Народническое движение в крае. Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др. «Наши», «Земля и воля», «Черный передел». Социально-экономические условия жизни ра­бочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки. Начало рабочего движения и зарождение первых социал- демократических организаций.

Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина, М. А. Веневитинова. Деятели культуры - уроженцы Воронежского края Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге.

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края.

Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской 1убер- нии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - вес­ной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.

Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Измене­ние внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.

Тема 3. Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в 1убернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.)

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Раз­витие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост про­мышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы инду­стриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Чер­ноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые ре­прессии партийно-государственных работников, интеллигенции, кре­стьян, рабочих, церковнослужителей

Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в куль­турном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства.

Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в ар­мию и формирование Воронежского добровольческого полка. Пере­стройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.

Военные действия на территории Воронежской области. Наступле­ние на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воро­нежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.

Тема 6. Хозяйственное и культурное развитие области в 1950- 1990-е гг.

Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.

Рост промышленного производства, строительство новых предприя­тий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод , Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специали­зация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы де­ревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Во­ронеже и области.

Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образо­вания на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.

Тема 7. Современный этап развития Воронежа и области.

Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.

Развитие образования и культуры в Воронежской области. Совре­менная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.



































Календарно-тематическое планирование 8 класс


п/п


Наименование тем


Основное содержание уроков

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

2

3

4

5

Тема 1. История Воронежского края в истории России. (1ч)


1.

Ведение. История края как часть истории нашей Родины.


Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края


1

Активизировать знания из курса истории России. Раскрывать значение термина краеведение. Характеризовать источники по истории Воронежского края.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю своего края

Тема 2. Воронежский край в древности (8 ч)

2.

Позднепалеолитические стоянки древнего человека.

Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита». Заочная экскурсия в Государственный археологический музей-заповедник « Костёнки».

1

Показывать на исторической карте территорию Воронежского края в древности, места стоянок первобытных людей. Объяснять смысл понятия «палеолит» Рассказывать об уникальном археологическом памятнике на территории края.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентацию) об археологических исследованиях на территории края

3.

Образование и развитие Воронежского уезда.

Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства.




1

Исследовать географию районов первичного земледелия и скотоводства на исторической карте. Показывать на исторической карте расселение народов в эпоху металлов на территории края. Характеризовать занятия кочевых и земледельческих народов.

Давать общую характеристику памятников древней истории в крае

4.

Славянские поселения на Дону и его притоках.


Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников.



1

Показывать на исторической карте места расселения славян.

Характеризовать местоположения славян.

Самостоятельно подготовить сообщение о городище Титчиха.


5.

Воронежские земли в составе Рязанского княжества.

Версии происхождения слова Воронеж

1

Использовать электронные ресурсы для нахождения версий слова Воронеж.


6.

Образование и развитие Воронежского уезда XVI-XVII вв.

Памятники древности на территории края. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства.

1

Исследовать географию районов первичного земледелия и скотоводства на исторической карте. Показывать на исторической карте расселение народов в эпоху металлов на территории края. Характеризовать занятия кочевых и земледельческих

7.

Наш край и азовские походы Петра I


Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты.


1

Составлять характеристику Петра I.

Объяснять причины Азовских походов. Рассказывать о деятельности Петра I в Воронеже


8.

Новые явления в жизни края.

Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. Практикум: работа с документами

1

Активизировать знания из курса истории России периода феодальной раздробленности. Составлять сообщение о монгольском нашествии. Высказать и аргументировать причины запустения края в ХIV-ХV вв.

Тема 3. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства (7 ч.)

9

Заселения Воронежского края

Состав и занятия населения

1

Характеризовать положение жителей воронежского края.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

10

Воронежская губерния- земледельческий район

Состав и занятия населения


1

Характеризовать положение жителей воронежского края

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

11

Изменения в хозяйственной жизни края

Состав и занятия населения


1

Характеризовать положение жителей воронежского края

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

12

Воронежский край всоставе Российского государства.


История вхождения воронежских земель в состав Российского государства

1

Активизировать знания из курса истории России периода образования и укрепления Российского государства.

Исследовать географию воронежских земель, вошедших в состав Российского государства

13

Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами

Организация сторожевой службы в 1586 г. Практикум: работа с документами

1

Рассказать, какие методы борьбы использовали русские против татар и татары против русских. Объяснить, как была организована сторожевая служба.

Изучать исторические документы и использовать их для рассказа об основании крепости Воронеж

14

Учебная виртуальная экскурсия по Воронежу.


Посещение Воронежского областного краеведческого музея. Виртуальная экскурсия по Воронежу «Воронеж исторический»


1

Составлять план экскурсии.

Уметь обобщать полученную информацию

15

Урок-зачет по теме: Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства


1

Систематизировать исторический материал о Воронеже и Воронежском крае в эпоху Петра I. Высказывать суждения о значении строительства флота на Воронежской земле.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в первой четверти XVIII в.


Тема 4. Социально-экономическое развитие Воронежского края в. XVII (5 ч)

16

Образование и развитие Воронежского уезда.

Состав и занятия населения


1

Характеризовать положение жителей воронежского края в XVII в.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о составе и занятиях населения Воронежского уезда

17

Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.)

Города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар


1

Объяснять с какой целью была построена Белгородская черта.

Исследовать на исторической карте, где были поставлены города-крепости для обороны от крымских татар.

Раскрывать роль Белогородской черты в деле защиты территории Русского государства от крымских татар.

Объяснять смысл понятий: сторожа, станица, воевода, ухожьи.

18

Развитие строительства, ремесла и торговли в городах края.


Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый, ремесленный центр


1

Характеризовать политическую обстановка в крае в XVII-начале XVIII в. Раскрывать причины народных восстаний. Актуализировать знания из курса истории России о восстании Степана Разина.


19

Политическая обстановка в крае в XVII - начале ХУШ в.

Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.).

- Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708гг.) Практикум: работа с документом «Прелестная грамота»



1


Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения о походе Фрола Разина к Коротояку и о восстании в Острогожске.

Рассказывать о связи населения с донскими казаками.

Систематизировать материал о причинах выступлений донских казаков. Характеризовать итоги восстаний

20

Урок-зачет по теме «Социально- экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.


1

Систематизировать исторический материал о социально-экономическом и политическом развитии Воронежского края в XVII в. Высказывать суждения об особенностях развития края Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в XVII в.

Тема 5. Воронеж и Воронежский край при Петре I (5 ч)

21

Деятельность Петра Великого в Воронеже.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты

1

Составлять характеристику Петра I.

Объяснять причины Азовских походов. Рассказывать о деятельности Петра I в Воронеже

22

Строительство Азовского флота в Воронеже.


Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Русские и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Роль русской православной церкви в создании Азовского флота.

Практикум по документам




1

Изучать материалы, свидетельствующие о строительстве флота в городе Воронеже. Высказывать суждения о роли города Воронежа в строительстве флота.

Самостоятельно подготовить сообщение к уроку о мастерах-кораблестроителях.

Раскрывать смысл понятий: верфь, работные люди, кумпанства

23

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в.


Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.)


1

Давать общую характеристику развитию местной промышленности.

Самостоятельно подготовить сообщение к уроку о первых учебных заведениях.

Объяснять причины издания суровых

24

Памятные места Петровской эпохи в крае.

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таирова, Дивногорского монастыря и других мест. Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

По выбору: экскурсия, сообщение, презентация

1

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников, дополнительной литературы. Работать с картой по единому заданию. Изучать исторические документы и использовать их для рассказа об уничтожении городов и сел, возникших без царского повеления. Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия по местам, связанным с Петром I



25

Урок-зачет по теме «Воронеж и Воронежский край при Петре I»



1

Систематизировать исторический материал о Воронеже и Воронежском крае в эпоху Петра I. Высказывать суждения о значении строительства флота на Воронежской земле.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в первой четверти XVIII в.


Тема 6. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в (3 ч)

26

Образование Воронежской губернии (1725 г.)


Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.








1

Активизировать знания из курса истории России об образовании губерний.

Описывать социальную структуру населения. Раскрывать причины борьбы крепостных крестьян Воронежской губернии

27

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в.


Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Повседневная жизнь жителей края. Практикум по документам

1

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение об истории Воронежа второй половины XVIII в.

Описывать повседневную жизнь жителей края. Приводить примеры новых явлений в хозяйственной жизни губернии.

Рассказывать о строительстве промышленных предприятий, о развитии торговли в крае

28

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в ХVIII в.


Архитектура и строительство в Воронеже и крае.

Первые учебные заведения.

Е. А. Болховитинов и его деятельность

1

Рассказывать о деятельности Е. А. Болховитинова. Составлять рассказ-описание об архитектуре и строительстве в Воронежском крае. Подготовить сообщение о первых учебных заведениях в Воронежском крае и г. Воронеже

29

Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г.







1


30

Общественно-политическая жизнь губернии.





1

Рассказывать об основных занятиях жителей Воронежской губернии.

Приводить примеры строительства новых промышленных предприятий в крае в первой половине

31

Социально-экономическое развитие края.






1

Рассказывать о развитии культуры, образования в Воронежской губернии в первой половине XIX в. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение о деятельности знаменитых воронежцев первой половины XIX в.

Показывать на карте памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев

32

Вклад воронежцев в культуру России.




1

Готовить презентацию о жителях Воронежского края - участниках Отечественной войны 1812 г. Рассказывать о вкладе жителей Воронежской губернии в победу над Наполеоновскими войсками.

33

Урок-зачет по теме: «Социально- экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.


1

Систематизировать исторический материал о Воронеже и Воронежском крае в первой половине XIX в.

Высказывать суждения о значительных событиях на территории края в первой половине XIX в.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в первой половине XIX в.

34-35

Итоговое повторение По выбору:

- защита творческих работ учащихся

-учебные экскурсии

-тестовая проверка знаний.



1

Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в.




































Календарно-тематическое планирование 9 класс


п/п


Наименование тем


Основное содержание уроков

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности ученика

1

2

3

4

5

Тема 1. Воронежская губерния во второй половине XIX в. (5 ч)


1.

Реформа 1861 г. в губернии: особенности ее проведения и последствия.


Развитие капитализма в губернии. Изменение структуры населения крестьянские выступления. Практикум по документам


1

Активизировать знания из курса истории России. Объяснять причины проведения реформы 1861 г. Характеризовать основные положения реформы, ее итоги.

Рассказывать о строительстве промышленных предприятий, о развитии торговли в крае во второй половине XIX в.

2.

Народническое движение в крае.


Организации «Наши», «Земля и воля», «Черный пе­редел».

Деятельность народников в крае. Г. В. Плеханов, А. И. Желябов, А. Д. Михайлов и др.


1

Оценивать значение и последствия народнического движения в крае.

Рассказывать о рабочем движении и первых соци­ал-демократических организациях

3.

Начало рабочего движения и зарождение пер­вых социал-демократических организаций


Социально-экономические условия жизни рабочих. Выступления и стачки в крае. Первые марксистские кружки



1

Готовить сообщение или презентацию об одном из деятелей социальных движений.

4.

Деятели культуры - уроженцы Воронежско­го края.


Развитие образования в крае. Деятельность С. И. Мосина М. А. Веневитинова. Художники И. Н. Крамской, Н. Н. Ге



1

Готовить сообщение или презентацию об одном из деятелей культуры

5.

Урок-зачет по теме: Воронежская губерния в пореформенный период



1

Составлять словарь терминов по истории России второй половины XIX в..

Разрабатывать проекты по любой из наиболее ин­тересных и понравившихся тем

Тема 2. События начала XX в. в истории Воронежского края (3 ч)

6.

Социально-экономическое развитие губернии.


Развитие промышленности. Положение рабочих и крестьян в губернии

1

Характеризовать социально-экономическое развитие губернии.

Давать общую характеристику положения рабочих

7.

Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воро­нежской губернии.


Февральская стачка, восстание солдат дисципли­нарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае




1

Раскрывать причины революции 1905-1907 гг. Рассказывать о ходе революции на территории края.

8.

Общественно-культурная жизнь губернии.

.Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения



1

Самостоятельно подготовить сообщение об общественной и культурной жизни губернии в первой половине XX в.

Тема 3. военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г. (5ч)

9.

События Февраля 1917 г. в Воронеже и гу­бернии.


Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Практикум: работа по документам

1

Активизировать знания из курса истории России. Использовать электронные ресурсы для изучения событий Февральской революции в Воронеже и гу­бернии.

Находить и группировать информацию по данной теме из дополнительных источников

10.

Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае.


Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах

1

Называть причины событий октября 1917 г. Рассказывать о первых мероприятиях Советской власти.

Объяснять суть борьбы политических сил в Советах на местах

11-12

Гражданская война в губернии.


Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осе­нью 1919 г.

Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. На­родное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 г.).

Практикум по документам

2

Высказывать и аргументировать причины граж­данской войны.

Работать с картой в малых группах по единому заданию.

Характеризовать итоги гражданской войны. Объяснять политику «военного коммунизма» в условиях гражданской войны

13.

Урок-зачет по теме: «Военно-политическая борьба в Воронежской губернии накануне и после Октября 1917 г.


1

Решать исторические задачи и проблемные ситуа­ции по истории Воронежского края в первой поло­вине XX в.

Систематизировать исторический материал о Во­ронежском крае в период революций и гражданской войны.

Высказывать суждения о значении событий 1917 г. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края в начале XX в. по образцу ГИА

Тема 4. Социально-экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг. (6 ч)

14.

Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности.

Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область


1

Систематизировать исторический материал о Воронежском крае после гражданской войны. Объяснять причины проведения индустриализации и коллективизации


15.

Индустриализация в Воронежской области.


Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации


1

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о трудовом; энтузиазме жителей края в период индустриализации

16.

Коллективизация в Черноземном крае.


Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье


1

Собирать информацию и готовить сообщен проведении коллективизации на территории края

17.

Сталинские репрессии в Воронежском крае.


Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, цер­ковнослужителей.

Практикум: исследование «История моей семьи в 20-30-е гг.»


1


Участвовать в обсуждении материалов, рассказы­вающих о массовых репрессиях. Определять свое отношение к массовым репрессиям на основе анализа документов, отрывков из работ историков, статистических данных

18.

Культурная жизнь в Воронежской губер­нии и изменения в культурном строительстве.


Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преоб­ражение г. Воронежа

1

Собирать информацию и готовить сообщение о культурной жизни в крае

19.

Урок-зачет по теме: «Социально- экономическое положение Воронежского края в 1920-1930 гг.


1

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Высказывать суждения о событиях 1920-1930 гг.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Воронежского края 1920-1930 гг

Тема 5. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послевоенного строительства (8 ч).

20

Воронежская область в начале войны.


Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эва­куация части воронежских заводов. Начало массиро­ванных налетов фашистской авиации на город

1

Активизировать знания из курса истории России периода Великой Отечественной войны.

Рассказывать о формировании добровольческого полка.

Характеризовать работу завода им. Коминтерна, Воронежского авиационного завода и др. промыш­ленных предприятий в годы войны

21.

Военные действия на территории Воронеж­ской области.


Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (коман­дующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско- Россошанская и Воронежско-Касторненская насту­пательные операции и их значение. Злодеяния гитле­ровцев на воронежской земле




1

Систематизировать исторический материал о со­бытиях Великой Отечественной войны на террито­рии Воронежской области и города Воронежа. Использовать историческую карту для рассказа о военных действиях на Воронежском направлении.

22.

Боевые и трудовые подвиги наших земля­ков в годы войны.

Героизм, запечатленный в мемо­риалах, памятниках, музеях, названиях улиц.


1

Собирать информацию и готовить сообщения (пре­зентацию) О подвигах наших земляков.

23.

Практикум: сочинение «Война в судьбе мо­ей семьи»


1


24-25

Очная или заочная экскурсия по местам боевой славы. Посещение музея «Арсенал»



2


26

Восстановление народного хозяйства.


Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышлен­ности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской об­ласти. Возрождение культурных ценностей

1

Рассказывать о восстановлении народного хозяйст­ва на территории края.

27

Урок-зачет по теме «Воронежская область в годы Великой Отечественной войны и послево­енного строительства»

Архитектура и строительство в Воронеже и крае.

Первые учебные заведения.

Е. А. Болховитинов и его деятельность

1

Разрабатывать проекты по любой из наиболее ин­тересных и понравившихся тем.

28

Воронежская область в период «оттепели».

Воронеж в 70-80-е гг.


Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, за­вод тяжелых механических прессов, завод радиодета­лей, Острогожский консервный завод, Нововоронеж­ская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.

Развитие сельского хозяйства области. Концен­трация и специализация сельскохозяйственного про­изводства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области







1

Систематизировать исторический материал о Во­ронежском крае в период 60-80-х гг. Высказывать суждения о причинах тяжелого поло­жения в деревне.

Характеризовать социально-экономическую жизнь в крае в период «оттепели».

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии промышленности в 50-80 гг.

29

Достижения наших земляков в области культуры.


Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронеж­ские писатели

1

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения о развитии культуры на территории края

Тема 7. Современный этап развития Воронежской области (4 ч).

30

Экономика края на современном этапе развития: ее особенности.

Крупные предприятия края. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправ­ления: их функции, взаимодействие, эффективность





1

Объяснять причины социально-экономических пе­ремен последнего десятилетия ХХв.

Характеризовать работу промышленных предпри­ятий Воронежской области. Раскрывать перспективы развития области. Объяснять систему управления областью и принцип работы органов местного самоуправления. Раскрывать сущность взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации.

31

Развитие образования и культуры в Воро­нежской области.


Современная архитектура и строительство. Но­вые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь


1

Рассказывать о наиболее значительных событиях в области культуры Воронежа и Воронежской области

32-33

Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения

Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства




2

Называть важнейшие перемены в социально- экономической жизни края на современном этапе. Сравнивать состояние общества в 90-е гт. и в нача­ле XXI в.

Рассказывать о том, как изменилась жизнь в твоем городе, поселке, селе.

Обозначать основные проблемы и трудности края на современном этапе.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источни­ков, дополнительной литературы

34-35

Итоговое повторение

По выбору:

  • защита творческих работ учащихся

  • учебные экскурсии

тестовая проверка знаний



2

Систематизировать исторический материал по истории Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в.

Выполнять тестовые контрольные задания по исто­рии Воронежского края с древнейших времен до первой половины XIX в.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!