СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, реализуется средствами УМК система Л.В.Занкова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой  «Литературное чтение», 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе составлена на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, реализуется средствами УМК система Л.В.Занкова.»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4-б классе составлена на основе авторской программы В.Ю. Свиридовой, ООП НОО МБОУ СОШ №1 города Пушкино и реализуется средствами УМК система Л.В.Занкова.


Общая характеристика учебного предмета


Школьные предметы художественного цикла отличаются от других предметов своими целями, средствами и методами их преподавания. Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа дейст­вительности, который соотнесен с идеалами прекрасного.

Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоцио­нально, развить воображение, речь, способ­ность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образо­вания на своем специфическом материале работает на достижение общих целей на­чального образования:

- развитие личности школьника, его творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуаль­ности ребенка;

- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценност­ного позитивного отношения к себе и окру­жающему миру.

Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими ду­ховно-нравственных ценностей человечест­ва, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духов­но-нравственных представлений, формиро­ванию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нрав­ственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приоб­щение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, со­держащихся в художественных произведе­ниях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литера­турного чтения может стать воспитание ин­теллигентной личности, чутко и с понима­нием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой).

Цель курса литературного чтения - вос­питание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потреб­ность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способ­ность к творческой деятельности. Началь­ное образование как самоценный и значи­мый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.

Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется об­щее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, разви­тые эстетические чувства.

Достижению этой цели способствует ор­ганизованное в процессе обучения осозна­ние учащимися особенностей художествен­ного отражения мира в ходе слушания, чте­ния произведений и собственного литера­турного творчества.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение лите­ратуры как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специ­фики - художественной образности.

Эстетическое осмысление действительно­сти посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные ви­ды искусства: литературу, живопись, музы­ку, скульптуру, архитектуру, театр, кино. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен сопри­коснуться с разными видами искусства. Общность всех видов искусства - в способ­ности художника воображать, фантазиро­вать, создавать не понятия, а образы. Ведет­ся постепенное осознание существенных признаков понятия «художественный об­раз», формируется общее представление об этом понятии как определяющем для пони­мания особенностей литературного творче­ства: в произведении явления действитель­ности предстают перед читателем пропу­щенными через призму восприятия худож­ника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Школьник учится полноценно воспринимать художест­венную литературу как особый вид искус­ства.

Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседни­ка. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как челове­ка, расширит культурный кругозор, мотиви­рует его обращение к художественным про­изведениям в дальнейшей жизни.

В процессе изучения курса литературно­го чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популяр­ной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практи­ческой работы. В результате школьник по­лучит возможность осознать значимость систематического чтения для своего даль­нейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.

Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образова­тельного стандарта начального общего обра­зования, являются:

1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире чело­века, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;

2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культу­ры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; рас­ширение представления детей о российской истории и культуре;

3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознаком­ления с литературоведческими понятиями и их практического использования;

4) воспитание культуры восприятия ху­дожественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осоз­нание значимости чтения для личного раз­вития; формирование потребности в систе­матическом чтении, в том числе для успеш­ности обучения по всем учебным предметам;

5) развитие речевых навыков школьни­ков, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), ин­терпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу тек­ста), анализа и преобразования художествен­ных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письмен­ное высказывания на свободную тему).

Поясним, как отбор и структурирование содержания курса литературного чтения и организация работы с этим содержанием способствуют решению поставленных задач.

Преподавание литературного чтения опи­рается на стихийное творческое начало, присущее ребенку до школы. Как правило, дошкольник является слушателем и синкре­тическим творцом одновременно в изобра­зительной, музыкальной, игровой деятель­ности. Курс литературного чтения продол­жает, но целенаправленно, воспитание слу­шателя, читателя и творца. При этом про­исходит обогащение читательского опыта и литературного кругозора, формируется осознанная потребность в чтении. Курс предполагает развитие способности само­стоятельно воспринимать литературу, а так­же развитие культуры эмоций.

Решение этих задач предполагает посто­янное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться ши­рокая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального на­полнения, разнообразие сюжетов, характе­ров и отношений героев, а также многооб­разие художественных средств создания об­раза.

Приобщение детей к искусству литерату­ры требует особой методики, не разрушающей процесс восприятия и понимания худо­жественного произведения. Важно работать с текстом деликатно, не прямолинейно, не «в лоб», а бережно поддерживая ростки эмоционального отношения к прочитанно­му. Совместное наслаждение от литератур­ных открытий, удовольствие от проникно­вения в глубинный смысл произведения по­может «заразить» ученика интересом к чте­нию.

Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:

1) принципиальную целостность художе­ственного образа, важность, «неслучай­ность», незаменимость каждого художест­венного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;

2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художествен­ного образа; возможность различной анали­тической интерпретации деталей художест­венного произведения;

3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать яв­ления


литературы) и эмоционального (сопе­реживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (нас­лаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения пони­мать ее).

Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художествен­ного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в систе­ме основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терми­нов, а на уяснение с их помощью специфи­ки литературы. Литературоведческими по­нятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


В процессе общения с художественной литературой и искусством ученики знако­мятся с общечеловеческими ценностями, с системой духовно-нравственных представ­лений человека, учатся соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическим и нормами.

Изучение произведений классиков оте­чественной детской литературы приобщает учащихся к культурному наследию народов России, приучает размышлять об истории своей Родины, сегодняшнем дне и будущем страны. Так постепенно будет формировать­ся гражданская идентичность, чувство гор­дости за свою Родину, ее народ и историю.

Нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся происходит в процессе формирования способности личностно, пол­ноценно и глубоко воспринимать художест­венную литературу, в ходе изучения основ ее теории и практики анализа художествен­ного текста.


Место учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане


На предмет «Литературное чтение» для 4 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 102 часа (3 часа в неделю; 34 учебных недели). Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качеств чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.


Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучения в начальной школе являютсяосознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приёмами интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умения декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.


Требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения

Учащиеся научатся:

  • читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя; темп чтения 90–100 слов в минуту;

  • выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;

  • воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;

  • находить черты сходства и различия в рассказе и повести;

  • рассказывать о любимом писателе, поэте;

  • устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему;

  • практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;

  • выделять средства художественной выразительности в литературном произведении.

Владеть компетенциями:

  • коммуникативной,

  • личностного саморазвития,

  • смыслопоисковой.

Решать следующие жизненно-практические задачи:

  • использовать средства художественной выразительности в жизненных ситуациях;

  • уметь оценить сложившуюся ситуацию, проанализировать, выбрать нужное решение;

  • создавать собственные литературные произведения;

  • учиться ориентироваться в мире книг.

Учащиеся получат возможность знать;

  • о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;

  • о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.

  • наизусть 15–20 стихотворений разных авторов, из них ряд стихотворений любого поэта.


Содержание программы

4 класс (102 часа)


Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос к учебному тексту, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Говорение (культура речевого общения).

Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм

речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Минисочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научно-популярных. Особенности фольклорного и авторского текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Самостоятельное воспроизведение текста

с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение

эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде

самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих со ставить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.

Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение,

сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в ми_

фе, пафос борьбы с ними в былине.

Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Героическая тональность былин. Сравнение с героикой мифов.

Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы _ к торжеству ума, смекалки.

Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия.

Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок. Народная и авторская социально-бытовая сказка.

Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение). Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы. Жизнь жанров фольклора во времени. Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и былину.

Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.

Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии . драмы.

Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания.

Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия,

превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа.

Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизи повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя.

Рассказ. Событие в рассказе - яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.

Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской-поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создания образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной

формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).

Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).

Драма. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление

текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев - ремарок. Внешняя устраненность автора в драматическом произведении: основной текст пьесы - это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.

Творческая деятельность учащихся(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности

учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Круг чтения четвертого года обучения

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора: считалки, загадки, заклички, пословицы, поговорки. Мифологические сюжеты Древней Греции. Подвиги Геракла.

Былины

«Как Илья из Мурома богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Святогор и Илья Муромец»*, «Никита Кожемяка», «Садко»*.

Русские народные волшебные и бытовые сказки

«Иван-царевич и серый волк», «Летучий корабль», «Марья Моревна»*, «Иван крестьянский сын и чудо-юдо»*, «Семь Симеонов»*, «Что дальше слышно», «Кашица из топора», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Мена»*, «Как мужик гусей делил»*, «Петухан Куриханыч»*.

Классики русской и зарубежной литературы

А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Жуковский, А. Баратынский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Блок*, С. Есенин*, К. Бальмонт, В. Хлебников, И. Бунин, М. Цветаева, А. Ахматова, В. Маяковский*, Саша Черный, Н. Асеев,А.К. Толстой, Д. Кедрин, Н. Рыленков*.И. Крылов «Слон и Моська»; М. Лермонтов «Бородино»; Н. Некрасов «Крестьянские дети»; А.К. Толстой «Илья Муромец». А. Чехов «Ванька», «Белолобый», «Каштанка»*; А. Толстой «Детство Никиты»*;С. Аксаков «Детские годы Багрова_внука»*;Л. Андреев «Петька на даче»; А. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных,

предметах и событиях», «Слон»; Саша Черный «Дневник фокса Микки»; Л. Чарская «Сказки»*.

В. Гюго «Гаврош»*; М. Метерлинк «Разум цветов»*; Э. Сетон-Томпсон «Уличный певец»*.

Русские и зарубежные авторские сказки и сказочные повести

Братья Гримм «Маленькие человечки»*;Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок»*, «Русалочка»*, «Елка»*, «Чайник»*; Э. Т. А. Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»; В. Гауф «Карлик Нос»*; О. Уайльд «Мальчик-звезда»*;Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»*.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»; П. Бажов «Огневушка-Поскакушка»; С. Прокофьева «Лоскутик и Облако».

Современная русская и зарубежная литература

С. Маршак, Б. Заходер, Ю. Мориц*,М. Бородицкая, В. Берестов, Тим Собакин*,Н. Матвеева, Д. Самойлов*, В. Соколов*,Б. Окуджава*, Ю. Левитанский*, Н. Матвеева, К. Некрасова*.

М. Пришвин «Земля показалась», «Старый гриб»*; К. Паустовский «Барсучий нос»*, «Резиновая лодка»*; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»*; Ю. Яковлев «Мама»; В. В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»,

«Куриный бульон»; Н. Носов «Трудная задача»; Ю. Коваль «Самая легкая лодка

в мире»; С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Лисичка»; Ф. Кривин «Часы, минуты, секунды»; Л. Петрушевская «Сказки»*; Ф. Искандер «Рассказы»*.Дж. Родари «Джельсомино в Странелжецов»*; О. Пройслер «Маленькое Привидение»*; Т. Янссон «Ель», «Приключения Муми-Тролля»*.Японские трехстишия.

Приключения и фантастика

В. Крапивин «Старый дом»; В. Некрасов «Приключения капитана Врунгеля»*;

Е. Велтистов «Приключения Электроника»; А. Мошковский «Пятеро в звездолете»;

Ю. Сотник*, В. Железников*, Л. Кассиль*,Л. Лагин «Старик Хоттабыч»*; К. Булычев

«Приключения Алисы»*.М. Твен «Приключения Тома Сойера»*;Д. Дефо «Робинзон Крузо»*; Д. Свифт «Путешествие Гулливера»*; Р. Брэдбери «Р - значит ракета»*.










































Материально-техническое обеспечение учебного предмета


1. Работа по данному курсу обеспечива­ется УМК:

Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров».

Свиридова В.Ю., Березина Э.В. Учись читать: Пособие по чтению. - Самара: Из­дательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».

Хрестоматия по литературному чте­нию. 1, 2, 3, 4 кл. / Автор-составитель В.Ю. Свиридова. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная ли­тература».

Свиридова В.Ю. Методические рекомен­дации к курсу «Литературное чтение». 1, 2, 3, 4 кл. - Самара: Издательский дом «Федо­ров»: Издательство «Учебная литература».

Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ. 2-4 кл.: В 2 частях. - Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литера­тура.

Волшебный мир картины: Иллюстра­тивный материал (компакт-диск). - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­тельский дом «Федоров».

2. Специфическое сопровождение (обо­рудование):

- илюстрации к литературным произведе­ниям;

- портреты писателей;

- репродукции произведений живописи;











Тематическое планирование

(основное содержание по темам)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

1. Волшебная старина (19 часов)

С.Маршак «И поступь, и голос у времени тише...» Картина М.Шагала «Часы с синим крылом» Пословицы и поговорки русского земледельца. Сказка «Иван-царевич и серый волк» , «Летучий корабль»

В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность.

Подвиги Геракла.

Подвиги русских богатырей. Былины: «Как Илья из Мурома богатырем с

тал» , «Илья Муромец и Соловей разбойник» , « Никита Кожемяка». А.К.Толстой «Илья Муромец» Картины М.Врубеля «Богатырь» и В.Васнецова«Богатери» Р.Н.С. «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег», «Кашица из топора». С.Маршак «Сказка про короля и солдата» Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»


Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью,

позволяющей понимать смысл прочитанного.

Пересказывать произведение выборочно, кратко.

Выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения.

Объяснять смысл названия произведения.

Выявлять основную мысль произведения.

Сочинять рассказы, записывать их.

Создавать групповые и индивидуальные проекты.


2. Пленительные напевы (30 ч)

В.Жуковский «Там небеса и воды ясны!»

А.Пушкин «Москва... Как много в этом звуке...»

М.Лермонтов «Бородино»

И. Крылов «Слон и Моська»

Н.Некрасов «Крестьянские дети» А.Чехов «Ванька»

И.Бунин «Детство» Л.Андреев «Петька на даче»

Картины А.Венецианова «Жнецы» и В.Маковского

«Свидание»; М.Добужинского «Окно парикмахерской» и

М.Шагаля «Окно» Ф.Тютчев «Смотри, как роща

зеленеет...»

Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»

С.Маршак «Двенадцать месяцев»

С.Черный «Рождественское», Туве Янссон «Ель»


Определять особенности жанра.

Читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в том числе стихотворения любимого

поэта. Подтверждать собственное высказывание словами из текста. Сравнивать героев произведений. Оценивать

действия героев. Создавать рассказ по циклу картинок.

Пересказывать от лица персонажа. Определять идею произведения. Создавать сказки на определённую тему.

Сопоставлять нравственную позицию создателей разных сказок. Работать в паре: выслушивать мнение партнёра,

оценивать его, вырабатывать общую позицию.

Выявлять отношение автора к персонажам.

Проявлять творческую инициативу, самостоятельность в

групповой работе.

3. Огонь волшебного рассказа (24ч) 

Д.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?»

Картина К.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

Рассказ М.Пришвина «Земля показалась»

Стихотворение Н.Асеева «Февраль», А.Саврасов «Грачи прилетели»

П.Бажов «Огневушка-Поскакушка»

А.Пушкин «Зимняя дорога» , «Зима!Крестьянин, торжествуя...» А.Пушкин «Зимняя дорога »

А. Чехов «Белолобый», А.Куприн «Мысли Сапсана о

людях, животных, предметах и событиях»

С.Черный «Что ты тискаешь утенка?»

С.Черный «Дневник фокса Микки»

А.Куприн «Слон», А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие...», Ю.Яковлев «Мама»

В.Берестова «Разлука», «Семейная фотография»

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!», «Куриный

бульон», Н.Носов «Трудная задача»


Выразительно читать стихотворения.

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту.

Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Сочинять рассказ, загадку на задуманную тему.

Находить сравнения в тексте произведения.

Выражать свои мысли в устной и письменной речи,

строить монологи и участвовать в диалоге.

Находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме.

Соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей.



4. Все, что сердцу мило (26ч)

А.Фет «Это утро...», Н.Матвеева «В лощинах снег...»

С.Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды»

С.Козлов «Лисичка»

М.Цветаева «Красною кистью...» Японские поэты

К.Бальмонт «Как я пишу стихи», М.Шагаль «Над городом»

Е.Баратынский «Чудный град»

А.Фет «Воздушный город»

Б.Заходер «Воздушные замки»

М.Лермонтов «Парус»

Ю.Коваль «Писатель-путешественник»

В.Крапивин «Старый дом»

С.Прокофьев «Лоскутик и Облако», Притчи Ф.Кривина,

В.Солоухина, Фантастические произведения

А.Мошковского, Е.Велтистова

Картины С.Дали


Выразительно читать литературное произведение.

Описывать внешний вид персонажа.

Читать по ролям художественный текст.

Делить произведение на части и озаглавливать

их, составлять план произведения.

Сопоставлять персонажей разных произведений.

Продолжать сказку, создавать сказки по заданной теме в устной и

письменной форме.

Выделять нужный эпизод, пересказывать фрагмент текста.

Передавать в рисунке впечатление, произведенное литературным

произведением. Соотносить литературный текст, его экранизацию, театральную постановку.

Осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием

дополнительных источников, включая контролируемое

пространство Интернета.




Календарно-тематическое планирование к учебнику В.Ю. Свиридовой «Литературное чтение», 4 класс

п/п

Тема урока.


Решаемые проблемы

(содержание)

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Дата по плану

Дата по факту




Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты



Волшебная старина (19 часов)

1.

Крутим барабан времени.


Что такое время?

Осознание значимости чтения для личного

развития; осознанное восприятие и оценка

содержания. Анализ стихотворения, сюжета, средств выразительности, использованных в нем,

поэтических образов.

Формировать умение работать с учебником,

ориентироваться

в нем.

Формировать

умение использовать

доступные речевые

средства для передачи своего впечатления

Принимать учебную задачу, следовать

инструкции учителя

Формировать

положительное

отношение к уроку

литературного

чтения.

Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны

1.09


2.

Пословицы и поговорки русского земледельца

Что такое пословицы и как их отличить от поговорок?


Умение отличать пословицу от поговорки.

2.09


3.




Законы волшебной сказки

Каковы законы в волшебной сказке?

Умение выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос, прогнозировать содержание произведения. Формулирование закономерностей волшебной сказки

Понимание особенностей русских народных волшебных сказок.

Самостоятельно работать с учебником

Проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе

Умение ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков героев книг


7.09


4.

8.09


5.

Отражение в сказке древних представлений о мире.

Какие у древних людей были представления об окружающем мире?

Передача содержания прочитанного с учетом

жанровых особенностей


Формировать чувство сопричастности своему народу

9.09


6.

Испытания сказочного героя.

Как главный герой проходит испытания?

Анализирование текста

определение принадлежности сказки к типу волшебных сказок; определение композиции сказки с троекратными повторами, мотивом испытания, которое проходят герои.

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей.

Способность обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;

строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи


Формировать основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению

14.09


7.

Пословицы и поговорки о качествах человека

Какие человеческие качества важны для жизни?

Умение улавливать смысл пословиц и поговорок

Умение искать информацию, представлять найденную информацию,

работать с приложениями учебника;

Формировать чувство сопричастности своему народу

15.09


8.



Подвиги Геракла.



Чем отличается миф от сказки?

Осознанное восприятие содержания текста, оценка

его характера, особенностей.


Формировать

умение использовать

доступные речевые

средства для передачи своего впечатления

Р. Принимать учебную задачу, следовать

инструкции учителя

Формировать эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений

16.09


9.

Подвиги Геракла. Образ Кербера.

21.09


10.

Мотивы мифов, позднее отразившиеся в волшебных сказках.


Овладение навыками осознанного, правильного и

выразительного чтения.

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его характера.


Р. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

П. Выполнять логические действия (анализ, сравнение); выбирать книгу в библиотеке

К. Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.


Формирование внутренней мотивации обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;


22.09


11.

Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины.


Что такое былина?

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его характера.


Умение пересказывать текст по плану;

К. сотрудничать с учителем и сверстниками

Р. Принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

Формировать чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России,

23.09


12.

Черты древней сказки и исторические подробности в былине.

Почему богатыри так близки русскому народу?

Использование простейших приемов анализа текстов.

П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом; использовать знаково-символические средства.

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан

28.09


13.

Мотивы былины в художественном произведении.


Какие события былины отражают черты реального исторического времени?

Анализирование текста, различая прием

сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и

проверять каждую, обращаясь к тексту.

Эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм.

29.09


14.

Воины-богатыри у разных народов.

Похожи ли герои у разных народов?

Использование простейших приемов анализа текстов.

Р. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

П. Выполнять логические действия; К. Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Формирование внутренней мотивации обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;


30.09


15.



Бытовые сказки.


Отличия бытовой сказки от других сказок

Осознанное восприятие и оценка содержания

текста

Читать по ролям, участвовать

в инсценировании.

Р. Осуществлять первоначальный контроль своих действий.

П. Группировать и классифицировать тексты по разным основаниям

К. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок

5.10


16.

Мотивы бытовой сказки в художественном произведении.


6.10


17.



Особенности авторской сказки. Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

В чем отличие авторской сказки от народной?

Анализ языковых средств для выражения

отношения автора к герою.


Р. Принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя.

П. Выполнять логические действия (анализ, сравнение);

К. Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Эмоциональное восприятие поступков героев

литературных произведений доступных жанров и

форм.

7.10





18.

12.10







19.

Наедине с книгой. Русская народная сказка «Мена»


Использование простейших приемов анализа текстов.

П. Выполнять логические действия (анализ, сравнение);

К. Входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок

13.10


Пленительные напевы (30 ч)

20.

Понятие «классической» поэзии.


О чем и как говорит классическая поэзия?

Овладение навыками осознанного, правильного

и выразительного чтения

Р. вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов; К. грамотно формулировать вопросы

П. умение представлять найденную информацию

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

14.10


21.

Поэзия и история.

М. Лермонтов «Бородино»


История страны в поэтическом произведении

Осознание значимости чтения, понимание цели

чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений).

Формировать чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России

19.10


22.

Позиция автора, «спрятанная» за иносказанием.


Что такое «иносказание»?

Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации.

Р. Осуществлять первоначальный контроль своих действий.

П. Группировать и классифицировать тексты по разным основаниям

К. Использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям граждан своей страны



20.10


23.

Н.Некрасов

«Крестьянские дети»

Кто может быть героем стихотворения?

Декламация стихотворения.

Распознавание особенностей поэтического текста.

Формировать основы эмоционального сопере-живания прочитанному

21.10


24.



Два мира Ваньки Жукова.


Каким автор изображает Ваньку?


Чем живет Ванька?




Как автор относится к своему герою?

Ориентирование в нравственном содержании

прочитанного, осознание сущности поведения

героев, умение сам-но делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.


Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

П. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

К. Принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

Эмоциональное восприятие поступков героев

литературных произведений доступных жанров и

форм.

26.10


25.



Два мира Ваньки Жукова.


27.10

28.10


26.

Два мира Ваньки Жукова.

27.

Эмоциональный тон и характер воспоминаний.


Что такое впечатление и переживание?

Декламация стихотворения.

Распознавание особенностей поэтического текста.

Формировать основы эмоционального сопереживания

прочитанному

9.11


28.

Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче»

Что является самым тяжелым в жизни мальчиков?


Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения

Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений

10.11


29.

Главный герой рассказа его возрождение и возвращение.


Как автор относится к своему герою?

11.11




30.




Литературный герой и его прототип.

Л.Андреев «Петька на даче».

Кто является прототипом героя рассказа?

Анализ текста (сюжет, внеш­ность, речь и поступки геро­ев, языковые средства, ис­пользуемые в произведении). Ответы на вопросы по содер­жанию прочитанного. Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Формировать основы эмоционального сопереживания

прочитанному


16.11


31.

17.11


32.

Особое восприятие реального времени.


Как поэт рисует картину реального времени?

Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.


П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст; Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

18.11


33.

Образ реального мира волшебной сказки.

Каким автор изображает реальный мир?

Анализ текста (сюжет, внеш­ность, речь и поступки геро­ев, языковые средства, ис­пользуемые в произведении).


Ответы на вопросы по содер­жанию прочитанного.


Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

Зачитывание вслух тех час­тей текста, которые под­тверждают, обосновывают вы­сказанное суждение.

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста. Осознание способов и приёмов действий при решении учебных задач

Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений

23.11


34.

Реальное и чудесное в волшебной сказке.


Из каких деталей складывается представление о связи реального и волшебного?

24.11


35.

Особенности Волшебного мира

в авторской сказке.

Чем сопровождается переход из реального мира в волшебный?

Развивать интерес к различным видам художествен­ной деятельности (декламация, , инсценировка) как средство самовыражения;

25.11


36.

Наедине с книгой. Сказка в сказке

О чем эта сказка?

30.11


37.

1.12


38.

Общее представление о пьесе.

Что такое пьеса?

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его характера.


П.: обобщать сведения, делать выводы, прово­дить сравнение на различном текстовом ма­териале;


Р.: осуществлять пошаговый и итоговый са­моконтроль результатов деятельности;


К.: проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;




Развивать интерес к различным видам художествен­ной деятельности (декламация, , инсценировка) как средство самовыражения;



Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении

2.12


39.

Мир драмы. С.Маршак «Двенадцать месяцев»

Что такое драма?

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям.

7.12


40.


Характеры героев и персонажей пьесы.

Какие слова «выдают» характеры героев?

Воспроизводить содержание текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявлять мотивы поведения

8.12


41.

9.12


42.

С. Маршак «Двенадцать месяцев» Конкурс инсценировок

В чем сила и смысл волшебных предметов, которые встретились в драме?

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, драматизация


14.12


43.

Сложное чувство единения со всем миром.

В чем важность Рождества для всего человечества?

Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации.

П.: обобщать сведения, делать выводы, прово­дить сравнение на различном текстовом ма­териале;


Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны

15.12


44.

Проверочная работа за первое полугодие


Проверять себя и оценивать свои достижения

Р.: осуществлять пошаговый и итоговый са­моконтроль результатов деятельности

Формировать заинтересованное отношение к литератур­ному чтению, внутренняя мотивация обра­щения к книге.

16.12


45.

Работа над ошибками.

21.12



46.

Понимание, приятие и любовь. Т. Янсон «Ель»

Какими человеческими чувствами наделены герои сказки?

Анализ текста (сюжет, внеш­ность, речь и поступки геро­ев, языковые средства, ис­пользуемые в произведении).


Ответы на вопросы по содер­жанию прочитанного.


П.: осуществлять поиск необходимой инфор­мации с использованием учебной, справоч­ной литературы;

Р.: самостоятельно работать с книгой;

К.: используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на по­зицию другого человека, учитывать комму­никативные позиции собеседников;

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок.


Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

22.12


47.

Фантастические существа с человеческими

характерами

Что оказалось самым главным в Рождестве?

23.12


48.

Наедине с книгой. Г. Андерсен. «Ёлка».

Что случилось с елкой?

Ориентирование в нравственном содержании

прочитанного, осознание сущности поведения

героев, умение сам-но делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений

11.01


49.

Наедине с книгой. Г. Андерсен. «Чайник».

Чему учит сказка?

12.01


Огонь волшебного рассказа (24ч)

50.

Поэтические образы, выражающие привязанность к родным местам.

Как поэтам удается взволновать читателя тем, о чем они говорят?

Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие. Сравнение средств воздей­ствия на слушателя и зрите­ля разных видов искусства.

П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом; использовать знаково-символические средства.

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

13.01


51.

Загадки авторской сказки.



Формулирование закономерностей сказки.

Ответы на вопросы по содер­жанию прочитанного


П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений


Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны

18.01


52.

Нравственные проблемы, поднятые

в произведении.


Определение мотивов народных сказок в авторском тексте.

Рассказывать об авторском отношении к героям произведения.

Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях

19.01


53.

Основные мотивы и главная мысль сказки.


20.01


54.

Художественный мир стихотворе- ния

А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

С какими видами рифм знакомы?

Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие.

Распознавание «онегинской строфы».

Декламация стихотворения.

П.: обобщать сведения, делать выводы, прово­дить сравнение на различном текстовом ма­териале;

К.: использовать различные речевые средства для передачи своих чувств и впечатлений;

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

25.01


55.

Мир «детей» и мир «взрослых» в рассказе А.Чехова «Белолобый»


Анализирование текста, различая прием

сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и

проверять каждую, обращаясь к тексту.

Ответы на вопросы по содер­жанию прочитанного


П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

К. сотрудничать с учителем и сверстниками

Р. Принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения.

Формировать основы эмоционального сопереживания

прочитанному


26.01


56.

Комическое и драматическое в рассказе А.П. Чехова «Белолобый».

Поиск сказочных мотивов в рассказе.

Эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам на примере героев литературных произведений

27.01


57.

Красота и выразительность пушкинского стиха. А Пушкин «Зимнее утро»

Сколько строф в этом стихотворении?

Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.

П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

1.02


58.

Необычное восприятие мира.


Почему автор доверяет размышления о жизни собаке?

Пересказывать фрагменты произведения близко к тексту. Привлекать жизненный опыт при анализе художественного произведения.

Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие.

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Основы для эмоционального переживания

художественного текста

2.02


59.

Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна

Какие основы жизни утверждает автор через своего героя?

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев

3.02


60.

Знакомьтесь - дневник, написанный собакой.

Зачем автор доверяет размышления о жизни собаке?


Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие.

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его юмористического характера, характера героя

рассказа.


Анализирование текста, различая прием

сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и

проверять каждую, обращаясь к тексту.


П.: осуществлять поиск необходимой инфор­мации с использованием учебной, справоч­ной литературы;

Р.: самостоятельно работать с книгой;

К.: используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на по­зицию другого человека, учитывать комму­никативные позиции собеседников;

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев

8.02


61.

Художественные особенности повествования.

Главный герой. Его характер.

Главный герой – какой он?

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

9.02


62.

Юмор в разговоре о серьезных проблемах.

В чем юмор произведения?

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев

10.02


63.

С. Чёрный и его интерпретация нравственной проблематики.

Какие чувства собаки кажутся совершенно человеческими?

Формировать основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение

15.02


64.

Мир глазами ребёнка. А.Куприн «Слон»

Могли ли произойти события рассказа на самом деле?

Ориентирование в нравственном содержании

прочитанного, осознание сущности поведения

героев, умение сам-но делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Пересказывание текста по плану.

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Формировать основы эмоционального сопереживания

прочитанному


16.02


65.

Исцеляющая сила мечты и любви


Что на самом деле помогло Наде выздороветь?

Формировать основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение

17.02


66.

Чудесное весеннее преображение.


Какой момент года уловил поэт?

Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.

П.: отбирать, систематизировать и фиксиро­вать информацию;

К.: сотрудничать с учителем и сверстниками

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

22.02


67.

Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева

Заветные мысли автора.

Упражнение в восприятии произведения в исполнении учителя. Оценка своих эмоциональ­ных реакций.


П.: осознанно и произвольно строить сообще­ния в письменной форме;

Р.: выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

К.: выражать свои мысли в устной и письмен­ной речи


Формирование основы осознания своей семейной, этни­ческой, культурной, гражданской идентич­ности;

23.02


68.

«Сочинение-рассуждение «Родина начинается с семьи».

С чего начинается Родина?

Умение составлять и записывать свои рассуждения

24.02


69.

Работа с аннотацией.

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок»

В чем юмор произведения?

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его юмористического характера, характера героя

рассказа.


П.: осуществлять поиск необходимой инфор­мации с использованием учебной, справоч­ной литературы;

Р.: самостоятельно работать с книгой;

К.: используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя произведения, вставать на по­зицию другого человека, учитывать комму­никативные позиции собеседников;

Формировать основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение;


29.02


70.

Юмористический рассказ Н.Н. Носова


Почему учеба главное ваше дело

Осознанное восприятие содержания текста и оценка

его юмористического характера, характера героя

рассказа.


Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;

1.03


71.

Рассказы о настоящих друзьях.

Какие они «настоящие друзья»?

Ориентирование в нравственном содержании

прочитанного, осознание сущности поведения

героев, умение сам-но делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Формировать эмоциональное отношение к чертам харак­тера и поступкам людей на примере героев литературных произведений;


7.03


72.

Проверочная работа по теме «Огонь волшеб-ного рассказа».


Проверять себя и оценивать свои достижения

Р.: осуществлять пошаговый и итоговый са­моконтроль результатов деятельности


8.03


Все, что сердцу мило(26 часов)

73.

Тайны поэзии. Образ весны и ручья.



Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.

П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

9.03


74.

Мир авторской сказки.

В чем смысл фантазии автора?

Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие.


Р. Принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей.

П. Понимать фактическое содержание текста.

К. Использовать доступные речевые средства для пере-дачи своего впечатления.

Основы для эмоционального переживания

художественного текста

14.03


75.

Правда чувств в поэтических сказках


Как отличить слезы радости и слезы печали?

Привлечение жизненного опыта при анализе художественного произведения.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

15.03


76.

Секреты творчества.

Как рождаются стихи?

Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.

Декламация стихотворения.

Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью

П. Ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

К. Вести устный диалог.

Основы для эмоционального переживания

художественного текста

16.03


77.

Урок - праздник поэзии. Читаем хокку.

Чем интересны хокку?

Декламация стихотворения.

Анализ используемых автором слов

(по-научному точных или поэтически красивых).

Подбор рифм и эпитетов.


П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.

21.03


78.

Необычный герой и необычный мир.


В чем необычность мира Ю.Коваля?

Прогнозировать содержание текста по заголовку. Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.

Р. Принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей.

П. Понимать фактическое содержание текста.

К. Использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления.

Основы для эмоционального переживания

художественного текста

22.03


79.

Сложное чувство одиночества.

Каково внутреннее состояние героя произведения?

Определение настроения жи­вописного произведения.

Выразительное чтение произведения с опорой

на эмоциональное восприятие.

Декламация стихотворения.

П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Формировать основы эмоционального сопереживания

прочитанному


23.03


80.

Рождение творческого взгляда на мир.


Использование простейших приемов анализа текстов.

Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою.

Нахождение частей текста, доказывающих высказанное суждение.

П. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.


Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.


К. Принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

Основы для эмоционального переживания

художественного текста



81.

Романтический мир современного подростка.


Заинтересованное отношение к литератур­ному чтению, внутренняя мотивация обра­щения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами



82.

Фантастический мир

В.П.Крапивина

О чем мечтал старый дом?

Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.

Читать выразительно и осознанно текст.


Понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений



83.

Строим воздушные замки. Е.Баратынский

Как можно назвать это стихотворение?


Вычленение системы образов стихотворения, нахождение средств, которые использо­вал автор для передачи свое­го отношения к описывае­мому.


П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность выражать свои эмоции и чувства в выразительном чтении.



84.

Строим воздушные замки. Б. Заходер

Как видение поэта связано с его мечтой?

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев



85.

Авторская сказка - повесть.

С.Прокофьева «Лоскутик и облако»

Каков смысл названия этой повести-сказки?

Прогнозировать содержание текста по заголовку; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; составлять вопросы по тексту.

Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев

П. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

К. Принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

Понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений



86.

Композиция и система образов в авторской сказке-повести


Как относится автор к своим героям?

Основы для эмоционального переживания

художественного текста



87.

Изобразительно-выразительные средства в авторской сказке-повести.


Какова главная тайна повести-сказки?

Читать выразительно текст художественного произведения и выделять главное в прочитанном; пересказывать, оценивать события, героев произведения

П. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.


Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.


К. Принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

Основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение



88.

Домысливание сюжета, развитие характеров героев.


Что же будет дальше?

Составлять простой план текста; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев



89.

Размышления о времени и о себе.

Н. Матвеева «Я мечтала»

О чем мечтает автор?


Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев



90.

Размышления о времени и о себе.

Т. Белозёров «Кладовая ветра»






91.

Сочинение по картине В. Поленова

«Московский дворик».

Как название картины помогает понять настроение художника?


П.: осознанно и произвольно строить сообще­ния в письменной форме;

Р.: осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия


К.: выражать свои мысли в устной и письмен­ной речи


Формировать основы для принятия культурных традиций своей страны



92.

Анализ сочинений.

Получилось ли порассуждать над картиной?

Проверять себя и оценивать свои достижения





93.

Размышления о времени и о себе.

В.Драгунский «Куриный бульон»

Какие ожидания вызывает название рассказа?

Понимать особенности фантастических произведений.


Соотносить название с содержанием произведения.


Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

П. Выделять события, видеть их последовательность в произведении.

Р. Планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью.

К. Принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

Понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений



94.

Шутя говорим о серьезном

В.Драгунский «Куриный бульон»

Что делает рассказ смешным?

Основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение



95.

Библиотечные ресурсы Интернета

Может ли Интернет быть полезным, а наоборот?


П.: осуществлять поиск необходимой инфор­мации с использованием дополни­тельных источников, включая контролируе­мое пространство Интернета

Заинтересованное отношение к литератур­ному чтению, внутренняя мотивация обра­щения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами



96.

Твое место в мире школы, города, страны

Кем бы ты хотел стать?

Определять характер текста; читать осознанно текст художественного произведения; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения

П.: полно и адекватно воспринимать художе­ственный текст;

Р.: строить устное высказыва­ние с учетом учебной задачи;

К.: открыто выражать свое отношение к художественному произведению

Основы моральной самооценки, ориента­ция на моральные нормы и их выполнение



97.

Размышления об истории, о времени и о себе


Человек находится во власти времени или наоборот?

Понимание моральных норм при оценке поступков героев произведений



98.

Нельзя терять высоту. Духовно-нравственный урок притчи

В.А. Солоухина.


Что такое притча?

Анализ используемых автором слов

(по-научному точных или поэтически красивых).

Подбор рифм и эпитетов.


П. Смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Передача информации устным способом;

К. Использовать речь для регуляции своего действия.

Способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев



99.

Проверочная работа за второе полугодие



Р.: осуществлять пошаговый и итоговый са­моконтроль результатов деятельности




100.

Библиотечный урок-викторина

Можно ли обойтись без книг?

Расширение читательского опыта.

Умение работать с книгой: ориентироваться в структуре книги, предполагать

содержание книги по ее обложке, названию,

иллюстрациям, оглавлению.

П.: отбирать, систематизировать и фиксиро­вать информацию;

Р.: самостоятельно работать с книгой;

К.: сотрудничать с учителем и сверстниками

Заинтересованное отношение к литератур­ному чтению, внутренняя мотивация обра­щения к книге



101.

102.

Резервный урок