Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10» Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № 1 от августа 2016г. Руководитель методобъединения ____________ Мишарина В.А. | Согласовано Завуч МКОУ « СОШ №10» ___________Басова Л.В. | Утверждаю Директор МКОУ « СОШ №10 __________________ Лебедева М.Б. Приказ « » 2016 г. | Рабочая программа по предмету «Математика» на ступени основного общего образования для 9 класса Составитель: Аитбаева З.Г. учитель математики I кв.категории МКОУ « СОШ №10» | 2016-2017 учебный год г.Сатка |
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Приказ МО РФ № 1098 от 05.03.2004г № 2783 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН Российской Федерации от 07.07.2005г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана »
Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011г. №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 уч.год»
О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839
Областной базисный учебный план (Приказ ГУоиН № 02-678 от 01.06.2004)
О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404
Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Математика» в 2016-2017 учебном году».№03-02/5361/ от 17.06.2016.
Программа по математике 9 класс. Г.В.Дорофеев, И.Ф.Шарыгин, С.Б. Суворова и др. из сборника «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова, М., Просвещение 2009г»,
с авторской программой Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова и др. «Программа по геометрии» - Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы. / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2009.
Учебный план МКОУ «СОШ №10» на 2016-2017 учебный год.
Положение «О разработке и порядке утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» МКОУ СОШ №10 от 28.08.2009
Программа рассчитана на 170 часов (5 часов в неделю). Количество учебных недель – 34.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 9 классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического,
графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Рабочая программа имеет следующую структуру:
Пояснительная записка
Содержание учебного курса
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Учебно-методическое обеспечение.
Содержание учебного курса
Алгебра
1. Неравенства
Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Числовые неравенства и их свойства. Доказательство числовых и алгебраических неравенств. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Точность приближения, относительная точность.
Основная Цель - познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач (сравнение и оценка значений выражений, доказательство неравенств и др.); выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы.
2. Квадратичная функция
Функция у = ах2 + Ьх + с и ее график. Свойства квадратичной функции: возрастание и убывание, сохранение знака на промежутке, наибольшее (наименьшее) значение. Решение неравенств второй степени с одной переменной.
Основная Цель - познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику ее свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств.
3. Уравнения и системы уравнений
Рациональные выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Тождество, доказательство тождеств. Решение целых и дробных уравнений с одной переменной. Примеры решения нелинейных систем уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач. Графическая интерпретация решения уравнений и систем уравнений.
Основная цель - систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приемами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить с применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы п-го члена и суммы п членов арифметической и геометрической прогрессий. Простые и сложные проценты.
Основна цель - расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты.
5. Статистические исследования
Генеральная совокупность и выборка. Ранжирование данных. Полигон частот. Интервальный ряд. Гистограмма. Выборочная дисперсия, среднее квадратичное отклонение.
Основная цель - сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов.
Геометрия.
1. Векторы.
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Применение векторов при решении задач
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике.
2. Метод координат.
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель - познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга.
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него.
5. Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками.
6. Начальные сведения из стереометрии.
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов. Беседа об аксиомах планиметрии.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объ-емов тел.
8. Повторение
Повторение изученного в курсе геометрии 9 класса. Экзаменационная подготовка.
Учебно-тематический план.
№ главы | Тема | Кол-во часов | Основная цель |
-
| ПОВТОРЕНИЕ Неравенства | 4 15 | Познакомить учащихся со свойствами числовых неравенств и их применением к решению задач; выработать умение решать линейные неравенства с одной переменной и их системы |
-
| Векторы Метод координат | 8 10 | Научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач |
-
| Квадратичная функция | 20 | Познакомить учащихся с квадратичной функцией как с математической моделью, описывающей многие зависимости между реальными величинами; научить строить график квадратичной функции и читать по графику её свойства; сформировать умение использовать графические представления для решения квадратных неравенств |
-
| Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов | 11 | Развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач |
-
| Уравнения и системы уравнений | 25 | Систематизировать сведения о рациональных выражениях и уравнениях; познакомить учащихся с некоторыми приёмами решения уравнений высших степеней, обучить решению дробных уравнений, развить умение решать системы нелинейных уравнений с двумя переменными, а также текстовые задачи; познакомить применением графиков для исследования и решения систем уравнений с двумя переменными и уравнений с одной переменной |
-
| Длина окружности и площадь круга | 12 | Расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты |
-
| Арифметическая и геометрическая прогрессии | 17 | Расширить представления учащихся о числовых последовательностях; изучить свойства арифметической и геометрической прогрессий; развить умение решать задачи на проценты |
-
| Движение | 8 | Познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. |
-
| Статистические исследования | 7 | Сформировать представление о статистических исследованиях, обработке данных и интерпретации результатов |
10 | Начальные сведения из стереометрии | 10 | Дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел |
| Повторение | 23 | |
Учебно–методическое обеспечение.
Алгебра:
1. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г.В.Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А.Бунимович, и др.; под ред. Г.В.Дорофеева - М.: Просвещение, 2011.
2.Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Л.П.Евстафьева, А.П.Карп; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
4. Алгебра. Контрольные работы. 7-9 классы : кн. для учителя/ Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О.Рослова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008.
5. Алгебра. 9 класс. Книга для учителя / С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2011
Геометрия:
1. Геометрия. 7-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /[Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.]. - М.: Просвещение, 2014г.
2. . Геометрия. Дидактические материалы. 9 класс. Б.Г.Зив, В.М.Мейлер - М.: Просвещение, 2009.
3. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков - М.: Просвещение, 2009. ?????
4. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методическое пособие. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. Ю. А. Глазков, В. Б. Некрасов, И. И. Юдина. - М.: Просвещение 2009 г.
www.ege.edu.ru – официальный информационный портал ЕГЭ
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.openclass.ru – «Открытый класс» сетевые образовательные сообщества
http://www.researcher.ru - Интернет-портал "Исследовательская деятельность школьников"
http://www.it-n.ru/ - сеть творческих учителей
http://mat.1september.ru/ - издательство «Первое сентября. Математика»
http://zaba.ru – сайт «Математические олимпиады и олимпиадные задачи»
http://zadachi.mccme.ru –информационно-поисковая система «Задачи по геометрии»
http://bymath.net –сайт «Вся элементарная математика»
http://festival.1september.ru/mathematics/ – педагогический форум: Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | № пункта | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки | Дата | Коррекция |
I четверть (44 ч). |
Глава 1. Неравенства. 19ч |
1-2 | | Повторение: степень и её свойства; свойства арифметиче6ских корней; решение уравнений. | 2 | Знать: числовые множества, какие числа называют действительными и как они расположены на координатной прямой, общие свойства неравенств, определение и общий вид линейного неравенства, как объяснять и решать неравенства, как решать задачи с неравенствами, основные числовые промежутки (отрезок, интервал, полуинтервалы, лучи), смысл понятия и вид двойного неравенства, как решать системы линейных неравенств и задачи. Уметь: различать основные числовые множества, устанавливать соответствие между точками на координатной прямой и действительными числами, отличать линейное неравенство от других видов неравенств, решать линейные неравенства, решать задачи с неравенствами, различать числовые промежутки, решать системы линейных неравенств и задачи с линейными неравенствами и их системами | | |
3 | 1.1 | Множества чисел. | 1 | | |
4 | 1.1 | Действительные числа. | 1 | | |
5 | 1.2 | Общие свойства неравенства | 1 | | |
6-10 | 1.3 | Решение линейных неравенств. | 5 | | |
11-14 | 1.4 | Решение систем линейных неравенств. | 4 | | |
15-16 | 1.5 | Доказательство неравенств. | 2 | | |
17-18 | 1.6 | Что означают слова «с точностью до… 2» | 2 | | |
19 | | Зачет №1: «Неравенства» | 1 | | |
Глава IX. Векторы. 8ч. |
20-21 | 76-78 | Понятие вектора. | 2 | Знать: классификацию треугольников по углам и сторонам; формулировку трёх признаков равенства треугольников; свойства равнобедренного и прямоугольного треугольника, определение вектора и равных векторов, законы сложения, определение суммы, правила треугольника, параллелограмма и многоугольника, Уметь: обозначать и изображать векторы; изображать вектор, равный данному, строить вектор, равный разности двух векторов, двумя способами, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение, строить вектор, равный произведению вектора на число, используя определение | | |
22-24 | 79-82 | Сложение и вычитание векторов. | 3 | | |
25-27 | 83-85 | Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач. | 3 | | |
Глава X. Метод координат. 10 ч. |
28-29 | 86-87 | Координаты вектора. | 2 | Знать/понимать: существо леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, понятия координат вектора, координат суммы и разности векторов, произведения вектора на число, формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками, уравнение прямой Уметь: решать геометрические задачи на алгоритм выражения вектора через данные векторы, используя правила сложения, вычитания и умножения вектора на число, проводить операции над векторами с заданными координатами, решать простейшие задачи методом координат, решать задачи на определение координат центра окружности и его радиуса по заданному уравнению окружности; составлять уравнение окружности, зная координаты центра и точки окружности. | | |
30-32 | 88-89 | Простейшие задачи в координатах. | 3 | | |
33-35 | 90-92 | Уравнение окружности и прямой. | 3 | | |
36 | | Решение задач «Метод координат» | 1 | | |
37 | | Контрольная работа №1: «Метод координат» | 1 | | |
Глава 2. Квадратичная функция. 20 ч. |
38-41 | 2.1 | Какую функцию называют квадратичной | 4 | Знать: определение и общий вид квадратичной функции, её график, как читать, строить и исследовать график квадратичной функции, смысл понятия «нули функции» и как их находить, | | |
42-43 | 2.2 | График и свойства функции y=ax2 | 2 | | |
44 | 2.3 | Сдвиг графика функции y=ax2 вдоль осей координат. | 1 | | | |
II четверть. 37 ч. |
45-48 | 2.3 | Сдвиг графика функции y=ax2 вдоль осей координат. | 4 | что представляет собой график функции у = ах2и как его строить; свойства этой функции, как происходит сдвиг графика функции у = ах2 вдоль координатных осей, от чего он зависит и как его описать с/без построения графика, уравнения окружности и прямой, общий вид и график функции у = ах2 + вх + с, как строится и исследуется график этой функции, смысл понятия и общий вид квадратного неравенства, как вычислять нули функции у = ах2 + вх + с и решать квадратные неравенства графическим способом. Уметь: выделять квадратичную функцию среди других видов функций; читать, строить и исследовать график квадратичной функции, вычислять её нули, строить график данной функции и применять свойства этой функции при выполнении практических заданий, различать сдвиги графиков функций вдоль координатных осей по виду самой функции; осуществлять эти сдвиги при выполнении практических заданий, строить и исследовать график функции у = ах2 + вх + с; применять полученные знания при выполнении практических заданий, : находить нули функции у = ах2 + вх + с и решать квадратные неравенства разными способами; применять полученные знания при решении задач на тему «Квадратичная функция». | | |
49-52 | 2.4 | График функции y=ax2+bx+c | 4 | | |
53-56 | 2.5 | Квадратные неравенства. | 4 | | |
57 | | Зачет №2: «Квадратичная функция» | 1 | | |
Глава XI. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 ч. |
58-60 | 93-95 | Синус, косинус, тангенс угла | 3 | Знать: определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0º до 180º, формулы для вычисления координат точки, основное тригонометрическое тождество, простейшие формулы приведения, формулировки теорем синусов и косинусов, : методы проведения измерительных работ. Уметь: применять тождество при решении задач на нахождение одной тригонометрической функции через другую; определять значения тригонометрических функций для углов от 0º до 180º по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, : выполнять чертёж по условию задачи, применять теоремы синусов и косинусов при выполнении измерительных работ на местности, решать геометрические задачи с использованием тригонометрии. | | |
61-64 | 96-100 | Соотношение между сторонами и углами треугольника. | 4 | | |
65-67 | 101-104 | Скалярное произведение векторов. | 3 | | |
68 | | Контрольная работа №2: «Соотношение между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». | 1 | | |
Глава 3. Уравнения и системы уравнений. 25 ч. |
69-72 | 3.1 | Рациональные выражения. | 4 | Знать/понимать: смысл понятия «рациональные выражения», способы преобразования рациональных выражений, что такое тождество и как его доказывать, смысл понятия «целые выражения» и «целые уравнения», способы преобразования и решения целых уравнений, смысл понятия «дробные уравнения», способы преобразования и решения дробных уравнений, нахождения их корней. | | |
73-74 | 3.2 | Целые уравнения | 2 | | |
75-78 | 3.3 | Дробные уравнения | 4 | | |
79-81 | 3.4 | Решение задач на составление уравнений | 3 | | |
82 | | Зачет №3: «Уравнения» | 1 | | | |
III четверть. 54 ч. |
83 | 3.4 | Решение задач на составление уравнений | 1 | Уметь: выделять из ряда выражений рациональные, целые, дробные и преобразовывать их; доказывать тождества; применять полученные знания при выполнении действий с рациональными выражениями, составлять математические модели текстовых задач, решать задачи. | | |
84-87 | 3.5 | Системы уравнений с двумя переменными | 4 | | |
88-89 | | Решение задач | 2 | | |
90-92 | 3.6 | Графическое исследование уравнений | 3 | | |
93 | | Зачет №4: «Системы уравнений» | 1 | | |
Глава XII. Длина окружности и площадь круга. 12 ч |
94-97 | 105-109 | Правильные многоугольники | 4 | Знать: определение правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника, формулы площади, стороны правильного многоугольника, радиуса вписанной окружности, формулы длины окружности и её дуги, формулы площади круга и кругового сектора, иметь представление о выводе формулы. Уметь: выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять её в процессе решения задач, строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности, находить площадь круга и кругового сектора, решать задачи с применением формул. | | |
98-101 | 110-112 | Длина окружности и площадь круга | 4 | | |
102-104 | | Решение задач. | 3 | | |
105 | | Контрольная работа №3: «Длина окружности и площадь круга» | 1 | | |
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии. 18 ч. |
106-107 | 4.1 | Числовая последовательность | 2 | Знать: определение числовой последовательности, как решать задачи на числовые последовательности, определение арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, знаменателя геометрической прогрессии; разности арифметической прогрессии; формулу n-го члена арифметической прогрессии, формулу n-го члена геометрической прогрессии, формулу для расчёта суммы первых n членов арифметической прогрессии, формулу для расчёта суммы первых n членов геометрической прогрессии и как применять эти формулы при решении задач. Знать/понимать смысл понятий: простые и сложные проценты; как решать задачи на простые и сложные проценты. Уметь: решать задачи на числовые последовательности, отличать арифметическую и геометрическую прогрессию от других числовых последовательностей; применять формулу n-го члена арифметической и геометрической прогрессии, применять формулу для расчёта суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, решать задачи на простые и сложные проценты. | | |
108-110 | 4.2 | Арифметическая прогрессия | 3 | | |
111-113 | 4.3 | Сумма первых членов арифметической прогрессии | 3 | | |
114-116 | 4.4 | Геометрическая прогрессия | 3 | | |
117-119 | 4.5 | Сумма первых членов геометрической прогрессии | 3 | | |
120-122 | 4.6 | Простые и сложные проценты | 3 | | |
123 | | Зачет №5: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». | 1 | | |
Глава XIII. Движение. 8 ч |
124-126 | 113-114 | Понятие движения | 3 | Знать: отображение плоскости на себя и движения, осевую и центральную симметрию, свойства движения, определение поворота, параллельного переноса. Уметь: выполнять построение движений, осуществлять преобразование фигур; применять параллельный перенос при решении задач, | | |
127-129 | 116-117 | Параллельный перенос и поворот | 3 | | |
|
130 | | Решение задач | 1 | осуществлять поворот фигур распознавать и выполнять построение различных видов движений с помощью циркуля и линейки; | | |
131 | | Контрольная работа №4: «Движение» | 1 | | |
Глава 5. Статистические исследования. 7 ч |
132-133 | 5.1 | Как исследуют качество знаний школьников. | 2 | Знать/понимать: смысл понятия «статистический анализ», основные характеристики статистического анализа; как исследовать качество знаний школьников, как проводить статистическое исследование. Уметь: находить основные статистические характеристики и решать задачи на статистический анализ; рассчитывать проводить статистическое исследование качество знаний школьников. | | |
134-135 | 5.2 | Удобно ли расположена школа | 2 | | |
| | IV четверть 37 ч | | | |
136-137 | 5.3 | Куда пойти работать. | 2 | | |
138 | | Статистическое оценивание и прогноз | 1 | | |
Глава XIV. Начальные сведения из стереометрии. 10 ч |
139-142 | 118-124 | Многогранники | 4 | Знать: что изучает стереометрия; определения многогранника, призмы, параллелепипеда, пирамиды; формулировку свойств параллелепипеда, определения цилиндра, конуса, сферы и шара, неопределённые понятия и систему аксиом как необходимые утверждения при создании геометрии; основные аксиомы планиметрии, иметь представление об основных этапах развития геометрии. Уметь: изображать призму, параллелепипед и пирамиду, цилиндр, конус, сферу и шар, применять свойства параллелепипеда при решении задач. | | |
143-146 | 125-127 | Тела и поверхности вращения | 4 | | |
147-148 | | Об аксиомах планиметрии | 2 | | |
Повторение. 22 ч. |
149-150 | | Решение линейных неравенств | 2 | | | |
151 | | Квадратичная функция | 1 | | | |
152 | | Квадратные неравенства | 1 | | | |
153-154 | | Решение уравнений: целые, дробные, квадратные | 2 | | | |
155 | | Системы уравнений с двумя переменными | 1 | | | |
156-157 | | Формулы сокращенного умножения | 2 | | | |
158-160 | | Разложение многочленов на множители | 3 | | | |
161-164 | | Итоговая контрольная работа | 4 | | | |
165-166 | | Треугольники. | 2 | | | |
167 | | Окружность. | 1 | | | |
168-169 | | Четырехугольники. | 2 | | | |
170 | | Векторы. | 1 | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения математики ученик должен
знать/понимать
существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
уметь
выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
уметь
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Геометрия
уметь
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180 определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
сравнения шансов наступления случайных событий, для оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;
понимания статистических утверждений.
Характеристика контрольно-измерительных материалов.
Контрольные работы (зачеты) по алгебре проводятся по сборнику «Контрольные работы 7-9 классы».
Каждая контрольная работа разделена на 2 части: обязательная часть и дополнительная.
Оценивание работ производится в соответствии со сборником.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 5 заданий | 5 заданий | 5 заданий |
Дополнительная часть | - | 1 задание | 2 задания |
ЗАЧЕТ № 1.
ЗАЧЕТ № 2 |
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 6 заданий | 6 заданий | 7 заданий |
Дополнительная часть | - | 1 задание | 2 задания |
ЗАЧЕТ № 3
Отметка «3» | «4» | «5» | | Обязательная часть | 4 задания | 4 задания | 5 заданий | Дополнительная часть | - | 1 задание | 2 задания | ЗАЧЕТ №4. |
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 3 задания | 3 задания | 4 задания |
Дополнительная часть | - | 1 задание | 2 задания |
ЗАЧЕТ № 5. |
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 4 задания | 5 заданий | 5 заданий |
Дополнительная часть | - | 1 задание | 2 задания |
Контрольные работы по геометрии проводятся по дидактическим материалам из раздела «Контрольные работы».
Задания в контрольных работах разделены на два уровня: обязательный и продвинутый.
Контрольная работа №1.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 2 задания | 3задания | 3 задания |
Дополнительная часть | - | | 1 задание |
Контрольная работа №2.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 1 задание | 2 задания | 2 задания |
Дополнительная часть | - | | 1 задание |
Контрольная работа №3.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 1 задание | 2 задания | 2 задание |
Дополнительная часть | - | | 1 задание |
Контрольная работа №4.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 2 задания | 3 задания | 3 задания |
Дополнительная часть | - | | 1 задание |
Контрольная работа №5.
Отметка | «3» | «4» | «5» |
Обязательная часть | 2 задания | 3 задания | 3 задания |
Дополнительная часть | - | | 1 задание |