1. Пояснительная записка
- Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)ГБОУ «СКШИ» г. Новотроицка оренбургской области.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего и среднего общего образования от 30.08.2013 г. №1015.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008.
5. Постановление от 10 июля 2015 г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.2013 №1008.
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адоптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
6. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Новотроицка Оренбургской области.
7. Положение о порядке разработки и утверждении рабочей программы учебного предмета, курса ГБОУ «СКШИ», утверждена приказ № 29/5 от 31.08.2013.
Актуальность и целевое назначение программы.
Данная программа является актуальной в связи с тем, что во время занятий дети с ТМНР получат новые теоретические знания и практические умения в области растительного мира через различные виды деятельности в системе должностно-ролевого самоуправления, в процессе обучения формируется потребность сохранить для других поколений животный мир родного края.
Цели данной программы:
Задачи программы:
воспитание бережного отношения к окружающему миру;
расширение и конкретизация знаний о растениях;
развитие основных приёмов мыследеятельности.
Общая характеристика предмета:
Данная программа составлена на основе Программы обучение детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. Под редакцией Новосёловой Н.А., Шлыковой А.А. г. Екатеринбург центр «Учебная книга» 2004г.
Предмет « Мир растений» вводятся после курса развития речи и является средством формирования естествоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о растительном мире.
Формы и методы реализации.
Выбор методов и приемов, подбор средств обучения, заданий и упражнений производится с учетом уровня знаний обучающихся, их готовности к принятию учебного материала, сформированности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление. Адекватный выбор методов, приемов и средств обучения позволит сформировать относительно прочные и осознанные предметные знания.
Изучение природоведческого материала сопровождается широким применением средств образной наглядности (натуральные пособия, муляжи, коллекции, рисунки, схемы и т.д.), которые облегчают усвоение и запоминание материала, создают у обучающихся образ объекта или явления и несут информационную нагрузку.
Ежедневные наблюдения за погодой и практические работы обеспечивают обучающимся приобретение и закрепление необходимых знаний, умений и навыков, способствуют развитию практических умений и коррекции психических процессов. Они позволяют устанавливать и лучше понимать причинно-следственные зависимости, сравнивать объекты и явления, а также обогащать представления.
2. Содержание учебного курса.
Планируемые результаты освоения программы.
Обучающиеся должны знать:
- группы растений: водоросли, мхи, хвойные, лиственные, их отличительные признаки;
- органы растений;
- значение растений в природе и жизни человека.
Обучающиеся должны уметь:
- устно описывать растения;
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за комнатными, растениями.
Содержание учебной программы.
Раздел | Кол-во часов | Краткое содержание раздела | Требование к уровню подготовленности обучающихся |
Живая природа земли. | 16 ч | Понятие «Природа». Живая и неживая природа. Природа нашей местности. Грибы, съедобные и несъедобные. | Знать отличительные признаки живой и неживой природы, разнообразие растений нашей местности. Отличительные признаки съедобных гребов от несъедобных. |
Неживая природа Земли. | 10 ч | Смена времен года. Значение воды и воздуха в природе. Почва. | Знать времена года. Значение воды, разновидности осадков. Охрана воды в природе. Использование и охрана почвы. |
Рядом с нами. | 6 ч | Культурные, комнатные, дикорастущие и лекарственные растения. | Знать разновидности растений, их отличительные признаки. |
Повторение. | 2 ч | Растения Красной книги. | Знать понятие «Красная книга», «Черные страницы». |
Форма проверки результатов освоения программы.
Результаты достижений обучающихся с умеренной и тяжелой степенью производятся по четвертям безоценочно и предполагают три уровня освоения программы:
• Материал усвоен;
• Частично усвоен;
• Не усвоен.