Адаптированная рабочая программа по предмету «Социальный мир» для учащегося 2 класса надомного обучения Сидорова Владимира представляет собой систему комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010, и следующих нормативно - правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. No1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО и ООО) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями.
- АООП НОО обучающихся с УО В.2.
- Приказа №279-0 от 1.09.2017 МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»
Положения о РП обучающихся с ОВЗ 2016г.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («я и взрослый», «я в семье», «я в школе»).
Задачи
формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- развивать межличностные и групповые отношения.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с обучающимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная, целевая и исполнительская. Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они структурируются в виде тематических групп: «Моя семья», «Жилище», «Я- в школе», «Мир людей». «Культура поведения», которые являются разделами предметов «СБО», «ОБЖ».
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью обучающихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-адаптационной областью учебного плана.
Моя семья. Распознавание членов семьи и показ их на иллюстрации.
Жилище. Знакомство обучающихся с обобщённым понятием «Жилище» (дом, квартира в жилом доме). Помещения в доме (комната, кухня, спальня и пр.) Рассматривание внутреннего интерьера дома (квартиры) на иллюстрациях, просмотр фрагментов видеофильмов (мебель, предметы быта). Знакомство с мебелью.
Я — в школе. Расширение тематики экскурсий по школе для формирования ориентировки в ее помещениях: в классе, коридоре, на лестнице, в столовой и др. Продолжение знакомства обучающихся со взрослыми, работающими в школе (их имена, основные занятия). Стимулирование желания обучающихся называть взрослых по именам и отчествам (именам).
Совместные игры обучающихся (парные игры) на полоролевую идентификацию.
Вовлечение обучающихся в праздники и побуждение их к общению с окружающими в различных ситуациях на празднике.
Мир людей. Совместное с обучающимися рассматривание игрушек, отображающих транспортные средства (автобус, автомобиль), картинок, на которых они нарисованы.
Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача (слушает, лечит), медсестры (дает лекарства, взвешивает, измеряет рост).
Предметные, отобразительные и простейшие ролевые игры (по два-три человека), в которых обучающиеся знакомятся с профессиями врача, шофера. Побуждение обучающихся к ситуативному общению друг с другом.
Культура поведения. Знакомство обучающихся с правилами обращения к взрослым людям. Формирование у детей уважительного отношения к людям, старшим по возрасту. Чтение художественной литературы, просмотр видеосюжетов. («Просто старушка», « Волшебное слово» и пр.)
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: естествознание
Предмет «Окружающий социальный мир» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 1 час в неделю, общее количество часов за год 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные
Социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
Предметные результаты
Представления о мире, созданном руками человека:
интерес к объектам, созданным человеком;
представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка (учитель, врач, повар, водитель и т.д.);
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
Развитие межличностных и групповых отношений:
представление о дружбе, товарищах, сверстниках:
умение находить друзей на основе личных симпатий:
умение сопереживать, сочувствовать;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах доступной деятельности.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Учебно – тематическое планирование
по предмету окружающий социальный мир
Класс 2 «к»
Учитель Ефимова Н.М
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Учащийся обучается без оценивания.
Программа составлена на основе программно-методических материалов «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА». / Под ред. И.М. Бгажноковой: - М.:ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2010
№ п/п | Содержание (тема раздела, уроков) | Кол- во часов | Дата | Инновационная деятельность направления духовно-нравственное, патриотическое, семейное, здоровый образ жизни) | Коррекционно-развивающая работа |
1 | Жилище.Дом,квартира. | 1 | 01.09 | Духовно-нравственное воспитание | Расширять представления об окружающем мире. |
2 | Помещения в доме (комната, кухня, спальня и пр.) | 1 | 08.09 | | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
3 | Внутренний интерьер дома (квартиры) | 1 | 15.09 | ЗОЖ | Корригировать речевую деятельность учащихся. |
4 | Мебель. | 1 | 22.09 | | |
5 | Поддержание порядка в квартире, доме. | 1 | 29.09 | Нравственное воспитание | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
6 | Моя семья. Работа с фотографиями | 1 | 06.10 | Семейное воспитание | |
7 | Пиктограмма «мама», «папа». | 1 | 13.10 | Семейное воспитание | Расширять представления об окружающем мире. |
8 | Пиктограмма «брат», «сестра». | 1 | 20.10 | Семейное воспитание | |
9 | Пиктограмма «бабушка», «дедушка». | 1 | 27.10 | Семейное воспитание | Расширять представления об окружающем мире. |
10 | Я в школе. Я- на уроке. | 1 | 10.11 | | |
11 | Классная комната. Правильная посадка за партой, упражнения | 1 | 17.11 | ЗОЖ | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
12 | Я -на перемене. | 1 | 24.11 | Нравственное воспитание | |
13 | Я- в столовой | 1 | 01.12 | Нравственное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
14 | Я - на празднике. | 1 | 08.12 | | |
15 | Поддержание порядка в классе. Тренировочные упражнения. | 1 | 15.12 | | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
16 | Мой учитель. | 1 | 22.12 | Нравственное воспитание | |
17 | Мир людей Профессия учитель. | 1 | 29.12 | ЗОЖ | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
18 | Профессия продавец. | 1 | 19.01 | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
19 | Профессия повар. | 1 | 26.01 | | |
20 | Профессия дворник. | 1 | 02.02 | Семейное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
21 | Профессия библиотекарь. | 1 | 09.02 | | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
22 | Профессия водитель | 1 | 16.02 | Нравственное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
23 | Профессия врач.Экскурсия в медицинский кабинет школы для формирования представлений о труде врача | 1 | 02.03 | Нравственное воспитание | |
24 | Культура поведения. Знакомство с правилами обращения к взрослым людям | 1 | 09.03 | Семейное воспитание | Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря. |
25 | Что означают слова «здравствуйте» и «до свидания» | 1 | 16.03 | Семейное воспитание | |
26 | «Чтение художественной литературы В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | 23.03 | | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
27 | «Волшебные» слова(спасибо, пожалуйста) | 1 | 06.04 | | |
28 | Жилище.Работа с картинками. | 1 | 13.04 | Нравственное воспитание | Развивать диалогическую и монологическую речь. |
29 | Моя семья Распознавание членов семьи и показ их на иллюстрации | 1 | 20.04 | Семейное воспитание | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
30 | Я в школе.Экскурсия. | 1 | 27.04 | | Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму. |
31 | Мир людей.Профессии.Работа с картинками. | 1 | 04.05 | | |
32 | Культура поведения.Ролевая игра. | 1 | 11.05 | Нравственное воспитание | |
33-34 | Повторение. | 1 | 18.05 25.05 | Духовно-нравственное воспитание | |