Программа по рисованию.
2 класс 34 часа
Пояснительная записка
Рисование – один из предметов программы обучения умственно отсталых детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью.
Изобразительная деятельность, так же, как другие виды продуктивной детской деятельности, обладает большими развивающим и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. В процессе обучения детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие и воспитательные. Эти дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками рисования.
У детей с умственной отсталостью не сформирован интерес к рисованию. Они не проявляют желания рисовать, лепить, не достаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться.
Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются детьми с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Недоразвитие психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обуславливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.
Основной формой обучения изобразительной деятельности является урок.
Уроки по рисованию способствуют развитию у детей правильного восприятия формы и цвета предметов, оказывают положительное влияние на формирование целенаправленной деятельности. В ходе уроков по данному предмету у учащихся развиваются аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе.
Задачами обучения рисованию являются:
- формирование положительного эмоционального отношения к рисованию;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Уроки рисования состоят из трех разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы. Предваряется обучение предмету пропедевтическим или подготовительным периодом.
Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, и в частности, с уроками письма и предметно-практической деятельности.
Подготовительные упражнения
Выявление навыков рисования.
Развитие умения правильно держать карандаш.
Знакомство с понятиями «верх», «низ» (листа бумаги), умение правильно располагать бумагу на парте.
Знакомство с основными цветами и заучивание их (красный, синий, зеленый, желтый, черный, белый).
Развитие умения проводить прямые, вертикальные, горизонтальные и наклонные линии на бумаге в клетку (лесенка, шарфик, узор) по опорным точкам.
Упражнения в проведении прямых линий различной толщины на гладкой бумаге (тропинка, шнурки, ветка).
Различение круга, квадрата, треугольника. Рисование их по трафарету, намеченным линиями, опорным точкам.
Развитие навыка правильного раскрашивания с соблюдением контура.
Обводка и последующее закрашивание изображений несложных предметов, используя знания геометрических фигур.
Декоративное рисование
Содействовать выработке у детей умения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; развивать умение применять трафареты (шаблоны); учить различать и называть цвета: черный, белый, красный, синий, желтый, зеленый.
Примерные задания:
Рисование по трафарету, намеченным линиям больших и маленьких квадратов, их раскрашивание.
Рисование узора в квадрате (квадрат – по трафарету).
Рисование геометрического орнамента по трафаретам.
Рисование узора в полосе из треугольников.
Рисование круга по трафарету.
Рисование узора в полосе из кругов (круги – по трафарету).
Рисование с натуры
Учить детей различать несложные предметы по форме, величине, цвету и рисовать их по трафарету, намеченным линиям, по точкам; с помощью учителя раскрашивать рисунок, не выходя за контуры.
Примерные задания:
Рисование и раскрашивание осеннего листа (дорисовывание недостающих элементов, рисование по точкам).
Рисование по точкам и раскрашивание моркови.
Рисование домика (высокого, низкого) по трафаретам и опорным точкам.
Рисование по шаблону с последующим раскрашиванием флажка, елки.
Рисование по трафаретам пройденных букв и цифр.
Рисование по трафарету цветов, раскрашивание их.
Рисование на темы
Учить детей по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги; передавать пространственные и величинные элементы простейших предметов (наверху, внизу, большой, маленький, высокий, низкий); отождествлять с помощью учителя свой рисунок с реальным предметом; правильно подбирать цвета.
Примерные задания:
Рисование на темы: «Ярко светит солнышко», «Новогодняя елка», «Салют».
Рисование по замыслу «Что бывает круглое».
Рисование на темы: «Цветы растут на полянке», «Разноцветные флажки» ( большие и маленькие).