СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету "Рисование.Лепка.Ручное творчество" 12 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пргорамма предназничена для обучающихся с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Данная программа составлена на основе программно-методических материалов под ред. И.М.Бгажноковой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Рисование.Лепка.Ручное творчество" 12 класс»

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Рисование, лепка, ручное творчество» для 12 класса направлена на развитие творческих способностей и имеет важное коррекционно-развивающее значение, в том числе, необходимостью таких детей в разнообразие видов доступной деятельности.

Ручной труд, так же, как игровая деятельность, (конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное использование как средства коррекции в процессе обучения учащихся с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения учащихся с ОВЗ ручному труду на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями о ручном труде, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период учащиеся с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками. Действия учащихся лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы явления. Недоразвитие психических процессов, которые составляют основу ручной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности учащихся с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.

Уроки лепки, рисования, ручного творчества, при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности учащегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Для учащихся, входящих в слабую подгруппу, необходима большая помощь учителя. Она состоит не только в дополнительной демонстрации и объяснении, но и зачастую в регулярном совместном выполнении всей работы или ее отдельных элементов. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять и увеличивать темп прохождения материала. Положительное влияние на ход уроков оказывает введение игровых и сюрпризных моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того хорошо использовать художественное слово - стихи, потешки, загадки. Одним из важных элементов, для создания особого эмоционального настроя является использование музыки .



Программа рассчитана в 12кл на 68 часов, 2 раза в неделю



Цель:

Формирование трудовых умений и навыков, эмоционально-положительного отношения к лепке, рисованию, ручному творчеству, развитие эстетического вкуса, творческих способностей.

Реализовать данную цель можно через решение задач:

  1. образовательных – формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка ; навыков рисования с натуры , по памяти , по представлению , декоративного рисования и умения применять их в учебной , трудовой и общественно полезной деятельности

  2. коррекционных – развитие всех познавательных процессов ( память , мышление , внимание , воображение , речь ), мелкой моторики рук

  3. воспитательных – формирование личностных качеств : художественный вкус , аккуратность , терпение , настойчивость , усидчивость ; патриотическое и эстетическое воспитание



Методы обучения :

  1. словесные – рассказ, беседа

  2. наглядные – демонстрация иллюстративной и натуральной наглядности , готовых рисунков ( схем ), педагогическое рисование

  3. практические – практические работы , выходы на природу

Формы организации учебного процесса:

  1. урок

  2. беседа

  3. практические работы

Для проведения уроков используются : иллюстративный материал , репродукции картин , предметы декоративно-прикладного искусства , муляжи , ИКТ , ТСО.

Место предмета в учебном плане.

12 класс - 2 часа в неделю , 68 часов в год



Содержание программы:

1.

Рисование с натуры.

«Дерево осенью», цифры (по шаблону), буквы (по шаблону), геометрические фигуры (по трафарету)

2.

Декоративное рисование.

«Пушистые снежинки», «Узор из геометрических фигур в квадрате», «Украсим шапочку», «Цветы маме»

3

Рисование на темы:

«Ветка рябины», «Снеговик», «Шары на ёлку»,

«Салют», «Букет маме».

4

Работа с бумагой:

Виды и свойства бумаги. Сгибание листа бумаги по намеченной линии, пополам. Т/б при работе с клеем.

Аппликации из готовых форм: « Солнышко», « Салют»,

«Цветы».

Аппликация из салфеток: «Овечка», «Снеговик», «Ёлка»,

«Радуга».

5

Работа с ножницами: Т/Б при работе с ножницами. Разрезание листа бумаги по намеченной линии. Вырезание полосок.

6

Работа с пластилином:

Свойства пластилина. Т/б при работе с пластилином.

Лепка по образцу овощей и фруктов. Пластилинография

« Радуга», « Зонтики», «Ёлка», «Открытка маме».



Требования к уровню подготовки учащихся:

Достаточный уровень:

Учащиеся должны под контролем учителя:

Знать/понимать

Уметь

Знать правила техники безопасности;

Знать инструменты и материалы, используемые в процессе лепки, рисования.

Узнавать изображённые предметы; называть их.

Организовать своё рабочее место;,

Уметь ориентироваться на листе бумаги,

Уметь выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов;

Уметь сравнивать работы с изображением.

Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину.



Средний уровень:

С частичной помощью учителя:

Знать/понимать

Уметь

Понимать правила т/б;

Знать инструменты и материалы, применяемые на уроках, с помощью учителя;

Узнавать свои работы с помощью учителя;

Владеть некоторыми приёмами лепки и рисования с помощью учителя;

Ориентироваться на листе бумаги; с помощью учителя;

Уметь выделять в предметах цвет, форму, величину с помощью учителя;

Уметь выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;

Сравнивать работы с изображением с помощью учителя.



Низкий уровень: -уметь выполнять работы с помощью учителя

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Час

Дата

1

Беседа об искусстве, где работает художник. Техника безопасности.

1

01.09.2015

2

Пропедевтика. Работа с трафаретом. Карандаш.

1

02.09.2015

3

Проведение линий прямых и волнистых

1

08.09.2015

4

Узор из прямых линий (декоративное рисование)

1

09.09.2015

5

Какого цвета осень? Трафареты листиков. Рисунок.

1

15.09.2015

6

Листики осенние (акварель).

1

16.09.2015

7

Геометрический орнамент в круге. Деление круга на 4 части.

1

22.09.2015

8

Узор. Цветок в круге (акварель).

1

23.09.2015

9

Натюрморт «яблоки» с натуры.

1

29.09.2015

10

Натюрморт «фрукты на столе» (акварель)

1

30.09.2015

11

Симметричный узор по трафарету («вазочка»)

1

06.10.2015

12

Рисунок вазы с цветами.

1

07.10.2015

13

Любимая сказка. Игра-лото «сказка»

1

13.10.2015

14

Рисуем сказку «колобок»

1

14.10.2015

15

Пейзаж. Заливка неба.

1

20.10.2015

16

Деревья осенью (акварель).

1

21.10.2015

17

Рисунок с натуры «цветок в кашпо».

1

27.10.2015

18

Продолжение рисунка «цветок в кашпо» (акварель)

1

28.10.2015

19

Построение рисунка по точкам.

1

10.11.2015

20

Практическая работа (рисунок по точкам)

1

11.11.2015

21

Дорожные знаки.

1

17.11.2015

22

Композиция «внимание, дорога!»

1

18.11.2015

23

Предметы быта. Коническая форма.

1

24.11.2015

24

Предметы быта. Трафарет.

1

25.11.2015

25

Композиция «за чашкой чая»

1

01.12.2015

26

Сложные по форме предметы быта.

1

02.12.2015

27

Новогодние карнавальные очки. Построение рисунка.

1

08.12.2015

28

Новогодние карнавальные очки. Аппликация.

1

09.12.2015

29

Новогодняя елка в лесу.

1

15.12.2015

30

Лес зимой (рисунок)

1

16.12.2015

31

Лес зимой (гуашь)

1

22.12.2015

32

Новогодние игрушки на елке.

1

23.12.2015

33

Поделки новогодних игрушек.

1

12.01.2016

34

Работа с трафаретами «цветы»

1

13.01.2016

35

Поздравительные рисунки.

1

19.01.2016

36

Практическая работа (рисунок ко дню рождения школы)

1

20.01.2016

37

Рисунок с натуры. Пропорция.

1

26.01.2016

38

Орнамент. Построения.

1

27.01.2016

39

Декоративное рисование.

1

02.02.2016

40

Аппликация из цветной бумаги

1

03.02.2016

41

Предметы цилиндрической формы.

1

09.02.2016

42

Предметы быта (цилиндрической формы)

1

10.02.2016

43

Декоративный узор из растительных элементов.

1

16.02.2016

44

Декоративный узор в квадрате.

1

17.02.2016

45

Предметы прямоугольной формы.

1

24.02.2016

46

Предметы быта (прямоугольной формы)

1

01.03.2016

47

Построение пятиконечной звезды.

1

02.03.2016

48

Объемная пятиконечная звезда.

1

09.03.2016

49

Аппликация «звезда»

1

15.03.2016

50

Цветы и пропорции.

1

16.03.2016

51

Поздравительные открытки к 8 марта.

1

22.03.2016

52

Коллективная работа «панно 8 марта»

1

23.03.2016

53

Трафареты «рыбки». Пропорции.

1

05.04.2016

54

Рыбки в аквариуме (рисунок)

1

06.04.2016

55

Аппликация «рыбки» (коллективная работа)

1

12.04.2016

56

Предметы овальной формы. Яйцо.

1

13.04.2016

57

Корзина с яйцами, раскраска, орнамент.

1

19.04.2016

58

Пасха, орнамент. Беседа.

1

20.04.2016

59

Спутник в космосе (тематическое рисование)

1

26.04.2016

60

Моя любимая игрушка. Беседа и рисунок.

1

27.04.2016

61

Игрушка (раскраска). Иллюстрации из книг «игрушки»

1

03.05.2016

62

Птички. Построение формы, размер. Беседа.

1

04.05.2016

63

Птицы- наши друзья, композиция.

1

10.05.2016

64

День победы. Флажки, звезды, трафареты.

1

11.05.2016

65

Бабочки- трафареты, симметрия в рисунке.

1

17.05.2016

66

Композиция «скоро лета»

1

18.05.2016

67

Весенние цветы (гуашь)

1

24.05.2016

68

Итоговое занятие.

1

25.05.2016



Формы и средства контроля:

Учебные опросы проводятся по итогам окончания четверти с опорой на индивидуальные особенности ребёнка. Задания выполняются с помощью учителя.

Критерии оценки:

Оценка 5 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;

- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги.

- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с небольшой помощью учителя;



Оценка 4 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш;

- имеет представления о материалах используемых в процессе изобразительной деятельности и их свойствах(карандаши, краски, кисти, бумага);

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками: закрашивание контура предмета, примакивание, рисование толстой и тонкой линии, тонирование листа бумаги с помощью учителя.

- умеет выделять в предметах и их изображениях цвет, форму и величину, осуществляя выбор по образцу и по названию с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме с помощью учителя;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов и шаблонов с помощью учителя;



Оценка 3 ставится, если ученик:

- умеет организовывать свое рабочее место, правильно держать кисть и карандаш с помощью;

- владеет некоторыми приемами рисования цветными карандашами и красками с помощью учителя;

- умеет ориентироваться на плоскости листа бумаги с помощью учителя;

- умеет выполнять работы с использованием трафаретов с помощью учителя;



Учебно-методические средства обучения:

Основная литература:

- И.М. Бгажнокова. Воспитание и обучение детей и подростков (с тяжелыми и множественными нарушениями развития).- М., Владос, 2005.

Дополнительная литература:

- Геронимус Т.М. Урок труда. Справочник маленького мастера.

Комплект учебников-тетрадей по трудовому обучению.- М.,Арт-пресс, 2008.



Раздаточный материал:

- наборы цветных карандашей;

- краски;

- наборы цветного картона;

- бумага

-пластилин

-кисти

-ножницы


Скачать

© 2017, 204 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!