«Согласовано» Руководитель МО _______ Сафина Э.С. Подпись Протокол № 1 от « 28 » август 2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Мульминская СОШ» ________ Ахмитянова Ф. Р. Подпись « 28 » август 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Мульминская СОШ» ________ Р. В. Саляхов Подпись Приказ № 153/17___ « 28 » август 2017г. |
Рабочая программа по предмету
«Русский язык» для 1 класса
учителя начальных классов первой квалификационной категории муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Сафиной Эндже Саматовны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 2_________
от « 1 » сентября 2017г.
Мульма
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа предмету «Русский язык» составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
примерной программы курса «Русский язык» под редакцией Климановой Л.Ф. из сборника рабочих программ «Перспектива». - М., «Просвещение», 2011 год;
учебного плана МБОУ «Мульминская СОШ» на 2017-2018 учебный год;
годового календарного графика МБОУ «Мульминская СОШ» на 2017-2018 учебный год
Общая характеристика курса
Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Цели обучения русскому языку: развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения); формирование элементарной лингвистической компетентности.
Большое значение на всех этапах обучения имеет развитие речевой деятельности, поэтому в курсе выделены уроки развития речи – 1 час в две недели, 5 часов в год.
В тематическое планирование включены темы, отражающие национально-региональный компонент в образовании (6 часов в год). Содержание НРК реализуется при редактировании текстов, написании диктантов и изложений, при составлении предложений и текстов с использованием краеведческого материала.
Основная задача обучения русскому языку – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Концептуальной основой нового учебника является его коммуникативно-познавательная направленность. В новой системе изучения языка, его основных понятий и правил происходит в тесной взаимосвязи с коммуникативно-речевыми умениями и навыками, которые придают изучению языка практическую, функциональную направленность.
Новая система, базирующаяся на системно-функциональном подходе, обеспечивает интеграцию языка и речи в обучении. Учащиеся, начиная с 1 класса, получают первые элементарные представления о системе языка. В различных коммуникативно-речевых ситуациях, в процессе чтения художественных, познавательных и деловых текстов ученики наблюдают, как основные единицы языка функционируют в речи. Школьники начинают осознавать русский язык, «добывая его из речи», учатся применять полученные знания о языке в своей речевой практике.
Обучение русскому языку строится по схеме: речь – язык – речь. Вопросы и задания учебника побуждают детей к осмыслению собственной речи. Школьники знакомятся с образцами использования родного языка, его выразительных средств в литературных произведениях русских писателей и поэтов (рубрика «Словесное творчество»).
Коммуникативная направленность обучения позволяет детям постепенно накапливать необходимые представления о языке как средстве общения, помогает ориентироваться в ситуации общения, обдумывать свой ответ, корректировать его в зависимости от цели общения и т.д. Новые принципы открывают возможности обучать детей письму не только как речевому навыку, но и как письменной речи и как письменной форме общения, стимулируют развитие творческих способностей детей, их стремление к созданию собственных текстов, которые практически являются своеобразной интеграцией всех речевых умений и навыков.
Познавательная направленность обучения создаёт предпосылки того, что ребёнок начинает накапливать представления о языке как средстве познания, как своеобразной знаковой системе, в которой знаком считаются только двусторонние единицы языка, такие, как слово и морфема.
Познавательная направленность обучения предполагает развитие не только логического мышления, но и образного мышления и воображения учащихся, без которых невозможна их творческая деятельность. С этой целью в учебнике используются художественные тексты.
Большое внимание уделяется развитию речевого мышления. В учебнике много заданий на сравнение слов (его формы и значения), на классификацию слов по разным основаниям (тематическая классификация, связанная с лексическим значением слова, классификация слов по грамматическим признакам, выделение группы слов с общим значением предметности, признака, действия).
Таким образом, коммуникативно-познавательная направленность курса позволяет эффективно решать задачи обучения русскому языку на начальном этапе:
развивать все виды речевой деятельности (умения писать, читать, слушать и говорить), а также речевое мышление учащихся;
обеспечивать усвоение программного материала по языку (по фонетике, графике, лексике, грамматике, орфографии); стимулировать развитие коммуникативно-речевых умений и навыков;
пользоваться формулами речевого этикета в различных ситуациях общения;
формировать представление о языке как о жизненно важном средстве общения, которое предоставляет учащимся широкие возможности для выражения собственных мыслей в общении с другими людьми и для познания окружающего мира;
обеспечивать развитие функциональной грамотности учащихся на основе интеграции в изучении языка и речи учащихся;
развивать интерес к изучению русского языка, воспитывать чувство любви и уважения к языку как величайшей культурной ценности народа;
развивать творческие способности детей, их стремление к созданию собственных текстов.
Планируемые результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание курса по обучению грамоте. 69 ч.
1. Давай знакомиться (подготовительный этап). 16 ч.
Мир общения. Слово в общении. Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных. Разговаривают ли предметы? Слова и предметы Рисунки и предметы в общении
Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Звучание и значение слова.
Слова и слоги. Ударение в слове. Слово и предложение.
2. Страна АБВГДЕйка (основной букварный этап). 45 ч.
Гласные звуки и буквы . Согласные звуки и буквы. Буквы е, ё, ю, я. Буквы ь ъ.
Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.
3. Про всё на свете (послебукварный период). 8 ч.
Содержание курса по русскому языку. 30 ч.
1. В мире общения. 1 ч.
Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении
2. Роль слова в общении. 1 ч.
Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог.
3. Слово и его значение. 1 ч.
Урок развития речи. Слово как средство создания образа.
4. Имя собственное. 1 ч.
Знакомство с именами собственными и нарицательными . Отличие имени собственного от нарицательного. Правописание имен собственных.
5. Слова с несколькими значениями. 2 ч.
Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности
Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности
6. Слова, близкие и противоположные по значению. 1 ч.
Слова, близкие по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов в речи.
7. Группы слов 2 ч
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Знакомство с разными группами слов. Слова-названия предметов. Слова- признаки. Слова-действия. Знакомство со старинными учебниками.
8. Звуки и буквы. Алфавит. 1 ч.
Звуки и буквы. Алфавит.
9. Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами. 2 ч.
Гласные и согласные звуки . Обозначение их буквами.
Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме. Роль гласных и согласных звуков в речи.
10. Слоги. Перенос слов. 2ч.
Слоги. Деление слов на слоги. Перенос слов.
11. Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. 2 ч.
Ударение. Орфоэпическая норма языка. Роль ударения в узнавании слова.
Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки безударных гласных.
12. Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме. 2ч.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме.
Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю,
13. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. 1ч.
Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
14. Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. 1 ч.
Разделительный мягкий знак после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение)
15. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами. 3 ч.
Звонкие и глухие согласные парные, непарные)
Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.
Произношение и обозначение на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными.
16. От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения. 3ч.
Предложение. Отличие слова от предложения. Знакомство со знаками препинания. Отличие слова от предложения. Знакомство со знаками препинания.
17. От предложения к тексту. 4 ч.
Текст. Отличие предложения от текста. Тема текста. Автор текста.
Критерии оценивания:
В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:
все звуки русского языка и буквы русского алфавита;
осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
знать способы их буквенного обозначения звуков;
знать гигиенические правила письма;
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;
правильно писать формы букв и соединения между ними; пользоваться простейшими формулами речевого этикета при встрече, прощании, обращении друг к другу и к взрослым;
выслушать собеседника, проявляя к нему внимание и уважение, поддержать разговор репликами и вопросами;
проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные звуки и буквы, обозначающие их на письме, звонкие и глухие согласные звуки, мягкие и твердые звуки в слове, обозначать мягкость согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и и мягкого знака (ь), находить ударный слог в слове;
писать имена и фамилии людей, клички животных с заглавной буквы;
списывать с печатного и письменного текстов, не искажая начертания строчных и заглавных букв и правильно соединяя буквы в слове;
употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
грамотно писать под диктовку слова, написание которых не расходится с их произношением, предложения и тексты в 12—15 слов;
Учебно-тематическое планирование
по русскому языку
Класс 1
Учитель: Сафина Эндже Саматовна
Количество часов:
По примерной программе в первом классе курс русского языка рассчитан на165ч. (5ч. в неделю, 33 учебные недели), из них 115 ч. (23 учебные недели) отводится на обучение письму в период обучения грамоте и 50 ч. (10 учебных недель) – на уроки русского языка.
По учебному плану МБОУ «Мульминская СОШ» в первом классе на изучение курса отводится 99 ч. (3ч. в неделю, 33 учебные недели), из них 69 ч. (23 учебные недели) – на обучение письму в период обучения грамоте и 30 ч. (10 учебных недель) – на уроки русского языка.
.
№ п/п | Темы по программе | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе |
Обучение письму |
1 | Введение в мир общения (добукварный период) | 30 ч | 16 ч. |
2 | Основной этап обучения (букварный период) | 75 ч | 45 ч. |
3 | Обобщающий (послебукварный) этап обучения | 15 ч | 8 ч. |
Русский язык |
4 | В мире речевого общения | 4 ч. | 2 ч. |
5 | Слово и его значение | 38ч. | 25 ч. |
6 | От слова к предложению и тексту | 3ч. | 3 ч. |
| Итого | 165 ч. | 99 ч. |
Плановых контрольных уроков__________, зачетов_______, тестов______ч.
Административных контрольных уроков__________ч.
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и на основе федерального базисного плана для образовательных учреждений РФ (начальное общее образование).
Учебно - методический комплекс:
Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1, 2. Л.Ф.Климанова; С.Г.Макеева.
Сборник рабочих программ. М. «Просвещение». 2011г.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс М.: «Просвещение» 2011
Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс М.: «Просвещение» 2016
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Методическое пособие . 1 класс
Дополнительная литература:
Рабочая тетрадь. 1 класс, 2016
Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте в 1 классе
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика УУД | Дата | Приме чание |
план | факт | | |
1 | «Твои новые друзья» «Дорога в школу». Подготовка к пись му: ориентировка на рабочей строке, обведение по образцу. Ориентировка на листе: в цен тре, слева, справа. Линии прямые, наклонные; сравнение их количества и направлений. | 1 | Умение ориентироваться на листе и писать в рабочей полосе; умение штриховать, обводить по контуру; словесно определять размер изображённых предметов; | 5.09 | | | |
2 | «Большие и маленькие». Срав нение предметов по величине. Сравнение линий. «Сравни». Об ведение и раскрашивание предме тов. Больше, меньше, одинаково. Сравнение линий по количеству. Обведение линий по стрелке. | 1 | Умение классифицировать предметы; сравнивать предметы по размеру, форме, количеству;. | 6.09 | | | |
3 | «Направление». Обведение предметов по стрелкам и линиям. Штриховка. Задания по выбору. «Чей домик?» «Лото». Обведе ние предметов по стрелкам и линиям. Логические и ассоциа тивные упражнения. Штриховка. | 1 | Умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке. | 7.09 | | | |
4 | «Сколько? Столько». «Уреч ки». Что выше, что ниже? Что больше, что меньше? Что длин нее, что короче? Написание ли ний различных по величине. «Це лое и часть». Обведение предметов по стрелкам и линиям. | 1 | Обводить предмет; штриховать; дорисовывать; знание понятия «рабочая строка». | 8.09 | | | |
5 | «Головоломка». «Овал». Нахож дение закономерностей. Написа ние вертикальных и горизонталь ных линий по стрелкам. Предва рительная звуковая ориентировка в слове. | 1 | Умение сравнивать; обводить предмет по контуру; штриховать; обводить линии по стрелке; знание правил посадки при письме. | 13.09 | 13 | | |
6 | «В квартире». «Веселые превращения». Обведение и штриховка. Написание элементов букв по стрелкам. «Сравни дома». «В магазине одежды». Штриховка, обведение. | 1 | Умение обводить предметы; классифицировать слова; работать самостоятельно; Подготовка к звуковому анализу. | 14.09 | | | |
7 | «В походе» «На отдыхе». Обве дение, штриховка. Письмо эле ментов печатных букв. «На конь ках». «Контуры и силуэты». Штриховка, обведение непреры ваемых линий, обведение элементов печатных букв | 1 | Умение раскрашивать; писать элементы печатных букв. Предварительная звуковая ориентировка в слове. Подготовка к звуковому анализу. | 19.09 | | | |
8 | «На волнах». «Морские путе шествия». Штриховка, безотрыв ные линии. «На лугу». «Мы рисуем». Обведение, штриховка; преобразование овалов в предметы; простейший звуковой анализ. «Под грибом». «Сравни и подумай». Предварительные звуковые упражнения; письмо элементов печатных букв. | 1 | Умение слышать последовательность звуков в слове, умение обводить; рисовать орнамент; штриховать; умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; звуковая ориентировка в слове | 20.09 | | | |
9 | «Мы — спортсмены». «Выби рай». Обведение по пунктиру. Лексическая работа: спортивный инвентарь. Классификация: виды спорта. | 1 | умение подбирать цвета и рисунки; умение делать простейший звуковой анализ слов; писать элементы печатных букв. | 21.09 | | | |
10 | «Кто построил домики?». «Сравни и подумай» Штриховка, обведение. Устный диалог по сказке. | 1 | Писать письменные элементы строчных и заглавных букв. Звуковой анализ: определение последовательности звуков в слове. | 26.09 | | | |
11 | «Домик бабушки». «В гости к бабушке» Раскрашивание, штриховка, обведение. «Наличники». «Распиши посуду». Звуковой анализ слов. Печатание элементов букв. | 1 | Умение обводить по пунктирным линиям, раскрашивать; умение подбирать цвета и рисунки; писать элементы письменных букв, фиксировать звуки в слове на звуковых схемах. | 27.09 | | | |
12 | «Расшитые полотенца». «Лос кутное одеяло». Написание пря мых линий по пунктирам. Пись мо элементов письменных букв. «Подумай и сравни» «Проверь себя» | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы и элементы букв. Звуковой анализ слов. | 28.09 | | | |
13 | «Подбери пару». «Сравни и подумай». Звуковой анализ слов. Письмо элементов букв. | 1 | Писать буквы и элементы букв; заполнять звуковые схемы; сравнивать. | 3.10 | | | |
14 | «В спортивном зале». Звуковой анализ слов. Письмо элементов письменных букв. Диалог. | 1 | Писать буквы и элементы букв; заполнять звуковые схемы; сравнивать. | 4.10 | | | |
15 | «Ремонтная мастерская». «Собери машину». Обведение, раскрашивание. Звуковой анализ. | 1 | Писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; заполнять звуковые схемы; | 5.10 | | | |
16 | «Подумай и сравни». «Проверь себя». Обобщение. Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. Логические упражнения. | 1 | Писать буквы и элементы письменных букв; умение объяснять значение слова; составлять предложения по схеме. Соотносить написанные элементы с образцом. Оценивать самостоятельно свою работу на основе образца. Давать характеристику звуков | 10.10. | | | |
17 | Алфавит. Звуковой анализ. Письмо элементов письменных букв. | 1 | | 11.10 | | | |
18 | Звуковой анализ слов со звуками [а], [о]. Буквы А, а, О, о. Печатные буквы А, О. Составление предложения по схеме. | 1 | Писать буквы; умение читать и записывать слова; копировать; ориентироваться в тетради. | 12.10 | | | |
19 | Звук [у], буквы У, у (Звуковой анализ. Анализ графической формы буквы у. Устный рассказ по опорным словам. | 1 | Умение обозначать звуки буквами; писать буквы; умение читать и записывать слова; | 17.10 | | | |
20 | Звуки [и] - [ы]. Буквы И, и , ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. | 1 | Умение обозначать звуки буквами; писать буквы; умение читать и записывать слова; | 18.10 | | | |
21 | Звук [и], буква Ии. Звук [ы], буква ы. Звуковой анализ слов, подписи букв под схемами слов. | 1 | Умение обозначать звуки буквами; писать буквы; умение читать и записывать слова; | 19.10 | | | |
22 | Звук [э], буквы Э. э. | 1 | Умение читать и записывать слова и предложения; копировать; | 24.10 | | | |
23 | Повторение изученных букв. Буквенная мозаика. Запись коротких слов, составление предложений по предложенным схемам. | 1 | Умение записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. | 25.10 | | | |
24 | Звуки [м] — [м`], буквы М, м Звуковой анализ слов. Запись слов и предложений. | 1 | Умение читать и записывать слова и предложения; ориентироваться в тетради. | 26.10 | | | |
25 | Звуки [с] — [с`], буквы С, с. Звуковой анализ. Запись слов с доски | 1 | Умение записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. | 27.10 | | | |
26 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку. | 1 | Умение записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. | 8.11 | | | |
27 | Буквы Н, н .Звуковой анализ слов со звуками [н] и [н`]. Письмо слогов, слов и предложений. | 1 | Умение записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. | 9.11 | | | |
28 | Буквы Л, л . Звуки [л] — [л`]. Анализ графической формы буквы. Составление слогов и слов. | 1 | Умение записывать слова и предложения; копировать; ориентироваться в тетради. | 14.11 | | | |
29 | Закрепление изученных букв. Звуковой анализ слов. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 15.11 | | | |
30 | Буквы Т, т . Звуковой анализ. Списывание слов и предложений. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 16.11 | | | |
31 | Буквы К, к. Слого-звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать предложения; умение объяснять значения слов; умение выделять ударный слог; | 21.11 | | | |
32 | Закрепление изученных букв. Самостоятельный звуковой анализ слов по выбору. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; умение объяснять значения слов. | 22.11 | | | |
33 | Буквы Р, р, В, в. Звуковой анализ. Письмо слогов, слов и предложений. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 23.11 | | | |
34 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов и предложений под диктовку. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 28.11 | | | |
35 | Буквы П, п. Слого-звуковой анализ. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 29.11 | | | |
36 | Буквы Г, г . Звуковой анализ. Письмо слов. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 30.11 | | | |
37 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Сравнение звуков [г] и [к]. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 1.12 | | | |
38 | Буквы Е, е. Буквы , Ё, ё | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 6.12 | | | |
39 | Запись букв ё, ё после согласных, как показатели мягкости предшествующего согласного. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; | 7.12 | | | |
40 | Письмо изученных строчных и заглавных букв. Запись слов под диктовку. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения. Сравнивать написанные буквы, их соединение с исходным, первоначальным написанием и образцом. | 8.12 | | | |
41 | Буквы Б, б. Парные звуки [б] — [п]. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 13.12 | | | |
42 | Буквы З, з. Звуковой анализ. Письмо слов и предложений. Сравнение звуков [з] и [с]. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 14.12 | | | |
43 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; записывать слова и предложения | 15.12 | | | |
44 | Буквы Д, д . Звуковой анализ. Сравнение звуков [д] — [т]. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 20.12 | | | |
45 | Буква Ж, ж. Звуковой анализ. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; записывать слова и предложения | 21.12 | | | |
46 | Закрепление изученных букв. Буквенная мозаика. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; записывать слова и предложения | 22.12 | | | |
47 | Буква Я, я. Анализ графической формы буквы Я. Запись слов с йотированной гласной я. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; записывать слова и предложения | 10.01 | | | |
48 | Буквы а — я, о — ё, ы — и. Письмо стихотворения по памяти. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 11.01 | | | |
49 | Упражнения в написании слов с изученными буквами. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 12.01 | | | |
50 | Буква Х, х (строчная, заглавная). Звуковой анализ. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 17.01 | | | |
51 | Мягкий знак. Запись слов с «ь». | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 18.01 | | | |
52 | Повторение изученных букв. Звуковой анализ. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 19.01 | | | |
53 | Буква Й. й. Списывание слов и предложений. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения; ставить в словах знак ударения, выделять ударный слог | 24.01 | | | |
54 | Буква Ю. ю Имена собственные. Правила оформления предложений. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 25.01 | | | |
55 | Запись слов с буквой ю. Чудеса со словами. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 26.01 | | | |
56 | Буква Ш, ш Правописание сочетаний жи — ши. Парные согласные [ж] — [ш]. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения, | 31.01 | | | |
57 | Буква Ч, ч . Правописание буквосочетаний ча, чу. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 1.02 | | | |
58 | Письмо буквы Щ, щ . Правописание буквосочетаний ча-ща, чу-щу. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 2.02 | | | |
59 | Буква Ц, ц. Буква Ф, ф. Запись слов с буквами в — ф, их сравнение. Сравнение значения и звучания слов. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения | 7.02 | | | |
60 | Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари. Повторение изученных букв. | 1 | Умение проводить звуковой анализ слов; писать буквы; умение читать и записывать слова и предложения, умение писать под диктовку. Применять самоконтроль при оценивании написанного | 8.02 | | | |
61 | Разделительные ь и ъ. Повторение изученных букв. Списывание слов с предварительным проговариванием. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. Объяснять функцию мягкого знака как показателя мягкости. | 9.02 | | | |
62 | Алфавит. Повторение изучен ных букв. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшес твующего согласного. Оформ ление предложений в тексте. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 21.02 | | | |
63 | Слова, имеющие одинаковую часть (корень). Безударные гласные в корне слова. Слова, отвечающие на вопрос «Кто?», «Что?». | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 22.02 | | | |
64 | Правописание слов с сочетании ями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание слов с раздели тельными ь и ъ знаками. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 28.02 | | | |
65 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 01.03 | | | |
66 | Правописание слов с сочетании ями чк, чн. Буквы е, ё, и, ю, я — показатели мягкости предшес твующего согласного. Обозначе ние на письме мягкости соглас ного. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 02.03 | | | |
67 | Правописание шипящих согласных. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 2.03 | | | |
68 | Заглавная буква в именах собственных. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 2.03 | | | |
69 | Правописание парных согласных на конце слова. Буквы е, ё, я, и, ю – показатели мягкости. | 1 | Умение оформлять предложения на письме; умение писать под диктовку; списывать. | 7.03 | | | |
Тематическое планирование по русскому языку для 1 класса
№№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика УУД | Дата | примечание | |
план | факт | | |
1 | Вводный урок по курсу русского языка «В мире общения» Речевой этикет. Интона ция, жесты и мимика в речевом общении. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения. | 1 | Уметь работать с текстом, книгой; понимать смысл понятия «общение», цель речевого общения, что главное средство общения - родной язык. Осознавать цель речевого общения; умение слушать и говорить; знать, что для общения используется свой язык; знание смысла понятия «общение». | 9.03 | | | |
2 | В мире общения. Цели и формы общения. Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря. Диалог. | 1 | Умение выразительно читать, рассказывать; понимать смысловую сторону русской речи. | 14.03 | | | |
3 | Слово и его значение. Слова, обозначающие одушевлённое и неодушевлённое предметы. Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением. Содержательная классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков. | 1 | Формирование представлений о языке как средстве общения (упр. 1 учебника, упр. 6 тетради). Знакомство с существованием разных языков (упр. 2 учебника, 11, 12 тетради). Работа над смыслом предложения в упр. 11. Край родной – подбор близких по значению слов. Выполнение упр. 3. Знакомство со словами с непроверяемым написанием. | 15.03 | | | |
4 | Урок развития речи. Слово как средство создания образа. Слово как двусторонняя единица языка, значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. | 1 | Умение различать имена нарицательные и имена собственные; умение писать имена собственные. | 16.03 | | | |
5 | Имя собственное. Правописание имен собственных. Различие собственных и нарицательных имён. Называние одного предмета или целого класса однородных предметов. | 1 | Умение писать имена собственные; фантазировать; умение наблюдать за превращением в художественном тексте имён нарицательных в собственные. | 16.03 | | | |
6 | Слова с несколькими значениями. Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности. | 1 | Иметь представление о многозначности слов. | 29.03 | | | |
7 | Слова, близкие по значению (синонимы). Слова, близкие по значению, их значение и звучание. Роль синонимов в речи. | 1 | Иметь представление о словах, близких по значению; умение употреблять такие слова в речи. | 30.03 | | | |
8 | Слова, противоположные по значению (антонимы) Роль антонимов в речи. | 1 | Знакомство с темой урока (чтение темы и её анализ). Выполнение упр. 3,4. Анализ пословиц. Письмо по памяти. Обогащение словарного запаса. Подбор соответствующих примеров из литературных произведений. | 4.04 | | | |
9 | Знакомство с разными группами слов. Группы слов, объединённых основным значением. Вопросы к словам разных групп. | 1 | Умение различать предмет и слово как название предмета; определять слова, которые обозначают названия предметов, их действия и признаки; классифицировать слова; наблюдать за ролью слов в речи. | 5.04 | | | |
10 | Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? Какой? Что делает? | 1 | Умение ставить вопросы к словам; различать слова-названия одушевлённых и неодушевлённых предметов. | 6.04 | | | |
11 | Звуки и буквы. Алфавит. Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Алфавит как основа письменности. | 1 | Умение переключать внимание с лексического значения слова на его звуковую форму; различать звуки речи и звуки окружающего мира. | 6.04 | | | |
12 | Гласные звуки. Обозначение их буквами. Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Роль гласных звуков в речи. | 1 | Умение распознавать гласные звуки в слове, характеризовать их; обозначать на письме буквами | 8.04 | | | |
13 | Согласные звуки. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль согласных звуков в речи. | 1 | Умение распознавать соглас ные звуки по их существенным признакам; умение работать с моделями слов; проводить зву кобуквенный анализ слов; срав нивать слова по произношению и написанию; умение чётко про износить звуки в составе слова. | 11.04 | | | |
14-15 | Повторение темы «Звуки и буквы» | 2 | Умение писать предложения под диктовку, умение определить гласных и согласных букв. | 13.04 15.04 | | | |
16 | Слоги. Деление слов на слоги. Деление слова на фонетические слоги. | 1 | Иметь представление о слоге как произносительной части слова; умение соотносить количество слогов в слове и количество в нём гласных звуков | 18.04 | | | |
17 | Перенос слов. Правила переноса слов. | 1 | Умение делить слово на слоги; правильно переносить на письме слова; умение озаглавливать текст. | 20.04 | | | |
18 | Ударение. Ударение в русском языке как более сильное произношение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. | 1 | Умение находить в слове ударный слог; наблюдать роль ударения в различении смысла слова. | 22.04 | | | |
19 | Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами. Роль ударения в узнавании слова. Безударные глас ные звуки как орфограм ма. Способы проверки безударных гласных. | 1 | Умение находить ударный слог в словах; умение проверять безударный гласный звук; умение наблюдать за расхождением между произношением и написанием слова | 25.04 | | | |
20 | Комплексная итоговая работа за курс 1 класса | 1 | Умение писать слова под диктовку.
| 27.04 | | | |
21 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме | 1 | Умение различать мягкие и твёрдые согласные звуки; умение обозначать мягкость согласных звуков с помощью мягкого знака. | 29.04 | | | |
22-23 | Обозначение мягкости согласных звуков на письме. Правила обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, и, ю, я | 2 | Умение обозначать мягкость согласного с помощью мягкого знака и гласных е, ё, и, ю, я; знать способы обозначения мягкости согласных на письме; умение делить текст | 4.05 6.05 | | | |
24-25 | Шипящие согласные звуки. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу | 2 | Иметь представление о твёрдых согласных звуках [ж], [ш]; знать правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 11.05 13.05 | | | |
26 | Разделительный мягкий знак. Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. | 1 | Умение наблюдать за произношением и написанием слов с разделительным мягким знаком; умение списывать слова. | 16.05 | | | |
27 | Разделительный твердый знак. Употребление разделительного твердого знака. | 1 | Знать о разделительном твёрдом знаке; умение писать слова с разделительным твёрдым знаком; умение составлять текст | 18.05 | | | |
28 | Предложение. Смысловая связь слов в предложении. Знаки препинания в конце предложения. | 1 | Умение различать слово и предложение; иметь представ ление о предложении как свя занных по смыслу слов, выра жающих мысль; | 20.05 | | | |
29 | Общее представления о предло жении, его смысловой и интонационной закончен ности. Знакомство со знаками препинания. | 1 | Умение наблюдать над связью слов в пред ложении, использовать соответ ствующие знаки препинания | 23.05 | | | |
30 | Текст. Отличие предложения от текста. Текст как речевое произведение, автор текста. | 1 | Умение различать текст и предложения; умение составлять письменные тексты; озаглавливать текст. | 25.05 | | | |
Учебно-методическое обеспечение:
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.1 - М.: Просвещение, 2015.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. Ч.2 - М.: Просвещение, 2015.
Климанова Л.Ф., Романина В.И., Борейко Л.Н. Пропись 1. Рисуй, думай, рассказывай. - М.: Просвещение, 20155
Климанова Л.Ф. Пропись 2. Мой алфавит. - М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л.Ф. Пропись 3. Мой алфавит. - М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л.Ф., Желтовская Л.Я. Пропись 4. Пишу красиво. - М.: Просвещение, 2016.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Климанова Л.Ф. Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. - М.: Просвещение, 2015.
Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Азбука. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Электронное приложение к учебнику Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Русский язык. 1 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Климанова Л.Ф. Русский язык. Методическое пособие по обучению грамоте, русскому языку. - М.: Просвещение, 2011.
Поурочное планирование. Технологические карты уроков русского языка в 1 классе. - Волгоград: Учитель, 2015.
MULTIMEDIA-поддержка курса:
речью, начатой в букварный период.