Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ________/Курбатова Г.Н./ Протокол №_______ От «_____»____20___г. | Согласовано Заместитель директора по УВР «____»______20___г. _______/Чеглакова Л.В./ | Принято на заседании педагогического совета Протокол №________ От «_____»______20__г. | Утверждено и введено в действие Приказ №___________ От «_____»________20__г. Директор МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа» Льговского района Курской области _______/Жарких М.В./ |
Рабочая программа
«Русский язык»
10 класс
(базовый уровень)
Учитель первой квалификационной категории: Курбатова Г.Н.
Программы общеобразовательных учреждений
Русский язык 10-11 классы
УДК 372.016:811.161.1*10\11(073)
ББК 81.2Рус-922
Г 63
Авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,
М.А.Мищерина
ISBN 978-5-9932-0822-0
Москва «Русское слово»
П.Колонтаевка, 2015 год
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………3
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………4
Содержание учебной программы………………………………………………..5-7
Календарно-тематическое планирование………………………………………8-13
Список литературы……………………………………………………………….13
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10 класса составлена на основе:
Государственного стандарта общего образования.
Примерной программы по русскому языку.
Программы Минобрнауки РФ для общеобразовательных школ «Русский язык. 10-11 классы» под редакцией Н.Г.Гольцовой.
Базисного учебного плана школы на 2015-2016 учебный год.
На изучение русского языка в 10 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;
Развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;
Применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершенствовать различные действия, в том числе и речевые.
Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способностей обучающихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обучения предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и е разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.
В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры устной и письменной речи);
Информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);
Организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения русского языка обучающийся должен
Знать/понимать
Связь языка и истории, культуры русского народа;
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
Основные единицы, их признаки;
Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;
Уметь:
Осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления;
Проводить лингвистический анализ текстов различных стилей;
Аудирование и чтение:
Говорение и письмо:
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
Соблюдать нормы речевого поведения;
Использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
Содержание учебной программы
Введение 1 час
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка. Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.
Русский язык как один из мировых языков.
Литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.
Лексика. Фразеология. Лексикография 13 часов
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
Лексикография.
Фонетика. Графика. Орфоэпия.
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии.
Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.
Фонетический разбор.
Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.
Морфемика и словообразование 4 часа
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки.
Неморфологические способы словообразования.
Словообразовательный разбор.
Основные способы формообразования в современном русском языке.
Морфология и орфография 11 часов
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Принципы русской орфографии.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Чередующиеся гласные в корне слова.
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шт, жч, стч, здч.
Правописание двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках.
Приставки пре- и при-.
Гласные и и ы после приставок.
Употребление ь и ъ.
Употребление прописных и строчных букв.
Правила переноса слов.
Самостоятельные части речи
Имя существительное 4 часа
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.
Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатур.
Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.
Морфологический разбор имен существительных.
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний.
Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное 4 часа
Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные.
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.
Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных.
Правописание сложных имен прилагательных.
Имя числительное 3 часа
Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Простые, сложные и составные числительные.
Морфологический разбор числительных.
Особенности склонения имен числительных.
Правописание имен числительных.
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение 2 часа
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений.
Морфологический разбор местоимений.
Правописание местоимений.
Глагол
Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола.
Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола.
Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное).
Категория времени глагола.
Спряжение глагола.
Две основы глагола. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глаголов.
Правописание глаголов.
Причастие 2 часа
Причастие как особая форма глагола.
Признаки глагола и прилагательного у причастий.
Морфологический разбор причастий.
Образование причастий.
Правописание суффиксов причастий.
Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие 2 часа
Деепричастие как особая глагольная форма.
Образование деепричастий.
Морфологический разбор деепричастий.
Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие 2 часа
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
Морфологический разбор наречий.
Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния 2 часа
Грамматические особенности слов категории состояния.
Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.числа.
Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи 14 часов0
Предлог
Предлог как служебная часть речи.
Особенности употребления предлогов.
Морфологический разбор предлогов.
Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова.
Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.
Морфологический разбор союзов.
Правописание союзов.
Частицы.
Частица как служебная часть речи.
Разряды частиц.
Морфологический разбор частиц.
Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий.
Правописание междометий.
Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Наименование раздела, темы, урока | Количество часов | Домашнее задание | Дата |
План. | Факт. |
Введение. 1 |
1 | 1 | Слово о русском языке | 1 | Упражнение 2; ответ по конспекту «Слово о русском языке» | | |
| Лексика. Фразеология. Лексикография. | 13 |
2 | 2 | Слово и его значение | 1 | Упражнение 3 (1 вариант); упражнение 4 2 вариант) | | |
3 | 3 | Однозначность и многозначность слов. Работа с толковыми словарями | 1 | Упражнение 6; п.4-7 (с.15-20) | | |
4 | 4 | Изобразительно-выразительные средства русского языка | 1 | Упражнение 7 (1 вариант); 10 (2 вариант) | | |
5 | 5 | Омонимы и их употребление. Работа со словарями омонимов | 1 | П.8; упражнение 15 | | |
6 | 6 | Паронимы и их употребление. Работа со словарями паронимов | 1 | П.9; упражнение 18 | | |
7 | 7 | Синонимы и их употребление. Работа со словарями синонимов | 1 | П10; упражнение 22 | | |
8 | 8 | Антонимы и их употребление. Работа со словарями антонимов | 1 | Упражнение 28 | | |
9 | 9 | Развитие речи. Изложение/сочинение-миниатюра «Антенна» по упражнению 31 | 1 | Упражнение 31 | | |
10 | 10 | Происхождение лексики современного русского языка. Лингвистический анализ текста А.С.Пушкина «Пророк» | 1 | П.8; упражнение 35 | | |
11 | 11 | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Окказиональные слова | 1 | П.9-10; упражнение 37; сообщение о словарях | | |
12 | 12 | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Фразеологические словари | 1 | П.11; упражнение 45 | | |
13 | 13 | Обобщение изученного по теме «Лексикография» | 1 | Вопросы и задания 1-4; страница 32 | | |
14 | 14 | Контрольный диктант по теме «Лексикография» | 1 | Упражнение 52 | | |
| Фонетика. Орфоэпия. | 5 | |
15 | 15 | Звуки и буквы. Фонетический разбор слова | 1 | П.13; упражнение 49 | | |
16 | 16 | Из истории славянской письменности и русского алфавита | 1 | П.13; упражнение 50 | | |
17 | 17 | Орфоэпия. Выразительное чтение поэтических произведений | 1 | П.14; упражнение 51 | | |
18 | 18 | Орфоэпия. Выразительное чтение прозаических произведений | 1 | Вопросы страница 40 | | |
19 | 19 | Ударение. Типы ударения. Словесное ударение | 1 | Упражнение 53; вопросы 1-8, стр.39 | | |
| Морфемика и словообразование. | 4 | |
20 | 20 | Состав слова. Морфемный разбор слова. | 1 | П.15; упражнение 58 | | |
21 | 21 | Словообразование. Словообразовательный разбор слова | 1 | П.16; упражнение 72 | | |
22 | 22 | Формообразование. Понятие парадигмы | 1 | П.17; упражнение 77 | | |
23 | 23 | Развитие речи. Изложение с творческим заданием по упражнению 85 | 1 | Упражнение 80; выучить словарные слова | | |
| Морфология и орфография. | 11 | |
24 | 24 | Принципы русской орфографии | 1 | П.18; упражнение 86 | | |
25 | 25 | Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова | 1 | П.19; упражнение 90 | | |
26 | 26 | Чередующиеся гласные в корне слова | 1 | П.20; упражнение 97 | | |
27 | 27 | Употребление гласных после шипящих в корне слова, в окончании, в суффиксе | 1 | П.21; упражнение 108 | | |
28 | 28 | Употребление гласных после ц в корне слова, в суффиксе, в окончании | 1 | П.22-23; упражнение 115 | | |
29 | 29 | Контрольный диктант по теме «Повторение и углубление знаний по орфографии» | 1 | Упражнение 113 | | |
30 | 30 | Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч,зч,шт,жч,стч, здч | 1 | Упражнение 116 | | |
31 | 31 | Правописание двойных согласных | 1 | П.25; упражнение 126 | | |
32 | 32 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | П.26; упражнение 141 | | |
33 | 33 | Приставки пре- и при-. Гласные и-ы после приставок | 1 | П.27; упражнение 146 | | |
34 | 34 | Употребление ъ и ь. употребление прописных букв. Правила переноса слов | 1 | П.29; упражнение 159 | | |
| Части речи. Имя существительное. | 4 | |
35 | 35 | Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного | 1 | П.32; упражнение 166 | | |
36 | 36 | Правописание падежных окончаний имен существительных. Гласные в суффиксах имен существительных | 1 | П.33; упражнение174 | | |
37 | 37 | Правописание сложных имен существительных | 1 | П.35; упражнение 196 | | |
38 | 38 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 1 | Упражнение 194 | | |
| Имя прилагательное. | 4 | |
39 | 39 | Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | П.36; упражнение 199 | | |
40 | 40 | Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание суффиксов имен прилагательных | 1 | Упражнение 207 | | |
41 | 41 | Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных | 1 | Упражнение 214 | | |
42 | 42 | Правописание сложных имен прилагательных | 1 | Упражнение 220; п.40 | | |
| Имя числительное. | 3 | |
43 | 43 | Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного | 1 | П.41; упражнение 222 | | |
44 | 44 | Склонение имен числительных. Правописание имен числительных | 1 | П.42; упражнение 223 | | |
45 | 45 | Употребление имен числительных в речи | 1 | П.44; упражнение 228 | | |
| Местоимение. | 1 | |
46 | 46 | Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения | 1 | П.45; упражнение 231 | | |
47 | 47 | Контрольный диктант по теме «Повторение и углубление знаний об именах прилагательных и существительных» | | Упражнение 236 | | |
| Глагол. | 2 | |
48 | 48 | Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола | 1 | П.47; упражнение 240 | | |
49 | 49 | Правописание глаголов | 1 | Упражнение 252 | | |
| Причастие. | 2 | |
50 | 50 | Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия | 1 | П.49; упражнение 259 | | |
51 | 51 | Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | П.51; упражнение266 | | |
| Деепричастие. | 1 | |
52 | 52 | Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий | 1 | П.52; упражнение275 | | |
53 | 53 | Контрольный диктант по теме «Повторение и углубление знаний о глаголе и глагольных формах» | 1 | Упражнение 274 | | |
| Наречие. | 2 | |
54 | 54 | Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия | 1 | П.53; упражнение 279 | | |
55 | 55 | Правописание наречий | 1 | П.54; упражнение 287 | | |
| Слова категории состояния. | 1 | |
56 | 56 | Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния | 1 | П.55; упражнение291 | | |
| Служебные части речи. | 14 | |
57 | 57 | Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. Правописание предлогов | 1 | П.56; упражнение296 | | |
58 | 58 | Союз как служебная часть речи. Союз как служебная часть речи. Морфологический разбор союза. Правописание союзов | 1 | П.58; упражнение 304 | | |
59 | 59 | Частицы. Частицы. Морфологический разбор частицы. Правописание частиц | 1 | П.60-61; упражнение307 | | |
60 | 60 | Частицы не и ни. Их значение и употребление | 1 | П.62; упражнение 309 | | |
61 | 61 | Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи | 1 | П.63; упражнение312 | | |
62 | 62 | Сложные случаи написания не и ни с различными частями речи | 1 | Упражнение 318 | | |
63 | 63 | Междометие как особый разряд слов. Междометие. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия | 1 | П.64; упражнение320 | | |
64 | 64 | Повторение и углубление знаний о наречии и служебных частях речи. Тестирование | 1 | Упражнение323 | | |
65 | 65 | Обобщение и повторение изученного по теме: «Наречие. Служебные части речи». | 1 | Упражнение 326 | | |
66 | 66 | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | Упражнение 325 | | |
67 | 67 | Анализ контрольного диктанта по теме:»Служебные части речи» | 1 | Упражнение 321 | | |
68 | 68 | Стили речи. Официально-деловой стиль | 1 | Упражнение 527 | | |
69 | 69 | Стили речи. Официально-деловой стиль | 1 | Вопросы и задания стр.394 | | |
70 | 70 | Аукцион знаний | 1 | | | |
ВСЕГО: 70 часов. |
Список литературы
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. М., 2006.
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
Концепция модернизации Российского образования.
Поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (авт.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин). –М.: ООО»ТИД «Русское слово» - РС.
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 10-11 классы. Учебное издание.;авт.Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.
Учебник «Русский язык 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово –Рс», 2012 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.