СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Юные изыскатели".

Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем; создание условий для  формирования информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

 

Задачи:

  • развивать познавательные потребности и  способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • обучить способам сбора и первичной обработки информации;
  • формировать представления об исследовательском и проектном обучении как ведущих способах учебной деятельности;
  • формировать навыки сотрудничества;
  • формировать навыки устной презентации;
  • формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом, исследованием;
  • формировать умение планировать свою работу;
  • формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом, исследованием.

Программа кружка предназначена для учащихся 3-4 классов.  Для учащихся первого года обучения 32 часа (1 час в неделю), для учащихся второго года обучения 32 часа (1 час в неделю).

           

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по проектно-исследовательской деятельности»

Администрация

муниципального образования

муниципального района

«Корткеросский»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТОРОЖЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА»

168050, с. Сторожевск, ул. Дружбы, 27,

Корткеросский район, Республика Коми,

тел. 8(82136) 9-13-37, факс 8(82136) 9-12-18

E-mail: [email protected]




УТВЕРЖДАЮ:


Директор МОУ «Сторожевская

средняя общеобразовательная

школа»_________________

/А.М.Захаренко/







ПРОГРАММА


КРУЖКА «ЮНЫЕ ИЗЫСКАТЕЛИ»








Составитель:

учитель начальных классов МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа»

Макарова Наталья Геннадьевна










с. Сторожевск


  1. год





1.Пояснительная записка


Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося. Кружок «Юные изыскатели» является частью дополнительного образования обучающихся. Дополнительное образование даёт школьнику возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь насыщеннее и ярче.


Цель программы кружка: формирование ключевых компетентностей: коммуникативной, информационной, решения проблем; создание условий для формирования информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.


Задачи:

  • развивать познавательные потребности и способности младших школьников;

  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

  • обучить способам сбора и первичной обработки информации;

  • формировать представления об исследовательском и проектном обучении как ведущих способах учебной деятельности;

  • формировать навыки сотрудничества;

  • формировать навыки устной презентации;

  • формировать умение составлять письменный отчёт о работе над проектом, исследованием;

  • формировать умение планировать свою работу;

  • формировать умение давать оценку готовому продукту, своей работе над проектом, исследованием.


2. Общая характеристика курса


Программа «Юные изыскатели» по содержанию является научно-педагогической, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – общедоступной, по времени реализации – двухгодичной. Реализация программы строится на основе проектной и исследовательской деятельности. Методы проектов и исследований являются базовыми образовательными технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированный подход в образовании. Они формируют способности, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.



3. Описание места курса в учебном плане

Программа «Юные изыскатели» реализуется в соответствии с планом внеурочной деятельности МОУ «Сторожевская средняя общеобразовательная школа». Курс предназначен для учащихся 3-4 классов. Для учащихся первого года обучения 32 часа (1 час в неделю), для учащихся второго года обучения 32 часа (1 час в неделю).


4. Описание ценностных ориентиров


Содержание курса способствует формированию:

  • Навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ;

  • Умения сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным;

  • Расширения читательского кругозора, развитие связной речи, критического     мышления, пополнение словарного запаса;

  • Бережного отношения к растениям и животным;

  • Видения красоты природы, труда и творчества

  • Умения выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, искать информацию;




5.Ожидаемые результаты освоения программы.


В ходе освоения программы «Юные изыскатели» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (УУД):


проектировочные


исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, родителей), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные


экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.



Выпускник научится:

  • основные особенности и условия проведения исследований разных видов; этапы работы над проектом;

  • правила выбора темы и объекта исследования;

  • правила успешной презентации работы;

  • способы хранения информации;

  • что такое социологический опрос, метод интервью, микроисследование;

  • что такое учебное сотрудничество;

  • способы преодоления трудностей в реализации проектов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования, обосновывать актуальность темы исследовательской, проектной работы, выдвигать гипотезы исследования; указывать пути изучения объекта;

  • выбирать пути решения задачи исследования;

  • составлять план действий совместного коллективного исследования и/или индивидуальной исследовательской или проектной работы;

  • адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

  • выделять главное и второстепенное в собранном материале;

  • делать выводы и умозаключения;

  • презентовать свою работу;

  • участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.


Способы проверки результатов освоения программы, обобщение опыта работы и критерии оценивания проектной деятельности.


В качестве подведения  итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия:

  • выставки творческих работ учащихся;

  • мини – конференции по защите исследовательских проектов;

  • школьная научно–практическая конференция;

  • выступление учащихся перед родителями.


В целях обобщения своего опыта работы учащихся могут быть представлены  в «Портфеле достижений обучающегося» в разделе «Мои работы».


Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности разрабатываются совместно с обучающимися на одном из занятий кружка и могут быть представлены в виде таблицы (ниже приведённая таблица является примерным вариантом).











Ф.И. учащегося

Эстетичность

Качество

Полнота реализации

Удовлетворённость участием

Желание участвовать в других проектах

Умение работать с документацией

Защита проекта

Итого

Оригинальность, яркость

Чёткость, убедительность

Дополнительные средства

Ответы на вопросы









































6.Содержание курса


Раздел I. Основы проектной и исследовательской деятельности

Проектные понятия. Кто такой проектант. Паспорт проектной работы. Виды проектов. Продукт проекта. Что такое исследование, кто такие исследователи. Роль исследований в нашей жизни. От проблемы к цели. Выдвижение гипотез. Планирование деятельности. Методы исследования. Как провести эксперимент. Работа со справочной литературой. Сбор информации. Способы первичной обработки информации. Выводы и умозаключения. Мини-сообщение. Публичное выступление.


Раздел II. Работа над проектом, исследованием

Работа над групповыми и индивидуальными проектами и исследованиями.


Этапы работы над проектом, исследованием:

1. Поисковый

- Определение тематического поля и темы проекта.

- Поиск и анализ проблемы.

- Постановка цели проекта, выдвижение гипотез.

2. Аналитический

- Анализ имеющейся информации.

- Сбор и изучение информации.

- Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

- Анализ ресурсов

3. Практический

- Выполнение запланированных технологических операций, опытов, экспериментов.

- Текущий контроль качества.

- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

- Подготовка презентационных материалов. - Презентация проекта.

- Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация, выступление).

5. Контрольный

- Анализ результатов выполнения проекта.

- Оценка качества выполнения проекта.

Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Любой проект предполагает какой-либо конечный ощутимый продукт (будь то изделие, модель или рекомендация), который обязательно должен планироваться. Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. В исследовании конечный продукт также возможен, но совсем необязателен. Главное в исследовании – это познавательный процесс, получение нового для юного исследователя знания, попытка достижения истины.



Перечень возможных форм продуктов: Перечень возможных форм презентаций:
  • видеофильм

  • выставка

  • газета, журнал

  • книжка-малышка

  • брошюра

  • модель

  • игра

  • постановка

  • сценарий праздника

  • коллекция

  • мультимедийный продукт

  • справочник

  • альбом

  • гербарий

  • коллаж

  • костюм

  • макет

  • музыкальная подборка

  • наглядные пособия

  • плакат

  • серия иллюстраций

  • сувенир-поделка

  • учебное пособие

  • фотоальбом

  • демонстрация готового продукта

  • выставка

  • реклама

  • спектакль

  • телепередача

  • мини-сообщение

  • оформление кабинета

  • экскурсия

  • игра с залом

  • отчёт исследовательской экспедиции

  • пресс-конференция


При выполнении проектных и исследовательских работ используется рабочая тетрадь и/или паспорт проектной работы, где фиксируются все этапы работы над проектом, заносятся результаты и выводы исследований.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, фасилитатор. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:

- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

- Фасилитирует. Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

- Наблюдает.

Роль ученика при выполнении работы изменяется в зависимости от этапов. Но на всех этапахобучающийся:

- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности.

- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

Субъектом деятельности над конкретным проектом являются и родители обучающегося.

- Актуализируют внутреннюю потребность учащихся к самосовершенствованию сознания и поведения.

- Помогают выполнить какое-либо действие, затруднительное для ребёнка в условиях действенного показа, ассистируют своим детям при защите проекта.

- Разделяют радость своего ребёнка не только от успешности результатов процесса, но и от пути, пройденного совместно.



7.Тематическое планирование


Первый год обучения


Тема занятия

Количество часов

теория

практика

итого

Кто такие изыскатели? Чем мы будем заниматься? Введение в проектную деятельность. Проектные понятия.

2

-

2

Виды проектов. Тема проекта. Ты – проектант.

1

-

1

Этапы работы над проектом. Паспорт проектной работы «Моя семья»

1

-

1

Этап работы над проектом - разработка проекта. Сбор информации для проекта. Способы первичной обработки информации.

1

1

2

Этап работы над проектом - разработка проекта. Продукт проекта. Виды продукта.

1

-

1

Этап работы над проектом - выполнение проекта по плану, предложенному учителем или выработанным коллективно.

-

4

4

Этап работы над проектом - защита проекта. Мини-сообщение.

1

-

1

Разработка критериев оценивания проектной деятельности обучающихся.

1

-

1

Защита проекта. Рефлексия.

-

2

2

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

1

-

1

Роль исследований в нашей жизни. Методы исследований.

1

-

1

Эксперимент с реальными объектами. Сколько весит школьный рюкзак?

-

2

2

Выбор подтемы проекта «Домашние животные». Мозговой штурм.

1

-

1

О чём я больше всего хочу рассказать. Определение состава проектной группы с предполагаемым распределением ролей (если обучающиеся желают работать в группе). Планирование деятельности.

1

-

1

Сбор информации для реализации проекта. Способы первичной обработки информации. Определение продукта проекта.

-

3

3

Создание продукта проекта.

-

3

3

Защита проекта. Рефлексия.

-

2

2

Родительское собрание. Подведение итогов первых проектных работ обучающихся, постановка новых задач проектной и исследовательской деятельности. Страница благодарности.

1

1

2

Советы на лето.

1

1

2

ИТОГО

14

18

32


Второй год обучения



Тема занятия

Количество часов

теория

практика

итого

1.

Как научиться приобретать знания? Всю жизнь в поиске …

1

1

2

2.

Работа с текстом. Как подготовиться к защите исследовательской работы.

1

1

2

3.

Исследовательская работа «Были о пыли»

-

3

3

4.

Как оценивать идеи? Классификация тем исследований

1

-

1

5.

Особенности проведения теоретических исследований

1

-

1

6.

«Какие мы?» (социологический проект)

1

2

3

7.

Особенности проведения эмпирических исследований

2

1

3

8.

Исследовательская работа «Кладовая витаминов»

1

3

4

9.

Проектная работа «Профилактика заболеваемости школьников»

1

3

4

10.

Проектная работа к 95-летию Республики Коми

2

5

7

11.

Родительское собрание. Подведение итогов. Страница благодарности.

1

1

2


Итого:

12

20

32



8.Список литературы и интернет-ресурсов:


    1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-proektnoy-deyatelnosti-klub-yunyh

    2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2011.

    3. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации: программа, занятия, проекты /авт.-сост. М.Ю.Шатилова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2010.