В области речи, речевой деятельности | – участвовать в коллективном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения; понимать вопросы учителя и точно отвечать на них, стараться высказывать и объяснять свою точку зрения; – создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, стремиться соблюдать требования к этим видам речи, к ясности, чёткости произнесения слов; – под руководством учителя «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач; – самостоятельно читать задания учебника и выполнять их; – понимать (в процессе коллективной работы) информацию учебника, представленную в схематичной, в том числе алгоритмичной форме; коллективно переводить её в словесную и использовать в практических целях; – замечать в тексте слова, значение которых требует уточнения, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника; – участвовать в коллективных наблюдениях за точностью выбора слов в текстах; – при создании предложений задумываться о предмете речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержании сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); – строить и использовать в речи, с учётом ситуации, различные по цели и интонации предложения; – понимать в тексте тему (о чём?) и основную мысль (что? – в ясных случаях, при её словесной выраженности), отражать их в заголовках; наблюдать за развитием мысли и последовательностью сведений при её раскрытии; – использовать знания о требованиях к хорошему тексту при анализе предлагаемых материалов, редактировать их; – подробно письменно пересказывать тексты повествовательного характера объёмом 45–55 слов (после речевой и орфографической подготовки); проверять и стараться улучшить написанное (с опорой на памятку); – создавать (после коллективной подготовки) речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, поздравление, кулинарный рецепт, загадку, словесную зарисовку; обдумывать их содержание и языковые средства с учётом жанра, адресата, а после написания проверять и совершенствовать текст (с опорой на памятку). | – вступать в беседу, начинать её, задавать вопросы; – слушать речь одноклассников, оценивать её соответствие вопросу или заданию, требованиям к «хорошей речи»; – создавать небольшие устные монологические высказывания делового и эмоционального характера, соблюдая требования к этим видам речи; – самостоятельно получать информацию из текстов и справочных материалов учебника, использовать её для решения практических задач; – самостоятельно замечать в речи незнакомые слова и выяснять их значение (спрашивая у взрослых, обращаясь к словарю); – отмечать в текстах случаи особо выразительного использования слов; – создавать предложения, обдумывая предмет речи (о чём или о ком пойдёт речь?) и содержание сообщения, вопроса, просьбы, пожелания (что скажу?); – среди побудительных предложений различать просьбы, требования, пожелания, советы; строить предложения с этими значениями применительно к различным ситуациям общения и произносить их с соответствующей интонацией; – по-разному строить предложения-ответы; – редактировать, улучшать собственные тексты. |
В области освоения языка: в области фонетики и графики | – различать звуки и буквы, давать характеристику звуков слова, выявлять их соотношение с буквами; объяснять, если есть, различие в количестве звуков и букв; – сравнивать, классифицировать звуки по заданным параметрам; анализировать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; – понимать модельную запись слова «значками звуков» (с помощью элементарной транскрипции); – правильно называть буквы алфавита, использовать его знание для поиска слов в словарях учебника. | - обозначать звуковой состав слов с помощью элементарной транскрипции; – проводить полный фонетико-графический (звуко-буквенный) анализ слов (с использованием элементарной транскрипции). |
В области словообразования (морфемики) | – выполнять общий способ действия для выявления родственных (однокоренных) слов, для выделения в словах корня (в однозначных случаях) и других морфем; – подбирать родственные (однокоренные) слова, отличать их от синонимов, от слов с омонимичными («похожими») корнями, от изменений одного и того же слова; - осознанно действовать, выделяя в словах различные морфемы (проводя частичный морфемный анализ слов); – понимать роль различных морфем в слове, преобразовывать, конструировать слова с заданными морфемами, сравнивать их, отмечать различие (сходство) значений; – классифицировать слова в зависимости от их строения; соотносить их с предложенными моделями. | – выполнять полный морфемный анализ слов (на основе памятки учебника); – замечать в текстах слова с наиболее распространенными приставками и суффиксами, объяснять их роль, а в ясных случаях и значение; – конструировать слова, выбирая для них морфемы в соответствии с указанным значением или с учётом контекста; – самостоятельно подбирать слова к заданной модели; – замечать и исправлять яркие нарушения словообразовательных норм, встречающиеся в детской речи. |
В области морфологии | – различать, классифицировать слова по их функции (слова-названия, указатели, помощники), выделять среди них названия предметов; – узнавать названия предметов в косвенных падежах (без термина), ставить вопросы к ним и другим словам-названиям, выбирая правильный; – изменять слова-названия по числам и «командам вопросов» (падежам, временам и др. – без терминов) для решения орфографических задач. | – проводить различные изменения слов разных частей речи (практическим путём, без терминов). |
В области синтаксиса и пунктуации | – отличать предложение от группы слов, обосновывать решение; – выделять предложения из потока устной и письменной речи по освоенным признакам (наличие мысли и интонации её завершения); – различать два основания классификации предложений: по цели и интонации (эмоциональной окраске); – различать предложения, разные по цели (повествовательные, вопросительные и побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные); – характеризовать предложения по двум основаниям; соотносить характеристику предложений со знаками на конце при их записи; – находить в тексте предложения разных видов; – отличать текст от группы предложений, объяснять различие; – правильно оформлять границы предложений; – ставить запятые при перечислении, перед словами-помощниками. | – строить предложения разных видов; – замечать в предложениях-вопросах вопросительные слова и учитывать их при построении ответов; – наблюдать за возможностью разного порядка слов в предложении; – замечать в своей письменной речи обращение и ставить после него восклицательный знак; ставить в некоторых случаях запятые внутри предложений. |
В области орфографии | – обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выдлять те, способы решения которых известны, соотносить их с изученными правилами; – применять изученные правила и решать орфографические задачи на месте безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных в корнях слов разных частей речи; – соблюдать изученные правила переноса слов; – пользоваться орфографическим словарём учебника; – проверять написанное; – списывать и писать под диктовку текст объёмом до 45 слов; соблюдать при этом правила каллиграфии, критически оценивать их выполнение; – правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, указанные в программе. | – обнаруживать значительную часть орфограмм текста; – замечать буквы, на месте которых сочетается две орфограммы (буква безударного гласного звука в начале предложения или собственного имен– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте всех неосвоенных орфограмм; – эффективно осуществлять проверку написанного. |