Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 классов (авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н. М. Бетенькова, О. Е. Курлыгина).
Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования. Курс состоит из 2-х блоков: «Русский язык. Обучение грамоте» и «Русский язык».
Для достижения курсом русского языка поставленных целей и задач необходима особая организация работы по освоению его предметного содержания – необходима реализация деятельностного подхода к процессу лингвистического образования младших школьников.
Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.
Именно через реализацию деятельностного подхода к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьников – формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, дети уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку: а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность; б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также полноценно понимать чужие; в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.
Особенностью курса обучения грамоте, соответствующего этой программе и реализованного в букваре и прописях авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко и др., является его глубокая внутренняя связь с систематическим курсом русского языка. Так, именно на основе букваря и прописей с позиций фонемного принципа русской орфографии и, соответственно, серьёзного внимания к освоению фонетики начинается последовательное формирование у младших школьников орфографической зоркости. Курс обучения грамоте также создаёт предпосылки для осознанного освоения детьми норм русской графики, позволяет расширить языковой и речевой опыт ребёнка, чем обеспечивает готовность первоклассника к дальнейшему изучению систематического курса русского языка.
В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Наряду со «словами-названиями» (в том числе и словами со значением количества, поскольку они широко используются на уроках математики), первоклассникам представляются «слова-указатели» (преимущественно местоимения) и «слова-помощники», к которым отнесены не только предлоги, но и союзы, частицы (частица не) – пока без их разграничения. В основу проведенного деления положен функциональный признак.
Центральная задача курса русского языка 1-го класса – обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретённые в период обучения грамоте, закрепить фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.
В процессе изучения всех тем курса ведётся последовательное формирование знаково-символического, логического мышления (наряду с конкретно-образным), регулятивных и познавательных УУД.
Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который в данной программе рассчитан на 23 учебных недели(115 ч). Курс русского языка в 1 классе занимает 10 недель и составляет 50 часов.
2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.
3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.
4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе начального общего образования.
В результате изучения курса русского языка по данной программе у ученика 1 класса будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
У первоклассника будут сформированы: представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Правила посадки, положения ручки, разлиновка прописи. Штриховка. Секрет и разные её виды наклонного письма. Элементы букв. Квази – письмо предложений с делением на слоги. Квази – письмо слов в предложении с указанием слоговых ударных и безударных гласных. Виды соединений элементов: буквенно – нижнее; среднее, верхнее.
Первые буквы гласных звуков Аа – Оо, Уу – Ээ. Ии –ы. Буквы непарных согласных (сонорных) Лл, Мм, Нн, Рр. Алгоритм списывания. Буквы парных по глухости – твердости согласных звуков Сс. Кк, Тт, Вв, Пп, Шш. Обозначение ударного гласного звука (ы) в сочетаниях «ши». Буквы обозначающие мягкость согласных: и, я, е, ю, ь. «Опасность письма» на месте безударных гласных. Буква «й». Непарные по глухости – твердости согласные звуки и их буквы. Буквы парных по глухости – звонкости согласных звуков: Зз-Сс, Бб-Пп, Гг-Кк, Дд-Тт, Вв-Фф,Жж-Шш. «Опасные места» на месте парных по глухости- звонкости согласных. Правописание ударных сочетаний « жи-ши». Рассуждаем и пишем. «Опасности письма»: ча-ща; чу-щу. Разделительные знаки ь и ъ.
Алфавит. Умение писать.
Знакомство с учебником русского языка. О нашей речи. Речь как способ общения людей. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи. Речь устная и письменная, особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Правильность и точность как важные качества хорошей речи. Правильное использование, произношение и написание слов, выбор средств языка с учётом ситуации и задач общения, стремление точнее передать свою мысль – проявление культуры человека.
Родной язык и иностранные языки; речь на родном и иностранном языке. Речь устная и письменная.
Постановка ударения, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Орфограммы («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу; безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.
Овладение правилами правописания: прописная буква в начале предложения, в собственных именах; раздельное написание предлогов с другими словами; перенос слов; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением.
Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав и последовательность действий списывания и письма под диктовку.
Записи. Как пишутся письма и телеграммы? Поздравления. Перелистаем учебник.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся | Дата | Дата |
1 | Знакомство с правильной посадкой, положением ручки, с разлиновкой прописи. | 1 | Рассматривают рисунки и выбирают те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого) с точки зрения посадки и положения ручки в руке; определяют направление ручки при письме (вверх, чуть выше плеча). | 1/09 | |
2 | Знакомство со штриховкой и разными её видами. | 1 | Штрихуют рисунки и геометрические фигуры, выбирают соответствующее направление штрихов. | 2.09 | |
3 | Продолжение знакомства со штриховкой. | 1 | Штрихуют рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. | 3.09 | |
4 | Продолжение работы над правильной посадкой, положением руки, ручки, над разными видами штриховки. | 1 | Сравнивают узоры, находят в них сходство и различие, обводят по серому контуру рисунки и узоры. | 4.09 | |
5 | Знакомство с секретом наклонного письма. | 1 | Рассматривают рисунки, выбирают те, которые подходят для каждого ученика (леворукого, праворукого). Штрихуют рисунки, выбирая соответствующее направление штрихов. | 5.09 | |
6 | Знакомство с элементами букв: малая и большая прямые наклонные линии. Квази-письмо предложений с делением на слова. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 8.09 | |
7 | Знакомство с элементами букв: малая и большая прямые наклонные линии с закруглением внизу влево и вправо. Квази-письмо слов и предложений с указанием слогов в словах. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 9.09 | |
8 | Знакомство с элементами букв: малая и большая прямые наклонные линии с закруглением внизу и вверху. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 10.09 | |
9 | Знакомство с элементами букв: верхняя и нижняя петля. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 11.09 | |
10 | Тренировка в написании изученных элементов букв. | 1 | Тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. Сравнивают написанные элементы с образцом и оценивают выполнение. | 12.09 | |
11 | Знакомство с элементами букв: малый и большой овалы (влево). | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 15.09 | |
12 | Знакомство с элементами букв: малый и большой, левый и правый полуовалы. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 16.09 | |
13 | Знакомство с элементами букв: наклонная линия с закруглением внизу. | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 17.09 | |
14 | Знакомство с элементами букв: малый и большой овалы (вправо). | 1 | Обводят элементы в названии картинки, на самой картинке, тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 18.09 | |
15 | Знакомство с нижним соединением элементов букв. | 1 | Рассматривают узор из элементов букв и определяют вид соединения. Тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 19.09 | |
16 | Тренировка в написании элементов букв и их соединении. | 1 | Рассматривают узор из элементов букв и определяют вид соединения. Тренируются в написании элементов по серому шрифту, по штрихам и самостоятельно на строках прописи. | 22.09 | |
17 | Знакомство со средним соединением элементов букв. | 1 | Определяют слово по звуковой модели, находят и обводят знакомые соединения элементов букв. Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. | 23.09 | |
18 | Знакомство с верхним соединением элементов букв. | 1 | Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, сознательно применяют его при выполнении различных заданий. | 24.09 | |
19 | Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. | 1 | Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. | 25.09 | |
20 | Знакомство с верхним соединением элементов букв: продолжение. | 1 | Рассматривают узор, выводят новый способ соединения элементов букв, применяют его при выполнении различных заданий. | 26.09 | |
21 | Обобщение: виды соединений элементов букв – нижнее, верхнее, среднее. | 1 | Рассматривают узор, закрепляют способы соединения элементов букв, применяют их при выполнении различных заданий. | 29.09 | |
22 | Письмо букв О о. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 30.09 | |
23 | Письмо букв И и – ы. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 1.10 | |
24 | Письмо букв Э э. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 2.10 | |
25 | Письмо букв У у. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 3.10 | |
26 | Письмо букв А а. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 6.10 | |
27 | Письмо букв Л л. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 7.10 | |
28 | Письмо букв М м. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 8.10 | |
29 | Письмо букв Н н. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 9.10 | |
30 | Письмо букв Р р. Знакомство с алгоритмом списывания. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 10.10 | |
31 | Закрепление. | 1 | Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 13.10 | |
32 | Письмо букв С с. | 1 | Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Упражняются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 14.10 | |
33 | Письмо букв К к. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 15.10 | |
34 | Закрепление. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 16.10 | |
35 | Письмо букв Т т. | 1 | Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 17.10 | |
36 | Письмо букв В в. | 1 | Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Упражняются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 20.10 | |
37 | Закрепление. | 1 | Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 21.10 | |
38 | Письмо букв П п. | 1 | Упражняются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 22.10 | |
39 | Письмо букв Ш ш. Обозначение ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши». | 1 | Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Упражняются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 23.10 | |
40 | Закрепление. | 1 | Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 24.10 | |
41-43 | Упражнение в чтении и письме. | 3 | Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Упражняются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 27-29.10 | |
44 | Упражнение в чтении и письме. | 1 | Выполняют проверочную работу. | 30.10 | |
45 | Повторение. | 1 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, анализируют слово с точки зрения его звукового состава, выделяют указанный звук. | 31.10 | |
46(1) | Письмо буквы я. | 1 | Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. | 12.11 | |
47(2) | Письмо буквы е. | 1 | Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. | 13.11 | |
48(3) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 14.11 | |
49(4) | Письмо буквы ё. | 1 | Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. | 17.11 | |
50(5) | Письмо буквы ю. | 1 | Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. | 18.11 | |
51(6) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 19.11 | |
52(7) | Письмо буквы ь. | 1 | Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при письме. | 20.11 | |
53(8) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 21.11 | |
54(9) | «Опасности письма» на месте безударных гласных. | 1 | Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами, формулируют с помощью учителя вывод о «недоверии» этим звукам при письме. | 24.11 | |
55 (10) | Закрепление. | 1 | Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами. Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 25.11 | |
56 (11) | Письмо букв Й й. | 1 | Наблюдают за обозначением звука [й’] буквой й. | 26.11 | |
57 (12) | Закрепление и обобщение. | 1 | Наблюдают за обозначением безударных гласных звуков буквами. Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 27.11 | |
58 (13) | Письмо букв З з. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 28.11 | |
59 (14) | Письмо букв Б б. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 1.12 | |
60 (15) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 2.12 | |
61 (16) | Письмо букв Г г. | 1 | Определяют начало письма букв и выполняют необходимые при письме действия. | 3.12 | |
62 (17) | Письмо букв Д д. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 4.12 | |
63 (18) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 5.12 | |
64 (19) | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова). | 1 | Наблюдают за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слов буквами. | 8.12 | |
65 (20) | Письмо букв Ф ф. | 1 | Определяют начало письма букв и выполняют необходимые при письме действия. | 9.12 | |
66 (21) | Письмо букв Ж ж. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 10.12 | |
67 (22) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 11.12 | |
68 (23) | Правописание ударных сочетаний «жи–ши». | 1 | Распространяют правило обозначения ударного гласного звука [ы] в сочетании «ши» на сочетание «жи», обобщают сведения и формулируют правило правописания ударных сочетаний «жи–ши». | 12.12 | |
69 (24) | Закрепление сведений об «опасностях письма». | 1 | Характеризуют в словах звуки на месте ударных сочетаний «жи–ши», повторяют правило написания сочетаний «жи–ши» в ударных слогах. | 15.12 | |
70 (25) | Повторение изученного. | 1 | Распространяют вывод о «недоверии» твёрдым согласным, парным по глухости-звонкости, на конце слова на мягкие согласные. | 16.12 | |
71 (26) | Рассуждаем и пишем. | 1 | Характеризуют в словах звуки на месте ударных сочетаний «жи–ши», повторяют правило написания сочетаний «жи–ши» в ударных слогах. | 17.12 | |
72-78 (27-33) | Упражнение в чтении и письме. | 7 | Проводят частичный звуковой анализ слов, выделяют указанные звуки и совместно ставят учебную задачу урока. Упражняются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме буквы. | 18-26.12 | |
79 (34) | Упражнение в чтении и письме. | 1 | Выполняют проверочную работу. | 29.12 | |
80 (35) | Повторение изученного. | 1 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, сравнивают их облик, выявляют сходство и различие. | 30.12 | |
81(1) | «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными). | 1 | Определяют тему урока по схеме, повторяют признаки «опасных при письме мест» для согласных, наблюдают за обозначением буквами согласных звуков, парных по глухости-звонкости, в середине слова перед другими парными, делают вывод о новой «опасности письма». | 12.01 | |
82(2) | Письмо букв Х х. | 1 | Определять начало письма буквы и последовательность движения руки при их записи. | 13.01 | |
83(3) | Закрепление. | 1 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, сравнивают их облик, выявляют сходство и различие. | 14.01 | |
84(4) | Письмо букв Ц ц. | 1 | Рассматривают буквы и выделяют в них знакомые элементы, сравнивают названные элементы с указанными в прописи. Определяют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. | 15.01 | |
85(5) | Письмо букв Ч ч. | 1 | Выявляют начало письма букв и последовательность движения руки при их записи. Списывают буквы, слоги, слова, предложения с печатного текста по намеченному плану. | 16.01 | |
86(6) | Письмо букв Щ щ. | 1 | Определяют начало письма букв и выполняют необходимые при письме действия. | 19.01 | |
87(7) | Закрепление. | 1 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, сравнивают их облик, выявляют сходство и различие. | 20.01 | |
88(8) | Закрепление. | 1 | Тренируются в написании изученных букв, комментируют последовательность движения руки при письме. | 21.01 | |
89(9) | «Опасности письма»: «ча–ща, чу–щу». | 1 | Определяют тему урока по словесной и модельной информации, повторяют изученное правило написания ударных сочетаний «жи–ши» и применяют его. | 22.01 | |
90 (10) | Закрепление: «жи–ши, ча–ща, чу–щу». | 1 | Сравнивают способ действия при выборе букв гласных в ударных сочетаниях «жи–ши», «ча–ща», «чу–щу» со способом действия при письме других сочетаний. | 23.01 | |
91 (11) | Повторение изученного. | 1 | Воспроизводят названия и начертания изученных букв, сравнивают их облик, выявляют сходство и различие. Повторяют изученное правило написания ударных сочетаний «жи–ши» и применяют его. | 26.01 | |
92 (12) | Письмо букв Е, Ё. | 1 | Рассматривают образец буквы, выделяют её элементы, сравнивают их с указанными. Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. | 27.01 | |
93 (13) | Письмо буквы Ю. | 1 | Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при её письме. | 28.01 | |
94 (14) | Письмо буквы Я. | 1 | Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. Тренируются в написании изученной буквы. | 29.01 | |
95 (15) | Закрепление написания букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 | Сравнивают «работу» заглавной и строчной букв, уточняют способ действия при выборе букв для обозначения гласных звуков вместе со звуком [й’]. | 30.01 | |
96 (16) | Закрепление использования букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я для обозначения двух звуков. | 1 | Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при её письме. | 2.02 | |
97 (17) | Закрепление правильного использования букв й, е, ё, ю, я. | 1 | Закрепляют способ действия при выборе букв для обозначения гласных звуков вместе со звуком [й’]. | 3.02 | |
98 (18) | Письмо ь как разделительного. | 1 | Определяют начало письма буквы и последовательность движения руки при её записи. | 4.02 | |
99 (19) | Письмо разделительного ь. | 1 | Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при её письме. | 5.02 | |
100 (20) | Закрепление написания букв ь и ъ. | 1 | Тренируются в написании изученной буквы, комментируют последовательность движения руки при её письме. | 6.02 | |
101 (21) | Обобщение: «опасные при письме места». | 1 | Обобщают сведения об «опасных при письме местах», обнаруживают «опасные места» в зрительно воспринимаемых текстах. | 9.02 | |
102-106 (22-26) | Упражнение в чтении и письме. | 5 | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | 10-16.02 | |
107 (27) | Алфавит. | 1 | Соотносят записанные слова и предложения с рисунками, находят в записях «опасные места». | 17.02 | |
108 (28) | Закрепление умения писать. | 1 | Закрепляют сведения об «опасных при письме местах», обнаруживают «опасные места» в зрительно воспринимаемых текстах. | 18.02 | |
109-115 (29-34) | Упражнение в чтении и письме. | 6 | Тренируются в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. | 19,20.02 2,3,4,5.0 | |
116 (35) | Знакомство с учебником. | 1 | Рассматривают обложку, страницы книги, вычленяют отдельные элементы, распознают детали, несущие незнакомую информацию. Читают письмо авторов, анализируют его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривают учебник, находят подтверждения слов из письма авторов, определяют своё мнение. Обнаруживают в записи «опасные места». Планируют процесс списывания и действуют по плану. | 6.03 | |
117 (36) | Повторение изученного о речи. | 1 | Анализируют модель речи, с опорой на неё строят сообщения. Участвуют в беседе, соблюдая правила общения. Вступают в общение с персонажами, отвечают на их вопросы. Сравнивают записи, различают правильные и неправильные, группируют их, аргументируют решение. «Озвучивают» рисунки, математические записи, используют средства выразительности устной речи. | 9.03 | |
118 (37) | Роль слов в речи. | 1 | Конструируют предложения. Анализируют высказывания, квалифицируют их как «деловое сообщение», «словесный рисунок». Вступают в беседу со взрослыми дома, задают вопросы, выслушивают ответы, планируют свою речь с помощью опорных слов, строят сообщения, рассказы. | 10.03 | |
119 (38) | Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками. | 1 | Анализируют предложения, выявляют причины их неясности. Читают вопрос-заголовок, ставят задачи урока. «Рассыпа́ют» предложения на слова, классифицируют их в зависимости от вопроса и значения. | 11.03 | |
120 (39) | Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что? | 1 | Делают вывод о наличии в языке групп слов, обобщают сведения. Анализируют значения слов, ставят вопросы к словам, классифицируют их. | 12.03 | |
121 (40) | Знакомство с собственными именами. | 1 | Конструируют предложения, находят «опасные места», списывают, действуя по алгоритму; моделируют диктуемое предложение и пишут его под самодиктовку с опорой на модель. | 13.03 | |
122 (41) | Расширение сведений о собственных именах. | 1 | Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужные слова. | 16.03 | |
123 (42) | Упражнение в выявлении и написании собственных имён. | 1 | Анализируют слова, выбирают написание. Читают сообщения, находят необходимые сведения. Отвечают на вопросы персонажей, аргументируют ответы. | 17.03 | |
124 (43) | Обобщение по теме. | 1 | Находят в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений, объясняют свои действия; оценивают их правильность; определяют своё отношение к выполняемым заданиям, оценивают их трудность. | 18.03 | |
125 (44) | Какие бывают языки? | 1 | Сравнивают значения слова «язык», анализируют ответ персонажа, выявляют причину неправильности. Анализируют родственные связи слов, делают умозаключение о значении слова. Задают дома вопросы по теме урока, ведут беседу, определяют свою точку зрения. | 19.03 | |
126 (45) | Кто такие переводчики? | 1 | Сравнивают слова, произносимые на разных языках. Читают, «добывают» ответ на вопрос учебника. Рассматривают и сравнивают обложки книг, выявляют их авторов, квалифицируют книги как знакомые и незнакомые. Списывают, действуя по освоенному алгоритму. Находят слова в словаре, выписывают их. Анализируют урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщают их. | 20.03 | |
127 (1) | Устная и письменная речь, оформление границ предложения. | 1 | Анализируют речевые ситуации, изображенные на рисунках, разграничивают их с точки зрения использования разновидностей речи. Читают, выявляя новые сведения. | 2.04 | |
128 (2) | Выразительность устной и письменной речи. | 1 | Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Соотносят текст и его модельную запись, схематически записывают текст, воспринимаемый на слух. | 3.04 | |
129 (3) | Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении. | 1 | Создают на основе рисунков словесную картину, разыгрывают ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывают и пишут под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. | 4.04 | |
130 (4) | Разграничение приставок и предлогов (без терминов). | 1 | Сравнивают слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме формулируют способ их разграничения и применяют его при письме. | 7.04 | |
131 (5) | Звуки речи. Новый способ их обозначения. | 1 | Выделяют определённый звук, последовательность звуков, характеризуют звук по известным признакам (по указанному признаку). Выявляют слово по характеристике его звуков (определённого звука); группируют слова с учётом характера звукового состава; составляют звуковые схемы слов, сравнивают их. | 8.04 | |
132 (6) | Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости. | 1 | Осознают противоречие: звуковые схемы одинаковые, а слова и звуки в них разные. Слушают (читают) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознают приобретённую информацию как способ решения задачи. | 9.04 | |
133 (7) | Освоение нового способа обозначения звукового состава слов. | 1 | Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию. Сравнивают и различают звуки по заданным характеристикам. «Читают» модельные записи слов; фиксируют звуковой состав слова значками транскрипции («значками звуков»). | 10.04 | |
134 (8) | Звуковой анализ слов. | 1 | Разграничивают буквы и звуки в словах, соотносят буквы и скрытые за ними звуки, классифицируют, группируют слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава; выполняют совместные действия. | 11.04 | |
135 (9) | Знакомство с алфавитом. | 1 | Различают буквы русского и иностранного языков. Слушают (читают), выявляя нужные сведения. | 14.04 | |
136 (10) | Освоение алфавита. | 1 | Сравнивают значения слов, уточняют их по словарю; наблюдают за расположением слов в словаре. Делают умозаключение о необходимости знания алфавита. | 15.04 | |
137 (11) | Продолжение освоения алфавита. | 1 | Выявляют алфавитный порядок слов, располагают слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). | 16.04 | |
138 (12) | Тренировка в расположении слов по алфавиту. | 1 | Анализируют порядок букв, слов, различают их последовательности как правильные или неправильные. Находят в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выясняют (проверяют) буквы по словарю. | 17.04 | |
139 (13) | Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных. | 1 | Сравнивают естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленяют неверно обозначенный звук, объясняют ошибку. | 18.04 | |
140 (14) | Обозначение мягкости согласных с помощью ь. | 1 | Формулируют (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполняют нужные действия. Планируют решение задачи письма. | 21.04 | |
141 (15) | Обозначение мягкости согласных разными способами. | 1 | Обобщают (с опорой на модель) правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. | 22.04 | |
142 (16) | Применение изученных правил письма. | 1 | «Переводят» звуковые записи слов в буквенные, анализируют и классифицируют слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. | 23.04 | |
143 (17) | Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й’]. | 1 | Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбирают нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. | 24.05 | |
144 (18) | Два способа обозначения звука [й’] (закрепление). | 1 | Различают правильные написания и неверные, проверяют написанное, а также контролируют ход рассуждения персонажа (другого ученика), находят и исправляют ошибки. | 25.04 | |
145 (19) | Обозначение звука [й’] буквами. | 1 | Применяют правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверяют собственные записи. | 28.04 | |
146 (20) 147(21) | Обозначение мягкости согласных и звука [й’] (обобщение). Перенос слов с буквой й в середине. | 1 1 | Обобщают (с опорой на модель) правила русской графики; создают с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. | 29.04 30.04 | |
148-149 (22-23) | Правильное письмо – письмо без описок. | 2 | Находят опечатки (описки) в тексте, выявляют их влияние на понимание мысли; делают вывод о необходимости проверки написанного. | 2,5.05 | |
150 (24) | Правильное письмо – письмо без ошибок. | 1 | Участвуют в обсуждении «мнения» персонажа, высказывают свою точку зрения. Разграничивают описки (пропуски, замены букв) и ошибки (места на правила); осознают различия в способах действия для поиска описок и ошибок, выполняют эти действия. | 6.05 | |
151 (25) | Обучение проверке написанного. | 1 | Находят на слух и зрительно места на изученные правила, применяют их; обнаруживают другие «опасности письма». | 7.05 | |
152 (26) | Повторение изученных правил письма. Работа со словарём. | 1 | Обращаются к словарю учебника для решения задач, находят в нём нужные слова, задают вопросы о написании слов. | 8.05 | |
153-154 (27-28) | Фонетико-графическая работа и тренировочный диктант. | 2 | Регулируют свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Различают звуки и буквы, анализируют звуки на основе восприятия письменного текста. | 12-13.05 | |
155 (29) | Письмо под диктовку. Обучение самопроверке. | 1 | Различают звуки и буквы, анализируют звуки на основе восприятия письменного текста; находят в тексте, группируют слова по указанным признакам; выявляют недостаточно понятные слова. | 14.05 | |
156 (30) | Тренировочный диктант с дополнительными заданиями. | 1 | Регулируют свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивают свои действия. | 15.05 | |
157 (31) | Записка: её назначение и строение. | 1 | Анализируют записи, определяют цель их создания. Получают информацию из учебника о названии записей (записка), их строении и правилах оформления при письме. | 16.05 | |
158 (32) | Конструирование и самостоятельное написание записок разных видов. | 1 | Соотносят средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. Конструируют записки. Редактируют записки. Пишут свои записки с учётом адресата речи. | 19.05 | |
159 (33) | Письмо, его содержание, построение и оформление. | 1 | Получают информацию из учебника о названии записей (письмо), их строении и правилах оформления при письме. Пишут свои письма, выбирают обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. | 20.05 | |
160 (34) | Написание письма учителю. | 1 | Используют освоенные речевые жанры в практике общения. | 21.05 | |
161 (35) | Телеграмма и её особенности. | 1 | Получают информацию из учебника о названии записей (телеграмма), их строении и правилах оформления при письме. Конструируют телеграммы из предложений; «сжимают» предложение до телеграммы; развёртывают телеграмму в предложение. Редактируют телеграммы. | 22.05 | |
162 (36) | Как пишут поздравления. | 1 | Получают информацию из учебника о названии записей (поздравление), их строении и правилах оформления при письме. Конструируют поздравления. Редактируют поздравления. Пишут свои поздравления, выбирают обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. | | |
163 (37) | Написание поздравлений друзьям, близким, учителю. | 1 | Обсуждают правила письменного общения, способы проявления вежливости. | | |
164-165 (35-36) | Перелистаем учебник. | 2 | Повторяют и обобщают изученное, анализируют и оценивают свои достижения и трудности; осознают своё отношение к урокам русского языка. | | |
Учебники и тетради с печатной основой для учащихся (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век):