СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к УМК А.И.Власенкова, Л.Рыбченковой 2016 г.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа написана  по новым требованиям

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 10 класс к УМК А.И.Власенкова, Л.Рыбченковой 2016 г.»

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


В результате изучения русского языка в 10 классе ученик должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;


аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;


говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Общие сведения о языке (5ч)

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятия христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV—XVII вв.; период выработки норм русского национального языка. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

КР.РР. Изложение лингвистического текста.


Русский язык как система средств разных уровней (3 ч)

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Фонетика. Лексика и фразеология. Состав слова (морфемика) и словообразование. Морфология. Синтаксис.

РР. Изложение (сжатое).


Фонетика, орфоэпия, орфография (11 ч )

Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретенных учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.

Фонетический разбор.

КР. Кон­трольная работа (тестирование по теме «Фонетика»)

КР3. РР3. Контрольное сочинение


Лексика и фразеология (11 ч)

Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика с точки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи. Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.

КР. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.


Морфемика (состав слова) и словообразование (6 ч)

Обобщающее повторение ранее изученного. Выразительные словообразовательные средства. Словообразовательный разбор. Словарный диктант


Морфология и орфография (25 ч)

Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм. Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения. Морфологический разбор частей речи.

КР. РР. Контрольное сочинение – рассуждение. КР Тестирование по теме «Орфография»

КР. Контрольный диктант.


Речь, функциональные стили речи (7 ч)

Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.

Текст, его строение и виды его преобразования. Тезисы, конспект, аннотация, выписки, реферат. Анализ художественного и научно-популярного текста.

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

Назначение научного стиля речи, его признаки и разновидности (подстили). Лексические и синтаксические особенности научного стиля. Нейтральная, общенаучная и специальная лексика. Термин и терминология. Лингвистическая характеристика, анализ и классификация терминов. Толкование (раскрытие значения) терминов. Терминологические энциклопедии, словари и справочники. Термины и профессионализмы, нормы их употребления в речи. Использование учащимися средств научного стиля.

КР. РР. Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся).

РР. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннота­ция, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат. КР. РР. Изложение с продолжением уч-ся темы, затронутой в тексте (или выражение собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа).








3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


раздела


Наименование разделов

Кол-во часов (всего)

Учебные часы

Контрольные

работы

Развитие речи

1

Общие сведения о языке

5

3


2(контрольное изложение)

2

Русский язык как система средств разных уровней

3

2


1

3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

11

8

1(контрольная работа)

2(контрольное сочинение)

4

Лексика и фразеология

11

9

1 (диктант)


1

5

Морфемика и словообразование

6

6

словарный диктант


6

Морфология и орфография

25

19

1 (диктант)

1 (тест)

2(контрольное сочинение)

2(контрольное изложение)

7

Речь, функциональные стили речи

7

4


2(контрольное сочинение)

1


Итого:

68

51

4

13






















Приложение 1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


урока

Наименование раздела и темы

Коли

чество часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Общие сведения о языке

5 часов

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Роль языка в обществе. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков.

1



2

Периоды в истории разви­тия русского языка. Русский язык в современном мире: в международном общении,
в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.

1



3

Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.

1



4

5

КР1. РР1-2. Изложение лингвистического текста.

2



Русский язык как система средств разных уровней

3 часа

6

7

Взаимосвязь единиц языка разных уровней. Словари русского языка. Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке

2



8

РР 3. Сжатое изложение


1



Фонетика. Орфоэпия. Орфография

11 часов


9

11

Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, ор­фографии

3



12

13

Основные нормы совре­менного русского произно­шения и ударения в рус­ском языке Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения.

2



14


Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство

1



15

16

Принципы русской орфо­графии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому
и традиционному принципам русской орфографии.

2



17

Фонетический разбор. КР 2. Кон­трольная работа (тестирование по теме «Фонетика»)

1



18

КР3. РР4-5. Контрольное сочинение

2



Лексика и фразеология

11 часов



19

Лексическая система русского языка. Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и
книжная.

1



20

21

Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы.

2



22

Русская лексика с точки зрения её происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова.

1



23

Активный и пассивный словарный запас; архаизмы,

историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.

1



24

Русская фразеология. Кры­латые слова, пословицы и поговорки.

1



25

Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.

1



26

Градация. Антитеза. Лексические и фразеологические словари.

1



27

Лексико-фразеологический разбор.


1



28

РР6. Комплексный анализ текста

1



29

КР 4. Контрольный диктант с лексико-грамматическими заданиями.

1



Морфемика и словооб­разование

6 часов

30

Повторение. Морфемика и словообразование

1



31

32

Способы словообразова­ния. Сложные слова. Правописание сложных слов.

2



33

Выразительные словооб­разовательные средства.

1



34

35

Словообразовательный разбор. Практическая работа. Словарный диктант.

2



Морфология и орфография

25 часов

36

37

Обобщение по теме «Части речи». Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи.

2



38

Нормативное употребление форм слова. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.

1



39

Трудные вопросы правопи­сания -н- и -нн- в суффик­сах существительных, при­лагательных и наречий

1



40

Правописание -н- и -нн- в суффиксах причастий и отглагольных прилагатель­ных.

1



41


Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи

1



42

43

КР5 РР 7-8 Контрольное сочинение - рассуждение

2



44

45

Правописание не- и ни-с разными частями речи. Различение Не и НИ.

2



46

Правописание Ъ знака

1



47

Правописание Ь знака

1



48

50

Орфограммы в приставках.

Правописание приставок

2



51

52

Орфограммы в корнях. Правописание корней с чередованием.

2



53

54

КР 6. РР 9-10. Изложение с продолжением темы, затронутой в тексте (или выражение собственных суждений по теме, оценки описываемого в тексте факта, события, изображённого в нём персонажа).

2



55

56

Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

2



57

Орфограммы в суффиксах.

2



58

Орфограммы на стыке морфем

1



59

Обобщающее повторение. КР 7 Тестирование по теме «Орфография»

1



60

КР 8. Контрольный диктант.

1



Речь, функциональные стили речи

7 часов

61

62

Язык и речь. Основные требования к речи. Устная и письменная речь. Диалог, полилог, монолог.

1



63

КР9 РР 9-10. Контрольное сочинение на одну из тем (по выбору учащихся).

2



64

РР 11. Текст, его строение, виды его преобразования. Аннота­ция, план, тезисы. Выписки, конспект. Реферат.

1



65

66

Функциональные стили речи, их общая характеристика.

1



67

Научный стиль речи, его признаки и разновидности (подстили).

1



68

Научный стиль, его лексические, морфологические и синтаксические особенно­сти

1









9