| |
-
| | Учёт основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка: экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства). | 1 | |
-
| | Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой общения. | 1 | |
-
| | Характеристика лексики с точки зрения её стилистической маркированности. Слова нейтральные, книжные, разговорные. | 1 | |
-
| | Р.Р. Классное сочинение № 2 | 1 | |
-
| | Стилистические синонимы как основные ресурсы функциональной стилистики. | 1 | |
Разговорная речь – 9 часов | |
-
| | Сфера применения разговорной речи: разговорно-бытовая. Основная функция разговорной речи: общение, обмен мыслями, впечатлениями, мнениями. Основные разновидности разговорной речи: разговорно-официальный и разговорно-бытовой подвиды. | 1 | |
-
| | Основные признаки разговорной речи: непринуждённость, непосредственность, неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность; прерывистость и непоследовательность; оценочная реакция; конкретность содержания. Особая роль интонации, мимики и жестов при устном общении. | 1 | |
-
| | Языковые средства разговорной речи: лексические, морфологические, синтаксические | 1 | |
-
| | Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др. | 1 | |
-
| | Основные жанры разговорной речи: беседа, разговор, рассказ, сообщение, спор; записка, СМС-сообщение, дружеское письмо, дневниковые записи и др. | 1 | |
-
| | Р.Р.Классное сочинение № 3. | 1 | |
-
| | Новые жанры разговорной речи, реализующиеся с помощью интернет-технологий: СМС-сообщение, чат-общение и др. | 1 | |
-
| | Особенности организации диалога (полилога) в чате. | 1 | |
-
| | Основные правила речевого поведения в процессе чат-общения. Скайп как форма организации устного общения в интернет-пространстве . | 1 | |
Официально-деловой стиль -9 часов | |
-
| | Сфера применения оцициально-делового стиля. Основные функции официально-делового стиля. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля. Основные особенности официально-делового стиля. | 1 | |
-
| | Сфера применения оцициально-делового стиля. Основные функции официально-делового стиля. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля. Основные особенности официально-делового стиля. | 1 | |
-
| | Сфера применения оцициально-делового стиля. Основные функции официально-делового стиля. Основные разновидности (подстили) официально-делового стиля. Основные особенности официально-делового стиля. | 1 | |
-
| | Языковые средства официально-делового стиля: лексические, морфологические, синтаксические | 1 | |
-
| | Языковые средства официально-делового стиля: лексические, морфологические, синтаксические | 1 | |
-
| | Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль; дипломатический подстиль; административно-канцелярский подстиль | 1 | |
-
| | Р.Р. Изложение № 1. | 1 | |
-
| | Тестовая работа в формате ЕГЭ № 2. | 1 | |
-
| | Основные жанры официально-делового стиля: законодательный подстиль; дипломатический подстиль; административно-канцелярский подстиль | 1 | |
Научный стиль -11 часов | |
-
| | Основные функции научного стиля. Основные разновидности (подстили) научного стиля. Основные особенности научного стиля. | 1 | |
-
| | Языковые средства научного стиля: лексические, морфологические, синтаксические | 1 | |
-
| | Основные жанры: собственно научный подстиль; научно-информативный подстиль | 1 | |
-
| | Текст школьного учебника как образец научно-учебного подстиля научной речи. | 1 | |
-
| | План и конспект как форма передачи содержания научного текста. | 1 | |
-
| | Научно-популярные книги о русском языке как образцы научного стиля речи. | 1 | |
-
| | Словарная статья как текст научно-справочного подстиля научного стиля. | 1 | |
-
| | Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации (обобщение). | 1 | |
-
| | Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. | 1 | |
-
| | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научно- го стиля речи | 1 | |
-
| | Р.Р.Изложение № 2 | 1 | |
Публицистический стиль речи (6 часов) | |
-
| | Сфера применения. Основные функции публицистического стиля. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля. | 1 | |
-
| | Сфера применения. Основные функции публицистического стиля. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля. | 1 | |
-
| | Сфера применения. Основные функции публицистического стиля. Основные разновидности (подстили) публицистического стиля. Основные особенности публицистического стиля. | 1 | |
-
| | Языковые средства публицистического стиля: лексические морфологические синтаксические (распространённость экспрессивных конструкций: восклицательных предло- жений, риторических вопросов, ввод- ных слов; обратный порядок слов, син- таксический параллелизм предложений; предложения с однородными членами, построенные по законам градации — усиления значения; парцелляция; по- вторы слов и союзов). | 1 1 | |
-
| | Основные жанры публицистического стиля. | 1 | |
-
| | 1 | |
Язык художественной литературы (10 ч) | |
-
| | Основная функция языка художественной литературы: Основные разновидности языка художественной литературы. Основные особенности языка художественной литературы. | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | Языковые средства языка художественной литературы: лексические (непри- ятие шаблонных слов и выражений, широкое использование лексики в переносном значении, фразеологизмов, разнообразных тропов и фигур речи; намеренное столкновение разностилевой лексики), морфологические (экспрессивное употребление разнообразных морфологических средств), синтаксические (использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование разно- образных стилистических фигур). | 1 | |
-
| | Троп как оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении с целью создания образа. | 1 | |
-
| | Основные виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, аллегория, эпитет, гипербола, литота, сравнение и др. Фигуры речи (риторические фигуры, стилистические фигуры) — обороты речи, которые образуются путём особого, стилистически значимого построения словосочетания, предложения или группы предложений в тексте. Основные фигуры речи: инверсия, антитеза,умолчание, эллипсис, градация, парцелляция, хиазм, анафора, эпифора и др. | 1 | |
-
| | Основные жанры художественной литературы: лирики (ода, сонет, элегия, гимн, мадригал, эпиграмма); эпоса (рас- сказ, повесть, роман, эпопея, новелла, художественный очерк, эссе, биография); драмы (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль). | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | Р.Р.Изложение с творческим заданием № 3 | 1 | |
-
| | Контрольный диктант № 2 | 1 | |
-
| | Культура речи как раздел лингвистики, | 1 | |
-
| | Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах. | 1 | |
|
-
| | Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоя- щий в изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными за- дачами речевого общения) и этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения). | 1 | |
1 | |
-
| | |
-
| | Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность, точность, уместность, содержательность, логичность, ясность (доступность), богатство, выразительность, чистота, вежливость. | 1 | |
-
| | Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. | 1 | |
-
| | Норма как образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений). | 1 | |
-
| | Языковые нормы как явление историческое. | 1 | |
-
| | Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка. | 1 | |
-
| | Основные виды норм современного русского литературного языка: произносительные. | 1 | |
-
| | Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики (орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.). | 1 | |
-
| | Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические, грамматические; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов, синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др. | 1 | |
-
| | Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их применять при построении устного и письменного речевого высказывания | 1 | |
-
| | Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения. | 1 | |
-
| | Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её смысла отражаемой реальности и коммуникативному замыслу говорящего. | 1 | |
-
| | Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения, содержанию передаваемой информации, избранному жанру и функциональной разновидности языка. | 1 | |
-
| | Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей, чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса. | 1 | |
-
| | Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний или частей одного высказывания, связность мыслей, ясный композиционный замысел текста. | 1 | |
-
| | Ясность (доступность) как коммуникативное качество речи, которое облегчает восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. | 1 | |
-
| | Богатство как коммуникативное качество речи. Словообразование как источник богатства речи. | 1 | |
Этический компонент культуры речи (6 ч) | |
-
| | Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий за- прет на сквернословие, разговор на «повышенных тонах» в процессе общения. | 1 | |
-
| | Речевой этикет как правила речевого поведения (обобщение изученного). | 1 | |
-
| | Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных, нецензурных). | 1 | |
-
| | Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия). | 1 | |
-
| | Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в выполнении просьбы. | 1 | |
-
| | Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения во время спора, диспута, дискуссии | 1 | |
-
| | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО | |
-
| | Сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания научно- го стиля речи | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | Основная функция языка художественной литературы. Основные разновидности языка художественной литературы. Основные особенности языка художественной литературы. | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | 1 | |
-
| | Богатство как коммуникативное качество речи. Словообразование как источник богатства речи. | 1 | |
-
| | Контрольный диктант № 3. | 1 | |
-
| | Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний или частей одного высказывания, связность мыслей, ясный композиционный замысел текста. | 1 | |
-
| | Диагностическая работа в формате ЕГЭ № 3. | 1 | |
-
| | Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила использования языковых средств в речи. | 1 | |