СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 11 класс учебник Львовой

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа была разработана по учебнику Львовой, есть один нюанс, мало часов, всего 1 час в неделю. Вместить весь объём материала в 34 часа не реально. Вот то, что у меня получилось. Но как бы то ни было, результаты ЕГЭ 2016 меня порадовали. Надеюсь, что разработка кому-то пригодиться.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 11 класс учебник Львовой»

Отдел образования администрации Благовещенского района Амурской области

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Грибская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДЕНА

Приказ № от «__»____ 20__ .№__

Директор школы

_______/С.Н. Колобова

Принята

решением педагогического совета

от ____августа 20__ г.

Протокол № 1

Председатель _______/С.Н. Колобова

«___» _______ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании МС

Зам директора по УВР

____/И.П.Грабко

«___» _______ 20__г.

РАССМОТРЕНА

На заседании МО

Протокол № 1

от «___» ______ 20__г.№_

руководитель МО

________/Л.Н. Савченко















Рабочая программа


По учебному предмету: Русский язык

Уровень обучения (класс): среднее общее образование (11 класс)

Количество часов: 34

Учитель: Гордова Светлана Сергеевна

Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по учебным предметам. Русский язык. 10-11 кл. (изд. Просвещение, 2011г.) с учетом программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. ((авт.-сост. С.И.Львова) изд. Мнемозина, 2015 г.)















2015-2016 уч. год

Аннотация

Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторыС.И. Львовой, В.В.Львов)

Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

 1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);

2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

3. Регионального компонента государственного образовательного стандарта Амурской области.

4. САНПиН 2.4.2 № 1178-02, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;

5.Образовательной программы школы.

6. Учебного плана МОБУ Грибская СОШ.

7. Программы основного общего образования по русскому языку под ред. С.И.Львовой, В.В.Львова

Содержание учебного курса

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.

Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей:

коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения),

интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация),

информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом),

организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.


Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.

Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).


Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.



Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.


В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

3 закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

4 совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

5 обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

6 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

7 формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (11 класс).


Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи.



Методы и приёмы обучения:


-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.



Реализация национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования планируется через содержательные линии образования, представляющие собой целостную совокупность знаний, ценностных ориентаций и практических навыков, которые обеспечивают овладение обучающимися конкретным видом культуры:

  • художественная культура

  • социально-экономическая и правовая культура

  • культура здоровья и охрана жизнедеятельности

  • информационная культура

Содержание каждой из образовательных линий нацелено на выработку практических навыков гармоничного взаимодействия учащихся с природным и социальным миром региона, тем самым, обеспечивая реализацию требований компетентностного подхода в обучении.

Уровень образованности обучающихся определяется по следующим составляющим результата образования:

  • предметно-информационный

  • ценностно-ориентационный

  • деятельностно - коммуникативный

Содержание предметно-информационной и деятельностно - коммуникативной составляющих определяется в зависимости от возраста обучающихся и специфики содержательных линий образования. Содержание ценностно-ориентационной составляющей определяется по результатам обучения и воспитания на каждой ступени образования.


Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом».


В связи с этим предлагаю следующее содержание регионального компонента курса русского языка.

Во-первых, включать словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, городское просторечие, молодежный жаргон, языковые особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых и т.п.


Знать: (по НРК):

1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.

3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая (определенного края).

4. Уметь анализировать (в том числе языковой анализ) художественных произведений местных писателей, журналистов и т.п.

5. Изучение языка (местной) прессы (радио и телевидения, периодической печати).

6. Вопросы речевого этикета (определенного города, области)


Отсюда основные культурологические задачи дисциплины:

  • обеспечить свободное владение языком в разных ситуациях общения;

  • обеспечить формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

  • обеспечить активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;

  • воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.

  • «познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);

  • обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

  • на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

  • показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового обогащения.

Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:

  • репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.д.);

  • проблемно-поисковый (как ведущий)

  • Коммуникативный, опирающийся на живое общение, и др.












Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социаль­но-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:

  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;

  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим органи­зовывать процесс аудирования;

  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его воспри­ятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуника­тивной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных тек­стов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;

  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

  • использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при состав­лении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, ре­фератов);

создание устного и письменного речевого высказывания:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказыва­ния, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;

  • выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последователь­ность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;

  • высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушан­ном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;

  • владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тек­сты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;

  • создавать устное высказывание на лингвистические темы;

  • владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и

  • грамматической синонимии;

  • оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания; анализ текста и языковых единиц:

  • проводить разные виды языкового разбора;

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точно­сти и уместности их употребления;

  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,

  • грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;

  • эффективно использовать языковые единицы в речи;

  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаи­вать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответст­вии с этикой речевого взаимодействия;

  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грам­матические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.


Виды и формы контроля:

Текущий, промежуточный и итоговый:

-диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);

- комплексный анализ текста;

- устное высказывание на лингвистическую тему;

- тест

- эссе

- выполнение заданий в формате ЕГЭ.

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать одинаковые тре­бования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русско­му языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оцен­ки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связ­ного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объём раз­личных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким уме­ниям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ учени­ка должен представлять собой связное, логически последова­тельное сообщение на определённую тему, показывать его уме­ние применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осо­знанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изу­ченный материал, даёт правильное определение языковых по­нятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосно­вать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самосто­ятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворя­ющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допу­скает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недо­чёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излага­ет материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и до­пускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого матери­ала, допускает ошибки в формулировке определений и пра­вил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно из­лагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препят­ствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала.

Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки учени­ка отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на про­тяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, по и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературно­го языка, быть доступными по содержанию учащимся данно­го класса.

Объём диктанта устанавливается: для 5 класса — 90— 100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 класса — 110—120, для 8 класса — 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и слу­жебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 клас­са - 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограм­мы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать вы­явление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.


Для контрольных диктантов следует подбирать такие текс­ты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в 6 классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунктограмм, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В тексты контрольных диктантов могут включаться толь­ко те изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уро­ках).

В диктантах должно быть: в 5 классе — не более 5 слов, в 6—7 классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально об­учались.

До конца первой четверти (а в 5 классе до конца первого полугодия) сохраняется объём текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную про­грамму;

  3. на ещё не изученные правила;

  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которы­ми не проводилась специальная работа;

  5. в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой состав слова, например: «ра- потает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчёте ошибок две негрубые ошибки считают­ся за одну. К негрубым относятся ошибки:

    1. в исключениях из правил;

    2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

    3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

    4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

    5. в написании ы и и после приставок;

    6. в случаях трудного различия не и ни {Куда'он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

    7. в собственных именах нерусского происхождения;

    8. в случаях, когда вместо одного знака препинания стоит другой;

    9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамма­тических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетиче­ских (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного сло­ва требуется подобрать другое (опорное) слово или его фор­му (вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошиб­ку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как са­мостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове до­пущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижа­ется на один балл. Оценка «5» не выставляется при наличии трёх и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негру­бой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографи­ческой и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 ор­фографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуа­ционных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для 5 класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 8 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и пунктуационного) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;

оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий;

оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;

оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок;
оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки;

оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки;

оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок;


При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки уме­ния правильно и последовательно излагать мысли, уровня ре­чевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5—9 классах проводятся в со­ответствии с требованиями раздела программы «Развитие на­выков связной речи».

Примерный объём текста для подробного изложения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 клас­се — 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350— 450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложе­ний в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объём классных со­чинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страницы, в 6 классе — 1,0— 1,5, в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 клас­се — 3,0—4,0 страницы.

К. указанному объёму сочинений учитель должен относить­ся как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жан­ра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма уча­щихся, их общего развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) уме­ние раскрывать тему; 2) умение использовать языковые сре­дства в соответствии со стилем, темой и задачей высказы­вания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописа­ния.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметка­ми: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографиче­ских, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки счита­ются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по ттературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следу­ющим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.













Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматиче­ских


Оцен­ка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

  1. Содержание работы полностью со­ответствует теме.

  2. Фактические ошибки отсутствуют.

  3. Содержание излагается последова­тельно.

  4. Работа отличается богатством сло­варя, разнообразием используемых син­таксических конструкций, точностью словоупотребления.

  5. Достигнуто стилевое единство и вы­разительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1—2 речевых недочёта

Допускаются: 1 орфографиче­ская, или 1 пунк­туационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

  1. Содержание работы в основном со­ответствует теме (имеются незначитель­ные отклонения от темы).

  2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические не­точности.

  3. Имеются незначительные наруше­ния последовательности в изложении мыслей.

  4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

  5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В це­лом в работе допускается не более 2 не­дочётов в содержании и не более 3— 4 речевых недочётов

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуацион­ные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуацион­ные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсут­ствии орфографи­ческих ошибок, а также 2 грамма­тические ошибки

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

  3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны упо­требляемые синтаксические конструкции встречается неправильное слово­употребление.

4. Стиль работы не отличается един­ством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов


Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуацион­ные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунк­туационных оши­бок, или 7 пунк­туационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

  1. Работа не соответствует теме.

  2. Допущено много фактических не­точностей.

  3. Нарушена последовательность из­ложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребле­ния.

  4. Крайне беден словарь, работа напи­сана короткими однотипными предло­жениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправиль­ного словоупотребления.

  5. Нарушено стилевое единство тек­ста. В целом в работе допущено 6 недо­чётов в содержании и до 7 речевых не­дочётов

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуацион­ных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуацион­ных ошибок, 5 ор­фографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфогра­фических и 6 пунк­туационных оши­бок, а также 7 грам­матических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочётов в содержании и более 7 речевых недочё­тов

Имеется более 8 орфографиче­ских, 7 пунктуаци­онных и 7 грамма­тических ошибок

Примечания. 1. При оценке сочинения необходимо учи­тывать самостоятельность, оригинальность замысла учениче­ского сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

  1. Если объём сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих «Нормах оценки...», то при оценке ра­боты следует исходить из нормативов, увеличенных для отмет­ки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при со­отношениях: 2—3—2, 2—2—3;

«3» ставится при соотношени­ях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» пре­вышение объёма сочинения не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетвори­тельно.

  2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сде­ланных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оцен­ка диктантов».

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты не­контрольного характера) оцениваются более строго, чем кон­трольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень са­мостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объём рабо­ты; 4) чёткость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе ра­боты, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил оши­бку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уро­вне грамотности и содержания определяется степенью акку­ратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В ра­боте, превышающей по количеству слов объём диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определённого умения или навыка проверя­ется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предваритель­ного анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оцен­ка. Она является единой и отражает в обобщённом виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение те­оретического материала, овладение умениями, речевое разви­тие, уровень орфографической и пунктуационной грамотно­сти.

Итоговая оценка не должна выводиться механически как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оцен­ки. Однако для того чтобы стимулировать серьёзное отноше­ние учащихся к занятиям на протяжении всего учетного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать ре­зультаты их текущей успеваемости.

При выведении итоговой оценки преимущественное зна­чение придаётся оценкам, отражающим степень владения на­выками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть по­ложительной, если на протяжении четверти (года) большин­ство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфо­графическую, пунктуационную, речевую грамотность оцени­валось баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризу­ющие знания учащихся по литературе и их грамотность, вы­ставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

11 класс (34 ч) – 1 час в неделю

Язык и культура 2 ч

Язык как составная часть национальной культуры 2 ч

Основные формы существо­вания национального языка: литератур­ный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единст­во его различных форм (разно­видностей).

Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.

Функциональная стилистика 12 ч

Функциональные разновидности русского языка 2ч

Функциональные стили русского языка. Стилистика.

Разговорная речь 2ч

Сфера употребления, основные функции разговорной речи, языковые средства. Жанры.

Официально-деловой стиль речи 2ч

Сфера употребления, основные функции официально-делового стиля, языковые средства. Жанры.

Научный стиль речи 2ч

Сфера употребления, основные функции научного стиля, языковые средства. Жанры.

Публицистический стиль речи 2ч

Сфера употребления, основные функции публицистического стиля, языковые средства. Жанры.

Язык художественной литературы 2ч

Сфера употребления, основные функции художественной литературы, языковые средства. Жанры.

Культура речи 8 ч

Культура речи как раздел лингвистики 2ч

Культура речи. Задачи, особенности. Языковые нормы, Грамматические нормы. Синтаксические нормы.

Языковой компонент культуры речи 2ч

Особенности произношения и написания слов.

Коммуникативный компонент культуры речи 2ч

Выразительность речи. Выразительность и языковые средства.

Этический аспект культуры речи 2ч

Этика в речи и на письме. Спор. Дискуссия. Диспут. Полемика. Умение вести спор.

Повторение изученного 12 ч

Повторение изученного в 5-10 классах. Подготовка к сдаче ЕГЭ.

Учебно-тематический план




Название темы

Кол-во часов


р/р


к/р

1

Язык и культура


3




Язык как составная часть национальной культуры

2


1

2

Функциональная стилистика

12




Функциональные разновидности русского языка

2




Разговорная речь

2

1



Официально-деловой стиль речи

2

1



Научный стиль речи

2

1



Публицистический стиль речи

2

1



Язык художественной литературы

4

1

1

3

Культура речи

8




Культура речи как раздел лингвистики

2




Языковой компонент культуры речи

2




Коммуникативный компонент культуры речи

2

1



Этический аспект культуры речи

2


1

4

Повторение изученного

12

2

3

Итого

34

8

6









Отдел образования администрации Благовещенского района Амурской области

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Грибская средняя общеобразовательная школа














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



по русскому языку

Класс 11

Учитель Гордова Светлана Сергеевна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» на ступени основного общего образования учителем С.С. Гордовой, утверждённой

приказом от «______» ________ 20__г. №___















2015-2016 уч.год

Календарно-тематическое планирование курса

Дата

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Виды и формы контроля, измерители

Требования к уровню подготовки обучающихся

Оборудование

план

факт

Язык и культура 3ч


Язык как составная часть национальной культуры 2 ч + 1 к


1

2.09


Основные формы существо­вания национального языка: литератур­ный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык — единст­во его различных форм (разно­видностей).


1

Опрос индивидуальный и фронтальный

Наблюдение за использованием в художественных текстах диалектных слов, просторечий, жаргонной лексики; объяснение целесообразности/нецелесообразности использования лексики, не являющейся принадлежностью литературного языка.


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

2

7.09


Основные признаки литературного языка: обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность), обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность, высокий социальный престиж в среде носителей данного национального языка.


1

Опрос индивидуальный и фронтальный

Применение на практике основных норм современного русского литературного языка: орфоэпических, лексических, морфологических, синтакси­ческих, стилистических и пра­вописных (орфографических и пунктуационных).

Оценка чужой и собственной речи с точки зрения соблюде­ния норм современного русско­го литературного языка.

Использование словарей грам­матических трудностей рус­ского языка для получения информации о языковой норме.


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

3

14.09


к/р. Входная диагностика

1

Индивидуальная работа.

Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

Уметь применять на практике, полученные знания

Тест в форме ЕГЭ

Функциональная стилистика 12 ч


Функциональные разновидности русского языка 2 ч

4

21.09


Функциональные стили русского языка. Стилистика.


1

Опрос индивидуальный и фронтальный

Наблюдение за использованием различных стилей русского языка


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

5

28.09


Стилистика русского языка


1

Опрос индивидуальный и фронтальный

Анализ текстов различной стилевой направленности

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Разговорная речь 2 ч (1 р)


6

5.10


Сфера употребления, основные функции разговорной речи, языковые средства. Жанры.


1

Анализ и оценка разговорной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).

Анализ и оценка разговорной речи с точки зрения проявления в ней типичных недостатков (интонационной и грамматической нерасчлененности, бедности).

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

7

12.10


Р/Р Сфера употребления, основные функции разговорной речи, языковые средства. Жанры.


1

Анализ письменного высказывания с целью определения основных его особенностей, характерных для письменной речи.


Наблюдение за использованием в письменной речи различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов печатного текста.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Официально-деловой стиль речи 2 ч (1р)


8

19.10


Сфера употребления, основные функции официально-делового стиля, языковые средства. Жанры.


1

Анализ текстов официально-делового стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Анализ официально-делового стиля. Выявление основных особенностей данного вида текстов.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

9

9.11


Р/Р. Самостоятельное использование приёмов официально-делового стиля. Написание сочинения с использованием данного вида .

1

Анализ текстов официально-делового стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Анализ текстов официально-делового стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Научный стиль речи 2 ч (1р)

10

16.11


Сфера употребления, основные функции научного стиля, языковые средства. Жанры.


1

Анализ текстов научного стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Анализ научного стиля. Выявление основных особенностей данного вида текстов.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

11

23.11


Р/Р. Самостоятельное использование научного стиля. Написание работы с использованием данного вида .

1

Индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Научный стиль, его особенности: стилистика, синтаксис.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Публицистический стиль речи 2ч (1р)

12

30.11


Сфера употребления, основные функции публицистического стиля, языковые средства. Жанры.


1

Анализ текстов публицистического стиля стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Анализ публицистического стиля стиля. Выявление основных особенностей данного вида текстов.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

13

7.12


Р/Р. Самостоятельное использование публицистического стиля. Написание работы разного жанра с использованием данного вида .

1

Индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах.

Публицистический стиль стиль, его особенности: стилистика, синтаксис.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Язык художественной литературы 2ч (1р; 1к)

14

14.12


Р/Р. Сфера употребления, основные функции художественной литературы, языковые средства. Жанры.


1

Анализ текстов художественного стиля. Выявление основных особенностей стилистики данного вида текстов.

Анализ публицистического стиля. Выявление основных особенностей данного вида текстов.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

15

21.12


К/р. Работа в форме ЕГЭ по текстам разных стилей

1

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

Уметь применять на практике, полученные знания

Тест в форме ЕГЭ

Культура речи 8 ч

Культура течи как раздел лингвистики 2 ч

16

28.12


Культура речи. Задачи, особенности. Языковые нормы, Грамматические нормы. Синтаксические нормы.


1

Индивидуальная и групповая работа

Совершенствование навыков работы с языковыми, грамматическими и синтаксическими нормами


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

17

12.01


Культура речи. Задачи, особенности. Языковые нормы, Грамматические нормы. Синтаксические нормы.


1

Индивидуальная и групповая работа

Совершенствование навыков работы с языковыми, грамматическими и синтаксическими нормами


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Языковой компонент культуры речи 2ч

18

18.01


Языковые и орфоэпические нормы русского языка

1

Индивидуальная и групповая работа

Анализ текстов

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

19

25.01


Языковые и орфоэпические нормы русского языка

1

Индивидуальная и групповая работа

Анализ текстов

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

Коммуникативный компонент культуры речи 2 ч (1р)

20

1.02


Грамматические нормы. Синтаксические нормы.


1

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Написание рецензии на прочитанный или прослушанный текст, а также на просмотренное кинематографическое произведение.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

21

8.02


Р/Р. Редактирование текстов.

1

Редактирование текстов ЕГЭ

Редактирование ученических сочинений ЕГЭ

Тексты, учебник, словари.

Этический аспект культуры речи 2ч (1к)

22

15.02


Этика и культура речи. Этические нормы.

1

Этические нормы в речи

Анализ примеров образцовой аудиоречи с точки зрения соответствия ею основным качествам образцовой речи.


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

23

22.02


К/р. Работа в форме ЕГЭ.

1

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ, проверочная работа

Уметь применять на практике, полученные знания

Тест в форме ЕГЭ

Повторение изученного 11ч (2р; 3к)

24-25

29.02

7.03


Орфография


2

Анализ трудных случаев при­менения орфографических норм.

Анализ текстов с точки зрения орфографии


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

26-27

14.03

4.04


Грамматика


2

Анализ трудных случаев при­менения грамматических норм норм.

Оценка роли письма в процессе подготовки доклада, проектной работы, мультимедийной презентации.


Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

28-29

11.04

18.04


Синтаксис и пунктуация

2

Анализ трудных случаев при­менения синтаксических и пунктуационных норм.

Использование знаний, полученных по теме.

Тесты, словари

30-31

25.04

2.05


Р/р. Написание сочинения- рассуждения.

2

Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи.


Анализ трудных случаев при­менения орфографических и пунктуационных норм.

Учебник, тетрадь, словари, обучающий видеофильм «Русский язык» (Видеоурок)

32-33-34

10.05

16.05

23.05


К/р. Итоговый контроль

3

Индивидуальная самостоятельная работа

Знать основные сведения за курс 11 класса, уметь применять свои знания на практике. Подготовиться к сдаче ЕГЭ.


Карточки с тестами в форме ЕГЭ





Всего 34 часа

р/р – 8 часа, к/р – 6 часов





















Литература и средства обучения

  1. Учебник: Львова С.И. Русский язык.11 класс. учебник для общеобразоват. учреждений. – М. : Мнемозина, 2015

  2. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко

  3. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. – М.: ВАКО, 2014.

  4. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2015.

  5. М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2013г.

  6. Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2015г.

  7. И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2015г.

  8. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2015. Ростов-на Дону: «Легион», 2015г.

  9. Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2015. М.: «Экзамен», 2015г.

  10. Н.В.Егорова. ЕГЭ 2015. Подготовка к части С. М., 2015


Русский язык

Электронные пособия


  1. 1С: Репетитор. Русский язык. (Фонетика, лексикология, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация)

  2. 1С: Репетитор. Тесты по пунктуации.

  3. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме

  4. Фраза. Лингвистический тренажёр




Формы и средства контроля

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

  2. Учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

  3. Учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.


Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы, тесты.

- диктант (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

- комплексный анализ текста;

- сочинения различных типов речи

- изложение с элементами сочинения;

- тест;

- устное высказывание на лингвистическую тему.








Тексты для комплексного анализа

1. Повторите правописание приставок, написание безударных гласных в корне слова, в окончаниях глаголов, правописание гласных после шипящих в корне и в окончаниях существительных, слитное и раздельное написание наречий, НН-Н в прилагательных и причастиях, не с глаголами.


Д...РЕВНЯ

П…следний день3 июня мес...ца; на тысячу вёрст кругом Россия - р...дной край.

Ровной с...невой3 залито всё небо; одно лишь облачко на нём - не то плывёт не то та...т. Бе...ветрие, т...плынь... воздух молоко п...рное!

Жаворонки звенят; воркуют з...бастые голуби; молча реют2 ласточки; лошади фыркают и жуют; собаки (не) лают и стоят смирно п...виливая хвостами.

И дымком (то) пахн...т и тр...вой и дёгтем маленько и маленько кож...и. Конопля...ики2 уже вошли в силу и пускают свой т...ж...лый но пр...ятный2 дух4. Глубокий но пологий овраг. По бокам в (не) сколько рядов г...ловастые (к) низу и...щепле...ые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие кам...шки словно дро...ат скво..ь светлую ря..ь. (В) дали на конце-крае земли и неба с...неватая черта большой реки.

(В) доль оврага по одной ст...р...не опрятные амбарчики кл...тушки с плотно закрытыми дверями; по другой ст...р...не пять (шесть) сосновых изб с т...совыми крышами. Над каждой крыш...и высокий шест скв...ре...ницы1; над каждым крылеч...ком выр...зной железный крут...гривый к...нёк. (Не) ровные стёкла окон отл...вают цв.. .тами радуги.

Кувшины с букетами намалёва...ы на ставнях. Перед каждой избой чи...о ст...ит и...правная лавочка; на з...вал...нках2 кошки св...рнулись клубочком н...стор...жив прозрачные ушки; за высокими порогами пр...хладно т...мнеютсени.

Я л...жу у самого края оврага на разос...ла...ой попоне; кругом целые вороха только что скоше...ого1 до истомы душистого сена. Д...гадливые хозяева разбросали сено перед избами: пусть ещё (не) много посохн...т на пр…пеке а там и в сарай! То (то) буд…т спать на нём славно!

(224 слова)

(И.С. Тургенев "Деревня")


2. Повторите правописание приставок пре-,при-, чередование гласных в корнях -тер- -тир-, -равн- - -ровн-, слитное и раздельное написание частицы не со всеми частями речи. Повторите правила пунктуации: знаки препинания при однородных членах, в сложноподчинённом предложении и правила обособления причастного оборота.

НА ЯРМАРКУ

Одиноко3 в стороне т...щился3 на истомле...ых волах воз навале...ный мешками пенькою полотном и разною домашнею поклажею3 за которым брёл в чистой полотая...ой рубашке и запачка...ных полотая...ых шароварах его хозяин. Ленивою рукой обт...рал он катившийся градом пот со смуглого лица и даже капавший с дли...ых усов напудре...ых тем (не) умолимым парикмахером который без зову является и к красавице и к уроду и насильно пудрит (не) сколько тысяч уже лет весь род человеческий. Рядом с ним шла пр...вяза...ая к возу кобыла смире...ый2 вид которой обличал пр...ююн...ые2 лета её.

Много встречных и особливо молодых парубков брались за шапку пор...внявшись2 с нашим мужиком. Однако ж (не) седые усы и (не) важная поступь его заставляли это делать; стоило только поднять глаза (не) много вверх, чтоб увидеть

причину такой почтительности на возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком с чёрными бровями ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами с беспечно улыбавшимися розовыми губками с повяза...ыми на голове красными и синими лентами которые вместе с дли...ыми косами и пучком полевых цветов богатою короною покоились на её очаровательной головке.

Всё казалось занимало её; всё было ей чудно ново... и хорошенькие глазки бе...пр...ста...о бегали с одного предмета на другой. Как (не) рассеят...ся! В первый раз на ярмарке! Девушка в осьмнадцать лет в первый3 раз на ярмарке!.. Но н... один3 из прохожих и проезжих (не) знал чего ей стоило упр...сить отца взять с собою который и душою рад бы был это сделать прежде если бы (не) злая мачеха выучившаяся держать его3 в руках так (же) ловко как он вожжи своей старой кобылы тащившейся за долгое служение теперь на продажу.

(257 слов)

(Н.В. Гоголь)

3.Повторите правописание приставок на З, С; приставки пре-, при-, ъ после приставок, чередование гласных в корнях -раст- - -рос-; -мир--мер-, Н - НН в прилагательных и причастиях, -ться, -тся в глаголах..Повторите правила пунктуации: знаки препинания при деепричастных оборотах, при других обособленных членах, при однородных членах, вводных словах и предложениях, в сложных предложениях.



ВОРОБЕЙ

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака б...жала (в) переди меня.

Вдруг она уменьшила свои ш…ги и начала краст...ся как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гн...зда ветер сильно к…чал б...рёзы аллеи и сидел (не) подвижно бе...помощно ра...топырив едва прор…тавшие крылышки.

Моя с…бака медяе...о пр…бл...жалась к нему как вдруг сорвавшись с близкого дер...ва старый черногрудый Воробец камнем упал перед самой её мордой и весь вз...ероше...ый искажё...ый с отчая...ым и жалким писком прыгнул раза два в напр...влении зубастой ра..крытой пасти.

Он ринулся сп...сать он засл...нил собою своё детище... но все его маленькое тело тр...п...тало от ужаса голосок одичал и охрип он зам...рал он жертв...вал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он (не) мог ус...деть на своей высокой безопасной ветке... Сила сильнее его воли сбросила его оттуда.

Мой Трезор ост...новился п…пятился... Видно и он пр...знал эту силу.

Я посл...шил отозвать смущё...ого пса и уд…лился бл...гоговея.

Да (не) смейтесь. Я бл...гоговел перед той маленькой героической птицей перед любовным её порывом.

Любовь думал я сильнее смерти и страха смерти. Только ею только любовью держит...ся и движ...т...ся жизнь.

(197 слов)

(И.С. Тургенев "Воробей")
















Основные способы информационной переработки прочитанного

или прослушанного текста

Часть 1.

Устный опрос по вопросам.

■ Понятие о стиле. Стилистика. Стилистические сред­ства. Классификация стилей.

■ Синтаксические особенности разговорного и книж­ных стилей.

■ Деловой стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■ Публицистический стиль: сфера применения, рече­вые жанры, стилевые черты.

■ Научный стиль: сфера применения, речевые жанры, стилевые черты.

■ Художественный стиль: лексические средства выра­зительности.

■ Художественный стиль: синтаксические средства вы­разительности.

■ Синтаксические особенности научного и делового стилей.

■ Публицистический стиль: лексические особенности.

■ Публицистический стиль: морфемные и морфологи­ческие особенности.

■ Публицистический стиль: синтаксические особеннос­ти.

■ Разговорный стиль: языковые особенности.

■ Научный стиль: языковые особенности.

■ История публицистического стиля.

Часть 2.

Анализ текста

ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ЗНАНИЕ

Как относиться к историческому и культурному на­следию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт про­буждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком — реставратором Нико­лаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда ухо­дил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля!.. Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы пе­ред памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произош­ло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств — признательности герою, защитнику националь­ной свободы России, признательности русских брату-грузи­ну. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленингра­де. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Захарова, Росси, Кваренги, Воронихина. По до­роге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание го­рода несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии — стоял близко от уровня фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикос­нись к нему руки реставраторов — и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжа­ешь. И — горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с опреде­ленной эпохой, с конкретными мастерами.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной сре­ды крайне ограничен в мире, и он истощается со все про­грессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого ран­него возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному се­лу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе. И еще — с ува­жения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое — пусть и непонятное тебе — родное слово.

Вот эти важнейшие человеческие качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение,

знание.

(Д. Лихачев)

Анализируя текст, учащиеся должны определить тему текста и способы ее выражения (заглавие, нача­ло и конец текста, ключевые слова), указать синтак­сические особенности текста, определить тип речи, обосновать свое мнение. Основная часть анализа по­свящается определению стиля текста, его стилистиче­ских средств.

Приведем фрагмент примерного анализа текста Д. С. Лихачева.

Данный текст относится к публицистическому стилю, так как в тексте присутствуют черты, характерные для это­го стиля:

1) главная функция текста — воздействие на читателя, и информирование его;

2) широкое использование лексики, обозначающей по­нятия культуры, морали, этики (историческое культур­ное наследие, жизненный опыт, обнажили головы, воздвигнуты, поругание народной святыни, патри­отизм и др.);

3) использование средств эмоционального воздействия с целью убеждения: эпитетов (грустные, горестные кар­тины, благодарные потомки, невиданное поругание); лексических повторов (Путевой дворец Растрелли первое большое здание — дворец); градации (любовь к своей семье, к своему жилищу, к своей школе; дом, земля, родное слово);

4) использование существительных в родительном па­деже в роли несогласованного определения (поругание народной святыни, преступление против призна­тельности, «запас» памятников культуры и др.);

5) употребление прилагательных в форме превосходной степени (важнейшие);

6) использование безличных предложений (И ничего нет на этом месте);

7) для синтаксиса текста характерно использование од­нородных членов (любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, своей школе), причастных оборотов (...монастыря, построенного на месте гибели другого героя). I




Тексты для анализа:

Текст 1

Один из самых замечательных русских языковедов XX в. академик В. В. Виноградов (1895—1969) был уче­ным, продолжавшим и развивавшим традиции той русской филологической школы, последователи которой, обладая глубокой гуманитарной эрудицией, в своих исследованиях не проводили резкой грани между проблематикой, лежа­щей в сферах языкознания и литературоведения, стилисти­ки и текстологии, теоретической лингвистики и практиче­ского применения ее результатов. Перу В. В. Виноградова принадлежит более 300 работ, посвященных самым разным вопросам русской филологии: это фундаментальные иссле­дования по истории русского языка, по его грамматике, лексике, труды о языке и стиле писателей-классиков, текс­тологии, лексикографические и историографические рабо­ты. Во всех этих областях ученым было сказано новое сло­во; им создана школа учеников, которые продолжали и продолжают развивать его идеи.

В. В. Виноградов многие годы работал над монографией, посвященной истории слов и устойчивых выражений, заду­манной им как исследование путей развития русской лекси­ки и фразеологии в ее неразрывной связи с историей общест­венной мысли и культуры русского народа. Начиная с 20-х гг., в течение нескольких десятилетий он любовно и тщательно собирал материалы, касающиеся истории слов и выражений, принадлежащих литературному языку, рус­ским народным говорам, народной разговорной речи, исто­рии славянизмов, древних и новых заимствований, индиви­дуальных новообразований, профессионализмов, жарго­низмов. Был собран огромный и неоценимый материал, сосредоточенный по таким источникам, которые уже тогда были редки и малодоступны. Те свои разыскания, которые В. В. Виноградов считал относительно законченными, он публиковал в виде статей и заметок в русских и зарубеж­ных журналах и сборниках, многие из этих изданий сейчас стали малодоступны или вообще недоступны для читателей, некоторые просто утрачены. Однако в таком виде была опуб­ликована только часть большой работы: многое осталось в рукописях, в незаконченных этюдах и набросках, просто в виде снабженных заметками выписок из художественных произведений, словарей, из работ других авторов — истори­ков, этнографов, фольклористов, литературоведов; сами эти наброски и выборки, замечания к ним представляют боль­шой научный и познавательный интерес.

(Н. Шведова)

Текст 2

Строй языка определяется взаимодействием его грамма­тики и лексики. И в той и в другой выступают, как органи­ческий элемент языковой структуры, ее фонетические свойства и фонологические качества. Между грамматикой и лексикой тесная связь и соотношение. Так же, как при­нято говорить о грамматическом строе языка, следует гово­рить о его лексическом строе. Однако лексикология еще не может представить таких глубоких и разносторонних обоб­щений и выводов из своих исследований, как наука о грам­матическом строе разных языковых систем и типов. Это не­соответствие отчасти объясняется тем, что история лекси­ческого строя многих языков почти вовсе не изучена. Так, можно решительно утверждать, что историческая лексико­логия русского языка вообще, а литературного в частности;* еще только в зародыше. Вместе с тем для построения исто­рической лексикологии любого языка, в том числе и рус­ского, необходимо установить более точные и определенные методы исторического исследования лексической системы и слова как элемента этой системы. Попытки систематизи­ровать и свести основные семантические процессы в исто­рии словаря к некоторым общим категориям и закономер­ностям до сих пор не увенчались успехом. Поэтому в совре­менной западноевропейской лингвистике иногда раздаются скептические уверения, что при настоящем состоянии нау­ки о языке стрЬго научная классификация семантических изменений слова даже невозможна. Между тем мышление находит свое выражение и отражение в словаре так же, как и во всем строе языка. Знание идеологии социальной среды на той или иной ступени общественного развития само по себе еще не ведет прямым путем к пониманию семантиче­ской системы языка этой среды. Идеология и язык не явля­ются зеркальными отражениями друг друга. Известно, что в языке, наряду с отражением живых идей современности, громадную роль играют унаследованные от прошлого — иногда очень далекого — технические средства выражения. К тому же о мировоззрении давних или древних эпох обыч­но у историков культуры складывается или односторонне искаженное, или чересчур абстрактное представление. Мир значений, запечатленный в формах языка, имеет в разных системах свои законы свярей, свои принципы построения. Наконец, для изучения истории даже отдельных слов необ­ходимо воспроизвести полностью контексты употребления этих слов в разные периоды истории языка, а также разные виды их связей и соотношений с другими лексическими ря­дами. А это — цель почти неосуществимая.

(В. Виноградов)

Текст 3

Особую роль мир женщины сыграл в судьбах русского романтизма. Романтическая эпоха отвела женщине важ­нейшее место в культуре. Эпоха Просвещения поставила вопрос о защите женских прав. Женщина, ребенок, чело­век из народа — таковы были типичные герои, за равенство и права которых боролся просветитель. «Подопечных» надо было воспитать, защитить и обучить, а воспитателем и за­щитником был мужчина, — конечно, такой, который уже воспринял идеи «века просвещения». Пушкин любил по­вторять слова французского историка и философа Гальяни о женщине: «Животное, по природе своей слабое и болез­ненное».

Эпоха, начатая в России Карамзиным, отвела женщине совершенно новую роль. Поэзия Жуковского утвердила представление о женщине как о поэтическом идеале, пред­мете поклонения. Вместе с романтическим вкусом к рыцар­ской эпохе возникает поэтизация женщины. Просветитель утверждал равенство женщины и мужчины. Он видел в женщине человека и стремился уравнять ее в правах с от­цом и мужем. Романтизм возрождал идею неравенства по­лов, которое строилось по моделям рыцарской средневеко­вой литературы. Женщине, возвышенной до идеала, отводи­лась область высоких и тонких чувств. Мужчина же должен был быть ее защитником-служителем. Конечно, романтиче­ский идеал с трудом прививался к русской реальности. Как правило, он охватывал мир дворянской девушки — чита­тельницы романов, погруженной душой в условные литера­турные переживания и черпающей в них «чужой восторг, чу­жую грусть». Так, например, Софи Салтыкова, в будущем — жена Дельвига, в молодости пережила бурное увлечение де­кабристом П. Г. Каховским. Каховский,— бедный, лишен­ный связей офицер,— конечно, не мог считаться женихом светской барышни. Но молодые люди и не говорят о браке. Их связывает идеальная любовь. Все объяснение в любви проходит как обмен поэтическими цитатами.

{Ю. Лотман)

Т е к с т 4

История плохо предсказывает будущее, но хорошо объ­ясняет настоящее. Мы сейчас переживаем время увлечения историей. Это не случайно: время революций антиисторич­но по своей природе, время реформ всегда обращает людей к размышлениям о дорогах истории. Жан-Жак Руссо в трактате «Об общественном договоре» в предгрозовой ат­мосфере надвигающейся революции, приближение которой он зарегистрировал, как чуткий барометр, писал, что изу­чение истории полезно только тиранам. Вместо того чтобы изучать, как было, надо познать, как должно быть. Теоре­тические утопии в такие эпохи привлекают больше, чем ис­торические документы.

. Когда общество проходит через эту критическую точку, и дальнейшее развитие начинает рисоваться не как со­здание нового мира на развалинах старого, а в виде орга­нического и непрерывного развития, история снова вступает в свои права. Но здесь происходит характерное смещение: интерес к истории пробудился, а навыки исторического исследования порой утеряны, документы забыты, старые исторические концепции не удовлетворяют, а новых нет. И тут лукавую помощь предлагают привычные приемы: выдумываются утопии, создаются условные конструкции, но уже не будущего, а прошлого. Рождается квазиистори­ческая литература, которая особенно притягательна для массового сознания, потому что замещает трудную и непо­нятную, не поддающуюся единому истолкованию реаль­ность легко усваиваемыми мифами.

(Ю. Лотман)

Текст 5

Одно из самых больших достояний человечества и са­мых больших удовольствий человека — возможность об­щаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каж­дый, кому по тем или иным причинам приходится его ли­шаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считает­ся заключение его в одиночную камеру.

Человеческое общение изучается целым рядом наук: со­циологией, психологией, лингвистикой, медициной, этно­графией и другими. И только совместные усилия ученых позволят нам ответить на вопрос, что же такое общение, в чем его специфика, каковы закономерности этого сложного явления. Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.

(Н. Формановская)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!