Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении Утверждаю:
Начальные классы» Приказ № ______от________________
протокол № от______________________
Директор ______________Т.П.Шестакова
_____________________________________
Согласовано с заместителем директора по
УВР ________________________________
Рабочая программа
Русский язык
2а класс
Составитель:
Ляхманова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
с.Кемля, 2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты: изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явление национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
словами речевого этикета.
Метапредметные результаты: изучения русского языка в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность
ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
самостоятельно формулировать тему и цели урока, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, установление
причинных связей и зависимостей между объектами;
умение работать с таблицами, схемами, моделями;
умение представлять учебный материал в виде схем, моделей;
умение анализировать учебные тексты из разных предметных областей (математические, познавательные и др.) с точки зрения лингвистики;
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.
Предметные результаты
В результате обучающийся научится:
определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
различать на письме приставки и предлоги;
употреблять разделительные ь и ъ;
выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
сравнивать слова, связанные отношениями производности,
объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
Обучающийся получит возможность научиться:
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ….);
определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).
Содержание учебного предмета
Фонетика и орфография (44 ч.)
Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Правописание сочетаний чк, чн, нч.
Написание ы или и после ц в разных частях слова.
Написание частицы не со словами, называющими действия.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Написание разделительных ь и ъ.
Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.
Морфемика и словообразование (34ч.)
Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.
Корень слова. Понятие о родственных словах.
Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.
Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Морфология и лексика (22 ч.)
Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).
Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.
Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.
Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).
Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.
Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.
Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.
Синтаксис и пунктуация (8 ч..)
Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.
Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.
Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.
Понятие об обращении и способах его оформления на письме.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.
Развитие речи (27 ч.)
Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
Текст-описание и текст-повествование.
Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.
Словарь
Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).
№ | Тема | Количество часов |
1 | Фонетика и орфография. | 44 |
2 | Морфемика и словообразование. | 34 |
3 | Морфология и лексика. | 22 |
4 | Лексикография. | |
5 | Синтаксис и пунктуация. | 8 |
6 | Развитие речи. | 27 |
7 | Повторение | 3 |
Всего: | 136 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Число часов | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) |
1 | Основные словари русского языка: толковый словарь. | 1 | | |
2 | Основные словари русского языка: обратный словарь. | 1 | | |
3 | Знакомство с орфографическим, орфоэпическим, этимологическим словарями русского языка. | 1 | | |
4 | Фонетика и орфография. Звуки и буквы. | 1 | | |
5 | Развитие речи. Различение предложений по цели высказывания и интонации. | 1 | | |
6 | Основа предложения. Главные и неглавные члены предложения. | 1 | | |
7 | Неглавные члены предложения. Порядок слов в предложении. | 1 | | |
8 | Главные и неглавные члены предложения. Формы слова в предложении и их различение. | 1 | | |
9 | Окончания слов-названий предметов. | 1 | | |
10 | Развитие речи. Тема текста. | 1 | | |
11 | Понятие о словосочетании. Постановка вопросов к зависимым словам. | 1 | | |
12 | Отличие грамматической связи слов в словосочетании и в основе предложения. | 1 | | |
13 | Основа слова и его окончание. Нулевое окончание. | 1 | | |
14 | Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. | 1 | | |
15 | Развитие речи. Основная мысль текста. | 1 | | |
16 | Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых). | 1 | | |
17 | Разграничение слов, имеющих нулевые окончания (изменяемых) и не имеющих окончаний (неизменяемых) | 1 | | |
18 | Род слов-названий предметов. Основа слова. Окончание. | 1 | | |
19 | Род слов-названий предметов. | 1 | | |
20 | Родовые окончания слов-названий предметов . | 1 | | |
21 | Развитие речи. Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне». | 1 | | |
22 | Изменение слов-названий предметов по числам. Выделение окончаний. | 1 | | |
23 | Диктант «Совёнок» (контроль знаний). | 1 | | |
24 | Начальная форма слова. | 1 | | |
25 | Развитие речи. Как писать письмо. | 1 | | |
26 | Родственные слова. Изменение форм слов-названий. | 1 | | |
27 | Основы родственных слов. Разграничение разных слов и форм слова. | 1 | | |
28 | Общая часть родственных слов. | 1 | | |
29 | Развитие речи. Устное изложение «Утята». План текста. | 1 | | |
30- 31 | Различение грамматических форм слова и родственных слов. | 2 | | |
32 | Многозначные слова. | 1 | | |
33 | Корень слова, однокоренные слова. | 1 | | |
34 | Понятие об омонимах. Разграничение многозначных слов и омонимов. | 1 | | |
35 | Развитие речи. Тема и основная мысль текста. Смысл названия текста | 1 | | |
36 | Слова со сходным значением. | 1 | | |
37 | Понятие о происхождении слова. | 1 | | |
38 | Фонетические чередования гласных в корнях слов. | 1 | | |
39 | Фонетические чередования согласных в корнях слов. | 1 | | |
40 | Проверочная работа (контроль знаний) | 1 | | |
41 | Развитие речи. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе». | 1 | | |
42 | Работа над ошибками Чередование звуков, в корнях слов, которые мы не видим на письме. | 1 | | |
43 | Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов. | 1 | | |
44 | Фонетические чередования гласных и согласных в корнях слов. | 1 | | |
45 | Развитие речи. Тема и основная мысль текста. | 1 | | |
46- 47 | Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 2 | | |
48 | Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. | 1 | | |
49 | Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. | 1 | | |
50 | Развитие речи. Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка». | 1 | | |
51 | Повторение правописания безударных гласных в корнях слов. | 1 | | |
52 | Повторение правописания безударных гласных в корнях слов. | 1 | | |
53 | Повторение по теме «Лексика». | 1 | | |
54 | Контрольное списывание. | 1 | | |
55 | Развитие речи. Правила написания письма. | 1 | | |
56 | Повторение по теме «Орфография». | 1 | | |
57 | Повторение по теме «Синтаксис». | 1 | | |
58 | Работа над ошибками. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук. | 1 | | |
59 | Развитие речи. Устное изложение. | 1 | | |
60 | Повторение по теме «Орфогра- фия» | 1 | | |
61 | Контрольный диктант «Снежные загадки» с грамматическим заданием. | 1 | | |
62 | Работа над ошибками. Задание членов клуба «Ключ и заря». | 1 | | |
63- 64 | Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы. | 2 | | |
65 | Развитие речи. Письменное изложение «Весенний звон». | 1 | | |
66- 67 | Начальная форма слов, называющих предметы. | 2 | | |
68- 69 | Начальная форма слов, называющих признаки. | 2 | | |
70 | Написание Ы после Ц в окончаниях слов- названий предметов. | 1 | | |
71 | Развитие речи. Что мы знаем о тексте (хокку). | 1 | | |
72- 73 | Образование слов от основ. Состав слова. | 2 | | |
74- 75 | Словообразование слов- названий предметов с помощью суффиксов. | 2 | | |
76 | Развитие речи. Деление текста на части. | 1 | | |
77 | Словообразование слов- названий признаков с помощью суффиксов. Чередование согласных в корнях слов в процессе словообразования. | 1 | | |
78 | Образование от основ слов-названий предметов с помощью суффиксов слов-названий признаков. | 1 | | |
79 | Состав слова. Правописание парного согласного в середине и на конце слова. | 1 | | |
80 | Развитие речи. Работа с картиной А. Матисса «Разговор». | 1 | | |
81 | Образование родственных слов с помощью суффикса К. | 1 | | |
82 | Образование родственных слов с помощью суффикса К, НИЦ, ЩИЦ . | 1 | | |
83 | Образование от основ слов-названий предметов с помощью суффиксов новых слов. Состав слова. | 1 | | |
84 | Состав слова. Суффиксы ИЦА, НИЦА. | 1 | | |
85 | Развитие речи. Деление текста на части. | 1 | | |
86 | Состав слова. Правописание парного согласного в середине слова. | 11 | | |
87 | Словообразование слов- названий предметов с помощью суффиксов. | 1 | | |
88 | Словообразование слов- названий предметов с помощью суффиксов. | 1 | | |
89 | Что такое обращение. | 1 | | |
90 | Развитие речи. Работа с картиной К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт». | 1 | | |
91 | Образование слов с помощью приставки. | 1 | | |
92 | Образование слов с помощью приставки. | 1 | | |
93 | Различия между приставкой и предлогом. | 1 | | |
94- 95 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 2 | | |
96 | Развитие речи. Как писать письмо. Поздравительная открытка к 8 марта. | 1 | | |
97- 98 | Раздельное написание частицы НЕ с глаголами. | 2 | | |
99 | Правописание частицы НЕ с глаголами. | 1 | | |
100 | Развитие речи. Устное изложение. | 1 | | |
101 | Разбор глагола по составу слова. | 1 | | |
102 | Правописание приставок. Повторение правописания слов, называющих предметы и признаки. | 1 | | |
103 | Правописание приставок. Повторение правописания слов, называющих предметы и признаки. | 1 | | |
104 | Развитие речи. Типы текстов: текст-описание и текст-повествование. | 1 | | |
105 | Состав слова. | 1 | | |
106 | Образование слов с помощью приставки и суффикса. | 1 | | |
107 | Образование слов с помощью приставки и суффикса. | 1 | | |
108 | Правильное употребление приставок НА- , О- в словах «на деть», «надевать»; «одеть», «одевать». | 1 | | |
109 | Развитие речи. Типы текстов: текст-описание и текст-повествование. | 1 | | |
110 | Правильное употребление приставок НА-, О- в словах «надеть», «надевать»; «одеть», «одевать». | 1 | | |
111 | Образование сложных слов из двух корней с буквой соединительного гласного. | 1 | | |
112 | Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. | 1 | | |
113 | Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. | 1 | | |
114 | Развитие речи. Типы текстов. Научный и художественный текст. | 1 | | |
115 | Правописание сложных слов из двух корней. | 1 | | |
116 | Диктант «Птичьи хлопоты» с грамматическим заданием. | 1 | | |
117 | Работа над ошибками. Разделительные знаки. Написание разделительного Ь. | 1 | | |
118 | Написание разделительного Ъ. Сходство и отличие в написании разделительных знаков. | 1 | | |
119 | Развитие речи. Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи». | 1 | | |
120- 121 | Написание слов с приставками с разделительным Ъ и без него. | 2 | | |
122 | Написание разделительных Ь и Ъ. | 1 | | |
123 | Правописание сложных слов. | 1 | | |
124 | Развитие речи. Устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи». | 1 | | |
125- 126 | Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова. | 2 | | |
127- 128 | Правописание слов с непроизносимой согласной. Знаки препинания при обращении. | 2 | | |
129 | Правописание и произношение слов с буквосочетаниями ЧН и ЧТ. | | | |
130 | Развитие речи. Письменное изложение «Ступеньки». | | | |
131 | Работа над ошибками. Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | | | |
132 | Итоговая контрольная работа за II полугодие. Диктант «Подружились». | | | |
133 | Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова. | | | |
134 | Правописание изученных орфограмм. | | | |
135 | Повторение изученного за год. Подведение итогов. Тест. | | | |
136 | Развитие речи. Задание для членов клуба «Ключ». | | | |
2