Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, реализуется средствами предмета «Русский язык» на основе авторской программы М.С. Соловейчик (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).
Курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе системно-деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это значит, что освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи - к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и результаты. При этом под обучением русскому языку понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, а потому контролируемых языковых и речевых умений; под развитием учащихся, зо-первых, - формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых, - совершенствование у детей чувства слова, языковой интуиции.
Необходимый компонент развития школьников - формирование у них универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление в целом основ учебной самостоятельности, в том числе потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность,
. Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается, прежде всего, с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.
В основу обучения языку, речи и правописанию положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет ребенку:
в) освоить комплекс универсальных учебных действий.
Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность, т.к. язык - это основное средство общения людей. Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности - не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним.
Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
Таким образом, курс русского языка в данной программе представлен следующими содержательными линиями:
Обучение всем видам речевой деятельности, чтению и работе с информацией, а также формирование различных универсальных учебных действий осуществляется при освоении всех разделов курса.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Русский язык» во 2 классе отводится 170 часов в год, 5 часов в неделю.
В результате изучения курса русского языка по данной программе у второклассников будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
-осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка;
- понимание того, что ясная, правильная речь - показатель культуры человека; жела
ние умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи,
контроля над ней.
сознательного отношения к качеству своей речи.
- оценивать свои достижения.
Второклассник получит возможность научиться:
№ | | Тема урока | ВУД | Кол-во часов | Дата |
1 | | Поговорим об ушедшем лете… | Рассматривать обложку, страницы книги, вычленять отдельные элементы, распознавать детали, несущие незнакомую информацию. Читать письмо авторов, анализировать его построение, выбор слов, соблюдение правил речи. Просматривать учебник, находить подтверждения слов из письма авторов. Обнаруживать в записи «опасные места». Обмениваться информацией с одноклассниками, вступать в диалог. | 1 | 1.09 | |
2 | | О нашей речи. | Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая правила общения. Вступать в общение с персонажами, отвечать на их вопросы. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их, аргументировать решение. | 1 | 2.09 | |
3-4 | | Что ты знаешь о словах? | Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. | 2 | 3.09 4.09 | |
5-6 | | Будем говорить понятно! | Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. | 2 | 5.09 8.09 | |
7 | | Может ли быть непонятной письменная речь? | Определять границы предложений при зрительном восприятии текста, передавать их с помощью языковых средств в устной речи и при письме. Создавать словесную картину, разыгрывать ситуацию, используя средства выразительности устной речи. Списывать и писать под диктовку, выполняя необходимый алгоритм действия. | 1 | 9.09 | |
8 | | Стартовая диагностика (диктант). | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 1 | 10.09 | |
9 | | Работа над ошибками. | Адекватная оценка своих достижений и трудностей. | 1 | 11.09 | |
10-13 | | Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? | Выделять определённый звук, последовательность звуков, характеризовать звук по известным признакам. Фиксировать звуковой состав слова значками транскрипции. Разграничивать буквы и звуки в словах, соотносить буквы и скрытые за ними звуки; классифицировать, группировать слова в зависимости от характеристики указанных звуков, от их звукового состава. | 4 | 12.09 15.09 16.09 17.09 | |
14-17 | | За какими буквами прячется звук [й']? | Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи правильного написания. | 4 | 18.09 19.09 22.09 23.09 | |
18-20 | | Обобщение. | Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. | 3 | 24.09 25.0926.09 | |
21 | | Проверочная работа. Подведём первые итоги. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 1 | 29.09 | |
22 | | Новое научное слово – орфограмма. | Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. | 1 | 30.09 | |
23 | | Орфограммы безударных и ударных гласных. | Планировать решение задачи письма. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. | 1 | 1.10 | |
24 | | Орфограммы парных по глухости и звонкости согласных. | Различать правильное и неправильное написание слов, проверять написанное. Применять правила в свободном письме (под диктовку, при оформлении своих мыслей); проверять собственные записи. | 1 | 2.10 | |
25-27 | | Когда согласным можно доверять? | Различать звуки и буквы, анализировать звуки на основе восприятия письменного текста; находить в тексте и группировать слова по указанным признакам; выявлять недостаточно понятные слова. | 3 | 3.10 6.10 7.10 | |
28 | | Учимся записывать орфографические задачи. | Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 1 | 8.10 | |
29 | | Обращаемся в орфографическое «справочное бюро». | Обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 1 | 9.10 | |
30-31 | | Учимся писать без ошибок. | Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия. | 2 | 10.10 13.10 | |
32-33 | | Орфографические задачи, которые легко решать | Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия. | 2 | 14.10 15.10 | |
34-36 | | Знаю или не знаю? Пишу или…? | Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 3 | 16.10 17.10 20.09 | |
37 | | Бывает ли буква одна, а орфограммы две? | Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики. | 1 | 21.10 | |
38-41 | | Проверяем себя. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 4 | 22.10 23.10 24.10 27.10 | |
42 | | Диктант. | Применять полученные знания. | 1 | 28.10 | |
43 | | Работа над ошибками. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | 1 | 29.10 | |
44 | | Научим друг друга. | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (рецепт), их строении и правилах оформления при письме. Конструировать рецепты из готовых элементов, телеграммы из предложений. | 1 | 30.10 | |
45 | | Попробуем сочинять загадки. | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (загадка), их строении и правилах оформления при письме. Сочинять загадки. 2 четверть | 1 | 31.10 | |
46-48 | 1-3 | Как мы строим предложения? | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. | 3 | 12.11 13.11 14.11 | |
49-51 | 4-6 | Какие бывают предложения? | Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения. | 3 | 17.11 18.11 19.11 | |
52 | 7 | Как спросишь – так и отвечу. | Строить и анализировать предложения, соблюдать правила культуры общения. Строить диалоги и инсценировать их. | 1 | 20.11 | |
53 | 8 | Отвечаем на вопрос «Почему?» | Обсуждать правила письменного и устного общения, способы проявления вежливости. | 1 | 21.11 | |
54-56 | 9-11 | Предлагаем, просим, желаем. | Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, пожеланием, просьбой. Писать свои предложения, просьбы, пожелания; выбирать обращения, пожелания и другие средства языка с учётом адресата речи. Использовать освоенные речевые жанры в практике общения. | 3 | 24.11 25.11 26.11 | |
57 | 12 | Контрольное списывание. | Применять полученные знания. | 1 | 27.11 | |
58 | 13 | А если одного предложения мало? | Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Регулировать свои действия при списывании, письме под диктовку и проверке написанного. Оценивать свои действия. | 1 | 28.11 | |
59 | 14 | Как в детской пирамидке. | Составлять текст с опорой на картинку или группу слов. Обмениваться мнениями с одноклассниками. Оценивать свои действия. | 1 | 1.12 | |
60 | 15 | Как сделать текст хорошим? | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. Конструировать текст, редактировать его. | 1 | 2.12 | |
61-62 | 16-17 | От слов к тексту. | Писать свои тексты на заданную тему по опорному плану. Редактировать деформированный текст. | 2 | 3.12 4.12 | |
63-65 | 18-20 | Составляем и пишем диктанты. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности, преодолевать их, осознавать своё отношение к урокам русского языка. | 3 | 5.12 8.12 9.12 | |
66-67 | 21-22 | Учимся письменному пересказу. | Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов письменные монологические высказывания. | 2 | 10.12 11.12 | |
68-69 | 23-24 | Рассказываем сами и обобщаем. | Планировать решение задачи письма. Обобщать правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов письменные монологические высказывания. | 2 | 12.12 15.12 | |
70-71 | 25-26 | Что в слове главное? | Анализировать предложения, выявлять причины их неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. | 2 | 16.12 17.12 | |
72-74 | 27-29 | Собираем родственников. | Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. | 3 | 18.12 19.12 22.12 | |
75 | 30 | Диктант. | Применять полученные знания. | 1 | 23.12 | |
76 | 31 | Работа над ошибками. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | 1 | 24.12 | |
77-80 | 32-35 | Скоро Новый год! | Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. 3 четверть | 4 | 25.12 26.12 29.12 30.12 | |
81-82 | 1-2 | Вспомним и узнаем новое. | Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. | 2 | 12.01 13.01 | |
83-85 | 3-5 | Наблюдаем за изменениями слов. | Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Наблюдать за изменением слов, анализировать их значения, ставить вопросы к словам, классифицировать их. | 3 | 14.01 15.01 16.01 | |
86 | 6 | Чему учиться дальше? | Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Оценивать свои действия. | 1 | 19.01 | |
87 | 7 | Контрольное списывание. | Применять полученные знания. | 1 | 20.01 | |
88 | 8 | Слова-подсказки – какие они? | Анализировать слова, давать их характеристику. Осуществлять поиск информации. Вступать в беседу, аргументировать своё мнение. | 1 | 21.01 | |
89-93 | 9-13 | Подбираем проверочные слова для названий предметов. | Различать правильные и неправильные написания, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки. | 5 | 22.01 23.0126.01 27.01 28.01 | |
94-95 | 14-15 | От значения слова к правильной букве. | Формулировать способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. | 2 | 29.01 30.01 | |
96-98 | 16-18 | Как узнать буквы корня в названиях действий? | Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. | 3 | 2.02 3.02 4.02 | |
99 | 19 | Диктант. | Применять полученные знания. | 1 | 5.02 | |
100 | 20 | Работа над ошибками. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | 1 | 6.02 | |
101-102 | 21-22 | Узнаём буквы корня в названиях признаков предметов. | Слушать (читать) информацию для поиска способа разрешения противоречия; осознавать приобретённую информацию как способ решения задачи. | 2 | 9.02 10.02 | |
103 | 23 | Снова о значении слова. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 1 | 11.02 | |
104-107 | 24-27 | Уточняем, как решать орфографические задачи в корне слова. | Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия. Планировать решение задачи письма. | 4 | 12.02 17.02 | |
108-112 | 28-32 | Обобщаем и стараемся писать без ошибок. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 5 | 18.02 19.02 20.02 24.02 25.02 | |
113-116 | 33-36 | Буква на месте звука, которого нет. | Выбирать буквы для «опасных» сочетаний звуков. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. | 4 | 26.02 27.022.03 3.03 | |
117-118 | 37-38 | Когда командует словарь. | Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 2 | 4.03 5.03 | |
119-121 | 39-41 | Звук один, а буквы две. | Анализировать слова с точки зрения их этимологии. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие «опасности письма», обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 3 | 6.03 9.03 10.03 | |
122-123 | 42-43 | Подведём итоги. | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 2 | 13.03 16.03 | |
124 | 44 | Диктант. | Применять полученные знания. | 1 | 11.03 | |
125 | 45 | Работа над ошибками. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | 1 | 12.03 | |
126-130 131- 133 | 46-50 1-3 | Сочиняем, пересказываем, рассказываем. | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника о названии записей (поздравление, пожелание), их строении и правилах оформления при письме. Соотносить средства языка (слова) со структурными частями: обращением, приветствием, прощанием. | 5 3 | 17.03-23.03 2.04-6.04 | |
134-135 | 4-5 | Что я знаю о словах? | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 2 | 7.04 8.04 | |
136 | 6 | Знакомься: другие части слов! | Участвовать в обсуждении «мнения» персонажа, высказывать свою точку зрения. Находить на слух и зрительно места на изученные правила, применять их; обнаруживать другие орфограммы, обращаться к словарю учебника для решения задач, находить в нём нужные слова, задавать вопросы о написании слов. | 1 | 9.04 | |
137-140 | 7-10 | Словесный конструктор. | Конструировать слова из заданных частей, обосновывать свой выбор. Оценивать свои достижения и трудности. | 4 | 10.04-15.04 | |
141 | 11 | Контрольное списывание. | Применять полученные знания. | 1 | 16.04 | |
142-144 | 12-14 | Как узнать строение слова? | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 3 | 17.04 20.04 21.04 | |
145-146 | 15-16 | Новое об известных опасностях письма. | Получать информацию из учебника. Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 2 | 22.04 23.04 | |
147-149 | 17-19 | Ь или Ъ? | Сравнивать условия употребления ь и ъ, аргументировать свою точку зрения. | 3 | 24.04-28.04 | |
150-153 | 20-23 | Повторяем, готовимся к диктанту. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка. | 4 | 29.04-5.05 | |
154 | 24 | Диктант. | Применять полученные знания. | 1 | 6.05 | |
155 | 25 | Работа над ошибками. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности. | 1 | 7.05 | |
156-157 | 26-27 | Теперь я знаю и умею… | Применять полученные знания, выявлять их возможную недостаточность, запрашивать и использовать дополнительную информацию. | 2 | 8.05 11.05 | |
158-159 | 28-29 | Как сказать лучше? | Анализировать записи, определять цель их создания. Получать информацию из учебника. Корректировать заведомо искажённые авторские тексты. | 2 | 12.05 13.05 | |
160 | 30 | Проверочная работа. | Применять полученные знания. | 1 | 14.05 | |
161-162 | 31-32 | Я размышляю о словах своего языка. | Анализировать и оценивать свои достижения и трудности; осознавать своё отношение к урокам русского языка. | 2 | 15.05 18.05 | |
163-170 | 33-40 | Резерв. | | 8 | 19.05-29.05 | |