Утверждаю.
Приказ № ___от ____________2016 год.
авторской программы М.С. Соловейчик предмета «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений (учебно-методический комплект «Гармония»; издательство «Ассоциация XXI век»).
В результате изучения курса русского языка по данной программе у учащегося будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
различать слова по значению, объяснять значения слов, отличать текст от набора предложений, определять его тему и главную мысль, редактировать текст, письменно пересказывать, стараться раскрывать тему и главную мысль в своём тексте; формулировать свои мысли, чувства, стараться донести их до читателя;
различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения, осознавать главные члены как основу предложения, устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме», наблюдать за значением и строением слов, за соотношением звуков и букв;
осознавать сущность понятия «орфограмма», обнаруживать орфограммы, определять разновидности;
выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи, сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;
определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного, имени прилагательного).
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, использовать речь для регуляции своих действий, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы; оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её; самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму; владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач; осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то;
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
го самоконтроля, чему способствует широкое применение приёма письма «с окошками».
.
Повторение изученного о речи. Правильно и точно. Воспоминания о лете. Правильно и точно. Разбор слова по составу. Какие значения есть у слова? Основа слова. Обучение правильности и точности речи.
Повторение изученного по орфографии. Решение орфографических задач.
Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Правописание суффиксов -ек и -ик- . Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци-. Освоение изученных орфографических правил. Общее знакомство со сложными словами. Написание изложений. Подводим первые итоги. Словесное рисование. Обобщение и систематизация известных правил письма.
Общее понятие «Части речи». Всему название дано! Слова-указатели. Назовём слова-указатели. Освоение личных местоимений. Слова-помощники. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Знакомство с начальной формой. Слово и его формы. Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Обучение употреблению и написанию служебных частей речи.
Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных. Знакомство с изменением по падежам. Наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений. Освоение способа действия для определения падежей. Продолжаем сравнивать части речи. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных.
Глагол. Когда глаголы особенно важны? Как изменяются глаголы. Изменение глаголов по временам. Как отличить глагол от других частей речи? Начальная форма глагола. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Поговорим о начальной форме глагола. Размышляем о прошедшем времени глагола. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Повторение различных вопросов орфографии. Из прошлого-в настоящее. Наблюдение за употреблением в речи глаголов настоящего времени. Из настоящего-в будущее.Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению. Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. Изложение с изменением лица: пересказ текста от первого лица. Изложение текста – воспоминания (или создание собственного по аналогии). Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении елочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю…». Написание новогодних поздравлений.
Повторение изученного о частях речи. Сходство и различия имен существительных и прилагательных. Отличие глаголов о других частей речи. Определение времени глагола. Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. Анализ глагола как часть речи. Правописание глаголов в неопределенной форме.
Повторение способа решения различных орфографических задач. Освоение правила выбора между -ться и - тся в глаголах. Обучающее изложение. Обучение составлению плана. Обучение детализации действий. Обучающее сочинение. Создание рассказа по картинкам. Создание рассказа о проделках животных по личным впечатлениям.
Повторение изученного о предложении. Знакомство с понятием «член предложения». Понятие «главные члены предложения», способ их выявления. Упражнение в нахождении главных членов предложения; расширение сведений о подлежащем и сказуемом. Общее представление о второстепенных членах предложения. Обучение установлению связи слов в предложении. Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Наблюдение за использованием частей речи. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Создание текстов изобразительного характера. Создание текста – инструкции.
Вспоминаем об именах… Повторение изученного об именах. Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. Знакомство со «Словарем трудностей». Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. Памятка анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих. Правило написания Ь на конце имен существительных после шипящих. Повторение изученного и обобщение. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Создание текстов изобразительного характера. Повторение изученного и обобщение. Создание текста – инструкции. Повторение изученного и обобщение. Повторение изученного об именах. Совершенствование грамматических и орфографических умений.
Работа над грамматической правильностью речи. Изложение: обучение правильности и точности речи. Создание словесных зарисовок. Повторение общих сведений о частях речи и предложении. Повторение различных видов разбора на материале словесной модели. Изложение с элементами сочинения на основе картины. Повторение различных видов разбора. Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления Ь. Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи. Формирование умения пользоваться «Словарем трудностей».Обобщение сведений о частях речи и членах предложения. Повторение способов решения разных орфографических задач.
Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Сопоставление изобразительного повествования и описания предмета; воспроизведение текста. Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. Работа над основной мыслью текста. Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки. Создание текстов – повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. Создание текстов – повествований по серии рисунков. Знакомство с особенностями словесных этюдов. Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям. Словесное рисование. Создание текстов разных жанров: (загадки).
Создание текстов разных жанров: (записки). Создание текстов разных жанров: (телеграммы).Создание текстов разных жанров: (письма). Создание текстов разных жанров: (поздравления). Создание текстов разных жанров: (инструкции). Перелистывая учебник…Повторение изученного за год. Совершенствование орфографических умений на тексте с объяснением значения слов. Повторение способов решения разных орфографических задач. Совершенствование грамматических и орфографических умений. Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. Части речи. Члены предложения. Текст. Предложения распространенные и нераспространенные. Характеристика предложения. Повторение способа решения различных орфографических задач. Систематизация сведений об именах существительных и прилагательных.
№ урока | Наименование раздела, главы, темы- кол.час. Тема урока | Формирование УУД | Виды уч-исслед. заданий | Формы контроля | Дата по плану | Дата фактич. |
| 1 четверть -45 часов Знаем – повторим, не знаем – узнаем. 7ч. | | | Сентябрь | |
1 | Повторение изученного о речи. | Личностные: - Осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка. Представление о богатых возможностях русского языка. Осознание коммуникативного мотива грамотного письма и в целом изучения русского языка; - Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка. Регулятивные: - Понимать и сохранять учебную задачу. Планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) свои действия; -Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат. Познавательные: - Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его; -Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | | Устный опрос. | 1 | |
2 | Воспоминания о лете. | Проект «История моей фамилии, имени». | Устный опрос. | 2 | |
3 | Правильно и точно. | | Работа с карточками. | 5 | |
4 | Обучение правильности и точности речи. | | Письменная проверка. | 6 | |
5 | Какие значения есть у слова? | Мини- исследование. | Тестовые задания. | 7 | |
6 | Основа слова. | | Письменная проверка. | 8 | |
7 | Разбор слова по составу. | Интерактивные задания. | Сл.д №1 | 9 | |
| Будем решать орфографические задачи – известные и новые. 16 ч. | | | | | |
8 | Повторение изученного по орфографии . | Личностные: - Становление интереса к русскому языку, положительного отношения к урокам русского языка; Регулятивные: - Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат; -Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат; -Понимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: -Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. Коммуникативные: - Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. -Строить устные и письменные высказывания, отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения. | | Устный опрос. | 12 | |
9 | Решение орфографических задач. | «История названия разных улиц города». | Устный опрос. | 13 | |
10 | Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. | | Работа с карточками. | 14 | |
11 | Знакомство с сочетаниями –оро -ра-, -оло-ла-, -ере-ре. | Мини- исследование. | Устный опрос. | 15 | |
12 | Правописание суффиксов -ек и -ик- | | Работа с карточками. | 16 | |
13 | Общее знакомство с сочетанием -цы- – -ци-. | | Тестовые задания. | 19 | |
14 | Входной диктант №1 | Интерактивные задания. | Диктант | 20 | |
15 | Работа над ошибками. Правописание ударных и безударных сочетаний -цы- – -ци-. | | Работа с карточками. | 21 | |
16 | Освоение изученных орфографических правил. | | Работа с карточками. | 22 | |
17 | Общее знакомство со сложными словами. | Мини- исследование. | Тестовые задания. | 23 | |
18 | Правописание сложных слов. | | Работа с карточками. | 26 | |
19 | Обобщение и систематизация известных правил письма. | | Тестовые задания. | 27 | |
20 | Подводим первые итоги. | | Тестовые задания. | 28 | |
21 | Совершенствование различных умений. | | Письменная проверка. | 29 | |
22 | Словесное рисование. | Проект «Этимология слов». | Работа с карточками. | 30 | |
23 | Написание изложения «Родословная» (коллективное). | | Тестовые задания. | Октябрь 3 | |
| Каждое слово-часть речи. 15ч. | | | | | |
24 | Работа над ошибками. Общее понятие «Части речи». | Личностные: - Осознание необходимости контроля за качеством своей речи, за её правильностью. Элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей. . Регулятивные: - Понимать и сохранять учебную задачу. Выполнять действия для решения задачи. Оценивать свои действия и полученный результат. Познавательные: - Осуществлять анализ, синтез, сравнение языкового материала, его подведение под понятия, делать умозаключения. Коммуникативные: -участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, рассказывать о своих наблюдениях и сделанных выводах одноклассникам и членам семьи. | | Письменная проверка. | 4 | |
25 | Названия частей речи. | Проект «Веселый русский язык». | Работа с карточками. | 5 | |
26 | Слова-указатели. | Интерактивные задания. | Тестовые задания. | 6 | |
27 | Назовём слова-указатели | | Тестовые задания. | 7 | |
28 | Личные местоимения. | | Письменная проверка. | 10 | |
29 | Слова-помощники. | Интерактивные задания. | Работа с карточками. | 11 | |
30 | Части речи: самостоятельные и служебные. | | Тестовые задания. | 12 | |
31 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные | | Письменная проверка. | 13 | |
32 | Употребление и написание служебных частей речи. | | Работа с карточками. | 14 | |
33 | Закрепление. Употребление и написание служебных частей речи. | | Тестовые задания. | 17 | |
34 | Слово и его формы. | | Работа с карточками. | 18 | |
35 | Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. | | Тестовые задания. | 19 | |
36 | Знакомство с начальной формой глагола и существительного. | Мини- исследование. | Письменная проверка. | 20 | |
37 | Знакомство с начальной формой имени прилагательного. | | Письменная проверка. | 21 | |
38 | Закрепление изученного. | | | 24 | |
| Сравниваем части речи. 12ч. | | Тестовые задания. | | |
39 | Контрольный диктант № 2 за 1 четверть | Личностные: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, сознательное отношение к своей речи, контроль за ней, понимание необходимости говорить понятно, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им. Регулятивные: - выполнять инструкции учителя, действовать по предложенному плану, ориентироваться на общий способ действия. -контролировать действия (чужие и свои) - оценивать свои достижения, осознавать трудности и стараться преодолевать их. | | Диктант. | 25 | |
40 | Работа над ошибками. Род имён существительных. | | Работа с карточками. | 26 | |
41 | Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. | | Письменная проверка. | 27 | |
42 | Закрепление изученного о роде имён существительных и имён прилагательных. | Интерактивные задания. | Работа с карточками. | 28 | |
43 | Изменение имен существительных по числам. | | Тестовые задания. | 31 | |
44 | Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени. | | Письменная проверка. | 1 | |
45 | Выбор окончаний в именах прилагательных. | | Письменная проверка. | 2 | |
2 четверть -35 часов. |
46 | Знакомство с изменением по падежам. | Познавательные: - находить нужную информацию в материалах учебника, пользоваться ею - анализировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы, классифицировать, моделировать, обобщать материал. Коммуникативные: - выражать свои мысли в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, отвечать на вопросы персонажей учебника, участвовать в совместных действиях. | Мини- исследование. | Тестовые задания. | Ноябрь 10 | |
47 | Названия падежей и их вопросы. | | Письменная проверка. | 11 | |
48 | Закрепление. Способ действия для определения падежей. | | Работа с карточками. | 14 | |
49 | Продолжаем сравнивать части речи. | Мини- исследование. | Тестовые задания. | 15 | |
50 | Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. | | Устный опрос. | 16 | |
| Продолжаем знакомиться с частями речи. 30 ч. |
51 | Когда глаголы особенно важны? | Личностные: - ориентация на содержательные моменты школьной действительности - зарождение сознательного отношения к письму, стремления к его правильности, уважения к себе как носителю русского языка. - осознание социальных, личностных мотивов изучения русского языка. | Проект «Кинооператор | Устный опрос. | 17 | |
52 | Изменение глаголов. | | Тестовые задания. | 18 | |
53 | контрольное списывание №1 | | Контрольное списывание. | 21.11 | |
54 | Работа над ошибками. Глагол. | | Устный опрос. | 22 | |
55 | Изменение глаголов по временам. | Интерактивные задания. | Работа с карточками. | 23 | |
56 | Особенности изменения глаголов по временам. | Регулятивные: - ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме -адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные: - осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в словарях учебника, , ориентироваться на разнообразие способов решения задачи - осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Коммуникативные: - участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместном решении задач, распределять роли, дополнять и контролировать друг друга - строить речевые высказывания в устной и письменной форме. - строить речевые высказывания в устной и письменной форме. | | Устный опрос. | 24 | |
57 | Начальная форма глагола. | | Тестовые задания. | 25 | |
58 | Способ нахождения неопределённой формы глагола. | Мини- исследование. | Работа с карточками. | 28 | |
59 | Диктант №3 | | Диктант. | 29 | |
60 | Работа над ошибками. Как отличить глагол от других частей речи? | | Письменная проверка. | 30 | |
61 | Строение и написание глаголов неопределенной формы. | | Тестовые задания. | Декабрь 1 | |
62 | Правописание суффиксов перед –ть у глаголов неопределенной формы. | | Устный опрос. | 2 | |
63 | Поговорим о начальной форме глагола. | | | 5 | |
64 | Размышляем о прошедшем времени глагола. | | Устный опрос. | 6 | |
65 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | Интерактивные задания. | Письменная проверка. | 7 | |
66 | Повторение различных вопросов орфографии. | | Работа с карточками. | 8 | |
67 | Из прошлого-в настоящее. | Мини- исследование. | Тестовые задания. | 9 | |
68 | Употребление в речи глаголов настоящего времени. | | Тестовые задания. | 12 | |
69 | Из настоящего-в будущее. | | Тестовые задания. | 13 | |
70 | Знакомство с двумя формами будущего времени. | Мини- исследование. | Устный опрос. | 14 | |
71 | Две формы будущего времени. | | Работа с карточками. | 15 | |
72 | Контрольный диктант №4 за 1 полугодие | | Итоговый диктант. | 16.12 | |
73 | Распознавание глаголов будущего времени и их изменение. | | Работа с карточками. | 19 | |
74 | Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам. | | Тестовые задания. | 20 | |
75 | Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени. | | | 21 | |
76 | Изложение (с изменением лица). | | Изложение | 22 | |
77 | Работа над ошибками. Изложение текста – воспоминания . | | Изложение | 23 | |
78 | Работа над ошибками. Написание инструкций по изготовлению елочной гирлянды. | | Письменная проверка. | 26 | |
79 | Создание текста «Как я сделаю…». | | Работа с карточками. | 27 | |
80 | Написание новогодних поздравлений. | Проект «Лучшее поздравление». | Тестовые задания. | 28 | |
3 четверть -50 часов. |
| Что мы знаем о частях речи? 16 ч. | | | | | |
81 | Повторение изученного о частях речи. | Личностные: -строить небольшие монологи; рассказывать о приобретённых знаниях и умениях; соблюдать правила культуры общения - представление о взаимосвязях единиц языка, об их назначении в речи, о требованиях культуры речи. Понимание того, что ясная правильная речь – показатель культуры человека. Осознание значимости для общения умения хорошо пересказывать и рассказывать. Регулятивные: -ставить учебную задачу, планировать действия, действовать по намеченному плану, контролировать процесс и результат деятельности, оценивать его и вносить коррективы Познавательные: - дополнять свои знания новой информацией, находить нужные сведения в учебнике, использовать их при решении учебно-познавательных и коммуникативных задач Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, в коллективном и групповом обсуждении различных вопросов; выражать свою точку зрения и выслушивать чужие, соблюдать правила культуры общения. | | Устный опрос. | 29 | |
82 | Сходство и различия имен существительных и прилагательных. | | Тестовые задания. | Январь 12 | |
83 | Отличие глаголов о других частей речи. | Интерактивные задания. | Устный опрос. | 13 | |
84 | Определение времени глагола. | | Тестовые задания. | 16 | |
85 | Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи. | | Письменная проверка. | 17 | |
86 | Анализ глагола как часть речи. | Мини- исследование. | Работа с карточками. | 18 | |
87 | Правописание глаголов в неопределенной форме. | | Тестовые задания. | 19 | |
88 | Повторение способа решения различных орфографических задач | Мини- исследование. | Тестовые задания | 20 | |
89 | Знакомство со способом выбора между –тся и – ться. | | Тестовые задания | 23 | |
90 | Освоение правила выбора между -ться и - тся в глаголах. | | Устный опрос. | 24 | |
91 | Обучающее изложение "Догадливый хомяк». Обучение составлению плана. | | Обучающее изложение | 25 | |
92 | Работа над ошибками. Обучающее изложение "Ю-ю". Обучение детализации действий. | | Обучающее изложение | 26 | |
93 | Диктант №5 | | Диктант | 27 | |
94 | Обучающее изложение. Словесное рисование с помощью глаголов настоящего времени. | Интерактивные задания | изложение | 30 | |
95 | Обучающее сочинение Создание рассказа по картинкам. | | | Обучающее сочинение | 31 | |
96 | Работа над ошибками. Обучающее сочинение | | | Обучающее сочинение. | Февраль 1 | |
| Возвращаемся к разговору о предложении. 16 ч. |
97 | Работа над ошибками. Повторение изученного о предложении. | Личностные: - осознание важности понимания значения слов - интерес к наблюдениям за языком и его использованием в речи - желание продолжать осваивать русский язык, познавательный интерес к предмету Регулятивные: - осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении - учитывать выявленные ориентиры, совместно планировать действия, определять общий способ решения задачи и осуществлять его - осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, участвовать в её решении Познавательные: - наблюдать за языковым материалом, вычленять существенные признаки, на основе их комплекса подводить факты языка под понятие - анализировать, классифицировать, группировать языковой материал, делать умозаключения, выводы Коммуникативные: - участвовать в диалоге, в общей беседе, выполнять принятые правила речевого поведения - задавать вопросы, отвечать на вопросы других, выбирать наиболее точные слова для выражения мыслей, чувств | | Устный опрос. | 2 | |
98 | Знакомство с понятием «член предложения». | | Работа с карточками. | 3 | |
99 | Понятие «главные члены предложения». | | Сл.д №5 | 6 | |
100 | Нахождение главных членов предложения. | | Устный опрос. | 7 | |
101 | Общее представление о второстепенных членах предложения. | | Работа с карточками. | 8 9 | |
102 | Установление связи слов в предложении. | | Тестовые задания. | 10 | |
103 | Диктант . | | Диктант | 13 | |
104 | Работа над ошибками. Определение различных пар членов предложений. | | Устный опрос. | 14 | |
105 | Повторение изученного о предложении и частях речи. | | Работа с карточками. | 15 | |
106 | Обобщение знаний о членах предложений. | | Устный опрос. | 16 | |
107 | Использование частей речи при составлении предложений. | | Тестовые задания. | 17 | |
108 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | Интерактивные задания. | Письменная проверка. | 20 | |
109 | Работа над ошибками. Упражнение в использовании частей речи при составлении предложений. | | Работа с карточками. | 21 | |
110 | Создание текстов изобразительного характера. | Конкурс сочинений «Лучший рассказчик». | Тестовые задания. | 22 | |
111 | Контрольное списывание | | Контрольное списывание | 23 | |
112 | Работа над ошибками. Создание текста – инструкции. | | Устный опрос. | 24 | |
| И вновь о частях речи. 18 ч. | | | | | |
113 | Вспоминаем об именах. | Личностные: - Представление о богатых возможностях русского языка, интерес к его изучению. Элементы способности оценивать свои трудности и достижения. Регулятивные: - Понимать и решать речевую задачу. Планировать и выполнять необходимые учебные действия, осуществлять самоконтроль. - Выполнять различные способы действия в соответствии с известным планом; осуществлять самоконтроль и самооценку; адекватно воспринимать оценку учителя Познавательные: - Целенаправленно слушать учителя (или читать), получать и использовать информацию; понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную. - Анализировать, сравнивать, высказывать догадки, устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения. Коммуникативные: - Участвовать в совместном поиске и решении задач, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь. -Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, в совместной деятельности. Высказывать своё мнение, слушать мнения других. Создавать письменный текст определённого содержания (о словах языка) на основе готового источника; пересказывать другим сведения, показавшиеся интересными. | | | 27 | |
114 | Повторение изученного об именах. | | Тестовые задания. | 28 | |
115 | Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного. | Интерактивные задания. | Письменная проверка. | Март 1 | |
116 | Знакомство со «Словарем трудностей». | | Работа с карточками. | 2 | |
117 | Контрольное списывание | | Контрольное списывание | 3 | |
118 | Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. | | Тестовые задания. | 6 | |
119 | Решение орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. | | Устный опрос. | 7 | |
120 | Памятка анализа имен существительных и прилагательных как части речи. | Мини- исследование. | Письменная проверка. | 8 | |
121 | Способ решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных. | | Работа с карточками. | 9 | |
122 | Итоговый диктант за 3 четверть | | Итоговый диктант | 10 | |
123 | Знакомство с правилом написания Ь на конце имен существительных после шипящих. | | Тестовые задания. | 13 | |
124 | Правило написания Ь на конце имен существительных после шипящих. | | Тестовые задания | 14 | |
125 | Ь на конце имен существительных после шипящих. | | Устный опрос. | 15 | |
126 | Повторение и обобщение по теме: "Имена существительные и прилагательные". | Интерактивные задания | Тестовые задания. | 16 | |
127 | Совершенствование грамматических и орфографических умений. | | Работа с карточками. | 17 | |
128 | Работа над грамматической правильностью речи. | | Тестовые задания. | 20 | |
129 | Повторение изученного и обобщение по теме: "Части речи" | | Устный опрос. | 21 | |
130 | Создание словесных зарисовок. | | Тестовые задания. | 22 | |
4 четверть - 40 часов. |
| Обо всем, что мы теперь знаем. 15 ч. |
131 | Повторение изученного об именах. | Личностные: - ориентация на социальные, учебно-познавательные и личностные мотивы, на понимание причин успеха и неудач в учебной деятельности Регулятивные: - осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Познавательные: - осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения. На основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры - осознавать общий способ решения задач, понимать необходимость новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии Коммуникативные: - участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе - строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других - распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь | | Устный опрос. | 23 | |
132 | Изложение с элементами сочинения. Повторение | | Изложение | Апрель 3 | |
133 | Создание словесных зарисовок | Мини- исследование. | Устный опрос. | 4 | |
134 | Повторение общих сведений о частях речи и предложении. | | | 5 | |
135 | Повторение различных видов разбора . | Интерактивные задания | Тестовые задания | 6 | |
136 | Обучение пользованию словарями. Повторение: «Связь слов в предложении.» | | Устный опрос. | 7 | |
137 | Диктант | | Диктант. | 10 | |
138 | Работа над ошибками. Повторение вопросов орфографии. | | Письменная проверка. | 11 | |
139 | Зависимость написания слов от их значения. «Способы подбора проверочных слов» | | Работа с карточками. | 12 | |
140 | Изложение "Ещё немного из истории слов". | | Тестовые задания. | 13 | |
141 | Изложение «Каникулы». Повторение: «Части речи.» | | Письменная проверка. | 14 | |
142 | Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. | | Работа с карточками. | 17 | |
143 | Систематизация изученных орфографических правил. «Различные случаи употребления Ь». | | Тестовые задания. | 18 | |
144 | Решение орфографических задач. «Связь слов в предложении.» | Интерактивные задания. | Устный опрос. | 19 | |
145 | Комплексная проверка знаний за курс 3 класса. | | Комплексная проверка знаний. | 20 | |
| Продолжаем учиться хорошей речи. 15 ч. |
146 | Знакомство с понятиями «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». | Личностные: - готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма Регулятивные: - планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Познавательные: - осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения Коммуникативные: - участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение | | Устный опрос. | 21 | |
147 | Изобразительное повествование и описание предмета.. Повторение: «Виды текстов». | | | 24 | |
148 | Построение фрагментов текста с описанием предмета и повествованием. | | Тестовые задания. | 25 | |
149 | Работа над основной мыслью текста. | Интерактивные задания. | Письменная проверка. | 26 | |
150 | Обучение включению в повествование и описание предмета предложений со значением оценки. | | Работа с карточками. | 27 | |
151 | Создание текстов – повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям. | | Тестовые задания. | 28 | |
152 | Словами рисуем действия. Повторение: «Время глагола». | Конкурс «Знаток русского языка» | Письменная проверка. | Май 2 | |
153 | Знакомство с особенностями словесных этюдов. Повторение | Интерактивные задания | Работа с карточками. | 3 | |
154 | Создание словесных этюдов на основе картинок учебника. | Конкурс сочинений «Лучший рассказчик» | Тестовые задания. | 4 | |
155 | Повторение: «Части речи.» | | Письменная проверка. | 5 | 05.05 |
156 | Создание словесных этюдов. Повторение : «Личные местоимения.» | | Работа с карточками. | 8 | |
157 | Повторение: «Части речи: самостоятельные и служебные.» | | Устный опрос. | 10 | 08.05 |
158 | Итоговый диктант за год | | Итоговый диктант | 11 | 06.05 |
159 | Работа над ошибками. Создание текстов разных жанров: загадки, записки. | Интерактивные задания. | Письменная проверка. | 12 | 07.05 |
160 | Создание текстов разных жанров: телеграмм, поздравлений. | | Тестовые задания. | 15 | |
| Подводим итоги, строим планы. 10 ч. | | | | 13 |
161 | Создание текстов разных жанров: кулинарных рецептов. | Личностные: - положительное отношение к учению, элементы уважения к себе как обучающейся личности - представление о богатых возможностях русского языка, появление элементов сознательного отношения к своей речи, контроля за ней Регулятивные: - оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления - контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой), вносить коррективы. Познавательные: - наблюдать за значением языковых единиц, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям, работать с моделями, строить несложные рассуждения, - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их, обобщать полученные сведения Коммуникативные: - участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам | Конкурс рецептов. | Письменная проверка. | 16 | 13 |
162 | Создание текстов разных жанров: инструкций и писем. | Интерактивные задания | Работа с карточками. | 17 | |
163 | Повторение способов решения разных орфографических задач . | | | 18 | |
164 | Повторение: «Виды разбора». | | Тестовые задания | 19 | |
165 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | | Письменная проверка. | 22 | |
166 | Повторение: « Характеристика предложения». | | Работа с карточками. | 23 | |
167 | Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи. | | | Устный опрос. | 24 | |
168 | Повторение и обобщение изученного | | | Тестовые задания | 25 | |
| | | | | | |
Итого: 168 ч. | | | | | 29 |
Протокол заседания заместитель директора по методического совета учебно-воспитательной
от___________2015 г №______ ----------------Коношко О.В.
______________Ефименко Л.Г. ----------------2015г.