Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | | Руководитель МО | ЗД по УВР | Педагогический совет | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № 1 | | Протокол № 1 | Приказ № | от « »___ 2016 | от « »___2016 | от « »___ 2016 | от « »____ 2016 |
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
3 -А класс
уровень базовый
Количество часов в неделю 5 часов
Количество часов по программе - до 170 часов
Срок реализации : 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык. Программа 1- 4 классы. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск. Ассоциация XXI век, 2014 г. (Образовательная система «Гармония»)
Составители: МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 37
Севастополь
2016
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Севастополя
«Средняя общеобразовательная школа №37»
«Рассмотрено» «Согласовано» | «Принято» | «Утверждено» | | Руководитель МО | ЗД по УВР | Педагогический совет | Директор | Яремчук О. П. | Игнатович С.А. | | Т.Н.Волошинская | Протокол № 1 | | Протокол № 1 | Приказ № | от « »___ 2016 | от « »___2016 | от « »___ 2016 | от « »____ 2016 |
|
|
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Русский язык
3 классы
уровень базовый
Количество часов в неделю - 5 часов
Количество часов по программе - до 170 часов
Срок реализации : 2016-2017 учебный год
Составлена на основе:
Программы общеобразовательных учреждений.
Русский язык. Программа 1- 4 классы. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск. Ассоциация XXI век, 2014 г. (Образовательная система «Гармония»)
Составители: МО учителей начальных классов ГБОУ СОШ № 37
Севастополь
2016
Планируемые результаты освоения предмета «Русский язык»
Личностные:
представление о русском языке как языке своей страны;
осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя – как носителя русского языка;
представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; появление элементов сознательного отношения к своей речи, понимания необходимости контроля за её качеством;
элементы коммуникативного, социального и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»; становление интереса к изучению русского языка и в целом положительного отношения к учению (в частности, к урокам русского языка);
элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные:
понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т. п.;
действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;
выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
Познавательные :
целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к услышанному;
читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;
читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём требуемые сведения, соотносить их с известными;
замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);
находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т. п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;
понимать информацию, представленную в изобразительном, модельном, табличном виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;
применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);
находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;
оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;
осуществлять целенаправленные наблюдения за фактами языка и речи, выполнять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или совместно выявленным параметрам;
коллективно устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии, делать умозаключения, выводы, обобщения;
подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.
Коммуникативные:
участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь
соблюдать нормы литературного языка и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирать для этого языковые средства;
воспроизводить приобретённую информацию, доносить её до других, делиться ею, по возможности, объяснять её.
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т. д.)
создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.
Предметные результаты:
В области речи, речевой деятельности.
Ученик научится:
участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;
самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения;
пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;
соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;
понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли; осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль;
озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;
различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;
замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;
письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;
письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;
улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.
Ученик получит возможность научиться:
понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);
самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;
самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя
особенности оригинала;
самостоятельно создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование,
описание и оценку чего-либо;
редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;
соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.
В области освоения языка:
В области фонетики и графики.
Ученик научится:
различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);
понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;
анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;
правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;
пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).
Ученик получит возможность научиться:
классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;
письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.
В области лексики.
Ученик научится:
осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;
различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);
выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении, обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;
в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.
Ученик получит возможность научиться:
выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;
самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;
понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.
В области словообразования (морфемики).
Ученик научится:
выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);
отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;
сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;
соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;
различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).
Ученик получит возможность научиться:
понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);
отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;
определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);
выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).
В области морфологии.
Ученик научится:
выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);
различать формы слова и однокоренные слова;
ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;
определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимыеспособы действия;
находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;
сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;
пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;
правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;
под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;
пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.
Ученик получит возможность научиться:
различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;
находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;
выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (объёме изученного);
соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;
замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;
понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.
В области синтаксиса и пунктуации.
Ученик научится:
различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;
выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;
устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;
отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;
распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.
Ученик получит возможность научиться:
осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;
строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);
использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.
Формирование орфографических умений.
Ученик научится:
осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);
определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);
разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;
применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3-го классов);
пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;
писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);
списывать и писать под диктовку;
проверять написанное и вносить коррективы.
Ученик получит возможность научиться:
обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;
оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;
применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);
эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
2. Содержание учебного предмета.
Речь, развитие речи, практика речевой деятельности.
Речь как способ общения людей. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Выполнение главных требований к речи (устной и письменной): быть понятной и вежливой. Практическое овладение диалогической и монологической формами речи в различных ситуациях. Практическое овладение умением работать с информацией, содержащейся в заданиях, сообщениях, справочных материалах учебника, в том числе представленной в виде схем, таблиц, алгоритмов, осознанно пользоваться ею для решения учебно-познавательных задач. Обучение правильному использованию, произношению, выбору средств языка с учётом ситуации и задач общения.
Текст: продолжение освоения основных признаков. Повествование и описание предмета, особенности их содержания и построения; словесная зарисовка (этюд) повествовательного или описательного типа. Организация делового текста типа инструкции. Предложения со значением оценки действительности; особенности их построения.
План текста и способы его составления. Красная строка как знак начала текста и его частей. Оформление письменного текста, состоящего из нескольких частей. Изложение текстов различного характера (подробное, выборочное, с элементами дополнения и перестройки текста). Создание собственных текстов на основе разных источников (картин, серии рисунков, личных наблюдений). Практическое освоение различных жанров речи.
Фонетика и графика.
Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки и буквы, соблюдать правила произношения, а также использовать знание алфавита при обращении к словарям.
Лексика.
Слово и два его значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое); накопление опыта выявления слов, лексическое значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или толковому словарю. Наблюдение за использованием синонимов в речи, за выбором точного слова. Начальное представление о прямом и переносном значениях, о словах, имеющих несколько значений, о происхождении отдельных слов и выражений.
Состав слова.
Продолжение овладения понятием «однокоренные слова»; общее знакомство с понятием «основа слова», представление о сложных словах, о значении основы (лексическом) и окончания (грамматическом). Совершенствование умения выделять части слов и необходимых для этого способов действия. Продолжение наблюдений за строением слов, за использованием приставок и суффиксов для повышения точности и выразительности речи. Разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Морфология.
Части речи как группы слов, отличающиеся значением, вопросом, на который отвечают слова, способами изменения. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Общее представление о форме слова, о понятии «начальная форма», об окончании как выразителе грамматического значения слова.
Имя существительное, его значение и употребление в речи. Значение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода; Изменение имён существительных по числам; имена существительные, не имеющие пары по числу. Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное; овладение необходимым для этого способом действия. Различение падежных и смысловых вопросов. Морфологический анализ имён существительных.
Имя прилагательное, его значение и употребление в речи, полная зависимость от имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Использование имён прилагательных в речи для повышения её точности и выразительности. Морфологический анализ имён прилагательных.
Имя числительное: назначение в речи, общее представление об изменении. Сходство имён существительных, имён прилагательных и имён числительных, составляющих группу имён.
Местоимение как часть речи (общее представление). Личные местоимения, их назначение, значения местоимений 1-го, 2-го, 3-го лица; правило употребления местоимений 3-го лица с предлогами. Использование личных местоимений для устранения повторов имён существительных; предупреждение неудачного употребления местоимений как одной из причин неясности речи.
Глагол, его назначение в речи и возможные значения. Неопределённая форма глагола как его начальная форма, способ её нахождения. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что делать?» и «что сделать?» Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Окончания глаголов личные и родовые. Морфологический анализ глаголов. Работа над правильностью речи: над правильным ударением.
Предлоги, союзы и, а, но, частица не как служебные части речи. Участие предлогов в образовании падежных форм имён существительных и местоимений. Назначение и использование союзов и, а, но; значение и использование частицы не с глаголами.
Синтаксис
Предложение, его назначение, признаки. Общее представление о понятии «член предложения», о связи слов в предложении «по смыслу» и «по форме», о возможности постановки от слова к слову двух вопросов: смысловых и падежных.
Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) как его основа; способ нахождения в предложении главных членов. Общее представление о второстепенных членах предложения и их роли в речи. Разграничение распространенных и нераспространенных предложений.
Орфография и пунктуация
Совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков. Использование приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок. Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способы решения орфографических задач. Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:
• предлоги при местоимениях;
• несколько проверяемых безударных гласных и парных
по глухости-звонкости согласных в корне слова;
• непроверяемые безударные гласные и парные по глухости-звонкости согласные в корне слова (в пределах списка слов);
• ь после шипящих на конце имён существительных в именительном падеже (ночь, мяч);
• безударные гласные в родовых окончаниях имён прил. в именительном падеже;
• безударные гласные в родовых окончаниях глаголов;
• безударные гласные (-е-, -и-, -а-, -я-) в суффиксах глаголов (в пределах списка слов);
• раздельное написание не с глаголами;
• ь в неопределённой форме глагола, в том числе в сочетании ться;
• ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа;
• написание суффиксов -ек – -ик;
• написание сочетаний ци – цы в положении под ударением и без ударения;
• соединительные гласные в сложных словах.
Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения.
Проверка написанного: практическое овладение.
Освоение правильного написания следующих слов с непроверяемыми гласными и согласными: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.
Тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Кол-во часов | В том числе на: |
Уроки | Контрольные работы (указать виды: диктант, списывание, изложение и т. д.) | Форма контроля ( - стартовая диагностика - текущее оценивание - итоговое оценивание) | Лаборат.-практич., развитие речи, творческие раб., экскурсии (указать виды) |
1 четверть 42часа |
1 | Знаем – повторим, не знаем - узнаем | 20ч 16/4 | 18 | диктант- 1 изложение-1 | текущее оценивание | творческая работа «Как я провёл лето» |
2 | Каждое слово- часть речи | 22ч 19/3 | 20 | к/р за 1 четв. изложение -1 | текущее | |
2 четверть 38 часов |
3 | Каждое слово- часть речи (продолжение) | 4 ч. 2/2 | 4 | | | |
4 | Глагол как часть речи | 28 19/8 | 26 | к/р | текущее | |
5 | Учимся рассказывать о действиях | 6 | 6 | изложение – 2 составление. текстов - 3 | текущее оценивание | творческая работа по своим наблюд. |
6 | | | | | | |
3 четверть 50 часов 49 |
7 | Что мы знаем о частях речи (продолжение) | 11 8/3 | 10 | тренировочныйдиктант | текущее оценивание | |
8 | Снова пересказываем и рассказываем | 4 | 4 | изложение - 3 | текущее оценивание | |
9 | Возвращаемся к разговору о предложении | 17 13/4 | 15 | диктант | текущее оценивание | |
10 | И вновь о частях речи | 18 15\3 | 15 | диктант – 1 изложение - 2 | текущее | |
4 четверть 37 часов |
11 | Повторение изученного «Обо всём, что мы теперь знаем» | 16 12/4 | 13 | изложение с элементами. сочинения – 1 итоговая комплесная к/р- 2 | текущее оценивание и итоговое | |
12 | Продолжаем учиться хорошей речи | 15 12/3 | 15 | | | создание текстов изученных жанров |
13 | Подводим итоги, строим планы | 6 | 6 | | | |
| Всего за год | 167 | 152 | 18 | 1 итоговая | 3 |