ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3- б класса по русскому языку составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования ФКОУ СОШ г. Чехов-2, утверждённой приказом № 95 от 01.09. 2016г.;
с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2016 - 2017 учебный год, утверждённым приказом № 95 от 01.09.2016 г.;
на основе предметной программы В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина «Русский язык» УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский язык». 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В.П. Канакина, В. Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2013.
На изучение курса отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: диктанты, контрольные списывания, проверочные работы, изложения, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 170 до 163 обусловлено учебным графиком школы на 2016 – 2017 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе | Контроль знаний | Проекты |
1 | Язык и речь | 2 | 2 | - | 3 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 | 14 | 2 |
3 | Слово в языке и речи | 19 | 18 | 1 |
4 | Состав слова | 16 | 14 | 1 |
5 | Правописание частей слова | 29 | 29 | 1 |
6 | Части речи | 76 | 76 | 3 |
7 | Повторение | 14 | 13 | - |
| Итого | 170 | 166 | 8 | 3 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка в третьем классе обучающиеся научатся:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова; использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков) в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко - буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.
Личностные результаты.
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты.
Регулятивные
Обучающийся получит возможность для формированиярегулятивных УУД:
принимать и сохранять в памяти цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях, проявлять познавательную инициативу;
планировать свои действия для решения задачи (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно);
учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в «Справочных материалах» учебника — памятках);
выполнять учебные действия, используя устную, письменную, а также внутреннюю речь;
контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить её в словесную форму;
использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое чтение, осознавать цель чтения;
воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного), передавать устно или письменно содержание текста;
анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
пользоваться словарями и «Справочными материалами» учебника;
анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из их частей;
овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
Обучающийся получит возможность для формирования следующихкоммуникативных УУД:
выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
участвовать в диалоге, в общей беседе, в совместной деятельности (в парах, группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
Обучающийся получит возможность для формирования следующих общих предметных результатов:
понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявления собственного уровня культуры;
приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), правилами культуры речевого поведения (в объёме материала изучаемого курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
овладение основными понятиями и правилами (в объёме материала изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка
(звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использование этих знаний и умений для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
овладение основами грамотного письма (в объёме материала изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты.
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умений ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уроков | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
год | трим | по прог-рамме | факти чески |
I триместр (48 ч) |
Язык и речь (2 ч) |
| 1 | Наша речь. Виды речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 01.09 | | |
| 2 | Наш язык (урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.09 | | |
Текст. Предложение. Словосочетание (14ч) |
| 3 | Текст. Типы текстов (урок общеметодологической направленности) | 1 | 05.09 | | |
| 4 | Предложение. Восстановление деформированного текста (урок общеметодологической направленности) | 1 | 06.09 | | |
| 5 | Виды предложений по цели высказывания (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.09 | | |
| 6 | Виды предложений по интонации (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.09 | | |
| 7 | Виды предложений по цели высказывания и интонации (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.09 | | |
| 8 | Главные и второстепенные члены предложения (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.09 | | |
| 9 | Предложения с обращением (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.09 | | |
| 10 | Контрольный диктант №1 «Повторение изученного во 2 классе» ВШК (урок развивающего контроля) | 1 | 14.09 | | |
| 11 | Анализ контрольной работы. Распознавание главных и второстепенных членов предложений (урок общеметодологической направленности) | 1 | 15.09 | | |
| 12 | Р. р. Обучающее изложение (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 16.09 | | |
| 13 | Простое и сложное предложения (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.09 | | |
| 14 | Распознавание простых и сложных предложений (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 20.09 | | |
| 15 | Словосочетание. Установление связи слов в предложении (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.09 | | |
| 16 | Установление связи слов в предложении. Упражнения в разборе предложений по членам (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 22.09 | | |
Слово в языке и речи (19 ч) |
| 17 | Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова (урок общеметодологической направленности) | 1 | 23.09 | | |
| 18 | Синонимы и антонимы (урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.09 | | |
| 19 | Контрольное списывание №1 по теме «Предложение» (урок развивающего контроля) | 1 | 27.09 | | |
| 20 | Анализ контрольной работы. Омонимы (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.09 | | |
| 21 | Слово и словосочетание (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 29.09 | | |
| 22 | Фразеологизмы. Проект «Составляем фразеологический словарь» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.09 | | |
| 23 | Р. р. Обучающее изложение. Слово и словосочетание (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 03.10 | | |
| 24 | Части речи. Имя существительное (урок общеметодологической направленности) | 1 | 04.10 | | |
| 25 | Имя прилагательное. Проект «Имена прилагательные в загадках» (урок общеметодол. направленности) | 1 | 05.10 | | |
| 26 | Глагол (урок общеметодологической направленности) | 1 | 06.10 | | |
| 27 | Что такое имя числительное (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.10 | | |
| 28 | Звуки и буквы. Гласные звуки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 17.10 | | |
| 29 | Звуки и буквы. Согласные звуки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.10 | | |
| 30 | Звонкие и глухие согласные звуки (урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.10 | | |
| 31 | Разделительный мягкий знак (урок общеметодологической направленности) | 1 | 20.10 | | |
2 | 32 | Р. р. Обучающее изложение. Звуки и буквы (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 21.10 | | |
| 33 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 24.10 | | |
| 34 | Контрольный диктант №2 «Слово в языке и речи» (урок развивающего контроля) | 1 | 25.10 | | |
Состав слова (13 ч) |
| 35 | Анализ контрольной работы. Что такое корень слова? Однокоренные слова (урок общеметодологической направленности) | 1 | 26.10 | | |
| 36 | Как найти в слове корень (урок общеметодологической направленности) | 1 | 27.10 | | |
| 37 | Сложные слова (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.10 | | |
| 38 | Что такое окончание?Как найти в слове окончание? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.10 | | |
| 39 | Окончание - изменяемая часть слова. Роль окончания в предложении (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.10 | | |
| 40 | Что такое приставка? Как найти в слове приставку? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.11 | | |
| 41 | Значение приставок (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.11 | | |
| 42 | Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.11 | | |
| 43 | Контрольный диктант №3 «Состав слова» (урок развивающего контроля) | 1 | 08.11 | | |
| 44 | Анализ контрольной работы. Значение суффиксов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.11 | | |
| 45 | Что такое основа слова? (ур. «открытия» нового знания) | 1 | 10.11 | | |
| 46 | Упражнения в выделении значимых частей слова (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 11.11 | | |
| 47 | Значение суффиксов. Проект «Семья слов» (урок «открытия» нового знания) | | 14.11 | | |
| 48 | Обобщение знаний о составе слова. (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 15.11 | | |
| | В каких значимых частях слова есть орфограммы? (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.11 | | |
| | Правописание слов с безударными гласными в корне (урок общеметодологической направленности) | 1 | 17.11 | | |
| | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне (урок общеметодологич.направленности) | 1 | 18.11 | | |
II триместр (54 ч) |
Правописание частей слова (29 ч) |
| | Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 28.11 | | |
| | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (урок общеметодологической направленности) | 1 | 29.11 | | |
| | Проверка слов с парными согласными в корне (урок общеметодологической направленности) | 1 | 30.11 | | |
| | Упражнения в проверке слов с парными согласными в корне (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 01.12 | | |
| | Упражнения в проверке слов с парными согласными в корне (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 02.12 | | |
| | Р. р. Обучающее изложение. Правописание слов с безударными гласными и парными согласными (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 05.12 | | |
| | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.12 | | |
| | Контрольное списывание №2 «Правописание частей слова» (урок развивающего контроля) | 1 | 07.12 | | |
| | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 08.12 | | |
| | Упражнения в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 09.12 | | |
| | Правописание слов с удвоенными согласными (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.12 | | |
| | Правописание слов с удвоенными согласными (урок общеметодологической направленности) | 1 | 13.12 | | |
| | Р. р. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». Правописание слов с непроизносимыми согласными (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 14.12 | | |
| | Правописание суффиксов и приставок (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 15.12 | | |
| | Упражнения в правописании суффиксов и приставок (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 16.12 | | |
| | Упражнения в правописании суффиксов и приставок (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 19.12 | | |
| | Контрольный диктант №4 «Итоги I полугодия» ВШК (урок развивающего контроля) | 1 | 20.12 | | |
| | Анализ контрольной работы. Правописание суффиксов и приставок (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 21.12 | | |
| | Правописание приставок и предлогов (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 22.12 | | |
| | Упражнения в правописании приставок и предлогов (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 23.12 | | |
| | Упражнения в правописании приставок и предлогов (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 26.12 | | |
| | Правописание приставок и предлогов (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 27.12 | | |
| | Разделительные твёрдый и мягкий знаки (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.12 | | |
| | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 29.12 | | |
| | Упражнение в правописании слов с разделительным твёрдым и мягким знаками (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 30.12 | | |
Части речи (76 ч) |
Имя существительное (33 ч) |
| | Имя существительное (урок общеметодологической направленности) | 1 | 09.01 | | |
| | Имя существительное и его роль в речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 10.01 | | |
| | Значение и употребление имён существительных в речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 11.01 | | |
| | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.01 | | |
| | Распознавание одушевлённых и неодушевлённых имён существительных (урок общеметод. направленности) | 1 | 13.01 | | |
| | Собственные и нарицательные имена существительные (урок общеметодологической направленности) | 1 | 16.01 | | |
| | Р. р. Обучающее изложение. Обобщение по теме «Имя существительное» (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 17.01 | | |
| | Проверочная работа по теме «Имя существительное» (урок развивающего контроля) | 1 | 18.01 | | |
| | Проект «Тайна имени» (урок развивающего контроля) | 1 | 19.01 | | |
| | Число имён существительных(урок общеметодологической направленности) | 1 | 20.01 | | |
| | Изменение имён существительных по числам (урок общеметодологической направленности) | 1 | 23.01 | | |
| | Род имён сущ. (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.01 | | |
| | Упражнение в определении рода имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 25.01 | | |
| | Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.01 | | |
| | Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 27.01 | | |
| | Р. р. Обучающее изложение. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 30.01 | | |
| | Упражнения в правописании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 31.01 | | |
| | Склонение имён сущ. (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.02 | | |
| | Падеж имён сущ.(урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.02 | | |
| | Р. р. Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван – царевич и лягушка - квакушка». Падеж имён сущ.. Закрепление (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 03.02 | | |
| | Упражнения в определении падежа имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 06.02 | | |
| | Контрольный диктант №5 «Имя существительное» (урок развивающего контроля) | 1 | 07.02 | | |
| | Именительный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.02 | | |
| | Родительный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.02 | | |
| | Дательный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.02 | | |
| | Винительный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.02 | | |
| 55 | Творительный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.02 | | |
| 56 | Предложный падеж (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.02 | | |
| 57 | Упражнения в определении падежа имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 16.02 | | |
| 58 | Закрепление умений определения падежа имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 17.02 | | |
III триместр(61 ч) |
| | Упражнения в определении падежа имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 27.02 | | |
| | Обучающее изложение «Имя прилагательное» (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 28.02 | | |
| | Определение падежа имён существительных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 01.03 | | |
Имя прилагательное (20 ч) |
| | Значение и употребление имён прилагательных в речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 02.03 | | |
| | Роль прилагательных в тексте (урок общеметодологической направленности) | 1 | 03.03 | | |
| | Текст – описание (урок общеметод. направленности) | 1 | 06.03 | | |
| | Сравнение текста И. Долгополова с репродукцией картины М. А. Врубеля «Царевна – Лебедь» (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 07.03 | | |
| | Род имён прилагат. (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.03 | | |
| | Изменение имён прилагательных по родам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 10.03 | | |
| | Правописание родовых окончаний имён прилагательных (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.03 | | |
| | Правописание родовых окончаний имён прилаг. Закрепление (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 14.03 | | |
| | Контрольное списывание №3 «Изменение имён прилагательных по родам» (урок развив. контроля) | 1 | 15.03 | | |
| | Число имён прилаг. (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.03 | | |
| | Изменение имён прилагательных по числам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.03 | | |
| | Изменение имён прилагательных по падежам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.03 | | |
| | Упражнения в определении падежа имён прилагательных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 21.03 | | |
| | Обобщение знаний. Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 22.03 | | |
| | Составление текста-описания о животных (урок отработки умений и рефлексии ) | 1 | 23.03 | | |
| | Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 24.03 | | |
| | Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных в ед. числе (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 27.03 | | |
| | Контрольное изложение №1 «Имя прилагательное» (урок развивающего контроля) Р. р | 1 | 28.03 | | |
| | Закрепление знаний. Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 29.03 | | |
1 | | Обобщение знаний. Упражнения в определении рода, числа, падежа имён прилагательных(урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 30.03 | | |
Местоимение (5 ч) |
| | Личные местоимения (урок «открытия» нового знания) | 1 | 31.04 | | |
| | Изменение личных местоимений по родам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.04 | | |
| | Определение лица, числа и рода (для 3-го лица ед. ч.) местоимений (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 04.04 | | |
| | Упражнение в определении лица, числа и рода (для 3-го лица ед. ч.) местоимений (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 05.04 | | |
| | Р. р. Обучающее изложение. Упр-я в определении лица, числа и местоимений (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 06.04 | | |
Глагол (18 ч) |
| | Значение и употребление глаголов в речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 07.04 | | |
| | Распознавание глаголов среди других частей речи (урок общеметодологической направленности) | 1 | 17.04 | | |
| | Глаголы - синонимы, глаголы – антонимы (урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.04 | | |
| | Неопределённая форма глагола (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.04 | | |
| | Распознавание глаголов в неопределённой форме (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 20.04 | | |
| | Число глаголов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.04 | | |
| | Анализ контрольной работы.Изменение глаголов по числам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 24.04 | | |
| | Итоговая КР. Контрольный диктант №6 «Итоги года». ВШК (урок развивающего контроля) | 1 | 25.04 | | |
| | Времена глаголов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.04 | | |
| | Времена глаголов. 2-е лицо глаголов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.04 | | |
| | Изменение глаголов по временам (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.04 | | |
| | Упражнения в изменении глаголов по временам (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 02.05 | | |
| | Р.р. Обучающее изложение. Упр. в изменении глаголов по временам (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 03.05 | | |
| | Род глаголов в прошедшем времени (урок «открытия» нового знания) | 1 | 04.05 | | |
| | Упражнения в определении рода глаголов в прошедшем времени (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 05.05 | | |
| | Правописание частицы НЕ с глаголами (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 10.05 | | |
| | Упражнения в правописании частицы НЕ с глаголами (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 11.05 | | |
| | Контрольный диктант №7 «Глагол» (урок развивающего контроля) | 1 | 12.05 | | |
Повторение (13 ч) |
| | Анализ контрольной работы. Обобщение и сист-ия знаний о частях речи. Упражнения в распознавании частей речи (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 15.05 | | |
| | Обобщение и систематизация знаний о частях речи. Морфологический разбор слов (урок отработки умений и рефлексии) | 1 | 16.05 | | |
| | Роль слова и предложения в речи, виды предложений по цели высказывания, по интонации (урок общеметодологической направленности) | 1 | 17.05 | | |
| | Правописание окончаний имён прилагательных (урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.05 | | |
| | Р. р. Обучающее изложение. Правописание окончаний имён прилагательных (урок общеметодологической направленности) | 1 | 19.05 | | |
| | Правописание приставок и предлогов (урок общеметодологической направленности | 1 | 22.05 | | |
| | Правописание значимых частей слов (урок общеметодологической направленности) | 1 | 23.05 | | |
| | Правописание безударных гласных. Однокоренные слова (урок общеметодологической направленности) | 1 | 24.05 | | |
| | Однокоренные слова (урок общеметодологической направленности) | 1 | 25.05 | | |
| | Обобщение изученного о слове (урок общеметодологической направленности | 1 | 26.05 | | |
| | Обобщение изученного о предложении (урок общеметодологической направленности | 1 | 29.05 | | |
| | Обобщение изученного о тексте (урок общеметодологической направленности | 1 | 30.05 | | |
| | КВН «Знатоки русского языка» (урок общеметодологической направленности) | 1 | 31.05 | | |
График контрольных работ
№ | Темы контрольных работ | Дата проведения |
1 | Контрольный диктант №1 «Повторение изученного во 2 классе» ВШК | 13.09 |
2 | Контрольное списывание №1«Имя существительное» | 27.09 |
3 | Контрольный диктант №2 «Слово в языке и речи» | 25.10 |
4 | Контрольный диктант №3«Состав слова» | 08.11 |
5 | Контрольное списывание №2 | 07.12 |
6 | Контрольный диктант №4 «Итоги I полугодия» ВШК | 20.12 |
7 | Контрольный диктант №5 «Имя существительное» | 07.02 |
8 | Контрольное списывание №3 | 15.03 |
9 | Контрольное изложение №1«Имя прилагательное» | 28.03 |
10 | Контрольный диктант №6 «Итоги года». ВШК | 25.04 |
11 | Контрольный диктант №7«Глагол» | 12.05 |
ИТОГО:
Контрольных диктантов | 7 |
Контрольных списываний | 3 |
Контрольных изложений | 1 |
Проекты
Дата | Тема |
30.09 | Проект «Составляем фразеологический словарь» |
05.10 | Проект «Имена прилагательные в загадках». |
14.11 | Проект «Семья слов» |
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
1.Сборник рабочих программ 1-4 классы. «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
2.Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В. П. Канакина, В. Г .Горецкий.- М..: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
1.О.И.Дмитриева. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс.- М.: ВАКО, 2013.
2.350 правил и упражнений по русскому языку.1-5класс/ О.В.Узорова, Е.А.Нефедова-М.: ООО АСТ, 2014
3.В.Т.Голубь.Зачетная тетрадь. Тематический контроль знаний обучающихся. Русский язык. 3 класс. ФГОС: Метода, 2015 г.
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: www.festival.1september.ru
4. www.km.ru/education
5. www.uroki.ru
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
№_____ от «_____»_____________2016г.
Председатель ШМО __________________________ В.Е. Агаркова
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ________________________ С.Ю. Совина
«_____»_____________2016г.