Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Дата | Количество часов | Характеристика видов деятельности обучающихся |
|
1. | О языке .2ч |
1 | Зачем человеку нужен язык? | | 1 | Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. |
2 | Что мы знаем о русском языке | | 1 | Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ |
| Фонетика, орфоэпия и графика | | 3ч | |
3 | Звуки и буквы. Алфавит. | | 1 | Овладение основными понятиями фонетики. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях. |
4 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я | | 1 | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова .Объяснение с помощью элементов транскрипции про- изношения и написания слов. |
5 | Фонетический разбор слова | | 1 | Распознавание гласных и согласных, звонких и глухих, мягких и твердых, глухих и звонких звуков. |
| ТЕКСТ. ОРФОГРАФИЯ, ПИСЬМО. СТРОЕНИЕ СЛОВА.- |
|
13+8ч |
|
6 | Р.р. Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная | | 1 | Сравнивание диалогической и монологической речи. |
7 | Орфография. Зачем людям письмо | | 1 | Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. |
8 | Орфография. Нужны ли правила? | | 1 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением. |
9 | Р.Р. Речь монологическая и диалогическая. Устная и письменная . | | 1 | Сравнивание образцов диалогической и монологической речи; Выбор языковых средств в зависимости от цели общения. |
10 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения звуками гласных звуков | | 1 | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания Слов. |
11 | Р.Р. Что такое текст (повторение). Тема текста | | 1 | Определение темы, основной мысли текста, выделение микротем текста, деление на абзацы. Определение структуры абзаца. |
12 | Правила обозначения буквами согласных звуков | | 1 | Анализ и характеристика отдельных звуков речи |
13 | Сочетание букв жи – ши, ча – ща, чу – щу, нч, нк, нщ, рщ. | | 1 | Анализ и характеристика отдельных звуков речи |
14 | Р.р. Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению | | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последо-вательности изложения. |
15 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных и глаголов | | 1 | Выбор верного написания существительных и глаголов с шипящей на конце. |
16 | Разделительные Ь и Ъ | | 1 | Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания слов. |
17 | Р.р. Анализ сочинений «Один день моих летних каникул» | | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. |
18 | НЕ-с глаголами | | 1 | Анализ и характеристика общего грамматического значения глагола. |
19 | Р.р. Абзац как часть текста | | 1 | Анализ текста с точки зрения его принадлежности к функциональному стилю речи. |
20 | Р.р. Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь | | 1 | Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. |
21 | Написание –тся и–ться в глаголах. | | 1 | Анализ и характеристика отдельных звуков речи. |
22 | Проверочный диктант с орфографическим заданием по теме:«Орфография | | 1 | Применение фонетико – орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. |
23 | Анализ диктанта | | 1 | Работа над ошибками |
24 | Строение слова. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова | | 1 | Осмысление морфемы как значимой единицы языка. |
25 | Р.р. Художественная и научно – деловая речь | | 1 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением. |
26 | Как образуются формы слов с помощью окончания | | 1 | Осознание роли морфем в про-цессах формо и словообразо-вания. |
27 | Р.р. Художественная и научно – деловая речь | | 1 | Сравнивание речевых высказываний с точки зрения их содержания и принадлежности к определённой функциональной разновидности языка. |
| СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ 3+2ч. |
28 | Слово как часть речи. Самостоятельные части речи | | 1 | Определение существенных признаков частей речи. |
29 | Как изменяются Имена существительные, имена прилагательные и глаголы | | 1 | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением. |
30 | Служебные части речи | | 1 | Анализ и характеристика слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи. |
31 | Р.р. Контрольная работа. Анализ текста: определение стиля речи. | | 1 | Анализ текста с точки зрения его принадлежности функцио-нальному стилю речи. |
32 | Р.р. Анализ контрольной работы. Что такое тип речи. | | 1 | Анализ текста с точки зрения его принадлежности функцио-нальному стилю речи. |
СИСТЕМАТИЧЕСКЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА. |
| Фонетика. Орфоэпия. | | 9+5ч | |
33 | Что изучает фонетика. | | 1 | Овладение основными по-нятиями фонетики. |
34 | Звуки гласные и согласные. | | 1 | Сопоставление и анализ зву-кового и буквенного состава слова.Объяснение с помощью элементов транскрипции про-изношения и написания слов. |
35 | Р.р. Изложение «Барсучонок» | | 1 | Изложение содержания прочитанного |
36 | Р.р. Анализ изложения «Барсучонок». | | 1 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. |
37 | Р.р. Что такое тип речи. | | 1 | Выявление особенностей раз-говорной речи, языка художе-ственной литературы и функ-циональных стилей. |
38 | Слог, ударение. | | 1 | Членение слов на слогии пра-вильный перенос с одной строки на другую. |
39 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | | 1 | Определение места ударного слога, наблюдение за переме-щением ударения при изменении формы слова. |
40 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова | | 1 | Применение фонетико – орфо-эпических знаний и умений в собственной речи. |
41 | Обобщающий урок по фонетике и орфоэпии. Подготовка к контрольной работе. | | 1 | Осознание важности норма-тивного произношения для куль-турного человека. |
42 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. | | 1 | Осознание важности норма-тивного произношения для куль-турного человека. |
43 | Анализ контрольной работы. | | 1 | Проведение орфоэпического ана-лиза слова. |
44 45 | Р.р. Сочинение-описание по картине Шишкина «Корабельная роща». | | 1 | Осуществление осознанного выбора языковых средств в зави-симости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. |
46 | Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова (продолжение темы) | | 1 | Проведение орфоэпического анализа слова. |
47 | Р.р. Описание, повествование, рассуждение | | 1 | Установление принадлежности Текста к определённой функ-циональной разновидности языка |
| Лексика. Словообразование. Правописание. | | 18+5ч | |
48 | Как определить лексическое значение слов | | 1 | Объяснение различия лекси-ческого и грамматического зна-чений слова. |
49 | Сколько лексических значений имеет слово | | 1 | Толкование лексического зна-чения слова различными спо-собами. |
50 | Когда слово употребляется в переносном значении | | 1 | Сопоставление прямого и пере-носного значения слова. Наблю-дение за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. |
51 | Как пополняется словарный состав языка | | 1 | Наблюдение за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. |
52 | К/Р.Контрольный диктант №6 по теме «Лексика» | | 1 | Способность к самооценке на основе наблюдения за собст-венной речью. |
53 | Анализ контрольной работы. | | 1 | Наблюдение за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи. |
54 55 | Р.р. Сочинение-описание по картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды». | | 2 | Стремление к речевому само-совершенствованию. |
56 | Как образуются слова в русском языке. | | 1 | Сопоставление морфемной стру-ктуры слова и способа его обра-зования, различение основных способов словообразования. |
57 | Чередования гласных и согласных в словах | | 1 | Использование знаний по морфемике в практике Правописания. |
58 | Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-) | | 1 | Использование знаний по морфе-мике в практике правописания. |
59 | Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов | | 1 | Использование знаний по морфе-мике в практике правописания. |
60 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы | | 1 | Опознавание омонимов, синони-мов, антонимов. |
61 | Что такое профессиональные и диалектные слова | | 1 | Извлечение информации из линг-вистических словарей. |
62 | О чём рассказывают устаревшие слова | | 1 | Извлечение информации из линг-вистических словарей. |
63 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова | | 1 | Наблюдение за использованием слов этикета в собственной и чужой речи. |
64 65 | Р.р. Описание, повествование, рассуждение. Изложение. | | 2 | Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. |
66 | Правописание приставок. | | 1 | Использование знаний по морфемике в практике правописания. |
67 | Буквы И-Ы после Ц. | | 1 | Использование знаний по морфемике в практике правописания. |
68 | Контрольный диктант по теме «Словообразование и правописание». | | 1 | Различение изученных способов словообразования. |
69 | Анализ диктанта. | | 1 | Использование знаний по морфемике в практике правописания. |
70 71 | Р.р. Оценка действительности. | | 2 | Исправление речевых недостатков, редактирование текста. |
| Синтаксис и пунктуация (вводный курс) | | 31+7ч | |
72 | Что изучает синтаксис и пунктуация. | | 1 | Овладеть основными понятиями синтаксиса. |
73 74 | Словосочетание. | | 2 | Осознавать различия словосо-четания и сочетания слов. Выделять словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний. Группировать и моделировать словосочетания. |
75 | Предложение. Интонация предложения. Виды предложений по цели высказывания. | | 1 | Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. |
76 | Восклицательные предложения. | | 1 | Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. |
77 | Главные члены предложения. | | 1 | Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. |
78 | Тире между подлежащим и сказуемым | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
79 | Предложения распространённые и нераспространённые | | 1 | Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Наблюдать за особе-нностями употребления непо-лных предложений в речи. |
80 | Второстепенные члены предложения | | 1 | Определять виды второсте-пенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать ихарактеризовать синтаксическую структуру прос-тых двусоставных предложений. |
81 | Дополнение | | 1 | Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. |
82 | Определение. | | 1 | Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. |
83 | Обстоятельство | | 1 | Определять видывторостепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. |
84 | Повторение изученного по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | | 1 | Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставныхпредложе-ний. |
85 | К/Р Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | | 1 | Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставных предло-жений. |
86 | Работа над ошибками | | 1 | Анализировать и характеризо-вать синтаксическую структуру простых двусоставныхп редло-жений. |
87 88 | Р.р. Изложение | | 2 | Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности |
89 90 91 | Однородные члены предложения | | 3 | Осознавать условия однородности членов предложения |
92 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
93 | Р.р. Анализ текста: определите тип текста. Контрольная работа. | | 1 | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу. Осуществлять информационную переработку текста. |
94 | Анализ контрольной работы | | 1 | Осуществлять информационную переработку текста |
95 96 | Обращение | | 2 | Понимать основные функции обращения |
97 | Синтаксический разбор простого предложения | | 1 | Анализировать ихарактеризовать простое предложение; опознать их. |
98 99 | Р.р. Изложение с элементами сочинения | | 2 | Установление принадлежности текста к определённой функци-ональной разновидности языка. |
100 101 102 | Сложное предложение | | 3 | Опознать и правильно интони-ровать сложные предложения с разными смысловыми отно-шениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных пред-ложений, определять средства синтаксической связи между частями. Группировать сложные предложения по заданным признакам. |
103 104 | Прямая речь | | 2 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
105 | Диалог | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
105 | Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | | 1 | Анализировать ихарактеризовать синтаксические конструкции. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию |
106 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация». | | 1 | Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию |
107 | Анализ диктанта. | | 1 | Использовать словари и справочники по правописанию |
108 109 | Р.р. Сочинение-описание по картине К.Ф. Юона "Русская зима" | | 2 | Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. |
110 | Р.р. Строение текста типа рассуждения – доказательства. | | 1 | Устанавливать принадлежность текста к определенному типу. Осуществлять информационную переработку текста. |
Морфология. Правописание. |
| Глагол | | 18+3ч | |
111 | Что вызнаете о частях речи. Что обозначает глагол. | | 1 | Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особе-нности лексического значения слова в отличии от грамма-тического .Анализировать и характеризовать общее грамма-тическое значение, морфо-логические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. |
112 | Р.р. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «Новое» в предложениях. | | 1 | Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности. |
113 | Слитное и раздельное написание НЕ -с глаголами | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
114 | Как образуются глаголы | | 1 | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. |
115 | Виды глагола | | 1 | Распознавать глаголы соверше-нного и несовершенного вида. |
116 | Корни с чередованием букв – Е – И. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
117 | Инфинитив. | | 1 | Распознать инфинитив. Анализировать и характери-зовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. |
118 | Р.р. Строение текста типа повествование. | | 1 | Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смыс-ловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности. |
119 | Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использ-ования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
120 | Наклонение глагола. | | 1 | Анализировать ихарактери-зовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. |
121 | Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола. | | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
122 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
123 | Времена глагола. | | 1 | Распознавать виды времен; приводить соответствующие примеры. |
124 | Спряжение глагола. Лицо и число. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
125 126 | Р.р. Сочинение-повествование «Как я….». | | 2 | Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности Языка. |
127 | Правописание безударных личных окончаний глагола. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
128 | Безличные глаголы. | | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
129 | Переходные и непереходные глаголы. | | 1 | Распознавать переходные и непереходные глаголы. |
130 | Повторение темы «Глагол». | | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
131 | Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ диктанта. | | 1 | Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. |
132 | Анализ диктанта. | | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. |
| Имя существительное | | 14+3ч | |
133 | Что обозначает имя существительное. | | 1 | Анализировать и характе-ризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки существительного, определять его синтаксическую функцию. |
134 | Как образуются имена существительные. | | 1 | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; харак-теризовать морфемный состав слова. |
135 | Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК-. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
136 | Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК- (-ЧИК-). | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
137 | Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
138 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. | | 1 | Распознавать существительные одушевлённые и неодушевлён-ные. |
139 | Собственные и нарицательные имена существительные. | | 1 | Распознавать собственные и нарицательные имена существи-тельные. |
140 | Род имён существительных. | | 1 | Определять род. |
141 | Существительные общего рода. | | 1 | Распознавать существительные общего рода. |
142 | Род несклоняемых имён существительных. | | 1 | Правильно употреблять нескло-няемые имена существительные. |
143 | Число имён существительных. | | 1 | Определять число имен сущест-вительных. Распознавать имена существительные, имеющие то-лько форму ед. или только форму множ. числа. |
144 | Падеж и склонение имён существительных. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их испо-льзования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
145 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных. | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
146 | Употребление имён существительных. | | 1 | Использовать в реи имена сущест вительные; синони-мичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. |
147 | Контрольная работа по морфологии. | | 1 | Овладеть основными понятиями морфологии. |
148 | Анализ контрольной работы. Р.р. Строение текста типа описания предмета. | | 1 | Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности. |
149 150 | Р.р. Соединение типов речи в тексте. | | 2 | Знать композиционные элементы текста. Делить текст на смысловые части. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения смысловой цельности. |
| Имя прилагательное | | 10+3ч | |
151 | Что обозначает имя прилагательное | | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию. |
152 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные | | 1 | Распознавать прилагательные качественные, относительные и притяжательные; приводить соответствующие примеры. |
153 | Правописание окончаний имён прилагательных | | 1 | Обладать пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их исполь-зования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
154 | Образование имён прилагательных | | 1 | Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характе-ризовать морфемный состав слова. |
155 | Прилагательные полные и краткие | | 1 | Распознавать полные и краткие имена прилагательные; при-водить примеры. |
156 | Р.р. Повторение раздела «Текст». | | 1 | Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, выделять микротемы. Делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста; устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка. |
157 | Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных | | 1 | Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам. |
158 | Как образуется сравнительная степень прилагательного | | 1 | Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам. |
159 | Как образуется превосходная степень прилагательного | | 1 | Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам. |
160 161 | Р.р. Контрольное изложение «Весной». | | 2 | Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. |
162 | Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» | | 1 | Анализировать и характе-ризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию. Группировать прила-гательные по заданным морфо-логическим признакам. |
163 | Итоговый контрольный диктант | | 1 | Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
164 | Анализ итогового контрольного диктанта | | 1 | Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
ПОВТОРЕНИЕ ИУЗУЧЕННОГО ЗА ГОД 8 ч. |
165 166 | Повторение раздела «Фонетика. Орфоэпия». | | 2 | Овладеть основными понятиями фонетики; овладеть основными правилами произношения и ударения. |
167 168 | Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология». | | 2 | Овладеть основными понятиями лексикологии; осознавать основные понятия фразеологии. |
169 170 | Повторение раздела «Орфография». | | 2 | Освоить содержание изученных пунктуационных и орфографических правил, алгоритмы их использования. Использовать словари и справочники по правописанию. |
171 172 | Резервные уроки. | | 2 | |
Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;
Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018 учебный год;
Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2 , приказ № 16 от 13. 02. 2016 г.;
Календарного учебного графика МБОУ ВСОШ № 2 на 2017 – 2018учебный год.
Программы по русскому языку для основной (общей) школы. 5 класс. Автор программы М.М.Разумовская и др., М.: Дрофа, 2012.
«Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений» «Дрофа», 2013 г. Авторы: М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественном словесном творчестве);
хранения и передачи информации;
связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком – обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Курс русского языка в 5 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Как видно, рабочая программа нацелена на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся на основе деятельностно-системного подхода в обучении русскому языку и позволит сформировать у учащихся школы языковую, лингвистическую и литературоведческую компетенцию и решить ряд дидактических задач:
- привить учащимся навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения, развить у них умение научно-исследовательской деятельности;
- формировать у учащихся умения чувствовать слово и владеть им, используя средства выразительности языка, стилистические приёмы;
- способствовать созданию положительной мотивации учеников к изучению русского языка.
Программа включает в себя несколько блоков: первый описывает лингвистические понятия, обозначающие языковые и речевые явления и особенности их
функционирования; во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом
представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и
являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-
исторический компонент курса русского языка в целом.
Основной целью рабочей программы является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенций учащихся через реализацию в курсе русского языка междисциплинарных учебных программ -‑ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Учебник М.М. Разумовской включает богатый текстовый материал, предназначенный для работы по орфографии и пунктуации, языковых разборов, типологического и частичного стилистического анализа. Но ведущая цель работы включает следующие необходимые этапы: выразительное чтение и смысловой анализ текста.
Звучащая на каждом уроке выразительная речь – это одно из основных условий осознания эстетической функции изучаемых языковых явлений. Поэтому в программе предусмотрена систематическая работа по формированию навыков внимательного отношения к звучанию слов, к его произнесению, и при прочтении художественного текста, и при прочтении текстов деловых или научных, и в живом диалоге.
В 5 классе ребята совершенствуют умение использовать в соответствии с учебной задачей различные виды чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, поисковое.
При оценке чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления прочтённого текста является способность учащихся сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать соответствующий заголовок, ответить на вопросы по содержанию. Особое внимание при работе над анализом содержания необходимо уделять точному и полному отражению темы и идеи текста в ответах учеников.
В 5 классе продолжается работа по овладению способами успешного освоения теоретического материала (информационной переработки) - умением составлять план текста (простой, сложный; на основе вопросов, на основе предложений, содержащих тему каждой части; тезисный; план-конспект); вопросы по теоретическому материалу; конспекты разных типов (текстовый, выборочный, в форме тезисов) и т. д. Все эти задания отражены в тематическом и поурочном планировании.
Вокруг чтения сосредотачивается разнообразная работа, связанная с развитием и совершенствованием других видов речевой деятельности, и прежде всего – с развитием способности создавать собственные устные высказывания, так как это один из основных способов демонстрации умения понимать и усваивать прочитанное.
Место учебного предмета в учебном плане
КЛАСС | Инвариантная часть | Вариативная часть | кол-во часов в год | кол-во часов в неделю |
5 | 5 | - | 170 | 5 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 класса.
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в V классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Речевая деятельность:
аудирование:
понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы; выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного); пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явления звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем;
графика:
правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения злова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; отличать омонимы от многозначных слов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
различать части речи; правильно указывать морфологические признаки; уметь изменять части речи;
орфография:
находить орфограммы в морфемах; группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основы предложений с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений; составлять простые и сложные предложения изученных видов; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.