СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (без КТП)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса содержит пояснительную записку, тематическое планирование, требования к результатам, УМК.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 7 класс (без КТП)»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»


Рассмотрено на заседании ШМО учителей

«Филологии»

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

Руководитель ШМО

_____________________

ФИО Комин С.В.


Согласовано

«31» августа 2016 г.

Заместитель директора

по УВР


____________________


С.А. Безносова


Утверждаю

Приказ № 119

от «01» сентября 2016 г.

Директор МБОУ

«СОШ №10»

_________________


С.А. Комина






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА

(уровень: базовый, общеобразовательный)

НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД








Разработчик программы

учитель русского языка Петрова О.В.
















2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования) по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 11).

  4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 13.05.2013 г. № 471-мр. от 04.06.2014г. №55-37-5064/14 «О продлении срока действия регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Иркутской области»).

  5. Учебный план МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска на 2016/2017 учебный год.

  6. Примерная авторская программа основного среднего (полного) общего образования по русскому языку, разработанная Т.А. Ладыженской и др.

  7. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11



В основу рабочей программы по русскому языку для 7 класса МБОУ «СОШ №10» г. Байкальска положена примерная программа, разработанная М.Т. Барановым, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанским, которая обеспечена учебником (под ред. М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанской. Название: Учебник для учащихся 7 класса средних общеобразовательных учреждений. – М: «Просвещение», 2014. - 223 с.).

Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка с расчетом на 170 часов (5 ч. в нед.) В связи с тем, что в 7 классе изучение русского языка рассчитано на 136 часов в год (4 часа в нед.), из рабочей программы убрано 34 часа.

Количество часов убавлено в следующих разделах:

1.

Русский язык как развивающееся явление

-


2

Повторение пройденного в 5-6 классах

-2


3

Морфология, орфография, культура речи.

Причастие.


+1

4

Деепричастие

-


5

Наречие

-14


6

Категория состояния

-5


7

Служебные части речи. Предлог

-2


8

Союз.

-3


9

Частица

-6


10

Междометие. Звукоподражательные слова

-2


11

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

-1


Всего:

34






  • цель курса:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности.

  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.

  • Задачи курса:

  1. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.

  2. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

  3. Применение знаний и умений в жизни.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Общее количество часов

Контрольные работы/разв. речи

1.

Русский язык как развивающееся явление

1


2

Повторение пройденного в 5-6 классах

12

1/0

3

Морфология, орфография, культура речи.

Причастие.

32

2/5

4

Деепричастие

12

1/2

5

Наречие

20


1/2

6

Категория состояния

1


7

Предлог

12

1/3

8

Союз.

15

2/0

9

Частица

16


1/3

10

Междометие. Звукоподражательные слова

2


11

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

13

2/1

Итого:

136

11/16















Темы контрольных и тестовых работ

1.

Контрольный диктант «Повторение в начале года»

3 неделя сентября

2.

Диктант по теме «Причастие».

4 неделя октября

3.

Контрольный диктант по теме «Причастие».

1 неделя декабря

4.

Контрольный диктант за 1 полугодие по теме «Деепричастие».

3 неделя декабря

5.

Итоговый тест по теме «Наречие».

1 неделя февраля

6.

Контрольный диктант по теме «Предлог».

1 неделя марта

7.

«Контрольный диктант по теме «Союз».

1 неделя апреля

8.

Тест по теме «Союз».

2 неделя апреля

9.

Контрольный диктант по теме «Частица».

1 неделя мая

10.

Итоговый контрольный диктант.

3 неделя мая

11.

Итоговое тестирование.

3 неделя мая



Содержание программы по темам

Русский язык как развивающееся явление (1 ч).

Повторение пройденного в 5-6 классах (12 ч).

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности

Морфология, орфография, культура речи (32 ч).

Причастие.

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных окончаний причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна бука н в кратких причастиях.

Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесенный, принесен, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (12 ч)



Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного м несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Рассказ по картине.

Наречие (20 ч).

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Правописание не с наречиями на –о и –е; не и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. буква ь после шипящих на конце наречий.

Умение правильно ставить ударение в наречиях. Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (1 ч)

Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

Служебные части речи. Культура речи

Предлог (12 ч)

1. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.

2. Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря. Согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

Союз (15 ч).

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так и с частицей же.

Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности

Частица (16 ч)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Повторение и систематизация пройденного в 7 классе (11+2 ч).

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 7 КЛАССА.


  1. Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  2. К концу 7 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

    • производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

    • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

    • Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.


Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по русскому языку

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2)степень осознанности, понимания изученного; 3)языковое оформление ответа.

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Отметка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание материала.


Оценка диктантов.

Диктанты – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию обучающимся данного класса. Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами. Диктант, имеющий целью проверку подготовки обучающихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку обучающихся по всем изученным темам.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» ставится при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических.

«Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».


В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляется две оценки за каждый вид работы. При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил не менее ¾ заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.


Литература для учителя:

1 Русский язык. 7 класс: программы предметных курсов, конспекты занятий / Авт.-сост. Кадашникова Н.Ю. – Издательство «Учитель», 2010. – 160 с.

2 Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

3 Русский язык. 7 – 9 классы: поурочные планы по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского (компакт-диск) / Авт.-сост. Амбушева Т.М., Кадашникова Н.Ю., Шадрина С.Б. – Издательство «Учитель», 2014.

4 Русский язык. Комплексный анализ текста. От текста к слову. 7 класс / Авт.-сост. Сенина Н.А. – Издательство «Легион», 2013. – 128 с.

5 Промежуточное тестирование. Зачет на основе текста. Русский язык. 7 класс / Авт.-сост. Афанасьева В.Н., Елкина О.Г. – Издательство «Экзамен», 2013. – 80 с.

6 Русский язык. 7 – 8 классы. Компакт-диск для компьютера: Автоматизированная оценка качества знаний. Новые перспективы в обучении / Издательство «Учитель», 2014.

7 Русский язык. 7 класс: технологические карты уроков по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. Часть 1 / Цветкова Г.В. – Издательство «Учитель», 2014. – 260 с.

8 Русский язык. 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы / Авт.-сост. Сухова О.В. – Издательство «Учитель», 2011. – 95 с.

9 Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс: К учебникуМ.Т. Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». По новому образовательному стандарту (второго поколения) / Авт. Горашова Н.Г. – Издательство «Экзамен», 2011. – 416 с.

10 Русский язык. 5 – 7 классы. Необычные диктанты / Авт.-сост. Брагина С.А., Авдощенко Л.В. – Издательство «Учитель», 2014. – 159 с.

11 Русский язык. 7 – 8 классы: системы контрольных и тестовых заданий на основе единого текста / Авт.-сост. Цветкова Г.В. – Издательство «Учитель», 2010. – 119 с.

12 Русский язык. 7 класс: тесты, проверочные задания, контрольные работы / Авт.-сост. Кадашникова Н.Ю. – Издательство «Учитель», 2011. – 175 с.


Литература для учащихся:

1. Русский язык. 7 класс. Учебник / Авт.-сост. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. – Просвещение, 2014. – 223 с.

2 Сочинения по русскому языку и литературе для учащихся 5 – 8 классов / Авт.-сост. Савина Л.Н., Ситникова Л.Н. – Издательство «Учитель» 2014. – 112 с.

3 Русский язык для учащихся 5 – 8 классов (основные правила, образцы разбора, словарные слова, сведения о частях речи) / Авт.-сост. Орлова Л.А. – Издательство «Учитель», 2014. – 94 с.

4 Русский язык в таблицах и комментариях (справочник по орфографии и пунктуации) / Авт.-сост. Пирогова Л.И. – Издательство «Айрис-пресс», 2014. – 96 с.

5 Русский язык. 7 класс. Промежуточная аттестация. Новые тесты в новом формате / Авт.-сост. Сененина Н.А. – Издательство «Легион», 2014. – 303 с.

6 Учебные фразеологический словарь русского языка / Авт. Тихонов А.Н., Ковалева Н.А. – Издательство «Айрис-пресс», 2014. – 528 с.

7 Победим безграмотность в устной речи / Авт.-сост. Шклярова Т.В. – Издательство «Грамотей», 2013. – 160 с.

8 Промежуточное тестирование. Зачет на основе текста. Русский язык. 7 класс / Авт.-сост. Афанасьева В.Н., Елкина О.Г. – Издательство «Экзамен», 2013. – 80 с.

9 Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. –Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;

10 Русский язык. 7 класс. Тесты для промежуточной аттестации (таблицы, схемы, алгоритмы) под ред. Сениной Н.А. – Издательство «Легион», 2011. – 256 с.

11 Русский язык. Орфография. 7 класс. Рабочая тетрадь к учебнику под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта «Русский язык. 7 класс» / Авт.-сост. Ларионова Л.Г. – Издательство «Дрофа», 2014. – 118 с.

12 Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

13 Морфологический разбор / Авт.-сост. Сычева Г.Н. – Издательство «Феникс», 2014. – 58 с.


Образовательные электронные ресурсы:

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»