СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК С.И. Львова, В.В.Львов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК С.И. Львова, В.В.Львов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по русскому языку 8 класс УМК С.И. Львова, В.В.Львов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Черногорск







Рекомендована

школьным методическим

объединением гуманитарного цикла

Протокол № 6

от « 30 » мая 2017 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 1

____________Кантеева О.В.

Приказ №_____

«____» _____ 201__г.



















Рабочая программа по русскому языку,

8 а класс

срок реализации 01.09.2017-31.05.2018г.

Составлена на основе примерной программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений







Авторы программы: С.И. Львова, В.В.Львов - для 5-9 классов







Составитель программы: Макарова Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы



























г. Черногорск – 2017

Общая характеристика учебного предмета

Главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства про­цессов познания окружающего мира через родной язык, осмыс­ления его основных закономерностей, усвоения основ лингвис­тики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, само­образования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельнос­ти в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно вос­принимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения гово­рить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых при­вык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различно­го типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновы­вать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.

Развивающий характер обучения, направленность его на взаи­мосвязанное формирование коммуникативной, языковой и линг­вистической (языковедческой) компетенций определили и харак­тер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функ­ции. Эта установка в первую очередь требует повышенного вни­мания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с раз­ными типами языковых значений приводит школьников к убеж­дению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.

Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполне­ние регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зре­ния их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассмат­ривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов.

Установление структурно-семантических особенностей язы­ковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполне­ние языковой единицы в процессе проведения языкового анали­за, в том числе и орфографического.

Отличительная особенность данного курса — внимание к воп­росам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помога­ет организовать учебный этимологический словарь.

Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспекте обучении родному языку, что прояв­ляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художествен­ных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется пред­ставление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.

Программа составлена с учетом принципа преемствен­ности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

В целом курс русского языка направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышле­ния и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логичес­кого мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потреб­ности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное раз­витие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного 
    отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения 
    и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие 
    готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах 
    русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать 
    языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия 
    ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.

Задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.

Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение 
основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.

В соответствии с учебным планом Учреждения, программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю).

Характеристика учащихся.

Рабочая программа реализуется в 2017-2018 учебном году в 8 а классе. При изучении курса русского языка наиболее успешный результат достигается только при создании ситуации успеха. В работе с сильными учащимися целесообразно использовать задания повышенной трудности и творческие задания. У большей части класса наблюдается средняя способность к усвоению предмета. При работе с такими учащимися необходим постоянной контроль, только так будет достигнут хороший результат. Некоторые учащиеся имеют слабую мотивацию к обучению, испытывают сложности в усвоении программного материала, нуждаются в постоянном контроле их деятельности на уроке.

Наиболее приемлемы для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы:

-информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»; составление плана текста, пересказ текса по плану, пересказ текста с использованием цитат, продолжение текста;

- Составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, творческих работ в жанре эссе, рассказа); - сочинение-рассуждение; - изложения, изложения-миниатюры; -сравнение текстов; -коммуникативные и игровые ситуации; -составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; - различные виды диктантов; -различные виды разборов (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, морфемный, синтаксический, лингвистический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.п.; - анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности употребления.

Состав учебно-методического комплекта (УМК):

«Русский язык». 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / С.И.Львов, В.В.Львов. – 9-е изд., стер. Мнемозина, 2013. – 235 с.

Учебник обеспечивает интенсивное развитие речевых, интеллектуальных. Творческих способностей школьников, овладение обеучебными умениями. Также формирует навыки самостоятельной деятельности, расширяет культурологический кругозор учащихся. Задания различной сложности обеспечивают поэтапную подготовку к ГИА.

При реализации программы могут быть использованы следующие формы обучения:

-урок-коммуникация;

- урок-исследование;

-урок-

практикум;

-урок развития речи.

Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий:

-проблемного обучения,

- интегрированного обучения,

-разноуровневого обучения,

- групповые,

- игровые и информационные технологии.

Выполнение контрольных и проверочных работ планируется как в тетради для контрольных работ, так и на индивидуальных листах. Работы по контролю знаний возможны в форме восстановления деформированного текста, в тестовой форме, в форме тестов с открытыми вопросами – данные формы позволяют овладеть процессуальными умениями и реализовать принцип результативности. Сочинения и изложения выполняются в тетрадях для творческих работ.


Домашние задания

Домашние задания в системе обучения являются одним из компонентов технологии формирования учебного действия и направлены на решение основной задачи – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Домашние задания выполняют следующие функции:  формируют составляющие учебного действия контроля и оценки;  являются средством поддержания познавательного интереса;  помогают отрефлексировать работу учащихся на уроках;  формируют навыки счета, письма, чтения;  формируют индивидуальное (самостоятельное) действие учащихся.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно.

По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.

Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным. 2.6. Обучающимся следует предлагать дифференцированные домашние задания, предполагающие выбор задания по своим силам и интересам.

Сохраняя основное содержание домашнего задания , можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

Виды домашних заданий:

К урокам изучения нового материала 1) Заучивание материала учебника и его пересказ; 2) Доработка материалов урока составлением рисунков, чертежей, знакомство с материалом, намеченным к изучению на следующем уроке; 3) Сбор материалов из дополнительных источников;

К урокам обобщения: 1) Ответы на специально поставленные вопросы учителя; 2) Подготовка к ответу по заданию и плану, данному учителем; 3) Самостоятельное составление плана ответа по какой-то теме или подготовка по этому плану; 4) Выделение в тексте основного и второстепенного материала; 5) Самостоятельное доказательство того или иного частного положения или доказательство, аналогичное тому, которое давалось в классе при измененных буквах или положения чертежа; 6) Подборка дополнительного материала по теме;

К урокам обучения применять знания: 1) Практические работы (изготовление пособий, карточек, таблиц); 2) Решение задач, аналогичных классным; 3) Решение нестандартных упражнений; 4) Решение упражнений с межпредметными связями; 5) Самостоятельное составление упражнений; 6) Самостоятельное изучение несложного материала; 7) Работа над ошибками;

К урокам контроля и проверки знаний: 1) Письменные ответы на вопросы; 2) Домашняя контрольная работа; 3) Решение нестандартных упражнений;

Способы задачи домашнего задания 1) Выполнение домашнего задания по заданному образцу. На карточке - решение упражнения, аналогичной домашнему (слабому ученику) 2) Самостоятельное изучение материала учебника. Составление плана ответа, определение главного в изучаемом материале. 3) Коллективное домашнее задание, при котором класс делится на группы по 5-6 человек, приблизительно одинаково готовых к работе по данной теме. Каждой группе дается задание. 4) Добровольно выбранные домашние задания (Решите из упражнений те, что можете решить, но не менее …) 5) Карточки для слабых учащихся:  с пропусками, которые нужно заполнить  с ошибками, которые нужно исправить  с неоконченными решениями. 6) На доске чертеж:  составление и решение задачи, аналогичной классной (средним ученикам)  решение задачи по данным чертежа (она аналогична классной) (слабым ученикам)  составление возможных задач к этому чертежу, достраивая, если нужно недостающие элементы (сильным ученикам).

Индивидуальные дополнительные задания (или вместо домашнего задания - слабым ученикам)

Самостоятельная работа по применению усвоенных знаний в новых ситуациях или по исправлению ошибок, допущенных в контрольной работе.

Способы проверки домашнего задания:

У доски ученик решил домашнее задание: Фронтально опрашивается, на основании чего вытекает справедливость выполненного после записи условия преобразования, затем - следующего и т.д.

На доске запись упражнения, аналогичного домашнему. Решение закрыто. Фронтально опрашивается порядок выполнения задания с постепенным открытием хода решения (то же с помощью сигнальных карточек).

Выяснено, что №… не выполнен или выполнен неверно у многих учащихся Выполняется это задание у доски учителем с помощью учащихся, к которым учитель адресует свои наводящие вопросы;

Аналогичный пример выполняется опять же у доски вызванным учеником. Запись по просьбе учителя комментируют с места ученики.

У доски ученик записывает выполненное упражнение. На каком-то этапе его останавливает учитель и просит продолжить решение другого ученика и т.д.

В классе с помощью консультантов проверяется наличие домашнего задания, правильность его выполнения.

Содержание учебного предмета

Русский язык – национальный язык русского народа(1)

Повторение изученного в 5-7 классах (12)

Слово как основная единица языка. Словосочетание. Предложение. Текст. Русское правописание. Орфография. Русское правописание. Пунктуация. Функции знаков препинания.

Функциональные разновидности русского языка (10)

Понятие о функциональных особенностях языка. Разговорная речь. Официально-деловой стиль речи. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Репортаж. Язык художественной литературы.

Синтаксис и пунктуация: Словосочетание как единица синтаксиса (7)

Синтаксис и пунктуация. Виды словосочетаний. Словосочетания по степени спаянности компонентов и по структуре. Культура речи. Орфоэпические и грамматические нормы.

Предложение как единица синтаксиса (15)

Понятие о предложении. Основные виды предложений. Повествовательные, побудительные и вопроси тельные. Восклицательные и невосклицательные, утвердительные и отрицательные предложения. Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения. Глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого. Второстепенные члены предложения. Определение и его виды. Дополнение и его виды. Обстоятельство и его виды. Культура речи. Второстепенные члены.

Односоставные предложения (10)

Односоставные предложения. Назывное предложение. Именительный представления. Определённо-личное предложение. Неопределённо-личное предложение. Обобщённо-личное предложение. Безличное предложение.

Простое осложнённое предложение (47)

Однородные члены предложения. Способы связи однородных членов предложения. Интонация. Способы связи однородных членов предложения. Союзы. Однородные определения. Неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения. Культура речи. Однородные члены предложения. Понятие обособленных членов предложения. Виды обособлений. Согласованные определения и приложения. Обособление определений и приложений. Выделение приложений на письме. Несогласованные определения. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при обособленных обстоятельствах. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогам. Обособление дополнений. Сравнительный оборот

Обособление сравнительных оборотов. Оборот с союзом как. Уточняющие члены предложения. Присоединительные члены предложения. Культура речи. Обособленные члены предложения. Вводные слова и предложения. Предложения с вводными и вставными конструкциями. Обращение.. Частицы О и А. Предложения с междометиями и словами да, нет. Интонация в предложениях со славами да, нет. Пунктуация в предложениях с обращением. Предложения с вводными словами. Слова не являющиеся вводными.


Требования к уровню подготовки учащихся

за курс 8 класса

Учащиеся должны:

знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых 
явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои 
ответы, приводя нужные примеры; уметь: РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: 
АУДИРОВАНИЕ:

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, 
    известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

  • фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

  • определять принадлежность аудируемого текста к типу речи 
    и функциональной разновидности языка;

  • рецензировать устный ответ учащегося;

  • задавать вопросы по прослушанному тексту;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой 
    на определение темы и основной мысли сообщения;

ЧТЕНИЕ:

  • прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, 
    содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;

  • используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи 
    по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению 
    и заголовкам статей;

  • при необходимости переходить на изучающее чтение;

  • читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся 
    отечественных лингвистах;

ГОВОРЕНИЕ:

  • пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики 
    и позиции автора исходного текста;

  • вести репортаж о школьной жизни;

  • строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

  • создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

  • составлять инструкции по применению того или иного правила;

  • принимать участие в диалогах различных видов;

  • адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно 
    вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.;

ПИСЬМО:

  • пересказывать фрагмент прослушанного текста;

  • пересказывать прочитанные публицистические и художественные 
    тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

  • создавать сочинение – описание произведения живописи, рассуждение 
    на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами 
    повествования или рассуждения, репортаж о событии;

  • писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать 
    характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, 
    экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, 
    риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.);

  • составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, 
    автобиографию;

ТЕКСТ:

  • находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, 
    портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

  • распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

  • правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов 
    произношения;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения 
    орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, 
    опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

  • разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

  • пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных 
    словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

  • разъяснять значение слов общественно-политической тематики, 
    правильно их определять;

  • пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь 
    иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);

  • оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи 
    и речевых задач высказывания;

  • находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы;

  • соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

  • опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила;

  • объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь 
    на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

  • опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;

  • различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

  • правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

  • правильно строить предложения с обособленными членами;

  • проводить интонационный анализ простого предложения;

  • выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

  • проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

  • использовать различные синтаксические конструкции как средство 
    усиления выразительности речи;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Формы промежуточной и итоговой аттестации в 8-ом классе следующие:

  • диктант (объяснительный, выборочный, графический, предупредительный, «Проверяю себя»);

  • тест;

  • проверочная работа с выборочным ответом;

  • комплексный анализ текста;

  • подробное и выборочное изложение;

  • изложение с элементами сочинения-рассуждения;

  • сочинение - описание памятника;

  • сочинение на морально-этическую тему;

  • публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  • сочинение-рассказ на свободную тему;

  • устное высказывание на лингвистическую тему.


Календарно-тематическое планирование. 8 А. 102 часа

№ пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дата провед.

Вид контроля

Домашние задания

Русский язык – национальный язык русского народа(1)

1

Русский язык – национальный язык русского народа.

1

1.09


Эссе

Повторение изученного в 5-7 классах (12)

2

Слово как основная единица языка.

1

4.09


10, 11.2*

3

Словосочетание.

1

6.09


Доделать (СПсловосочет)

4

Предложение.

1

7.09


Виды односост. Пр.; Виды СПП; 26(35), 34(44)*

5

Текст.

1

8.09


43

6

Русское правописание. Орфография.

1

11.09


47

7

Русское правописание. Пунктуация.

1

13.09


50

8

Функции знаков препинания.

1

15.09


80/55

9

Подготовка к изложению «Братья Кирилл и Мефодий» (по упр. 52).

1

18.09

ОГЭ (ч.1)


10

Изложение «Братья Кирилл и Мефодий» (по упр. 52).

1

20.09



11

Работа над ошибками.

1

22.09



12

Подготовка к контрольной работе.

1

25.09


Сост. Дикт. из 10 предл. (разные по цели высказывания, полные, распрастр.)

13

Контрольная работа №1 по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.»

1

28.09



Функциональные разновидности русского языка (10)

14

Понятие о функциональных особенностях языка.

1

29.09


П.4, 87/61

15

Разговорная речь.

1

02.10


П.5, 106/71

16

Официально-деловой стиль речи.

1

04.10


П.6, 115/78

17

Научный стиль речи.

1

06.10


П.7, 137/97

18

Публицистический стиль речи.


1

09.10


П.8, 150/106(3)

19

Репортаж

1

11.10


П.8, 154/110

20

Язык художественной литературы

1

13.10


П.9, 160/115

21

Подготовка к контрольной работе по теме «Стили речи»

1

16.10



22

Контрольная работа №2 по теме «Стили речи»

1

20.10



23

Работа над ошибками.

1

23.10


163/121

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание как единица синтаксиса (7)

24

Синтаксис и пунктуация.

1

25.10


170/125

25

Виды словосочетаний.

1

27.10


П.10 (с.85-93/76-82), 186/136

26

Словосочетания по степени спаянности компонентов и по структуре.

1

8.11


П.10 (с.93-95/82-84),190/137 (2)

27

Культура речи. Орфоэпические и грамматические нормы.

1

10.11


П.11 (с.96-99/84-86), 201/144

28

Культура речи. Лексические нормы.

1

13.11


П.11(с.99-101/86-89), 208/151

29

Подготовка к сжатому изложению «Борис Житков» (по упр.210).

1

15.11


210/154

30

Сжатое изложение «Борис Житков» (по упр.210).

1

17.11

Подготовка к ГИА (ч.1)


Предложение как единица синтаксиса (15)

Основные признаки

31

Понятие о предложении.

1

20.11


П.12, 159 (это упр.только в новом уч.)

32

Основные виды предложений. Повествовательные, побудительные и вопросительные.


1

22.11


П.13, 228/170 (4)

33

Восклицательные и невосклицательные, утвердительные и отрицательные предложения.

1

24.11


П.13, 235/177

34

Распространённые и нераспространённые, полные и неполные предложения.

1

27.11


П.13, 241/180

35

Интонация предложения.

1

29.11


П.14, 264/198

Структура

36

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.

1

01.12


П.15, 273(4)/206(5), П.16, 278/208 (8-15)

37

Глагольное сказуемое.

1

04.12


П.17, 282/213 (8-14)

38

Составное именное сказуемое.

1

06.12


П.17, 287/217

39

Контрольная работа № 3 по теме «ГО предложения»

1

8.12



40

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

11.12


П.18, 311/233

41

Культура речи. Связь подлежащего и сказуемого.

1

13.12


П.19, 319/240

42

Второстепенные члены предложения. Определение и его виды.


1

15.12


П.20-21, 325, 245

43

Дополнение и его виды.

1

18.12


П.22, 338, 259

44

Обстоятельство и его виды.

1

20.12


П.23, 265/347(1,2)

45

Культура речи. Второстепенные члены.

1

22.12


П.24 354, 273,

Односоставные предложения (10)

46

Односоставные предложения.

1

25.12


П.25, 357/277 (3)

47

Назывное предложение.

1

27.12


П.26, 358/278

48

Именительный представления.

1

10.01


П.26, 359/280(3)

49

Подготовка к сочинению по картине И.И.Левитана «Вечерний звон».

1

12.01



50

Сочинение по картине И.И.Левитана «Вечерний звон».

1

15.01



51

Определённо-личное предложение.


1

17.01


П.27, 369/286(6-10), 373/288(1-3 зад.),*377/291

52

Неопределённо-личное предложение.


1

19.01


П.28, 382/295,*383/296

53

Обобщённо-личное предложение.


22.01


П.29, 384/298 (8-14), 387/300(3абзац), *381/301

54

Безличное предложение.

1

24.01


П.30, 404/310

55

Сжатое изложение «Золотая полка» (упр.411/316)

1

26.01

Подготовка к ГИА (ч.1)

план, опорные слова

Простое осложнённое предложение (47)

56

Однородные члены предложения.

1

29.01


п.31, стр.207-208/183-184 – т. в слов. (кр), упр.413/321, *419/325

57

Способы связи однородных членов предложения. Интонация.

1

02.02


п.32,стр.211-212/187-190- т. в сл.(кр.), упр.426/332(6-10 пр. – зад.1), *431/333(4-6 пр. – 1 зад.).

58

Способы связи однородных членов предложения. Союзы.

1

05.02


упр.434/337(зад.1), *439/338

59

Однородные определения.

1

07.02


446/343

60

Неоднородные определения.

1

09.02


447(1-5пр.)/346(1-5пр.)- 1зад.

61

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Весенний солнечный день».

1

12.02


Работа по подготовке к сочинению.

62

Обобщающие слова при однородных членах.

1

14.02


П. 34, 451/348 (3)

63

Знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах предложения.

1

16.02


Стр. 229/204-205(т), 459/354 (1зад), *463/357(2зад.)

64

Культура речи. Однородные члены предложения.

1

19.02


П.35(т), 465/359(6-10), *466/360

65

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

21.02



66

Работа над ошибками.

1

26.02


472, 364

67

Понятие обособленных членов предложения

1

28.02

473/365(1-3)

П.36(т), 473/365(4-6пр., 1,2,4зад.)

68

Виды обособлений.

1

02.03



69

Согласованные определения и приложения

1

05.03

474/366,

475/367,*478/368(зад.3)

70

Обособление определений и приложений.

1

07.03

479/370, 480/371(1-4),

П.37(т), 483/374,*488/378(1-4пр.)

71

Выделение приложений на письме.

1

09.03

490/380, 496/383

С.244-245;248/217-218;221(т), 502/389(зад.1,3)

72

Несогласованные определения.

1

12.03


501

73

Подготовка к сжатому изложению «Пейзажи Васильева» (по упр. 503).

1

14.03



74

Сжатое изложение «Пейзажи Васильева» (по упр. 503).

1

16.03

Подг. К ГИА (ч.1)


75


Обособление обстоятельств.

1

19.03

506/393, 508/396(1-5пр.)

П.38(т), 508/396(6-9пр.), *512/398

76

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах.

1

21.03

515/399(зад.1)

515зад.2)/399(зад.3)

77

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

1

23.03


Стр.257/229(т), 521/

402

78

Обособление дополнений

1

02.04



79

Сравнительный оборот

1

04.04



80

Обособление сравнительных оборотов

1

06.04



81

Оборот с союзом как

1

09.04



82

Уточняющие члены предложения

1

11.04



83

Присоединительные члены предложения

1

13.04



84

Культура речи. Обособленные члены предложения

1

16.04



85

Контрольная работа № 5 по теме «Обособленные члены»

1

17.04



86

Работа над ошибками.

1

20.04



87

Вводные слова и предложения.

1

23.04



88

Предложения с вводными и вставными конструкциями

1

25.04



89

Обращение.

1

27.04



90

Частицы О и А.

1

30.04



91

Предложения с междометиями и словами да, нет.

1

02.05



92

Интонация в предложениях со славами да, нет.

1

04.05



93

Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

07.05



94

Контрольная работа № 6. Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

1

12.05



95

Анализ итоговой контрольной работы.

1

14.05



96

Пунктуация в предложениях с обращением

1

16.05



97

Предложения с вводными словами

1

18.05



98

Слова не являющиеся вводными

1

21.05



99


1

23.05



100


1

25.05



101


1

28.05



102


1

30.05




График контрольных работ 8а русский язык

Тема работы

Дата проведения

План

Факт

1

Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5-7 кл.»



2

Контрольная работа по теме «Стили речи»



3

Проверочная работа по теме «ГО предложения»



4

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»



5

Контрольная работа по теме «Обособленные члены»



6

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса




Критерии и нормы оценки (отметки) по русскому языку.

1. При оценке (отметке) чтения учащихся принимаются во внимание не только выразительность и темп, но и осмысленность. Показателями достаточного осмысления текста являются способность учащегося сформулировать тему и основную мысль текста, умение подобрать заголовок, ответить на вопросы по содержанию.

2. Критерии оценки (отметки) устных ответов на лингвистическую тему: 1) правильность сообщаемых фактов и приведённых примеров; 2) понимание изучаемой темы; 3) полнота ответа; 4) композиционное оформление; 5) речевое оформление.

3. Критерии оценки (отметки) текста-рассуждения на свободную тему: 1) соответствие теме; 2) доказательность; 3) композиционное оформление; 4) речевое оформление; 5) умение выразить идею.

4. При оценке (отметке) слушания необходимо учитывать не только полноту, но и глубину понимания услышанного: 1) понимание темы; 2) способность понять идею; 3) умение оценивать услышанное с точки зрения использованных языковых и композиционных средств.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

1) соответствие работы ученика теме и основной мысли;

2) полнота раскрытия темы;

3) правильность фактического материала;

4) последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

1) разнообразие словаря и грамматического строя речи;

2) стилевое единство и выразительность речи;

3) число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка «5» : 1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Отметка «4»: 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются

незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные

фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении

мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.


Отметка «3»: 1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные

фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические

конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно

выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Отметка «2» : 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях

работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными

предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты

случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Отметка «1»: В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.

Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.


Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов» (см. Рабочая программа по русскому языку).

Критерии и нормы оценки (отметки) диктанта

Оценка (отметка)

«5»

«4»

«3»

«2»

Условия выставления

Допускается 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка

2/2, или 1/3, или 3/0, или 0/4

4/4, или 5/4, или 3/5, или 0/7, а также 6/6, если среди тех и других есть однотипные и негрубые.

Допущено более 5 грубых орфографических ошибок.


Критерии качественной оценки (отметки) орфографической и пунктуационной грамотности:

1) деление ошибок на грубые и негрубые, повторяющиеся и неповторяющиеся, на однотипные и неоднотипные;

2) различение орфографических и фактических ошибок;

3) различение орфографических и грамматических ошибок.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).

В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Исправляются, но не учитываются:

  1. описки;

  2. ошибки в переносе слов;

  3. ошибки на правила, не изучаемые в школе;

  4. ошибки на ещё не изученные правила;

  5. ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не велась специальная работа;

  6. ошибки в передаче авторской пунктуации.

Негрубые ошибки(при подсчёте две негрубые ошибки приравниваются к одной):

1) в исключениях из правил;

2) в написаниях большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании Ы/И после приставок;

6) в случаях трудного различения НЕ и НИ;

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков.

Однотипные ошибки – ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими (в армии, в роще; колют, борются) и фонетическими особенностями (пирожок. Сверчок).Первые три однотипные считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка считается как самостоятельная.

Повторяющиеся ошибки – ошибки, которые повторяются в одном и том же слове или в корне однокоренных слов. Повторяющаяся ошибка считается за одну ошибку.

Коммуникативная грамотность

– это умение создавать тексты разных стилей и типов речи. Текст оценивается со стороны содержания и структуры и со стороны языкового оформления.

Критерии оценки содержательной стороны текста:

1) соответствие теме и замыслу;

2) полнота раскрытия темы;

3) последовательность изложения;

4) правильность передачи фактического материала.

Критерии оценки речевого оформления текста:

1) языковая нормативность;

2) стилистическая уместность выбора слов, фразеологизмов, предложений;

3) разнообразие словаря и грамматического строя речи;

4) стилевое единство и выразительность речи;

5) число речевых недочётов.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Отметка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Отметка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Отметка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Отметка«2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки (отметки) за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку(отметку). Таким пределом является для отметки «4» 2 орфографические ошибки, для отметки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для отметки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки (отметки)за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Отметка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Отметка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Отметка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

При оценке (отметке) контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Отметка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Отметка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Отметка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Отметка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка (отметка) обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, отметки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из отметок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для отметки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.