СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 10-11 классов (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина), М. 2016г.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа им. Х. Х. Долова с. п. Хатуей»
Рассмотрена и принята на заседании ШМО учителей русского языка и литературы рук. ШМО________/ Р.В.Истепанова/ пр протокол №___ от «___» ________2016г
| Утверждаю Директор школы ______ /Ж.У.Хачетлова/ «___» _________ 2016 г Приказ № __________ |
Рабочая
учебная программа
Филология
(образовательная область)
Русский язык
( наименование учебного курса)
III ступень, 11 класс
(ступень обучения, класс)
2016-2017 уч.год
(срок реализации)
Ошнокова Ася Герихановна
(Ф.И.О. учителя)
Пояснительная записка
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012
Закона КБР «Об образовании» №23-РЗ от 24.04.2014 года;
Приказа Минобразования КБР №676 от 30.07.2015 года «Об утверждении республиканского базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Кабардино–Балкарской Республики на 2016 – 2017 учебный год»;
САНПиН 2.4.2 № 2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 года №19993;
Учебного плана МКОУ «СОШ им. Х.Х.Долова с.п. Хатуей» на 2016-2017 уч.год.
Положения о рабочей программе МКОУ «СОШ им. Х.Х.Долова с.п. Хатуей».
Федерального перечня учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 10-11 классов (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина), М. 2016г.
Обновленные цели обучения русскому языку, деятельностный характер предъявления материала в государственном стандарте определяет стратегию развития школьного курса русского языка и приоритетные направления в его преподавании.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов, в том числе для проведения:
тестовых работ -7;
контрольных работ -5;
практических работ – 4;
уроков развития речи - 5;
сочинений -1;
изложений -2.
Основные цели и задачи учебного курса:
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, которые определяют основные содержательные линии предмета.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи предмета русский язык в школе с родным (нерусским) языком обучения:
усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведения о роли языка в жизни общества, его развитии;
овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Особенности методики преподавания:
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения приобретаются умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, тезисы, конспекты и т.п.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируются общеучебные умения, а именно: добывать самостоятельно знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, контролировать правильность и структуру своей речевой деятельности и др.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи — пятая часть всего учебного времени, указанного для 11 класса. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы над текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации. Учебник Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина «Русский язык» 10–11 кл. 2016г. располагает достаточным материалом для работы по синтаксису и орфографии. В данном планировании предусмотрено проведение работы по формированию у учащихся орфографической зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках предусматривается попутное повторение орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения. После каждого раздела предоставлен материал для подготовки к ЕГЭ.
Методы и формы обучения
Учитывая возрастные особенности учащихся в 10 классах, в целях формирования устойчивого интереса к изучаемому предмету, основных учебных и внеучебных компетенций изучение данного курса предполагает использование активных и интерактивных форм и методов обучения:
оценивание устных и письменных высказываний, текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);
лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
переложение текста;
продолжение текста;
составление тезисов;
редактирование;
создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
реферирование;
докладирование;
рецензирование;
аннотирование и т.д.
создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
участие в дискуссии;
создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Межпредметные связи на уроках русского языка.
В школе изучается в основном русский литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи русского языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении русскому языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).
Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, член предложения и т. д.). Близкие понятия содержатся в курсе литературы (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами, историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии — с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии — с вопросами мышления и речи.
Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.
Формы контроля уровня достижений учащихся:
Контроль за результатами обучения русскому языку осуществляется по трём направлениям:
учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;
учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат:
соответствующие виды разбора,
устные сообщения учащегося,
письменные работы типа изложения с творческим заданием,
сочинения разнообразных жанров,
эссе,
комплексный анализ текста,
тесты,
диктанты (объяснительный, предупредительный, графический, «Проверяю себя», с языковым анализом текста, по памяти, комментированный, контрольный).
Содержание (102)
Синтаксис и пунктуация (2+1)
Основные принципы русской пунктуации (1)
Словосочетание (1)
Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.
Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение (26+18)
Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение(9+7)
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.
Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение(17+11)
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.
Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение(13+15)
Понятие о сложном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.
Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью(3+3)
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания(3+1)
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ(3+2)
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи.
Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.
Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.
Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.
Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».
СТИЛИСТИКА(6+5)
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.
Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе на: | ||||||||
теорию | тестовые работы | практические работы | контрольные работы
| Творческие работы | |||||||
изложение | сочинение | развитие речи | |||||||||
| Синтаксис и пунктуация | 2+1 | 2 | 1 |
|
|
|
|
| ||
| Предложение | 26+18 | 26 | 6 | 1 |
|
| 3 | 8 | ||
| Входной контрольный диктант | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| ||
| Сложное предложение | 13+15 | 13 | 7 | 1 | 1 |
| 1 | 5 | ||
| Предложения с чужой речью | 3+3 | 3 | 1 |
|
|
| 1 | 1 | ||
| Употребление знаков препинания | 3+1 | 3 |
|
|
|
|
| 1 | ||
| Культура речи | 3+2 | 3 |
|
|
|
| 1 | 1 | ||
| Стилистика | 6+5 | 5 |
|
|
|
| 2 | 3 | ||
| Итоговая контрольная работа | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
| ||
|
| 102 | 57 | 15 | 3 | 3 |
| 8 | 19 |
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения русского языка ученик должен
В результате изучения русского языка на базовом уровне выпускник должен:
знать/понимать
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-куль-турной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• проводить лингвистический анализ текстов различных функ-циональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся 11 класса.
Оценка устных ответов обучающихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний обучающихся по русскому языку.
Развернутый ответ должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка (балл) | Степень выполнения обучающимся общих требований к ответу | ||
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
«2» Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Нормы оценки письменных контрольных работ
I. Нормы оценки за ДИКТАНТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных, тестовых заданий, зачётов рекомендуется руководствоваться следующим:
|
|
|
|
|
|
|
|
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
|
|
|
|
|
|
|
|
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах обучающихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,…
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если обучающийся допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности обучающихся. Они свидетельствуют о его невнимательности и несобранности. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа ^ Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
1. соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
2. полнота раскрытия темы;
3. правильность фактического материала;
4. последовательность и логичность изложения;
5. правильное композиционное оформление работы.
«5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии,
«4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
изложений и сочинений
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
1. богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
2. стилевое единство и выразительность речи;
3. правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ.
Календарно-тематическое планирование в 11 классе
п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Домашнее задание | Дата | |
По плану | Факт | |||||
| Синтаксис и пунктуация | 2+1 |
|
|
|
|
| Основные принципы русской пунктуации. | 1 | Беседа. Работа с книгой | §65,упр.338 |
|
|
| Словосочетание. Виды синтаксической связи. | 1 | Повтори тельно-обобщ. | §§ 66-67 ,упр.344 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.15-16 |
|
|
| Предложение | 26+18 |
|
|
|
|
| Понятие о предложении. Классификация предложений. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §68,упр.345
|
|
|
| Виды предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §§69-71,упр.351 |
|
|
| Двусоставные и односоставные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §72,упр.356 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §73,упр.358 |
|
|
| Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §74,упр.361 |
|
|
| Входной контрольный диктант «Берёзовая роща» |
| Урок контроля |
|
|
|
| Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §§75-76,упр.363 |
|
|
| Соединительное тире. Интонационное тире. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §77,упр.368 |
|
|
| Р.р. Устное выступление «Моя малая родина» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.38-41 |
|
|
| Р.р.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р.Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §§78-79,упр.372 |
|
|
| Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 1 | Урок усвоения новых знаний | §80,упр.377 |
|
|
| Р.Р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики. (ЕГЭ 2017,задания 20-23) | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | 1 | Урок усвоения новых знаний | §81,упр.378 |
|
|
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | §82,упр.379 |
|
|
| Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | §83,упр.384 |
|
|
| Р.р. Эссе «Для чего человек учится?» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Обобщающие слова при однородных членах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §84,упр.387 |
|
|
| Р.р. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа |
|
|
|
| Обособленные и необособленные определения | 1 | Урок закрепления знаний | §85,упр.390 |
|
|
| Обособленные и необособленные определения | 1 | Урок усвоения новых знаний | §85,упр.392 |
|
|
| Обособленные приложения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §86,упр.396394 |
|
|
| Обособленные приложения. | 1 | Урок закрепления знаний | §86,упр.396 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.80-81 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Обособленные обстоятельства. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §87,упр.399 |
|
|
| Обособленные обстоятельства. | 1 | Урок закрепления знаний | §87,упр.400 |
|
|
| Обособленные дополнения. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §88,упр.402 |
|
|
| Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | §89,упр.404 |
|
|
| Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 1 | Урок закрепления знаний | §89,упр.408 |
|
|
| Знаки препинания при сравнительных оборотах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §,90упр.410 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.98-99 |
|
|
| Р.р.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р.Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Знаки препинания при обращениях. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §91,упр.415 |
|
|
| Р.р. Написание сочинения –рассуждения «Человек и природа» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Вводные слова и вставные конструкции. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §92,упр.423 |
|
|
| Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §93,упр.426 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.120-121 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Сложное предложение. | 13+15 |
|
|
|
|
| Понятие о сложном предложении. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §94,упр.428 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.125-127 |
|
|
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | Урок усвоения новых знаний | §95,упр.435 |
|
|
| Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 1 | Урок закрепления знаний | §95,упр.442 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа |
|
|
|
| Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 | Урок контроля |
|
|
|
| Анализ контрольной работы. | 1 | Самост. работа |
|
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §96,упр.446 |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. | 1 | Урок закрепления знаний | §96,упр.451 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.151-153 |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §97,упр.452 |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | Урок закрепления знаний | §97упр.454 |
|
|
| Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. | 1 | Урок закрепления знаний | §97упр.455 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.162-164 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | §98,упр.460 |
|
|
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
| 1 | Урок закрепления знаний | §98,упр.463 |
|
|
| Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
| 1 | Урок закрепления знаний | §98,упр.468 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.179-181 |
|
|
| Р.р.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р.Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Период. Знаки препинания в периоде. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §99,упр.471 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.1183-184 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Сложное синтаксическое целое и абзац. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §100упр.474 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.188-190 |
|
|
| Р.Р.Лингвистический анализ художественного текста в формате ЕГЭ. Тропы и стилистические фигуры (ЕГЭ 2017,задание 24) | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.Р.Лингвистический анализ художественного текста в формате ЕГЭ. Тропы и стилистические фигуры (ЕГЭ 2017,задания 24) | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Предложения с чужой речью. | 3+3 |
|
|
|
|
| Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §§101-102,упр.480 |
|
|
| Знаки препинания при диалоге. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §103,упр.481 |
|
|
| Знаки препинания при цитатах. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §104,упр.485 |
|
|
| Подготовка к ЕГЭ. Тест. | 1 | Практическая работа | С.204-206 |
|
|
| Р.р.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р.Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Употребление знаков препинания. | 3+1 |
|
|
|
|
| Сочетание знаков препинания. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §105,упр.486 |
|
|
| Факультативные знаки препинания. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §106,упр.487 |
|
|
| Авторская пунктуация. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §107,упр.492 |
|
|
| Р.р.Комплексный анализ текста. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Культура речи. | 3+2 |
| . |
|
|
| Язык и речь. Правильность русской речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §§108-109,упр504 |
|
|
| Типы норм литературного языка. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §110,упр.509 |
|
|
| О качествах хорошей речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §111,сост. рук. «Учусь говорить хорошо и правильно» |
|
|
| Р.р. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р. Написание сочинения-рассуждения по исходному тексту | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Стилистика. | 6+5 |
|
|
|
|
| Научный стиль.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | §112,упр.525 |
|
|
| Официально-деловой стиль. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §113,упр.532 |
|
|
| Публицистический стиль. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §114,упр.546 |
|
|
| Р.р. Подготовка к сочинению публицистического характера на морально-этическую тему «Трудно ли быть благородным?» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р. Написание сочинения публицистического характера на морально-этическую тему «Трудно ли быть благородным?» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р. Эссе «Любимый уголок моего села» | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Разговорный стиль. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §115,упр.551 |
|
|
| Язык художественной литературы. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §116,упр.558 |
|
|
| Текст. Типы речи. | 1 | Урок усвоения новых знаний | §117,упр.570 |
|
|
| Р.р.Подготовка к написанию контрольного сочинения-рассуждения по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Р.р.Контрольное сочинение-рассуждение по исходному тексту. | 1 | Урок развития речи |
|
|
|
| Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля |
|
|
|
Используемая литература:
Учебно-методический комплект:
1 Русский язык: учебник для 10-11 класса (Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина) М., 2016
для учащихся:
1.А.В.Полякова «Превращения слов»
М, 1999
2.Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой»
М., 1988
З.З.Н.Люстрова и др. «Беседы о русском слове»
М., 1978
4.А.Т.Арсирий и др. «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
М., 1963
5.М.С.Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка»
М., 1981
б.А.Н.Тихонов «Школьный словообразовательный словарь русского языка»
М., 1991
7.Б.М.Карданов, А.Т.Бичоев «Русско-кабардино-черкесский словарь»
М., 1955
8.Е.А.Быстрова и др. «Учебный фразеологический словарь русского языка»
М.,1984
9.Л.И.Рахманова «Трудности русского языка»
М.,1981
для учителя:
1 .Т.Б.Васильева, И.Н.Иванова «Русский язык». Содержание образования: Сборник нормативно-правовых и методических материалов.
М.,2014
2.Л.Л.Буланин «Трудные случаи морфологии»
М.,1976
З.Н.Ткаченко «Сборник текстов для изложений»
М.,1999
4.К.А.Войлова и др. «Русский язык». 120 текстов для школьных изложений.
5-11 классы.
М.,1999
5.Н.Е.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку». 10 класс
М.,2004
6.В.В.Леденёва, К.А.Войлова «130 диктантов по русскому языку для школьников и абитуриентов»
М.,1997 7.А.А.Брусенская, Г.Ф.Гаврилова «Сборник диктантов по орфографии и пунктуации»
Ростов-на-Дону, 1996 8.К.А.Войлова, В.В.Леденёва «Контрольные и проверочные работы по русскому языку»
М.,1996
9.Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы
М., 2015.
11.Меркин, Б. Г. «Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты»
М, 2016.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ В ИНТЕРНЕТЕ
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа».
http://www.philology.ru — «Филологический портал».
http://www.gramma.ru — сайт «Культура письменной речи».
http://www.wikipedia.org — универсальная энциклопедия «Википедия».
http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопедия «Кругосвет».
http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — «Грамота.ру» (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rusword.com.ua— сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.languages-study.com/russian.html — база знаний по русскому языку (бесплатная справочная служба по русскому языку).
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.orfografus.ru — видеоуроки русского языка.
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
http://www.school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://www.urokirus.com — уроки русского языка онлайн (история языка, интересные статьи по филологии, словари, тестирование).
http://www.gramota.ru/ - Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала.
http://www.gramma.ru/- Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://pedsovet.alledu.ru/-Всероссийский августовский педсовет
http://schools.techno.ru/- образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://all.edu.ru/- Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp- Новый словарь русского язык
http://yamal.org/ook/- опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)
http://www.philology.ru/default.htm Русский филологический портал
http://www.sokr.ru/ Самый полный словарь сокращений русского языка
http://www.rusfam.ru/ Словарь русских фамилий
http://www.megakm.ru/ojigov/ Толковый словарь русского языка
http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html - основные правила грамматики русского языка
http://urok.hut.ru/Урок. Русский язык для школьников и преподавателей
http://www.slova.ru/ Толковый словарь В.И. Даля
http://www.slovari.ru/lang/ru/ Русские словари. Служба русского языка
http://slovar.boom.ru/ Словарь-справочник русского языка
http://slovesnik-oka.narod.ru/ Словесник
http://character.webzone.ru Русское письмо
http://www.redactor.ru/ Редактор.ru
http://likbez.spb.ru/tests/ Тесты по русскому языку
http://likbez.h1.ru/ Культура письменной речи