РЕСПУБЛИКА КРЫМ
ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОЩИНСКАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей _________________ __________________________ Протокол № ________ от__________________20___г. | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР __________ «____» ___________ 20____г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ: ___________Н.И.Воеводкина Приказ № _____ от «___»__________ 20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
УМК Рыбченковой Л.М.
Класс: 5
Количество часов в неделю: 5ч
Срок реализации программы: 2016 - 2017учебный год
Учитель русского языка и литературы:
Герасименко
Елена
Николаевна
Категория: І (первая)
Стаж работы: 18 лет
с.Рощино, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
| Пояснительная записка | с. 3 |
1 | Раздел 1. Планируемые результаты изучения | с. 4-10 |
| учебного предмета | |
2 | Раздел 2. Содержание учебного предмета | с.11-16 |
3 | Раздел 3. Тематическое планирование | с. 17 |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (базовый уровень)
авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2012;
основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Рощинская школа»
локального акта МОУ «Рощинская школа» «Положение о рабочей программе»;
методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы.
Программа ориентирована на использование УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели.
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире.
Цели изучения русского языка могут быть достигнуты при выполнении следующих задач:
• развить речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладеть умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексы-повествования небольшого объёма;
• воспитать у учащихся позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.
Раздел 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Перечислены умения, связанные с формированием языковой и лингвистической; коммуникативной, учебно-исследовательской и проектной компетенций, т.е. те, которые выносятся на контроль. Умения, связанные с культуроведческой компетенцией, на контроль не выносятся.
Формирование языковой и лингвистической компетенции
Фонетика
Ученик научится:
- пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений;
- анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова;
- классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава;
- производить фонетический разбор (устный и письменный) слов;
- выполнять фонетическую транскрипцию слов;
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- использовать орфоэпический словарь.
Ученик получит возможность научиться:
- наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.
Морфемика
Ученик научится:
- характеризовать морфемный состав слова: выделять части слова, основу в изменяемых и неизменяемых словах;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
- разграничивать омонимичные корни;
- образовывать новые однокоренные слова любым способом словообразования;
- группировать слова по морфемному составу;
- производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в подборе однокоренных слов.
Лексика
Ученик научится
- определять значение слова, пользуясь толковыми и этимологическими словарями, словарями синонимов, антонимов;
- объяснять различие лексического и грамматического значений слова;
- находить омонимы, синонимы, антонимы в предложениях, употреблять их в зависимости от разных целей высказывания;
- различать свободные сочетания слов и фразеологизмы;
- извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов.
Ученик получит возможность научиться:
- находить и исправлять ошибки в употреблении слов с переносным значением;
- различать паронимы, правильно использовать их в речи;
- составлять словарную статью к самостоятельно выбранному или указанному учителем слову;
- употреблять в речи фразеологизмы с целью её обогащения.
Морфология
Ученик научится:
- различать самостоятельные и служебные части речи; части речи и их формы;
- характеризовать существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие как части речи, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
- распознавать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые существительные; имена существительные общего рода, имена сущ., имеющие форму только множественного или только единственного числа; падеж существительного;
- характеризовать имя прилагательное как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- характеризовать числительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- распознавать количественные и порядковые имена числительные; приводить примеры;
- характеризовать местоимение как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- правильно изменять по падежам личные местоимения;
- характеризовать глагол как часть речи, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении;
- распознавать инфинитив и личные формы глагола;
- определять тип спряжения глаголов, соотносить личные формы глаголы с инфинитивом;
- различать времена глаголов, образовывать глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени;
- спрягать глаголы, определять тип спряжения;
- характеризовать наречие как часть речи, его синтаксическую роль в предложении;
- отличать служебные части речи от самостоятельных;
- различать предлог, союз, частицу.
Ученик получит возможность научиться:
- употреблять имена существительные в соответствии с лексическими и орфоэпическими нормами;
- использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов;
- использовать в речи глаголы-синонимы для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;
- находить и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением служебных частей речи.
Синтаксис
Ученик получит возможность научиться:
- различать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
- отличать словосочетание от других сочетаний слов, выделять словосочетания в предложении;
- определять главное слово в словосочетании и устанавливать смысловую и грамматическую связи, выполнять графические обозначения;
- различать виды словосочетаний по морфологическим признакам (именные, глагольные, наречные);
- производить синтаксический разбор словосочетания;
- различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные;
- давать характеристику предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске;
- находить грамматическую основу предложения, графически обозначать её;
- различать простое и сложное предложение, чертить схему предложения;
- различать распространённые и нераспространённые предложения;
- опознавать второстепенные члены предложения: дополнения, определения, обстоятельства;
- анализировать и характеризовать предложения с однородными членами, графически обозначать их;
- разграничивать прямую речь и слова автора;
- строить схемы предложений с прямой речью;
- производить синтаксический разбор простых предложений;
- различать простое и сложное предложения.
Ученик получит возможность научиться:
- строить пунктуационные схемы сложного предложений;
- ставить запятую в сложносочиненном предложении;
- производить синтаксический разбор сложного предложения.
Орфография
Ученик научится:
- правильно писать слова с выбором букв О - Ё после шипящих в корне;
- правильно писать слова с чередованием е/и, а/о в однокоренных словах;
- правильно писать слова с суффиксами –ЧИК и –ЩИК;
- правильно писать слова с И-Ы после приставок на согласные;
- правильно писать слова с приставками на з и с;
- правильно писать падежные окончания существительных с выбором Е-И;
- правильно писать окончания имён существительных с выбором О-Ё после Ц;
- правильно писать НЕ с именами существительными;
- правильно писать НЕ с именами прилагательными;
- правильно писать личные окончания глаголов.
Ученик получит возможность научиться:
- знать и правильно писать слова-исключения из правил.
Пунктуация
Ученик научится:
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами при бессоюзной и союзной связях;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- правильно расставлять знаки препинания при диалоге.
Ученик получит возможность научиться:
- ставить знаки препинания в предложениях с несколькими группами однородных членов;
- объяснять пунктуацию сложного предложения, использовать на письме специальные графические обозначения.
Формирование коммуникативной компетенции (речевое общение, речевая деятельность, текстовая деятельность)
Ученик научится:
- характеризовать речевую ситуацию, в которой происходит общение;
- использовать приёмы поискового / просмотрового чтения при повторении изученного материала;
- характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности;
- определять тему, основную мысль, ключевые слова текста;
- озаглавливать текст, используя разные типы заголовков;
- анализировать текст: средства связи предложений в тексте разных функциональных стилей;
- писать сочинение-рассуждение по данному началу;
- писать подробное, сжатое изложение с продолжением;
- различать жанры разговорной речи: просьбу, отказ, комплимент, поздравление;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты жанров разговорной речи;
- иметь представление об особенностях жанров дистанционного общения: SMS-сообщения, электронного письма;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты SMS-сообщения, электронного письма;
- иметь представление об особенностях официально-делового стиля, его жанрах;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты официально-делового стиля: объявление, заявление;
- анализировать тексты-образцы и создавать свои тексты газетной публицистики – информационную заметку;
- знать правила ведения спора, участвовать в споре, соблюдая правила;
- иметь представление о поликодовом тексте, его особенностях;
- анализировать и создавать коллаж, эмблему, логотип;
- иметь представление о научном стиле, его особенностях;
- сжимать исходный текст, используя приёмы сжатия: план, конспект;
- составлять вопросный план, план-конспект к научному тексту;
- писать отзыв на научно-популярную телевизионную программу по плану;
- писать рецензию на ученическое сочинение;
- анализировать и создавать тексты определённых жанров: юмористический рассказ с включением диалога по рисункам; сочинение-зарисовку по картине; сочинение-отзыв о произведении искусства (картине, памятнике по выбору учащегося) в жанре электронного письма другу с прикреплённым файлом; сочинение-описание русского костюма по рисункам, фотографиям.
Ученик получит возможность научиться:
- моделировать речевую ситуацию по заданным параметрам;
- самостоятельно анализировать текст, определяя его авторскую задачу, функционально-стилевую, жанровую принадлежность;
- самостоятельно исправлять логические, речевые ошибки, грамматические ошибки в изложении и сочинении.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность по русскому языку
Ученик научится:
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта) совместно с учителем;
- работая по составленному плану, использовать дополнительные источники информации;
- использовать наиболее рациональные приемы работы, показанные учителем;
- анализировать, сравнивать, классифицировать обобщать факты и явления, делать выводы.
- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта;
- учиться подтверждать аргументы фактами;
- представлять информацию в виде таблиц, схем, презентации;
- в ходе представления проекта и результатов исследования учиться давать оценку его результатам.
Ученик получит возможность научиться:
- анализировать и давать оценку проектов одноклассников
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Речь и речевое общение (2ч)
1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог, виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога). Диалог, виды диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога).
2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность (5ч)
1. Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности.
Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринима-емого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение различными видами чтении я(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным). Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей, сферы и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Раздел 3. Текст (2ч)
1. Текст как речевое произведение. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста.Способы развития темы в тексте. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Составление плана текста. Установление смысловых частей текста, определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания. Информационная переработка текста.
Раздел 4. Функциональные разновидности языка (2ч)
1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы. Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально-делового стилей. Особенности языка художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв, аннотация, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, интервью, статья, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).
2. Выявление особенностей разговорной речи, языка художественной литературы и функциональныз стилей. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Сопоставление и сравнение речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, конспект, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление,резюме; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах с использованием разных средств аргументации.
Раздел 5. Общие сведения о языке (3ч)
1. Русский язык—национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, территориальные диалекты, городское просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языкаи их использование в речи.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.
Осмысление элементарных сведений о происхождении и развитии русского языка, его контактах с другими языками. Различение функциональных разновидностей современного русского языка. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.
Ознакомление с элементарными сведениями о развитии русистики.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия (17ч)
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Основные выразительные средства фонетики.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
2. Осознание смыслоразличительной функции звука в слове. Различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Правильное произношение слов в соответствии с нормами литературного языка. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Наблюдение за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи.
Раздел 7. Графика (5ч)
1. Графика как раздел лингвистики. Элементарные сведения о развитии письменности. Состав русского алфавита, названия букв. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’]. Прописные и строчные буквы.
2. Осознание значения письма в истории развития человечества. Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование (13ч)
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Основа слова и не входящие в основу морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов. Особенности словообразования слов различных частей речи.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Членение слова на морфемы с учетом его лексического значения и образования. Проведение морфемного разбора слов.
Выделение исходной основы и словообразующей морфемы. Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов. Проведение словообразовательного анализа слова.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Наблюдение за использованием выразительных средств словообразования в художественной речи.
Раздел 9. Лексикология и фразеология (37ч)
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Лексикон человека как показатель его интеллектуального и речевого развития.
Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Лексическая сочетаемость. Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы, их признаки и значение. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Лексические словари и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
Основные выразительные средства лексикологии и фразеологии.
2. Осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознание необходимости расширять свой лексикон. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология (57ч)
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Употребление форм слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием средств морфологии в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 11. Синтаксис (39ч)
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Наблюдение за использованием синтаксических конструкций в текстах разных стилей и функциональных разновидностей языка.
Раздел 12. Культура речи. (4ч)
1.Культура речи как раздел лингвистики. Языковая норма, ее функции. Основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, правописные. Варианты норм.
Нормативные словари русского языка (орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь), их роль в овладении нормами современного русского литературного языка.
2. Овладение основными нормами русского литературного языка и соблюдение их в устны и письменных высказываниях различной коммуникативной направленности. Корректировка собственного речевого высказывания. Использование нормативных словарей для получения информации о нормах современного русского литературного языка.
Раздел 13. Правописание: орфография и пунктуация (14ч)
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Раздел 14. Язык и культура (6ч)
1. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текста;, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Использование этимологических словарей и справочников для подготовки сообщений об истории происхождения некоторых слов и выражений, отражающих исторические и культурные традиции страны. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Раздел 3. Тематическое планирование
по русскому языку
Класс 5
Количество часов по учебному плану
Всего 170 час; в неделю 5 час.
Плановых контрольных работ -2, плановых контрольных диктантов -4, плановых контрольных изложений – 2, плановых контрольных сочинений -2, плановых контрольных словарных диктантов-2.
Учебник Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2ч. / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. – М.: Просвещение, 2014.
Табличное представление тематического планирования
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы |
1 | Введение | 7 | - |
2 | Фонетика.Графика.Орфография. | 17 | 1 |
3 | Морфемика. Словообразование. Орфография | 13 | 2 |
4 | Лексикология. | 37 | 4 |
5 | Морфология. Имя существительное как часть речи Имя прилагательное как часть речи. Имя числительное как часть речи. Местоимение как часть речи. Глагол как часть речи. Наречие как часть речи. Служебные части речи. | 57 14 10 3 4 13 4 9 | 3 1 1 1 |
6 | Синтаксис и пунктуация | 39 | 2 |
| ИТОГО: | 170 | 12 |